Нина Георгиевна. Учитель географии.
12.09.2019 255 0 0 foto-history

Нина Георгиевна. Учитель географии.

---
0
В закладки
Нина Георгиевна. Учитель географии. Георгиевна, умеет, всегда, Георгиевны, географии, очень, когда, школы, чтото, своих, просто, Галина, нашей, истории, только, танцевать, учительница, сейчас, детей, можно


«Дорогая Нина Георгиевна….» - это рассказ об удивительном учителе географии школы №1. Это признание в любви коллег, друзей, учеников. Это слова восхищения солнечным, ярким человеком.

  Нина Георгиевна Дудченко – человек необыкновенной судьбы. Она горит, как огонь, согревая своим теплом и заряжая энергией.

Возможно, необычное начало её жизни определило её судьбу. Вот что рассказывала нам её сестра Галина Георгиевна: «Она родилась между Петропавловкой и Маслянино в поле. Папа повёз маму в роддом, а у неё начались роды. И он остановился, как потом говорил, у стога сена, сам принимал роды, сам перерезал пуповину, и нож этот забросил куда-то. И привёз в роддом уже «готовую». Пожалуйста, принимайте!»…. А через два дня его забрали в армию…. И вернулся он только через 9 лет, пройдя Халхин – Гол, Великую Отечественную, японскую войны. И только в 1946 году он увидел свою дочурку….

Так посреди поля и появилась на этот свет всеми любимая Нина Георгиевна. Эту любовь продемонстрировали её ученики, друзья и коллеги, с которыми нам удалось поговорить. Во многом их мнения сходились.

Она бунтарка и революционер во всём. В свой образ, в свою жизнь, в свою карьеру она вносила что-то, чего не было у других до неё, но появлялось позже. Так все отмечают яркость её нарядов, которая во времена Советов была неприемлема. Но, несмотря на это, Нина Георгиевна продолжала носить с присущим ей стилем и вкусом красивые и яркие платья и украшения. Самым знаменитым, о котором мы услышали минимум три раза, стало красное платье из «Бурды». Нина Георгиевна до сих пор следит за модой. Подобранная со вкусом одежда, хорошо уложенные волосы, безупречный маникюр – всё это о ней.

А влечение к серёжкам, колечкам и прочим украшениям всегда присутствовало у неё. За право носить всё это ей приходилось, скажем, так, бороться. Михаил Павлович Михалев, бывший директором первой школы в те годы, рассказал нам: «Я утром встречал учениц в восемь утра в вестибюле школы. Они проходили мимо меня, как через металлоискатель. Все уже знали, что если кто-то забыл после выходных смыть косметику или снять серёжки или колечко, то перед входом заранее все снимали свои украшения. Если не снимали, то у меня была бумажка, на которую я записывал имя, фамилию девушки, а потом заворачивали все серёжки, колечки. Я складывал их в свой сейф. В конце года у меня в сейфе накапливались десятки граммов золота».

 Вот так было принято в нашей стране лет сорок тому назад. Нам, современным людям, не понять, как можно выйти из дома без украшений, без косметики, в платье, как у всех. Нина Георгиевна уже тогда была современным человеком, который был против этих строгих правил. На педсоветах она всегда вступалась за школьниц, которые хотели чем-то выделиться среди сверстниц. Тем самым она шла против правил и против системы. Этим же она, наверняка, завоёвывала любовь своих учеников, которые знали, что она будет на их стороне.

С учениками у неё были особые отношения. Нина Георгиевна была замечательным классным руководителем. Она давала знания не только по географии, но и учила жизненным навыкам. «Научила мыть пол»,- ответил учитель школы №1, Роот Игорь Борисович, когда мы спросили о его классной руководительнице. Он пришёл в нашу школу в десятом классе. Пол мыть не умел. Нина Георгиевна, увидев, как он сухой тряпкой трёт пол, скинула туфли, закатала рукава, намочила хорошо тряпку и показала эту несложную науку, но зато на всю жизнь.

Рассказывает ученица Дудченко Нины Георгиевны, ныне социальный педагог школы №1 Дятловская Оксана Анатольевна. «Мне с удовольствием вспоминаются самые интересные моменты нашей школьной жизни. Поездки в театр, походы, школьные и классные вечера, спортивные соревнования и игры, поездка в Хатынь и даже экзамены. Нина Георгиевна всегда была с нами рядом.

Помню, как мы оказывали шефскую помощь ветеранам. Мы всем классом шефствовали над мамой героя Советского Союза Агеева. Каждую неделю приходили мыть пол, помогали по хозяйству, покупали продукты… И гордились этим!

В пятом классе, а раньше классные комнаты после уроков убирали дежурные по классу, учила мыть пол. Сначала нужно было намочить пол, затем хорошо прополоскать тряпку и очень хорошо выжитой тряпкой вытереть его насухо. Мальчишки пробовали хитрить: «Покажите, как правильно мыть пол, но Нина Георгиевна быстро «раскусила» и заставила пол заново перемывать, проверяя каждый закуток класса. Наверно ещё и поэтому у нас была самая образцовая классная комната, наш 10 кабинет.

Помню, как учила в шестом классе танцевать медленный танец Мы как деревянные человечки на вытянутых руках вставали в пары и пытались танцевать. А Нина Георгиевна отодвинет партнёра в сторону и сама встанет – показывает. Мы были очень дружным классом, наши мальчишки нас девчонок всегда поддерживали и защищали, домой провожали целыми компаниями. И залог этой дружбы, конечно, закладывался на классных часах о дружбе и любви, беседах об этикете, нравственности.

Уборка льна. Каждому свой участок и вперёд! С нами на равных всегда была и она, наш классный руководитель. Своим личным примером, работая с нами, она всегда вносила жилку соревнований.

Всегда улыбчивая и приветливая, беспокойная и неутомимая в работе, она стала нам хорошим другом, с которым можно поделиться самым сокровенным. Если мы допускали промах, всегда прикрывала, директору и родителям нас за мелкие и крупные «шалости» не сдавала - разбиралась всегда сама.

У Нины Георгиевны существует потрясающее чувство стиля, вкуса и прекрасного. Всегда выглядит презентабельно и красиво, модно и креативно. И мы девчонки всегда заглядывались на то, как стильно одевался наш классный руководитель – старались подражать во всём... Никогда не забуду потрясающе красивое платье на наш последний звонок: черное в белый горошек с воротничком из вологодского кружева. И всегда на каблучках!

Порой мне кажется, и сейчас ничего не изменилось. Встречая, она всегда даст мудрый совет, подбодрит и с материнской заботой пожелает счастья».

Об уроках Нины Георгиевны Дудченко можно рассказывать бесконечно. Их помнят все, кто хоть раз побывал на них. Наталья Владимировна Попова вспоминает: «Я помню урок «Путешествие в Индию». Меня он заворожил. Это был не просто рассказ учителя или работа с книгой. Нина Георгиевна показывала фрагменты фильмов про Индию. В этих фильмах было всё: путешественники, побывавшие в Индии, их рассказы об истории, традициях, климате, животном и растительном мире Индии, особенности индийского костюма. У меня в памяти осталась сбалансированность всех этапов урока. Не просто фильм про Индию, а работа детей с книгой, их рассказы об этой удивительной стране, выступления у доски. И когда мне сейчас говорят, что урок должен походить на занятие, он и уроком не должен называться, а занятием, то я вспоминаю урок про Индию Нины Георгиевны. Вот тогда, на уроке географии, дети не просто сидели за партами, а было создано рабочее пространство, в котором ученики изучали определённую страну. И за сорок пять минут лично я узнала столько, что потом за всю жизнь столько бы не узнала. А на прощанье дети выяснили, чем ещё славится Индия. На каждого ребёнка был заготовлен пакетик со специями, каждому был отдан этот пакетик. И вот она – физкультминутка: они пришли за пакетиком, сели на место. Сначала нельзя было открывать пакетики, только разрешалось понюхать. И дети сами пришли к выводу, что Индия славится пряностями. И так было на каждом уроке: что-то новое, что-то интересное».

Очень часто Нина Георгиевна показывала ученикам учебные фильмы. Надо заметить, что тогда в школе было всего три кабинета: физики, химии и географии, оснащённых техническими средствами обучения. В её кабинете стоял кинопроектор «Украина». Естественно, учитель должен был уметь им пользоваться. Нина Георгиевна виртуозно управлялась с этой техникой.

Но не только технически был оснащён её кабинет. На одной из стен были размещены ячейки с разными камнями и минералами, некоторые из них она с учениками находила во время походов по Маслянинскому району. Какие-то привезла из своих путешествий. Ведь она побывала во всех 15 республиках Советского Союза. А на дальней стене кабинета - фотографии Маслянинского района.

Многие учителя учились у Нины Георгиевны. Одна из таких учениц – Штальбаум Тамара Васильевна, учитель истории школы №1 вспоминает об этом.

«Дорогая Нина Георгиевна! Моё знакомство с Вами произошло давно, в конце 70 – х годов 20 века. Вы и не подозревали о моём существовании. Мало ли деревенских учителей приезжало на Ваши открытые уроки!

Но для меня это была великолепная школа, тем более, что по образованию я учитель истории. А география стала важной частью моей учительской жизни.

Я хотела бы рассказать Вам, чему я научилась у Вас.

Во – первых, я узнала, что существует такая вещь как «География в школе». В 70 – 80 – е годы это был великолепный методический журнал, в котором было минимум воды, в отличие от его исторического собрата, и максимум практических приёмов и методов организации урока. Эти приёмы - универсальны. Они годились и для истории, и для географии. Например, я этот приём вычитала в журнале, при объявлении новой темы спросить у детей, что они уже по ней знают. Сейчас это называется актуализация имеющихся знаний. Сейчас – это одно из требований ФГОС.

Во – вторых, у Вас на открытом уроке я постигла такую науку, как практические работы по географии. Я была на занятии, где дети сравнивали длины рек, измеряя их двумя способами. Первый – с помощью мокрой нитки. А о втором способе – особо…. Я узнала такое богатое слово – КУРВИМЕТР! Я узнала, что с помощью это нехитрого приспособления можно более точно измерить длину реки по карте. Мне это было простительно, ведь науку географию я постигала вместе со своими учениками и училась у Вас.

 В - третьих, должна признаться, вы вызвали во мне большую зависть. У Вас была метеорологическая площадка! Кто сейчас из современных учителей географии может похвастаться таким чудом! Там было много интересных вещей: осадкомер, солнечные часы, метеорологическая будка с термометрами, гигрометрами, над всем этим возвышался флюгер. Дети по очереди вели календари погоды, проводили фенологические наблюдения….

Вот они пресловутые основы исследовательской деятельности, к которым призывает стандарт двухтысячных годов! Нина Георгиевна, полагаю, что Ваши уроки в те далёкие годы вполне соответствовали тому, за что мы сейчас ломаем копья!

В - четвёртых, я совершенно точно поняла, что изучать хоть географию, хоть историю с детьми, не применяя технические средства обучения – это преступление! Ваш замечательный кабинет географии сподвигнул меня в те далёкие годы найти спонсоров, правда, слова такого в нашем времени не было, но люди добрые, к счастью, были. Должна признаться Вам, я была хорошей ученицей: мой комплексный кабинет истории и географии в Егорьевской школе в 1984 - 1985 годах был признан лучшим в Маслянинском районе. (Тогда проводились такие районные конкурсы).

И, наверное, самое важное, что я поняла, побывав на Ваших уроках - нельзя быть скучной на уроке!

Спасибо Вам, дорогая моя Нина Георгиевна, за науку».

 Ещё Нина Георгиевна участвовала во многих школьных и внешкольных мероприятиях. Она очень любит танцы и пение. Как она сама говорит и голос, и слух ей передались от родителей, которые тоже и пели, и танцевали, и играли на музыкальных инструментах на каждом празднике в Петропавловке. Марина Владимировна Казицына, обучавшаяся в нашей школе в 1977-1979 годах вот как рассказывает о первой встрече с Ниной Георгиевной: «Я впервые увидела её за интересным занятием. Она разучивала танец с девочками, и я подумала, какая интересная, живая, эмоциональная, умелая учительница танцев. А вторая встреча произошла, когда эта учительница пришла в соответствии с расписанием к нам в класс на урок географии. То есть я поняла, что это не учительница танцев, а учительница географии. И, конечно же, мне было приятно открыть, что учительница танцев может так танцевать и научить танцевать других». А Наталья Владимировна рассказала нам, что Нина Георгиевна придумала вот какую интересную штуку: «Я вспоминаю начало одного из выпускных вечеров. Мальчики приглашали своих мам. Это она придумала. Она их всех измучила, извела, но научила мальчишек танцевать вальс. Они репетировали, танцевали, и все её слушали, и все ей подчинялись. Она – человек с идеями, и, может, сейчас эта идея не кажется такой новой, но тогда это было здорово».

 И поёт Нина Георгиевна прекрасно, как и её сестра, Галина Георгиевна Ошейко. Но и в вокале Нина Георгиевна проявляет свойственную ей оригинальность. Продолжая рассказ о выпускном вечере, Наталья Владимировна рассказала о том, что Нине Георгиевне во время какого –то конкурса выпало задание обыграть слово «любовь». Для этого ей хватило пары строк из песни: «Любовь – это такая сила, главная на земле». Вот что значит просто о великом. Это Нина Георгиевна может.

Нина Георгиевна легка на подъём. Она любитель походов, сплавов на лодках по Берди. «Каждый год мы сплавлялись на лодках по реке, - рассказывает Михалев Михаил Павлович. – Меня выбрали капитаном, т.е. организатором. Столько трудов было уговорить женщин, потому что у всех были коровы, ещё какой-то скот. Это было проблемой. А Нину Георгиевну я не уговаривал. У остальных я бывал по пять-шесть раз перед отплытием, а она сразу зажигалась и ещё помогала в уговорах. Она незаменимый участник этих походов. Она надёжный друг. С ней легко».

Нина Георгиевна дружна с семьёй Михалевых. Очень часто они и ещё несколько друзей путешествовали по СССР дикарями. В поездку брали детей, баян. Об одной такой поездке нам Михаил Павлович и поведал: «Однажды, когда мы ездили на Байкал, встретились с делегацией американцев. Мы вышли с корабля в бухте Песчаная, а они приехали сюда перед нами. Мы даже не знали, можно ли нам здесь оставаться. Это, говоря современным языком, была VIP – территория. Пока мы думали-гадали и размышляли, что делать дальше, Нина Георгиевна уже навела мосты дружбы: пела и плясала с американцами. Она коммуникабельна, очень общительна, что и с американцами быстро нашла общий язык».

Об одном зимнем увлечении Нины Георгиевны мы знаем из рассказов Галины Антиповны Уколовой, учителя биологии школы №1. Когда – то на месте нынешней Центральной котельной было озеро. Когда зимой оно замерзало, то получался каток. Зимой стадион не заливали водой. Тогда ещё молодые, семьи Дудченко и Уколовых любили приходить на этот каток кататься на коньках. Правда, по рассказу Галины Антиповны, она и Леонид Васильевич всё больше стояли на берегу, а Нина Георгиевна и Анатолий Иванович выписывали пируэты на льду.

Ещё одно хобби Нины Георгиевны – выращивание цветов. Очень многие с восхищением говорят о её плантациях гладиолусов и роз. Всего у неё было 240 сортов гладиолусов и 500 сортов роз. Сейчас, конечно, их количество уменьшилось, но всё в таком же порядке, как и раньше. О порядках на грядках Нины Георгиевны нам поведала её сестра Галина Георгиевна: «Если кто был у неё дома, то видел её цветники. Она давным-давно этим занимается. Когда в Маслянино розы были в диковинку, у Нины Георгиевны уже благоухал райский сад. И гладиолусы росли в нём». Но главное - это порядок в этом действе. Каждый гладиолус в саду Нины Георгиевны имел подпорку, что позволяло ему даже после самой большой непогоды не гнуться к земле, а гордо нести свой цветонос. К работе по посадке гладиолусов привлекалась семья. На каждом гладиолусе были бирки, сделанные из разглаженных крышечек, которыми закрывали бутылки с молоком и кефиром. Название сорта было выдавлено на этих крышках. Нам по секрету сказали, что к разглаживанию крышек привлекался Леонид Васильевич, муж Нины Георгиевны, серьёзный человек, возглавлявший ГАИ. Для хранения луковиц им же были сделаны ящики с ячейками. Для каждого сорта свой домик! При посадке луковиц велась запись в специальных книгах, тетрадях, блокнотах, в которой указывалось, что, например, на второй грядке в третьем ряду четвёртый и пятый цветок относится к такому – то сорту. Галина Георгиевна участник и свидетель этих гладиолусных мистерий.

И в продолжение темы о порядке Галина Георгиевна говорит: «Она чистюля. Только поел, она уже тарелку из рук, и тут же её моет».

Вот такая вот она Нина Георгиевна: яркая, активная, неунывающая. Многие также отметили её прямолинейность, если что-то не так, она скажет напрямик, причём так, что никто не обидится, да ещё и прислушается к советам. Интересное наблюдение: кого бы мы ни спросили сказать что – либо о Нине Георгиевне, все с готовностью и улыбкой соглашались, кто-то сам просил что-то написать о ней. Вот в этом и проявляется огромная любовь и уважение к этой удивительной женщине.

Чем дальше я узнавала Нину Георгиевну, тем всё больше меня мучил вопрос: «Что она умеет? Как она успевает?» На наш вопрос, что умеет делать Нина Георгиевна, её сестра Галина Георгиевна ответила: « Всё!».

Кроме того, что она умеет учить детей, она умеет шить, вязать, вышивать крестиком и гладью, петь, плясать, играть на гитаре, балалайке, аккордеоне, умеет сбрасывать снег с крыши, запрячь лошадь, умеет кататься на коньках, умеет на всю жизнь научить мыть пол, умеет быть потрясающим другом, умеет дом сделать уютным, умеет окружить заботой своих близких, умеет печь самые вкусные в мире котлеты, умеет ухаживать за животными, за деревьями, умеет пользоваться компьютером, умеет защищать своих учеников, умеет быть по – королевски красивой и щедрой, умеет выращивать самые прекрасные в Маслянино гладиолусы и розы и умеет их дарить людям. Сама Нина Георгиевна говорить об этом так: «В юности, когда пришлось работать в колхозе, то я могла выполнять любую работу, кроме работы председателя и бухгалтера».

И это речь идёт об учителе, о матери троих детей, о хозяйке дома! На вопрос, когда Вы всё успевали, Нина Георгиевна ответила, что «трудно, когда работы мало, то размышляешь, как её сделать. А когда ей конца не видно, то размышлять некогда. Раньше часа – двух ночи не ложилась спать. Вот всё и успевала». Наши собеседники, рассказывая о ней, называют её великой труженицей.

Мне удалось лично увидеться с Ниной Георгиевной уже после того, как мы поговорили с её друзьями, коллегами, родственниками и учениками. Моё первое впечатление строилось на их рассказах. И при нашей встрече, когда она пришла в школу, я не была разочарована. Как мне и обещали, я увидела молодую душой женщину, которая искрилась положительной энергией. Несмотря на то, что у неё украинские корни, и родители приехали с Украины, она очень похожа на цыганку. И в душе у неё есть что-то цыганское. Вот эта её контактность, открытость, пристрастие к песням и пляскам, есть в это толика цыганского характера. Первым её порывом было обнять нас. Потом она начала отвечать на наши вопросы. В своих ответах она не боялась смеяться над собой. И я по-хорошему ей завидую. У неё настолько интересная, необычная жизнь, что об этом стоит даже написать книгу. И вот таких учителей, равно, как и людей остаётся очень мало. Поэтому нам надо беречь Нину Георгиевну, любить её и уважать.

У нашей работы есть второе название – «Признание в любви». Кто – то из наших респондентов сказал на камеру, а кто – то посчитал нужным написать своё признание на листе бумаги.

Признание в любви или о том, каким должен быть Учитель.

«Скажите, Нина Георгиевна, каких своих учителей вы помните? Наверняка, это строгие или любящие пошутить учителя, либо очень умные или яркие… А если всё, что я перечислила, есть в одном учителе? Такого педагога не просто помнишь, а в какой-то мере стараешься ему подражать!

Все эти качества есть в Вас, Дорогой Мой Учитель! В школе для меня Вы были очень ярким и грамотным учителем. Ваше умение выглядеть красиво и необычно притягивало к себе словно магнит. Ваши наряды были один краше другого. Да и не они вовсе красили Вас, а Вы их. Ваши искрящиеся глаза, оптимизм, положительную энергетику нельзя было не заметить. А как было интересно слушать от Вас про страны и континенты, про климатические пояса и природные зоны… Хотя, если быть честной, я не всегда любила географию, а именно в те моменты, когда что-то не получалось. Но, наверно, это испытывает каждый школьник. Вы легко сглаживали все негативные моменты какой-нибудь шуткой или просто улыбкой. Не умея по-настоящему со злом ругаться, Вы очень тактично старались воспитывать в нас добропорядочных людей. Ваши наставления и наказания не оставляли в душе негативных эмоций, но заставляли задуматься и исправиться. Наверное, это и есть воспитание во благо!

Прошли годы…хотя Вы и оставили свой учительский пост, очень часто навещаете нас. Всё такая же ухоженная, яркая и жизнелюбивая! Хочется, чтобы вы приходили в родную школу чаще. Ваш оптимизм действительно заряжает, и как-то легко становится на душе от общения с Вами.

Я желаю Вам крепкого здоровья, пусть Ваши искрящиеся добром глаза не меркнут ещё долгие и долгие годы! Вы – тот самый эталон педагога, с которого стоит брать пример! Спасибо Вам за всё!»

С большим уважением, Ваша ученица

Огнева (Хасанова) Ирина

«Сорок лет знакомства»

«С Ниной Георгиевной меня связывает почти сорокалетнее знакомство.

Сначала почтительное уважение к учителю – профессионалу школы №1; затем признательность старшему коллеге, умеющему выслушать и посоветовать; позже восхищение старшим другом, прекрасной хозяйкой, умеющей щедро, радушно встретить гостей, и просто красивой женщиной, обладающей вкусом и своим стилем».

Елена Николаевна Медведева
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]