Чего я не знал об известнейшей в мире скульптуре
---
Какая самая знаменитая картина в мире? Тут не может быть никаких сомнений: это Мона Лиза. А самая известная скульптура? Ну, очевидно же, что это Давид в исполнении Микеланджело. Думаю, эту фигуру узнает практически любой человек, с хоть каким нибудь уровнем образования.
Но, признаюсь, до поездки в Италию, я вообще ничего не знал об этом мраморном парне. А ведь у него интересная и долгая история...
1. Флоренция вышла из средневековья одним из богатейших городов итальянского полуострова, и купцы города хотели выставить напоказ своё богатство. В те времена это значило, что они решили отгрохать на центральной площади чудо-собор на зависть другим городам. Здание заложили в 1296 году. Оно должно было поражать своим размахом: его резные фасады решили облицевать белым и зелёным мрамором...
2. ...А его гигантский восьмигранный купол должен возвышаться над всем городом. Ему надлежало стать крупнейшим куполом в мире со времён древнеримского Пантеона! Правда, строительство затянулось - то один архитектор умер, то другой, то чума пришла в Европу...
Короче, сто лет прошло, а собор так и не достроили. Вернее, к началу 1400х его почти достроили, только не совсем знали, как быть с куполом. Оказалось, человечество за средние века разучилось их строить. А может и не умело никогда. Но это - отдельная история.
3. А пока различные гильдии Флоренции думали о том, как же построить первый мега-купол за 1300 лет, городским старейшинам хотелось видеть какой-то прогресс в возведении своего супер-собора. И они решили украсить его крышу двенадцатью огромными скульптурами библейских и мифических персонажей. В эпоху возрождения так было модно делать. Вот например похожая задумка в Риме, на соборе Св. Петра:
4. За работу взялся знаменитый флорентийский скульптор, Донателло. Ну что, уже сейчас будем шутить про черепашек-ниндзя, или подождём, пока речь ещё и про Микеланджело пойдёт?.. Ждём? Ну ладно. Так вот, в 1410 году Донателло закончил глинянную скульптуру Иисуса Навина.
5. Дальше была задержка лет на 50, и следующую из фигур, Геркулеса, делал уже подмастерье Донателло, скульптор по имени Агостино ди Дуччо. Греческого героя тоже сделали из глины - работа над ним завершилась в 1463. Скульптурам надлежало стоять на подпорках несущих вес восьмигранного барабана, на котором покоился купол. Кстати, сам купол к тому времени наконец построили.
Дальше власти Флоренции решили, что глина - это несерьёзно. Все уважающие себя города уже давно перешли на мрамор. И вот, для следующей скульптуры - ей должен был стать библейский Давид - решили заказать огромную мраморную глыбу. Глыбу доставили, и ди Дуччо снова взялся за работу. Однако, вскоре умер его наставник Донателло, и дело как-то не пошло: гильдия, которая заведовала украшением собора расторгла контракт со скульптором. И с другим, что пришёл ему на смену, тоже расторгла, Уж чего они не поделили не знаю, но этот огромный кусок мрамора, который только-только начали обтёсывать, простоял на задворках храма несколько десятилетий.
6. И вот, в 1501 году эту работу взял на себя молодой Микеланджело. Ему на тот момент было всего 26 лет. По нынешним меркам - почти тинэйджер! (Вот тут место для остроумной шутки про черепашек.) Даже в столь молодом возрасте, он успел зарекомендовать себя в качестве скульптора, и ему доверили столь важную работу.
Он трудился над скульптурой Давида с 1501 по 1504, тщательно прорабатывая каждую деталь. Пока его работа продвигалась, старейшины поняли, что если водрузить мраморную статую на крышу собора, всё может хорошенько грохнуться. И тогда они стали искать другую площадку для размещения.
7. После долгих споров, Давида решили установить возле Палаццо-делла-Синьория - который играл роль городской ратуши.
8. Сегодня это знание называется Палаццо Веккьо - старый дворец, и в нём по прежнему заседает городская власть.
9. Великолепная башня этого дворца возвышается над окружающими его зданиями.
10. И вот, именно пред входом в это здание, на площади Синьории установили скульптурный шедевр Микеланджело.
11. Тут, на виду у всех горожан и туристов, мраморный мальчик со своей пращой простоял долгие века.
12. "Наконец то мы увидели Давида!", сказал я Тоне, когда мы подошли поближе к его фигуре. "Представляешь, этот мрамор пятьсот лет назад своими руками обрабатывал Микеланджело! Только... Почему он такой грязный? Как-то плохо за ним ухаживают..."
"Лёва! Ты балбес," скажет мне тут любой хорошо образованный читатель. И будет прав. Потому что передо мной стоял вовсе не оригинал Давида.
После того, как он простоял на своём посту триста семьдесят лет, городские власти заметили, что дождь начинает портить нежный мрамор скульптуры, и шедевр перенесли в помещение Академии изящных искусств неподалёку. А на его месте поставили копию. Именно на копию то мы и смотрели. (Хотя, даже этой копии уже тоже больше чем сто лет!)
13. "Не беда!" воскликнул я. "Здание Академии тут в пяти минутах ходу, а у нас до поезда в Рим ещё есть два часа! Успеем!" - Но, как оказалось, мой оптимизм был немного преждевременным. Пройдясь до Академии мы увидели перед собой многочасовую очередь. Оказывается, билет к Давиду можно забронировать на интернете заранее, на определённый день и время. И тогда в очереди можно не стоять. Но если ты не подумал об этом наперёд, то будь добр, жди вместе со всеми. Я очень расстроился. Поезд был через пару часов, а ещё надо забрать вещи из гостиницы, и попасть на вокзал. Так что времени стоять в такой очереди у меня не было. Второй раз за месяц я не подумал забронировать что-то заранее, и теперь снова останусь ни с чем.
14. И тут из толпы появилась она. Девушка, с табличкой "Anastasija" на свитере. Она посмотрела мне в глаза, и увидела моё самое заветное желание.
"Хотите пройти к Давиду без очереди?" спросила она. "Всего двадцать пять евро, и не надо ждать." Я очень удивился. Сейчас меня будут обманывать, подумал я. Но я решил рискнуть. Анастасия объяснила, что многие тургруппы заказывают билетов больше чем надо, а потом ненужные продают. Мы зашли в какой-то странный офис через дорогу от Академии. С меня взяли 25 евро, и дали билет, на котором была написана цена: 12€ + 4€ наценки. То есть я переплатил всего 9€. Зато прямо на билете так же красовалось время входа: как раз сейчас!
15. Вооружённый заветным кусочком картона, я подошёл ко входу. Рядом толпился народ в очереди, а у меня неожиданно был билет на прямо сейчас. И через три минуты меня впустили внутрь!
16. Попав в помещение Академии я сразу же увидел его в дальнем конце коридора. На мраморную фигуру сиял яркий белый свет. Между нами толпились туристы, но не так чтоб слишком много.
17. Вдоль стен этой галереи стояли скульптурные "черновики" Микеланджело. Было интересно посмотреть как части фигур оставались грубыми, а вот например пресс и рёбра уже чётко проработаны.
18. Но времени было мало, так что я пролез в толпе как можно ближе к Давиду - очень хотелось посмотреть на него вблизи.
19. Возможно это просто из-за того, что он почище, но оригинал показался мне намного утончённей чем копия, что стоит на площади. Тут можно разглядеть каждую мышцу, и даже венки на руках.
20. Знаменитый взгляд Давида - говорят, что его взор был направлен в сторону Рима, якобы в знак того, что Флоренция готова защищать свою независимость от соседа-гиганта.
21. В начале 1990х какой-то сумасшедший прибежал в зал и начал бить молотком по левой ноге скульптуры. Полиция оттащила его до того, как он успел нанести Давиду серьёзный ущерб.
22. Кстати, говорят, что Микеланджело был первым художником, который решил вместе со своим Давидом вообще не изображать поверженного Голиафа. Все ранние работы на эту тему обязательно включали в себя голову гиганта. А иначе, как понять, что перед нами Давид?
Кстати, у скульптуры Давида непропорционально большая голова и руки. Когда стоишь прямо возле неё, этого не заметно, но если отойти, то больше бросается в глаза. Возможно автор рассчитывал, что зрители будут смотреть на его работу снизу.
23. В других залах Академии очень много копий и черновиков знаменитых скульптурных работ - но так как у меня не было много времени, я довольно быстро всё это обежал, и ничего слишком внимательно не рассматривал.
24. Выходя из Галереи последний раз оглянулся на Давида. Кто знает, увижу ли я когда-нибудь снова самую знаменитую скульптуру в мире...
25. PS: В 2010 году власти Флоренции установили ещё одну копию шедевра, на этот раз из стеклопластика, на подпорке собора - именно там, где по задумке ему надлежало стоять с самого начала:
Странно подумать, что такой шедевр, самая знаменитая скульптура в мире, почти 400 лет простояла под открытым небом на городской площади. Вот ведь действительно - искусство - в массы!
Но, признаюсь, до поездки в Италию, я вообще ничего не знал об этом мраморном парне. А ведь у него интересная и долгая история...
1. Флоренция вышла из средневековья одним из богатейших городов итальянского полуострова, и купцы города хотели выставить напоказ своё богатство. В те времена это значило, что они решили отгрохать на центральной площади чудо-собор на зависть другим городам. Здание заложили в 1296 году. Оно должно было поражать своим размахом: его резные фасады решили облицевать белым и зелёным мрамором...
2. ...А его гигантский восьмигранный купол должен возвышаться над всем городом. Ему надлежало стать крупнейшим куполом в мире со времён древнеримского Пантеона! Правда, строительство затянулось - то один архитектор умер, то другой, то чума пришла в Европу...
Короче, сто лет прошло, а собор так и не достроили. Вернее, к началу 1400х его почти достроили, только не совсем знали, как быть с куполом. Оказалось, человечество за средние века разучилось их строить. А может и не умело никогда. Но это - отдельная история.
3. А пока различные гильдии Флоренции думали о том, как же построить первый мега-купол за 1300 лет, городским старейшинам хотелось видеть какой-то прогресс в возведении своего супер-собора. И они решили украсить его крышу двенадцатью огромными скульптурами библейских и мифических персонажей. В эпоху возрождения так было модно делать. Вот например похожая задумка в Риме, на соборе Св. Петра:
4. За работу взялся знаменитый флорентийский скульптор, Донателло. Ну что, уже сейчас будем шутить про черепашек-ниндзя, или подождём, пока речь ещё и про Микеланджело пойдёт?.. Ждём? Ну ладно. Так вот, в 1410 году Донателло закончил глинянную скульптуру Иисуса Навина.
5. Дальше была задержка лет на 50, и следующую из фигур, Геркулеса, делал уже подмастерье Донателло, скульптор по имени Агостино ди Дуччо. Греческого героя тоже сделали из глины - работа над ним завершилась в 1463. Скульптурам надлежало стоять на подпорках несущих вес восьмигранного барабана, на котором покоился купол. Кстати, сам купол к тому времени наконец построили.
Дальше власти Флоренции решили, что глина - это несерьёзно. Все уважающие себя города уже давно перешли на мрамор. И вот, для следующей скульптуры - ей должен был стать библейский Давид - решили заказать огромную мраморную глыбу. Глыбу доставили, и ди Дуччо снова взялся за работу. Однако, вскоре умер его наставник Донателло, и дело как-то не пошло: гильдия, которая заведовала украшением собора расторгла контракт со скульптором. И с другим, что пришёл ему на смену, тоже расторгла, Уж чего они не поделили не знаю, но этот огромный кусок мрамора, который только-только начали обтёсывать, простоял на задворках храма несколько десятилетий.
6. И вот, в 1501 году эту работу взял на себя молодой Микеланджело. Ему на тот момент было всего 26 лет. По нынешним меркам - почти тинэйджер! (Вот тут место для остроумной шутки про черепашек.) Даже в столь молодом возрасте, он успел зарекомендовать себя в качестве скульптора, и ему доверили столь важную работу.
Он трудился над скульптурой Давида с 1501 по 1504, тщательно прорабатывая каждую деталь. Пока его работа продвигалась, старейшины поняли, что если водрузить мраморную статую на крышу собора, всё может хорошенько грохнуться. И тогда они стали искать другую площадку для размещения.
7. После долгих споров, Давида решили установить возле Палаццо-делла-Синьория - который играл роль городской ратуши.
8. Сегодня это знание называется Палаццо Веккьо - старый дворец, и в нём по прежнему заседает городская власть.
9. Великолепная башня этого дворца возвышается над окружающими его зданиями.
10. И вот, именно пред входом в это здание, на площади Синьории установили скульптурный шедевр Микеланджело.
11. Тут, на виду у всех горожан и туристов, мраморный мальчик со своей пращой простоял долгие века.
12. "Наконец то мы увидели Давида!", сказал я Тоне, когда мы подошли поближе к его фигуре. "Представляешь, этот мрамор пятьсот лет назад своими руками обрабатывал Микеланджело! Только... Почему он такой грязный? Как-то плохо за ним ухаживают..."
"Лёва! Ты балбес," скажет мне тут любой хорошо образованный читатель. И будет прав. Потому что передо мной стоял вовсе не оригинал Давида.
После того, как он простоял на своём посту триста семьдесят лет, городские власти заметили, что дождь начинает портить нежный мрамор скульптуры, и шедевр перенесли в помещение Академии изящных искусств неподалёку. А на его месте поставили копию. Именно на копию то мы и смотрели. (Хотя, даже этой копии уже тоже больше чем сто лет!)
13. "Не беда!" воскликнул я. "Здание Академии тут в пяти минутах ходу, а у нас до поезда в Рим ещё есть два часа! Успеем!" - Но, как оказалось, мой оптимизм был немного преждевременным. Пройдясь до Академии мы увидели перед собой многочасовую очередь. Оказывается, билет к Давиду можно забронировать на интернете заранее, на определённый день и время. И тогда в очереди можно не стоять. Но если ты не подумал об этом наперёд, то будь добр, жди вместе со всеми. Я очень расстроился. Поезд был через пару часов, а ещё надо забрать вещи из гостиницы, и попасть на вокзал. Так что времени стоять в такой очереди у меня не было. Второй раз за месяц я не подумал забронировать что-то заранее, и теперь снова останусь ни с чем.
14. И тут из толпы появилась она. Девушка, с табличкой "Anastasija" на свитере. Она посмотрела мне в глаза, и увидела моё самое заветное желание.
"Хотите пройти к Давиду без очереди?" спросила она. "Всего двадцать пять евро, и не надо ждать." Я очень удивился. Сейчас меня будут обманывать, подумал я. Но я решил рискнуть. Анастасия объяснила, что многие тургруппы заказывают билетов больше чем надо, а потом ненужные продают. Мы зашли в какой-то странный офис через дорогу от Академии. С меня взяли 25 евро, и дали билет, на котором была написана цена: 12€ + 4€ наценки. То есть я переплатил всего 9€. Зато прямо на билете так же красовалось время входа: как раз сейчас!
15. Вооружённый заветным кусочком картона, я подошёл ко входу. Рядом толпился народ в очереди, а у меня неожиданно был билет на прямо сейчас. И через три минуты меня впустили внутрь!
16. Попав в помещение Академии я сразу же увидел его в дальнем конце коридора. На мраморную фигуру сиял яркий белый свет. Между нами толпились туристы, но не так чтоб слишком много.
17. Вдоль стен этой галереи стояли скульптурные "черновики" Микеланджело. Было интересно посмотреть как части фигур оставались грубыми, а вот например пресс и рёбра уже чётко проработаны.
18. Но времени было мало, так что я пролез в толпе как можно ближе к Давиду - очень хотелось посмотреть на него вблизи.
19. Возможно это просто из-за того, что он почище, но оригинал показался мне намного утончённей чем копия, что стоит на площади. Тут можно разглядеть каждую мышцу, и даже венки на руках.
20. Знаменитый взгляд Давида - говорят, что его взор был направлен в сторону Рима, якобы в знак того, что Флоренция готова защищать свою независимость от соседа-гиганта.
21. В начале 1990х какой-то сумасшедший прибежал в зал и начал бить молотком по левой ноге скульптуры. Полиция оттащила его до того, как он успел нанести Давиду серьёзный ущерб.
22. Кстати, говорят, что Микеланджело был первым художником, который решил вместе со своим Давидом вообще не изображать поверженного Голиафа. Все ранние работы на эту тему обязательно включали в себя голову гиганта. А иначе, как понять, что перед нами Давид?
Кстати, у скульптуры Давида непропорционально большая голова и руки. Когда стоишь прямо возле неё, этого не заметно, но если отойти, то больше бросается в глаза. Возможно автор рассчитывал, что зрители будут смотреть на его работу снизу.
23. В других залах Академии очень много копий и черновиков знаменитых скульптурных работ - но так как у меня не было много времени, я довольно быстро всё это обежал, и ничего слишком внимательно не рассматривал.
24. Выходя из Галереи последний раз оглянулся на Давида. Кто знает, увижу ли я когда-нибудь снова самую знаменитую скульптуру в мире...
25. PS: В 2010 году власти Флоренции установили ещё одну копию шедевра, на этот раз из стеклопластика, на подпорке собора - именно там, где по задумке ему надлежало стоять с самого начала:
Странно подумать, что такой шедевр, самая знаменитая скульптура в мире, почти 400 лет простояла под открытым небом на городской площади. Вот ведь действительно - искусство - в массы!
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]