Учебники вне закона
---
Минюст отказался считать вступившим в силу приказ Минпросвещения о федеральном реестре учебников, рекомендуемых для использования в школах. По мнению экспертов, из-за этого у школ теперь могут возникнуть проблемы с закупкой учебников в преддверии нового учебного года.
Приказ Минпросвещения был опубликован в декабре 2018 года. Согласно ему, только из перечня, рекомендованного в документе, школы могут закупать учебники за бюджетные деньги. О том, что в Минюсте не считают приказ вступившим в силу, говорится в ответе министерства на запрос коллегии адвокатов «Алруд», сообщают «Ведомости».
Ведомство отмечает, что документ необходимо было зарегистрировать в Минюсте, однако выяснилось, что из Минпросвещения его даже не направляли.
«Нормативно-правовые акты, не прошедшие регистрацию, не могут служить основанием для регистрации правоотношений, на такие документы нельзя ссылаться при решении споров», – заявил представитель Минюста.
При этом представитель Минпросвещения уверяет, что ведомство руководствовалось разъяснениями Министерства юстиции, согласно которым подобные приказы не подлежат регистрации. Однако в Минюсте отмечают, что после реорганизации Минпросвещения (в 2018 году Минобрнауки было разделено на два министерства – Минпросвещения и Миннауки) ведомство не прописало в новых документах полномочия по изданию приказов о федеральном перечне учебников. Таким образом, получается, что у Министерства просвещения вообще не было полномочий на издание подобных приказов.
В июне Минпросвещения попыталось зарегистрировать приказ о порядке формирования федерального перечня учебников, но Минюст отказал в его регистрации, указав на множество недостатков в проекте приказа: например, Минпросвещения не указало, на каких основаниях оно может формировать научно-методический совет.
Издание напоминает, что споры вокруг нового реестра учебников ведутся между профильным министерством и издателями на протяжении последних пяти лет. Действие предыдущего реестра закончилось еще в 2017 году, однако новый перечень так и не был сформирован.
Как сообщал «Давыдов.Индекс», в январе 2018 года стало известно, что Минобрнауки собирается кардинально изменить систему экспертизы школьных учебников. По действующему законодательству учебник должен пройти три экспертизы — научную, педагогическую и общественную. Кроме того, для краеведческих изданий добавлялась этнокультурная и региональная оценка.
Однако эксперты заявили о множестве неточностей и ошибок, обнаруженных в уже одобренных учебниках: от рассказов о разборках «район на район» в учебниках обществознания до неправильно написанных формул и карт России без Крыма. В итоге члены совета единогласно проголосовали за разработку нового экспертного механизма, а также решили заморозить утверждение представленных на этом заседании 1,8 тыс. учебников, отправив на дополнительную экспертизу.
В декабре 2018 года был сформирован новый перечень учебников, который сократился еще на 20% – теперь в нем 986 наименований. Однако издателей в очередной раз не устроили ни процедура отбора, ни результаты.
В итоге в начале 2019 года Генпрокуратура нашла коррупционную составляющую в порядке формирования перечня. А в апреле ФАС вынесла предупреждение Минпросвещения, предписав вернуть в федеральный перечень учебники, исключенные из него в конце 2018 года. Тогда антимонопольное ведомство отметило, что при проведении очередной экспертизы учебников министерство нарушило несколько пунктов своего же порядка формирования этого перечня, а также закон о защите конкуренции.
Представитель Минюста подчеркивает, что пока приказ о федеральном перечне учебников не поступил в Минюст на правовую оценку, его статус не очевиден. Эксперты также признают, что из-за отсутствия одобрения Министерства юстиции документ не имеет юридической силы. Когда будет решен вопрос – пока остается неясным.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Приказ Минпросвещения был опубликован в декабре 2018 года. Согласно ему, только из перечня, рекомендованного в документе, школы могут закупать учебники за бюджетные деньги. О том, что в Минюсте не считают приказ вступившим в силу, говорится в ответе министерства на запрос коллегии адвокатов «Алруд», сообщают «Ведомости».
Ведомство отмечает, что документ необходимо было зарегистрировать в Минюсте, однако выяснилось, что из Минпросвещения его даже не направляли.
«Нормативно-правовые акты, не прошедшие регистрацию, не могут служить основанием для регистрации правоотношений, на такие документы нельзя ссылаться при решении споров», – заявил представитель Минюста.
При этом представитель Минпросвещения уверяет, что ведомство руководствовалось разъяснениями Министерства юстиции, согласно которым подобные приказы не подлежат регистрации. Однако в Минюсте отмечают, что после реорганизации Минпросвещения (в 2018 году Минобрнауки было разделено на два министерства – Минпросвещения и Миннауки) ведомство не прописало в новых документах полномочия по изданию приказов о федеральном перечне учебников. Таким образом, получается, что у Министерства просвещения вообще не было полномочий на издание подобных приказов.
В июне Минпросвещения попыталось зарегистрировать приказ о порядке формирования федерального перечня учебников, но Минюст отказал в его регистрации, указав на множество недостатков в проекте приказа: например, Минпросвещения не указало, на каких основаниях оно может формировать научно-методический совет.
Издание напоминает, что споры вокруг нового реестра учебников ведутся между профильным министерством и издателями на протяжении последних пяти лет. Действие предыдущего реестра закончилось еще в 2017 году, однако новый перечень так и не был сформирован.
Как сообщал «Давыдов.Индекс», в январе 2018 года стало известно, что Минобрнауки собирается кардинально изменить систему экспертизы школьных учебников. По действующему законодательству учебник должен пройти три экспертизы — научную, педагогическую и общественную. Кроме того, для краеведческих изданий добавлялась этнокультурная и региональная оценка.
Однако эксперты заявили о множестве неточностей и ошибок, обнаруженных в уже одобренных учебниках: от рассказов о разборках «район на район» в учебниках обществознания до неправильно написанных формул и карт России без Крыма. В итоге члены совета единогласно проголосовали за разработку нового экспертного механизма, а также решили заморозить утверждение представленных на этом заседании 1,8 тыс. учебников, отправив на дополнительную экспертизу.
В декабре 2018 года был сформирован новый перечень учебников, который сократился еще на 20% – теперь в нем 986 наименований. Однако издателей в очередной раз не устроили ни процедура отбора, ни результаты.
В итоге в начале 2019 года Генпрокуратура нашла коррупционную составляющую в порядке формирования перечня. А в апреле ФАС вынесла предупреждение Минпросвещения, предписав вернуть в федеральный перечень учебники, исключенные из него в конце 2018 года. Тогда антимонопольное ведомство отметило, что при проведении очередной экспертизы учебников министерство нарушило несколько пунктов своего же порядка формирования этого перечня, а также закон о защите конкуренции.
Представитель Минюста подчеркивает, что пока приказ о федеральном перечне учебников не поступил в Минюст на правовую оценку, его статус не очевиден. Эксперты также признают, что из-за отсутствия одобрения Министерства юстиции документ не имеет юридической силы. Когда будет решен вопрос – пока остается неясным.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]