Куда и почему уходит местное телевидение
---
Региональные и муниципальные аналоговые телеканалы сокращают свое присутствие на рынке. Как напоминает газета «Коммерсантъ», уже в октябре 2019 года Россия должна окончательно перейти на цифровое вещание, и уже сейчас ясно, что третьего пула общедоступных цифровых каналов, на который рассчитывали некоторые участники этого рынка, создавать не планируется.
Изначально предполагалось, что если первые 20 позиций займут федеральные каналы, которые можно будет смотреть по всей России, то 21-ю кнопку в каждом регионе будет занимать региональный канал, а 22-ю – канал муниципальный.Соответствующие нормы были даже закреплены законодательно. Правда, оказалось, что этих каналов кое-где все-таки больше, чем мест, отведенных в сетке цифрового вещания, и поделить места они не могут. В восприятии многих это означает ликвидацию канала.
О том, что происходит в сфере телевещания с региональными и муниципальными каналами после переключения федеральных каналов на цифровое вещание, а также о том, могут ли аналоговые телеканалы уходить в интернет, рассказал Олег Матвейчев, политолог, эксперт СМИ, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
«Еще в 2011 году, когда я занимал должность заместителя губернатора в одном из регионов, все местные региональные телеканалы знали о том, что предстоит цифровизация, и прекрасно понимали, что уход в цифру от аналогового вещания – неизбежный процесс. Их об этом предупредили, и они тогда уже ужасались: мол, что творится, нам же придется с трудом выживать или даже исчезнуть чуть ли не через год!
Тогда вице-губернаторы обращались в соответствующие московские структуры и задавали вопрос, неужто прямо-таки кого-то вот-вот собираются истребить? В ответ прозвучало, что никаких срочных мер приниматься не будет – мол, раньше 2013 года ничего не начнется, а то и раньше 2015 года. А может, даже раньше 2019 года не станут ничего делать.
Как мы видим, сейчас, когда 2019 год на дворе, этот процесс еще только идет и только в некоторых регионах. То есть у людей было чуть ли не 10 лет для того, чтобы приспособиться к этой ситуации или найти выход. Никто не может прийти и сказать, что ему на корню губят бизнес, не дают спастись.
Некоторые телеканалы (и в том регионе, где я работал, тоже был такой телеканал) совершили плановую ликвидацию. Без банкротств, без «кидания» людей – спокойно, посчитав все активы и убытки, неторопливо самоликвидировались. Канал, о котором я упоминаю, проделал это в течение года. И сделано все было так, чтобы не пострадали ни учредители, ни работники, ни все остальные. Поступили они так потому, что решили: ни в какой мультиплекс они не попадут, и дальше им делать будет нечего.
В то же время другие каналы стали развивать интернет-направление, и за эти почти 10 лет их аудитория стала больше по охвату, чем была до ухода в Сеть на аналоговом направлении. Учитывая, что затраты в интернет-телевидении по производству контента значительно меньше, получается, что они еще и оптимизировали свои прибыли и убытки. А большинство стало превращаться в кабельное телевидение. Они стали развивать кабельные сети, заключать договоры с кабельщиками, которые есть в каждом городе, каждом районе, каждом муниципалитете, – и создали свою сеть.
Кстати сказать, это не мешает развитию интернет-направления. Словом, у них быстро восстановился тот же самый охват аудитории, что был до этого, и они снова стали продавать рекламодателям свое время, как делали прежде. Остались на бобах только те, кто все эти 10 лет стенал и говорил, что власть плохая. Но это те, кто плюет против ветра. Понятно же, что не будет такого, чтобы цифровизацию телевидения в России остановили, стали штамповать только старые телевизоры, работающие на аналоговых частотах, и жить по-прежнему в ХХ веке. Никто этого делать не собирается. Те, кто не приспособился, виноваты сами и пусть пеняют сами на себя. Ничего из-за них менять не станут.
В сфере средств массовой информации подобные процессы в стране уже проходили; ну и вообще процессы такого типа в мире можно наблюдать в самых разных сферах. К примеру, если раньше у нас были заводы на 80 тысяч работников, заводы, занимавшие огромную часть города, то сейчас заводом может быть довольно скромных размеров цех, в котором стоят роботы и в котором трудятся всего 20 человек обслуживающего персонала. А продукции такой завод может выпускать почти столько же, потому что все в мире меняется.
Если посмотреть на медийную сферу, то меняется и она. Был процесс изменения районных газет: например, они некогда держали штат по 10 человек, а в результате делали издание очень маленького тиража, что явно не окупалось. Они тоже стонали, что теперь вымирают. И тоже кто-то приспособился, стал популярным, кто-то перешел на интернет-версии, кто-то оптимизировал штат. А кто-то продолжает только ныть до сих пор.
Но ведь мир действительно меняется, появляются другие технологии работы. Сейчас в мире – и в России в том числе – умерли целые профессии и даже целые отрасли. Мы что, будем противостоять прогрессу, вернемся в каменный век и будем ходить в шкурах, потому что привыкли? Нет, конечно же. Мы все приспосабливаемся ко времени, и точно то же самое делают сейчас региональные телеканалы», – сказал Олег Матвейчев.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Изначально предполагалось, что если первые 20 позиций займут федеральные каналы, которые можно будет смотреть по всей России, то 21-ю кнопку в каждом регионе будет занимать региональный канал, а 22-ю – канал муниципальный.Соответствующие нормы были даже закреплены законодательно. Правда, оказалось, что этих каналов кое-где все-таки больше, чем мест, отведенных в сетке цифрового вещания, и поделить места они не могут. В восприятии многих это означает ликвидацию канала.
О том, что происходит в сфере телевещания с региональными и муниципальными каналами после переключения федеральных каналов на цифровое вещание, а также о том, могут ли аналоговые телеканалы уходить в интернет, рассказал Олег Матвейчев, политолог, эксперт СМИ, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
«Еще в 2011 году, когда я занимал должность заместителя губернатора в одном из регионов, все местные региональные телеканалы знали о том, что предстоит цифровизация, и прекрасно понимали, что уход в цифру от аналогового вещания – неизбежный процесс. Их об этом предупредили, и они тогда уже ужасались: мол, что творится, нам же придется с трудом выживать или даже исчезнуть чуть ли не через год!
Тогда вице-губернаторы обращались в соответствующие московские структуры и задавали вопрос, неужто прямо-таки кого-то вот-вот собираются истребить? В ответ прозвучало, что никаких срочных мер приниматься не будет – мол, раньше 2013 года ничего не начнется, а то и раньше 2015 года. А может, даже раньше 2019 года не станут ничего делать.
Как мы видим, сейчас, когда 2019 год на дворе, этот процесс еще только идет и только в некоторых регионах. То есть у людей было чуть ли не 10 лет для того, чтобы приспособиться к этой ситуации или найти выход. Никто не может прийти и сказать, что ему на корню губят бизнес, не дают спастись.
Некоторые телеканалы (и в том регионе, где я работал, тоже был такой телеканал) совершили плановую ликвидацию. Без банкротств, без «кидания» людей – спокойно, посчитав все активы и убытки, неторопливо самоликвидировались. Канал, о котором я упоминаю, проделал это в течение года. И сделано все было так, чтобы не пострадали ни учредители, ни работники, ни все остальные. Поступили они так потому, что решили: ни в какой мультиплекс они не попадут, и дальше им делать будет нечего.
В то же время другие каналы стали развивать интернет-направление, и за эти почти 10 лет их аудитория стала больше по охвату, чем была до ухода в Сеть на аналоговом направлении. Учитывая, что затраты в интернет-телевидении по производству контента значительно меньше, получается, что они еще и оптимизировали свои прибыли и убытки. А большинство стало превращаться в кабельное телевидение. Они стали развивать кабельные сети, заключать договоры с кабельщиками, которые есть в каждом городе, каждом районе, каждом муниципалитете, – и создали свою сеть.
Кстати сказать, это не мешает развитию интернет-направления. Словом, у них быстро восстановился тот же самый охват аудитории, что был до этого, и они снова стали продавать рекламодателям свое время, как делали прежде. Остались на бобах только те, кто все эти 10 лет стенал и говорил, что власть плохая. Но это те, кто плюет против ветра. Понятно же, что не будет такого, чтобы цифровизацию телевидения в России остановили, стали штамповать только старые телевизоры, работающие на аналоговых частотах, и жить по-прежнему в ХХ веке. Никто этого делать не собирается. Те, кто не приспособился, виноваты сами и пусть пеняют сами на себя. Ничего из-за них менять не станут.
В сфере средств массовой информации подобные процессы в стране уже проходили; ну и вообще процессы такого типа в мире можно наблюдать в самых разных сферах. К примеру, если раньше у нас были заводы на 80 тысяч работников, заводы, занимавшие огромную часть города, то сейчас заводом может быть довольно скромных размеров цех, в котором стоят роботы и в котором трудятся всего 20 человек обслуживающего персонала. А продукции такой завод может выпускать почти столько же, потому что все в мире меняется.
Если посмотреть на медийную сферу, то меняется и она. Был процесс изменения районных газет: например, они некогда держали штат по 10 человек, а в результате делали издание очень маленького тиража, что явно не окупалось. Они тоже стонали, что теперь вымирают. И тоже кто-то приспособился, стал популярным, кто-то перешел на интернет-версии, кто-то оптимизировал штат. А кто-то продолжает только ныть до сих пор.
Но ведь мир действительно меняется, появляются другие технологии работы. Сейчас в мире – и в России в том числе – умерли целые профессии и даже целые отрасли. Мы что, будем противостоять прогрессу, вернемся в каменный век и будем ходить в шкурах, потому что привыкли? Нет, конечно же. Мы все приспосабливаемся ко времени, и точно то же самое делают сейчас региональные телеканалы», – сказал Олег Матвейчев.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]