45 лет назад. Бульдозерная выставка
---
45 лет тому назад, 15 сентября 1974 года, в Москве у метро «Беляево» была разгромлена знаменитая «бульдозерная выставка» так называемых художников-нонконформистов. Здесь важно понять следующее. В эпоху т.н. «оттепели» власти активно вмешивались в искусство и художественную политику, пытались (особенно в лице Никиты Хрущёва) поучать художников и писателей, как и что им следует изображать. Леонид Брежнев позднее признавался, что со стыдом вспоминает знаменитые встречи Хрущёва с творческой интеллигенцией. Особенно ему неприятно запомнились грубости, прозвучавшие в отношении поэтессы Маргариты Алигер. Которой пришлось тогда выслушивать крики советского премьера в свой адрес:
— Вы — отрыжка капиталистического Запада!..
После 1964 года власти стали постепенно уходить из сферы кино, литературы и искусства, принимая в этой области новое правило: «Пишите, рисуйте, играйте что хотите, только не становитесь в оппозицию слишком открыто». Правильно это было или неправильно — тут можно судить по-разному — но таково было веяние времени. И 45 лет назад «нонконформисты» поймали и оседлали последнюю волну ещё не утихшей борьбы с «абстракцией». Именно на это они и рассчитывали. Как позднее говорил один из устроителей выставки Оскар Рабин: «Выставка готовилась скорее как политический вызов репрессивному режиму, а не как художественное событие. Я знал, что у нас будут проблемы, что будут аресты, избиения. В течение последних двух дней перед выставкой нам было страшно».
Организаторы выставки разослали такие приглашения:
Московские власти решили по своей инициативе разгромить выставку под предлогом того, что в этот день на пустыре, где она проводилась, якобы проходит «субботник по озеленению». Появилась тяжёлая уборочная техника, поливомоечные машины (хотя настоящих бульдозеров, вопреки названию события, говорят, не было), были привезены саженцы деревьев. Художников и зрителей разогнали техникой и струями воды из поливомоек, картины поломали или отобрали.
Для высшего руководства страны происшедшее стало неприятным сюрпризом. Юрий Андропов, отдыхавший в Кисловодске, по утверждению О. Семёновой, был вне себя от негодования:
«— Какой идиот, какой кретин пошёл на этот вандализм?! — взорвался Юрий Владимирович.
— Указание члена Политбюро ЦК товарища Гришина, — кашлянув в трубку, ответил смущённый дежурный...»
Помощник Брежнева Андрей Александров-Агентов в записке характеризовал действия столичных властей как «глупость и дилетантство»:
«Эта акция вызвала много ненужного шума. Только она и одарила «абстракционистов» международным вниманием, которого те желали. Если бы художникам предоставили комнату для выставки, сопроводили выставку несколькими статьям о бессмысленных произведениях искусства и дали общественности возможность самой составить представление о них, всё решилось бы само собой. В результате же привлечения милиции, использования бульдозеров и брандспойтов Моссовет настроил против СССР не только «буржуазную» печать, но и западные коммунистические партии».
О «бульдозерной выставке» западная печать раструбила по всему миру. О том, что всего через две недели, 29 сентября, тем же художникам разрешили провести легальную выставку в Измайловском парке, узнало гораздо меньше народу... Новая выставка представила уже не 20, а 40 художников, длилась четыре часа и привлекла тысячи зрителей.
На этих фотографиях — «Первая бесцензурная художественная выставка» в Измайлово, состоявшаяся через 2 недели после знаменитой «Бульдозерной». 29 сентября 1974 года.
Длинные причёски молодых людей в 70-е годы — признак вольнодумства, напоминавший о хиппи
Изъятые 15 сентября картины по указанию генсека с извинениями вернули художникам. Легальные выставки «нонконформистов» в СССР продолжались и позднее — но о них знали уже немногие...
Анатолий Черняев вспоминал об этой истории: «Картины вернули художникам через какую-то «неизвестную женщину». Кто-то извинился перед ними... После этого я не помню, чтобы кого-либо запрещали или разгоняли. На Малой Грузинской даже позволили быть «перманентным» показам «двадцати модернистов». Я там бывал и удивлялся «свободе творчества».
В 1981 году Леонид Ильич посетил художественную выставку в музее имени Пушкина, спокойно осмотрел и творения классиков абстракции (например, Василия Кандинского). Абстрактное искусство получило окончательное благословение «сверху»...
Леонид Ильич Брежнев осматривает картины (включая "Танец" Матисса)
Ну, а советская власть от участников «бульдозерной выставки» и последующих вернисажей получила только смачные анафемы. Вот примерно такие:
Виталий Комар. Эскиз к проекту памятника Бульдозерной выставки
Так увидел Бульдозерную выставку 1974 года постсоветский художник Сергей Лемехов (1949—2016). Карикатура, надо признать, довольно выразительна, но совсем не точна
А в заключение этой истории — анекдот сравнительно недавних лет по поводу бульдозерной выставки-1974:
«Брежнев читает западные и самиздатовские отзывы о «Бульдозерной выставке»: «чудовищное преступление против свободы творчества... красный сапог на горле культуры... варварская выходка... гневно осуждаем... передовая общественность не допустит... деятели культуры протестуют»...
Леонид Ильич отбрасывает эти бумаги, закрывает лицо руками и гневно шепчет: «Быдло!! Бескультурные, чумазые быдланы! Это же был перформанс! Бульдозер, сметающий картины — это же аллегорическое олицетворение хтонического ужаса, экзистенциальное воплощение протеста против агрессивных тенденций мироздания! Современное искусство обязано шокировать и эпатировать!! Боже, какие же они бесчувственные и бескультурные быдланы! Осуждают они... что эти дикари вообще смыслят в передовом акционизме?!»
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]