Где и зачем нужно бесплатное высшее образование
---
Идею сделать бесплатным высшее образование в ряде российских регионов выдвинули в Госдуме. Ее автором стал депутат Борис Чернышов, заместитель председателя думского Комитета по образованию и науке. Эту идею он, в частности, изложил в письме на имя министра образования и науки Михаила Котюкова, передает информационное агентство РИА Новости.
По оценке Бориса Чернышова, пойти на такие меры следует в регионах, которые граничат иностранными государствами. В вузах этих регионов, согласно его замыслу, также следует увеличить квоту для иностранцев, обучающихся на русском языке, чтобы граждане иных государств проникались расположением к России.
Если высшее образование станет бесплатным, это повысит его привлекательность, подчеркнул депутат. Он, кроме того, согласно сообщениям СМИ, придерживается мнения, что в этом случае после окончания вуза молодые россияне останутся работать в том же регионе, где получили диплом.
О том, какие последствия может возыметь такое новшество в случае реализации, и о том, что имело бы смысл предпринять для улучшения ситуации на рынке труда, рассказал Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор газеты «Президент».
«Я в курсе этой инициативы и считаю ее не просто крайне неудачной, но даже вредной. Вводить бесплатное высшее профессиональное образование только в отдельных регионах неумно. Убежден, что нам нужно бесплатное высшее образование, но только в стране в целом. Надо возвращаться к бесплатному высшему профессиональному образованию, как то было в советский период, только с некоторыми условиями. Условие, которое в этом случае обязательно нужно соблюсти – это возвращение к системе среднего специального профессионального образования.
Нужно переставить акценты, сделать так, чтобы большая часть выпускников неполной средней школы, то есть заканчивающих 9 класс, шла в средние специальные профессиональные училища. Пусть они получают востребованные специальности, с которыми смогут в дальнейшем обеспечивать себя и свою семью, работать в реальных сферах экономики. А наиболее одаренные, талантливые дети пусть продолжают учиться в полной средней школе, а затем – в высших учебных заведениях. И чтобы они получали высшее образование бесплатно вне зависимости от того, в каком регионе живут – приграничном ли, не приграничном.
Более того: на мой взгляд, в глубинных регионах даже в большей степени нуждаются в бесплатном высшем профессиональном образовании, потому что там выше потребность в квалифицированных кадрах. Это там нужно готовить педагогов, врачей, представителей технических, инженерных профессий, потому что там такие люди нужны. Почему предлагают устроить это только в приграничных регионах, почему какая-то глупость опять выдается за новации? Никто не может объяснить, почему таким образом надо выделить именно приграничные регионы.
Конечно, у России большие границы – у нашей страны длина границ наибольшая в мире. Но это не значит, что только приграничные регионы должны получать преференции в области высшего профессионального образования. Нам всюду нужны квалифицированные кадры, способные развивать экономику, техническую, социальную сферу; и готовить их нужно во всех регионах, где в них есть нужда, а не только вдоль границ. Поэтому я и говорю: нужно сделать высшее образование бесплатным для всех регионов, но не нужно ориентировать всех поголовно на получение высшего профессионального образования.
На мой взгляд, стоит в целом несколько сократить систему вузов: нет необходимости в создании огромного количества юридических, экономических факультетов, не надо готовить массу менеджеров – этих людей выбрасывают на рынок труда с дипломом о высшем образовании, но большинство из них потом не знает, где найти себе применение. Убежден, что нужно просчитывать потребность в специалистах с высшим образованием, потребность в людях, которые будут дальше продвигать технический прогресс, науку – и в соответствии с этим строить систему подготовки кадров.
Но еще раз подчеркиваю: высшее профессиональное образование должно быть бесплатным. Большая часть европейских стран уже давно перешла на бесплатное высшее профессиональное образование. Даже наши ближайшие соседи – и Чехия, и Словакия, и Болгария, и Венгрия это сделали, у них граждане обучаются в университетах бесплатно. Платное высшее образование существует только для иностранцев, и то если иностранец поступает на учебу на языке страны, он тоже получает образование бесплатно.
И я не понимаю, какая может быть связь между бесплатным высшим образованием в приграничных регионах и выводом, что там же люди с высшим образованием останутся работать. Кроме того, не могу вообразить себе, зачем, если это все-таки может сработать, пересыщать приграничные регионы кадрами! Зачем это, кто просчитал такую потребность? Это решение выглядит нелепым и абсолютно необоснованным.
В марте этого года на Профессорском форуме «Наука. Образование. Регионы» его участники задавали вопрос руководителям Министерства науки и высшего образования и лично министру Михаилу Котюкову: «На сегодня кто-нибудь просчитывает потребность в кадрах с высшим профессиональным образованием?». Ответа на этот вопрос ни от кого из министерства мы не получили. Никто не знает, куда потом деваются эти специалисты, насколько они востребованы», – сказал Сергей Комков.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
По оценке Бориса Чернышова, пойти на такие меры следует в регионах, которые граничат иностранными государствами. В вузах этих регионов, согласно его замыслу, также следует увеличить квоту для иностранцев, обучающихся на русском языке, чтобы граждане иных государств проникались расположением к России.
Если высшее образование станет бесплатным, это повысит его привлекательность, подчеркнул депутат. Он, кроме того, согласно сообщениям СМИ, придерживается мнения, что в этом случае после окончания вуза молодые россияне останутся работать в том же регионе, где получили диплом.
О том, какие последствия может возыметь такое новшество в случае реализации, и о том, что имело бы смысл предпринять для улучшения ситуации на рынке труда, рассказал Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор газеты «Президент».
«Я в курсе этой инициативы и считаю ее не просто крайне неудачной, но даже вредной. Вводить бесплатное высшее профессиональное образование только в отдельных регионах неумно. Убежден, что нам нужно бесплатное высшее образование, но только в стране в целом. Надо возвращаться к бесплатному высшему профессиональному образованию, как то было в советский период, только с некоторыми условиями. Условие, которое в этом случае обязательно нужно соблюсти – это возвращение к системе среднего специального профессионального образования.
Нужно переставить акценты, сделать так, чтобы большая часть выпускников неполной средней школы, то есть заканчивающих 9 класс, шла в средние специальные профессиональные училища. Пусть они получают востребованные специальности, с которыми смогут в дальнейшем обеспечивать себя и свою семью, работать в реальных сферах экономики. А наиболее одаренные, талантливые дети пусть продолжают учиться в полной средней школе, а затем – в высших учебных заведениях. И чтобы они получали высшее образование бесплатно вне зависимости от того, в каком регионе живут – приграничном ли, не приграничном.
Более того: на мой взгляд, в глубинных регионах даже в большей степени нуждаются в бесплатном высшем профессиональном образовании, потому что там выше потребность в квалифицированных кадрах. Это там нужно готовить педагогов, врачей, представителей технических, инженерных профессий, потому что там такие люди нужны. Почему предлагают устроить это только в приграничных регионах, почему какая-то глупость опять выдается за новации? Никто не может объяснить, почему таким образом надо выделить именно приграничные регионы.
Конечно, у России большие границы – у нашей страны длина границ наибольшая в мире. Но это не значит, что только приграничные регионы должны получать преференции в области высшего профессионального образования. Нам всюду нужны квалифицированные кадры, способные развивать экономику, техническую, социальную сферу; и готовить их нужно во всех регионах, где в них есть нужда, а не только вдоль границ. Поэтому я и говорю: нужно сделать высшее образование бесплатным для всех регионов, но не нужно ориентировать всех поголовно на получение высшего профессионального образования.
На мой взгляд, стоит в целом несколько сократить систему вузов: нет необходимости в создании огромного количества юридических, экономических факультетов, не надо готовить массу менеджеров – этих людей выбрасывают на рынок труда с дипломом о высшем образовании, но большинство из них потом не знает, где найти себе применение. Убежден, что нужно просчитывать потребность в специалистах с высшим образованием, потребность в людях, которые будут дальше продвигать технический прогресс, науку – и в соответствии с этим строить систему подготовки кадров.
Но еще раз подчеркиваю: высшее профессиональное образование должно быть бесплатным. Большая часть европейских стран уже давно перешла на бесплатное высшее профессиональное образование. Даже наши ближайшие соседи – и Чехия, и Словакия, и Болгария, и Венгрия это сделали, у них граждане обучаются в университетах бесплатно. Платное высшее образование существует только для иностранцев, и то если иностранец поступает на учебу на языке страны, он тоже получает образование бесплатно.
И я не понимаю, какая может быть связь между бесплатным высшим образованием в приграничных регионах и выводом, что там же люди с высшим образованием останутся работать. Кроме того, не могу вообразить себе, зачем, если это все-таки может сработать, пересыщать приграничные регионы кадрами! Зачем это, кто просчитал такую потребность? Это решение выглядит нелепым и абсолютно необоснованным.
В марте этого года на Профессорском форуме «Наука. Образование. Регионы» его участники задавали вопрос руководителям Министерства науки и высшего образования и лично министру Михаилу Котюкову: «На сегодня кто-нибудь просчитывает потребность в кадрах с высшим профессиональным образованием?». Ответа на этот вопрос ни от кого из министерства мы не получили. Никто не знает, куда потом деваются эти специалисты, насколько они востребованы», – сказал Сергей Комков.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]