Виды старой Москвы. По древней Пречистенке... Часть 5
---
Часть 1. https://eho-2013.livejournal.com/1278353.html
Часть 2. https://eho-2013.livejournal.com/1279565.html
Часть 3. https://eho-2013.livejournal.com/1280609.html
Часть 4. https://eho-2013.livejournal.com/1283019.html
На открытке конца 19 века с фотографией Пречистенки (еще с конками и пожарной каланчой), перед хорошо узнаваемым особняком Лопухиных (ныне музеем Л.Н. Толстого) мы видим двухтажный домик ординарной застройки и еще один особняк с рустом, попавший в кадр лишь краешком. Соединяет эти домики слегка покривившийся деревянный забор. Оба домика исчезли в начале 20 века, уступив место очередному доходному дому...
На фотографии 1915 года вместо двух домиков и заборчика - высокое респектабельное здание (на переднем плане слева). Оно появилось в 1910 году, когда разбогатевшее купечество все активнее внедрялось на Пречистенку и в другие дворянские районы. Богатая купчиха, потомственная почетная гражданка и известная московская благотворительница Евдокия Андронниковна Костякова приобрела участок с двумя старыми домиками под снос, наняла архитектора Николая Жерихова и построила собственный пятиэтажный доходный дом.
Современная фотография, июль 2019
Николай Иванович Жерихов был очень интересной фигурой среди блестящей плеяды московских архитекторов. Главная его тайна - как он, не имея архитектурного образования, ухитрился стать настоящим мастером и построить в Москве за 12 лет около 45 значительных зданий?
Происходил Жерихов из бедной семьи безземельных крестьян, но образование все же получил, окончив Строгановское училище по классу рисования. До 1900 года он скромно преподавал чистописание и рисование в школах, потом каким-то образом нашел место в строительной конторе, а с 1902 года начал сам строить доходные дома в порядке частной практики. Дома у него получались вполне добротные, а если заказчики не возражали, Жерихов еще и щедро украшал их скульптурой.
Доходный дом по проекту Жерихова в Померанцевом переулке (№ 9), с довольно скромным внешним оформлением.
Дома Жерихова со скульптурным декором пользовались большей популярностью у заказчиков из числа московских купцов. Особый интерес вызывал дом Бройдо в Плотниковом переулке, построенный в 1907 году. Сам проект был обычным для начала 20 века, необычным оказался лишь скульптурный фриз с прильнувшими друг к другу фигурами, среди которых узнали Пушкина, Гоголя, Толстого... Это и придало дому неповторимый облик.
Пушкин с Гоголем в античных тогах
Лев Толстой с музой
Фотографии дома в Плотниковом переулке
Считается, что фриз "Шествие на Парнас" готовили для оформления Музея изящных искусств, но заказчики его отвергли, а Жерихов высмотрел в скульптурной мастерской никому не нужное, заброшенное творение и решил, что может его недорого выкупить, разделить на фрагменты и украсить им новую постройку. Дом со скульптурами произвел фурор, хотя куски фриза порой смотрелись несколько двусмысленно...
Госпожа Костякова, заказывая проект своего дома, явно хотела получить нечто подобное. Но фриз для ее дома был заказан уже специально на темы антчных мифов.
Известно, что в этом доме жил выдающийся композитор и пианист Александр Гольденвейзер, профессор Московской консерватории, толстовец и большой друг Льва Николаевича. У него в гостях бывали Рахманинов, Танеев, Метнер и вообще вся музыкальная Москва.
А в 1920-х годах у поселившегося здесь художника Бориса Шапошникова (оформившего, в частности, музей-квартиру Пушкина на Мойке в Петербурге) часто бывал его приятель Михаил Булгаков. Вторая жена писателя не случайно говорила, что одним из плюсов жизни на Пречистенке было то, что все друзья живут рядом... В то время в доме размещался кооперативный продовольственный магазин Центрохоза, и Булгаков увековечил его на страницах "Собачьего сердца". Именно здесь профессор Преораженский покупает дешевую колбасу, чтобы подманить Шарика. А Шарик с вождлением наблюдает за господином с колбасой из Центрохоза:
«Какого же лешего, спрашивается, носило его в кооператив Центрохоза? <…> Что он мог покупать в дрянном магазинишке, разве ему мало Охотного ряда? Что такое? Колбасу. Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте ее мне».
Колбасный магазин существовал здесь до 1970-х годов. Потом коммуналки, в которые давно превратились бывшие дорогие квартиры дома Костяковой, расселили, а дом отдали под учереждение... Колбаса в нем сделалась неуместной...
Расширенным под витрины окнам вернули прежнюю форму... А самому дому - официальный вид.
Фото 1980-х годов...
Здание долго занимал Таможенный комитет России. И сейчас в бывшем доходном доме размещается Энергетическая таможня.
Часть 2. https://eho-2013.livejournal.com/1279565.html
Часть 3. https://eho-2013.livejournal.com/1280609.html
Часть 4. https://eho-2013.livejournal.com/1283019.html
На открытке конца 19 века с фотографией Пречистенки (еще с конками и пожарной каланчой), перед хорошо узнаваемым особняком Лопухиных (ныне музеем Л.Н. Толстого) мы видим двухтажный домик ординарной застройки и еще один особняк с рустом, попавший в кадр лишь краешком. Соединяет эти домики слегка покривившийся деревянный забор. Оба домика исчезли в начале 20 века, уступив место очередному доходному дому...
На фотографии 1915 года вместо двух домиков и заборчика - высокое респектабельное здание (на переднем плане слева). Оно появилось в 1910 году, когда разбогатевшее купечество все активнее внедрялось на Пречистенку и в другие дворянские районы. Богатая купчиха, потомственная почетная гражданка и известная московская благотворительница Евдокия Андронниковна Костякова приобрела участок с двумя старыми домиками под снос, наняла архитектора Николая Жерихова и построила собственный пятиэтажный доходный дом.
Современная фотография, июль 2019
Николай Иванович Жерихов был очень интересной фигурой среди блестящей плеяды московских архитекторов. Главная его тайна - как он, не имея архитектурного образования, ухитрился стать настоящим мастером и построить в Москве за 12 лет около 45 значительных зданий?
Происходил Жерихов из бедной семьи безземельных крестьян, но образование все же получил, окончив Строгановское училище по классу рисования. До 1900 года он скромно преподавал чистописание и рисование в школах, потом каким-то образом нашел место в строительной конторе, а с 1902 года начал сам строить доходные дома в порядке частной практики. Дома у него получались вполне добротные, а если заказчики не возражали, Жерихов еще и щедро украшал их скульптурой.
Доходный дом по проекту Жерихова в Померанцевом переулке (№ 9), с довольно скромным внешним оформлением.
Дома Жерихова со скульптурным декором пользовались большей популярностью у заказчиков из числа московских купцов. Особый интерес вызывал дом Бройдо в Плотниковом переулке, построенный в 1907 году. Сам проект был обычным для начала 20 века, необычным оказался лишь скульптурный фриз с прильнувшими друг к другу фигурами, среди которых узнали Пушкина, Гоголя, Толстого... Это и придало дому неповторимый облик.
Пушкин с Гоголем в античных тогах
Лев Толстой с музой
Фотографии дома в Плотниковом переулке
Считается, что фриз "Шествие на Парнас" готовили для оформления Музея изящных искусств, но заказчики его отвергли, а Жерихов высмотрел в скульптурной мастерской никому не нужное, заброшенное творение и решил, что может его недорого выкупить, разделить на фрагменты и украсить им новую постройку. Дом со скульптурами произвел фурор, хотя куски фриза порой смотрелись несколько двусмысленно...
Госпожа Костякова, заказывая проект своего дома, явно хотела получить нечто подобное. Но фриз для ее дома был заказан уже специально на темы антчных мифов.
Известно, что в этом доме жил выдающийся композитор и пианист Александр Гольденвейзер, профессор Московской консерватории, толстовец и большой друг Льва Николаевича. У него в гостях бывали Рахманинов, Танеев, Метнер и вообще вся музыкальная Москва.
А в 1920-х годах у поселившегося здесь художника Бориса Шапошникова (оформившего, в частности, музей-квартиру Пушкина на Мойке в Петербурге) часто бывал его приятель Михаил Булгаков. Вторая жена писателя не случайно говорила, что одним из плюсов жизни на Пречистенке было то, что все друзья живут рядом... В то время в доме размещался кооперативный продовольственный магазин Центрохоза, и Булгаков увековечил его на страницах "Собачьего сердца". Именно здесь профессор Преораженский покупает дешевую колбасу, чтобы подманить Шарика. А Шарик с вождлением наблюдает за господином с колбасой из Центрохоза:
«Какого же лешего, спрашивается, носило его в кооператив Центрохоза? <…> Что он мог покупать в дрянном магазинишке, разве ему мало Охотного ряда? Что такое? Колбасу. Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте ее мне».
Колбасный магазин существовал здесь до 1970-х годов. Потом коммуналки, в которые давно превратились бывшие дорогие квартиры дома Костяковой, расселили, а дом отдали под учереждение... Колбаса в нем сделалась неуместной...
Расширенным под витрины окнам вернули прежнюю форму... А самому дому - официальный вид.
Фото 1980-х годов...
Здание долго занимал Таможенный комитет России. И сейчас в бывшем доходном доме размещается Энергетическая таможня.
Взято: eho-2013.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]