Музей советских самолётов в дебрях Евросоюза
---
В будапештском аэропорту имени Ференца Листа расположен небольшой (на площадке представлено всего 12 летательных аппаратов), но очень насыщенный авиационный музей «Аэропарк».
Годом основания музея принято считать 1988 год, когда Советская Армия передала первый экспонат - самолёт Ил-14. К 1991 году добавились Ил-18 и Ту-134, но руководство аэропорта не занималось развитием экспозиции, поэтому какой-либо заметной работы с самолётами не производилось, только консервация. В 2004 году управление музеем принял на себя «Фонд культуры мемориального парка Ferihegy Airplane». За 10 лет экспозиция значительно увеличилась, появился сувенирный магазин и кафе.
Весной 2017 года, в связи с расширением парковки аэропорта, музею пришлось переехать на 350 метров южнее. Вся операция заняла буквально пару месяцев.
Давайте окинем взглядом экспозицию «Аэропарка» по состоянию на 2019 год:
Самый старый самолёт в экспозиции - Ли-2Т. Построен в Ташкенте в 1952 году, служил в Венгерской народной армии. В 1957 году передан «Малеву» и работал грузовиком. В 1963 году на нём вернули на родину из Франции прах Михая Каройи, первого президента Венгерской Республики. В 1964 году самолёт вернулся к военной службе. В 1974 году был списан и передан Венгерскому музею техники и транспорта. С 1993 года находится в аэропорту Будапешта. Салон постоянно реставрируется с 2005 года.
Тут уместно отметить, что в Венгрии в частных руках есть другой Ли-2, который находится в эксплуатации вот уже 70 лет, с 1949 года!
Первый экспонат музея, Ил-14Т - принадлежал ВВС СССР с 1957 года. Его последним аэродромом базирования был Сперенберг в ГДР, откуда он отправился в 1981 году на хранение в Миргород (УССР). В 1989 году торжественно передан Венгерскому музею техники и транспорта.
В 2009-2010 годах восстановлен и покрашен в ливрею «Малев».
Самолёт частично в рабочем состоянии, в «Ночь Музеев» 2011 года у него запускали двигатель.
Ил-18В HA-MOA, построенный в 1960 году, служил в «Малеве» сначала как пассажирский самолёт, а с 1977 года - как грузовой. Тогда в основном он перевозил животных (чаще всего суточных цыплят) в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Списан в 1987 году. Стал собственностью Венгерского музея техники и транспорта, был перекрашен в оригинальные цвета 60-х годов. В октябре 1991 года отбуксирован в «Аэропарк».
Но в музее два самолёта Ил-18.
Второй, Ил-18В HA-MOG, прибыл в Будапешт в 1964 году. Затем тоже переделан в грузовик. 14 октября 1988 года у него загорелся двигатель, но был успешно погашен. Самолёт был отремонтирован с использованием запчастей HA-MOA, но больше уже не летал. С 1993 года находился в мастерской учебного центра «Малев». В ноябре 2006 года самолет стал там не нужен, и его собирались утилизировать. Сотрудники музея спасли и отбуксировали самолёт в музей.
Вообще, парных самолётов в музее несколько. Например, Ан-2.
Первый - Ан-2М HA-MHI, изготовлен в 1967 году в Долгопрудном для службы в венгерской сельскохозяйственной авиации, где и прослужил почти 26 лет. В «Аэропарк» он попал в 1994 году, а отреставрирован - в 2005 году.
Второй - Ан-2ТП HA-YHF, построен в 1979 году, но уже в Польше. В 2000 году из самолёта сделали детское кафе при ресторане «МакДональдс» в Будапеште.
К 2014 году самолёт обветшал, его собрались утилизировать. Сотрудники музея забрали его к себе и отреставрировали.
Ту-134 HA-LBE прибыл в Венгрию из Харькова 4 апреля 1969 года и прослужил до 1987 года. Это третий Ту-134 в «Малеве».
В 1991 году был покрашен и включён в экспозицию Венгерского музея техники и транспорта.
Ту-154Б-2 HA-LCG прибыл с завода в Куйбышеве 24 ноября 1975 года, это пятый Ту-154 «Малева». Последний полёт совершил 1992 году. В 1994 году передан в музей.
Построенный в 1979 году в Польше Ми-2 HA-BCB служил в Национальной службе скорой помощи. В 1994 году перегнан в аэропорт для капитального ремонта, но в 1998 году списан из-за нехватки финансовых ресурсов. В 1999 году передан в музей.
Также музей располагает двумя самолётами Як-40, построенными в Саратове.
Як-40 HA-LRA построен в 1974 году, летал до 1996 года, в 2001 году передан в музей.
Второй самолёт интереснее - это бывший калибровщик. Як-40 б/н HA-YLR прибыл в Будапешт в 1975 году по запросу Управления авиации и аэропортов. В 1978 году на нём было установлено бортовое контрольное оборудование. Эксплуатировался совместно с авиакомпанией LINAIR. Долгое время находился на хранении, но весной 2001 года передан в музей.
Наконец, самый свежий экспонат в музее - чешский Л-410УВП-Э б/н HA-LAF, выпущенный в 1991 году. Бывший Самолёт службы инспекции полётов. В музей попал лишь в 2015 году.
В будущем я планирую рассказать об экспонатах подробнее, ведь благодаря гостеприимному директору и сотрудникам музея мне удалось подробно осмотреть самолёты изнутри.
В 2018 году при поддержке руководства музея состоялась уникальная акция: ещё один Ту-154, служивший спасательным тренажёром в аэропорту, был перекрашен в классическую ливрею Malev Hungarian Airlines 1970-х годов и на некоторое время причален к телетрапу среди современных лайнеров. Это было очень красиво.
Информацию о самолётах я взял с сайта музея aeropark.hu и с сайта russianplanes.net
За возможность посетить музей огромная благодарность его директору Эндре Залудеку.
Годом основания музея принято считать 1988 год, когда Советская Армия передала первый экспонат - самолёт Ил-14. К 1991 году добавились Ил-18 и Ту-134, но руководство аэропорта не занималось развитием экспозиции, поэтому какой-либо заметной работы с самолётами не производилось, только консервация. В 2004 году управление музеем принял на себя «Фонд культуры мемориального парка Ferihegy Airplane». За 10 лет экспозиция значительно увеличилась, появился сувенирный магазин и кафе.
Весной 2017 года, в связи с расширением парковки аэропорта, музею пришлось переехать на 350 метров южнее. Вся операция заняла буквально пару месяцев.
Давайте окинем взглядом экспозицию «Аэропарка» по состоянию на 2019 год:
Самый старый самолёт в экспозиции - Ли-2Т. Построен в Ташкенте в 1952 году, служил в Венгерской народной армии. В 1957 году передан «Малеву» и работал грузовиком. В 1963 году на нём вернули на родину из Франции прах Михая Каройи, первого президента Венгерской Республики. В 1964 году самолёт вернулся к военной службе. В 1974 году был списан и передан Венгерскому музею техники и транспорта. С 1993 года находится в аэропорту Будапешта. Салон постоянно реставрируется с 2005 года.
Тут уместно отметить, что в Венгрии в частных руках есть другой Ли-2, который находится в эксплуатации вот уже 70 лет, с 1949 года!
Первый экспонат музея, Ил-14Т - принадлежал ВВС СССР с 1957 года. Его последним аэродромом базирования был Сперенберг в ГДР, откуда он отправился в 1981 году на хранение в Миргород (УССР). В 1989 году торжественно передан Венгерскому музею техники и транспорта.
В 2009-2010 годах восстановлен и покрашен в ливрею «Малев».
Самолёт частично в рабочем состоянии, в «Ночь Музеев» 2011 года у него запускали двигатель.
Ил-18В HA-MOA, построенный в 1960 году, служил в «Малеве» сначала как пассажирский самолёт, а с 1977 года - как грузовой. Тогда в основном он перевозил животных (чаще всего суточных цыплят) в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Списан в 1987 году. Стал собственностью Венгерского музея техники и транспорта, был перекрашен в оригинальные цвета 60-х годов. В октябре 1991 года отбуксирован в «Аэропарк».
Но в музее два самолёта Ил-18.
Второй, Ил-18В HA-MOG, прибыл в Будапешт в 1964 году. Затем тоже переделан в грузовик. 14 октября 1988 года у него загорелся двигатель, но был успешно погашен. Самолёт был отремонтирован с использованием запчастей HA-MOA, но больше уже не летал. С 1993 года находился в мастерской учебного центра «Малев». В ноябре 2006 года самолет стал там не нужен, и его собирались утилизировать. Сотрудники музея спасли и отбуксировали самолёт в музей.
Вообще, парных самолётов в музее несколько. Например, Ан-2.
Первый - Ан-2М HA-MHI, изготовлен в 1967 году в Долгопрудном для службы в венгерской сельскохозяйственной авиации, где и прослужил почти 26 лет. В «Аэропарк» он попал в 1994 году, а отреставрирован - в 2005 году.
Второй - Ан-2ТП HA-YHF, построен в 1979 году, но уже в Польше. В 2000 году из самолёта сделали детское кафе при ресторане «МакДональдс» в Будапеште.
К 2014 году самолёт обветшал, его собрались утилизировать. Сотрудники музея забрали его к себе и отреставрировали.
Ту-134 HA-LBE прибыл в Венгрию из Харькова 4 апреля 1969 года и прослужил до 1987 года. Это третий Ту-134 в «Малеве».
В 1991 году был покрашен и включён в экспозицию Венгерского музея техники и транспорта.
Ту-154Б-2 HA-LCG прибыл с завода в Куйбышеве 24 ноября 1975 года, это пятый Ту-154 «Малева». Последний полёт совершил 1992 году. В 1994 году передан в музей.
Построенный в 1979 году в Польше Ми-2 HA-BCB служил в Национальной службе скорой помощи. В 1994 году перегнан в аэропорт для капитального ремонта, но в 1998 году списан из-за нехватки финансовых ресурсов. В 1999 году передан в музей.
Также музей располагает двумя самолётами Як-40, построенными в Саратове.
Як-40 HA-LRA построен в 1974 году, летал до 1996 года, в 2001 году передан в музей.
Второй самолёт интереснее - это бывший калибровщик. Як-40 б/н HA-YLR прибыл в Будапешт в 1975 году по запросу Управления авиации и аэропортов. В 1978 году на нём было установлено бортовое контрольное оборудование. Эксплуатировался совместно с авиакомпанией LINAIR. Долгое время находился на хранении, но весной 2001 года передан в музей.
Наконец, самый свежий экспонат в музее - чешский Л-410УВП-Э б/н HA-LAF, выпущенный в 1991 году. Бывший Самолёт службы инспекции полётов. В музей попал лишь в 2015 году.
В будущем я планирую рассказать об экспонатах подробнее, ведь благодаря гостеприимному директору и сотрудникам музея мне удалось подробно осмотреть самолёты изнутри.
В 2018 году при поддержке руководства музея состоялась уникальная акция: ещё один Ту-154, служивший спасательным тренажёром в аэропорту, был перекрашен в классическую ливрею Malev Hungarian Airlines 1970-х годов и на некоторое время причален к телетрапу среди современных лайнеров. Это было очень красиво.
Информацию о самолётах я взял с сайта музея aeropark.hu и с сайта russianplanes.net
За возможность посетить музей огромная благодарность его директору Эндре Залудеку.
Взято: deletant.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]