Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим, 1774-1791 гг.
---
На заглавном фото – дореволюционный снимок. Город Тотьма, церкви Предтеченского прихода.
Далее – цитата столетней давности из очерка “Тотьма и её окрестности” историка и краеведа Дмитрия Александровича Григорова: “Церкви Предтеченского прихода находятся на площади в северо-западном конце города. В старину эту часть города называли "Саблиным концом" [по фамилии первых поселенцев, Стефана и Андрея Саблиных - основателей расположившегося здесь посада]. Мимо церквей с южной стороны проходит почтовый тракт из Вологды, а с западной стороны - дорога из центра города к Спасо-Суморину монастырю.
В приходе два каменных храма: один во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом во имя пророка Илии [на фото он слева] и другой двухэтажный [справа], в одной связи с колокольней, вверху - во имя Николая Чудотворца и внизу - в честь Входа Господня в Иерусалим. Оба храма обнесены каменной оградой”
Сей архитектурный дуэт сохранился лишь на архивных фото.
Стоящая слева Предтеченская церковь, построенная в 1738-1740 гг – самое древнее каменное здание Тотьмы - нынче выглядит следующим образом:
В 1928 году в церкви были прекращены богослужения, после чего был разобран верхний ярус и северный придел. Обезображенный храм использовался в качестве склада, а впоследствии (вплоть до недавнего времени) в нём располагался магазин.
А церковь Входа Господня в Иерусалим – она же Никольская – одна из красивейших церквей Вологодчины, сохранилась до наших дней. Правда, при советской власти и ей здорово досталось – но обо всём по порядку:
Тот самый почтовый тракт из Вологды сохранился и поныне, только название сменил – теперь он именуется улицей Ленина и огибает с юга нашу Входоиерусалимскую церковь. Дорога на след. фото – этот самый тракт и есть (ул. Ленина), только в асфальт закатанный:
В тихой старинной Тотьме, в которой до революции на 4000 жителей приходилось 20 церквей и один монастырь, в советскую эпоху с топонимикой всё обстояло лучше некуда – Рождественская, Сретенская, Почтовая, Большая и Малая Предтеченские, Дмитриевская улицы превратились в Октябрьскую, Советскую, Ленина, Кирова, Урицкого, Луначарского…
Вид на нашу Входоиерусалимскую церковь со стороны ул. Бабушкина Мещанской улицы:
Чуть изменим антураж, добавим жизни:
Церковь Входа в Иерусалим сейчас официально числится по адресу ”Улица Кирова, дом 1” – это бывшая Большая Предтеченская улица, берущая своё начало от Предтеченской церкви, той, что сама на себя не похожа, стоит с разобранным вторым ярусом, мы на неё смотрели в начале рассказа (она же на след. фото, вид с юга):
Итак, церковь Входа Господня в Иерусалим строилась на протяжении 17 лет – с 1774 по 1791 гг. Немалые средства для строительства пожертвовали братья Григорий Алексеевич и Пётр Алексеевич Пановы – удачливые торговцы пушниной, участники и организаторы промысловых экспедиций на Командорских и Алеутских островах и Аляске, территориях так называемой Русской Америки. След. дореволюционное фото - бывший дом Пановых на Торговой площади Тотьмы:
Жилой дом семейства Пановых, архитектурный памятник 1770-х гг, до сих пор стоит на центральной площади Тотьмы, даже в нынешнем, далёком от идеального, состоянии вызывая восхищение знатоков и любителей подлинной старины:
А церковь Входа Господня в Иерусалим – визитная карточка Тотьмы, её характерный силуэт (своеобразная конструкция пятиглавия вкупе с колокольней) просматривается из многих точек как на городских улицах, так и за чертой города:
Традиционно для каменного северного зодчества, в одной постройке совместили три составляющих. “Теплый” нижний храм, освящённый в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, расположился на первом этаже. “Холодный” верхний храм Николая Чудотворца – покровителя мореплавателей, к коим принадлежали купцы Пановы – разместился во втором ярусе. И, как принято говорить, ”в одной связи с храмом” – колокольня с запада, поставленная над трапезной.
Вход в нижний храм – через западный портал:
Изначально он был дополнительно окаймлён каменной “витой” аркой, следы которой сохранились по прошествии стольких лет, на след. фото – её, увы, лишь фрагмент:
В 1843 году храм пострадал от пожара, после которого пришлось перестраивать лестницу, ведущую на второй этаж – в ходе этих работ пришлось пожертвовать частью ”витой” арки.
Для входа в верхний храм и на колокольню с запада было пристроено широкое двухмаршевое крыльцо, изначально имевшее иные формы:
Нижний рундук крыльца:
Крыльцо, вид с севера:
Цитата из очерка Дм. Григорова: “”Во время городского пожара в 1843 г. на Входо-Иерусалимском храме обгорела крыша (кроме алтарной), купол, одна глава, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть. Внутреннее убранство церквей было спасено. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.” Как уже сказано выше, при переделках сломали живописную наружную арку портала. (След. фото, слева - крыльцо, справа - восстановленные ворота ограды:)
Нынче на колокольню позволяют подняться: незабываемая панорама Тотьмы с высоты птичьего полёта – одно из самых ярких впечатлений от посещения города. Поднимемся и мы, чуть позже.
Сейчас вернёмся к очерку Дмитрия Александровича Григорова “Тотьма и её окрестности”, работа над которым продолжалась с 1915 по 1929 годы, в сложнейший период истории России - в условиях кардинальной смены традиций, приоритетов, идеологии, культуры, сложившихся на протяжении всех предшествующих веков. Д. А. Григоров успел запечатлеть Тотьму в её провинциальном – в лучшем смысле этого слова – дореволюционном обличье, и в наше время такие свидетельства ценятся на вес золота.
Дадим же ему слово:
“Входо-Иерусалимская церковь, как уже сказано, двухэтажная, в одной связи с колокольней.
Верхний этаж в два света.
Окна второго света в трапезе небольшие, фигурные, по форме отчасти напоминают корону.
Четверик заканчивается полукруглыми тимпанами, покрыт барочным куполом, над которым возвышается пять двухъярусных главок. Такая же главка, шестая, поставлена над алтарем:
Колокольня восьмигранная и заканчивается шпилем.”
Необходимый комментарий. На дореволюционных снимках колокольня действительно увенчана высоким тонким шпилем, появившемся в 1848 г – это поздняя переделка:
Далее Григоров уточняет: “По описи 1808 г., на колокольне - купол и глава, а по описи 1848 г.- уже купол и шпиль.” В советскую эпоху ярус звона и завершение колокольни со шпилем были разобраны, а в ходе реставрации 1990-х гг изначальный восьмигранный барабан с главкой были восстановлены, они на всех современных фото:
“Стены храма и колокольни обильно украшены орнаментами в стиле позднего барокко”
Обильно – не то слово. Южный фасад:
Подобно знаменитому вологодскому кружеву – легендарные тотемские картуши. Апсида:
Фирменный лейбл Тотьмы. Колокольня:
Фигурные клейма на фасадах зданий Тотьмы, построенных в 1770-1790-х гг, узнаваемые настолько, что попали в топ-десять победителей первого тура медиа-конкурса ”Россия-10” в 2013 году.
http://stage1.10russia.ru/
Северный фасад:
На фоне небесной синевы, подчёркнутой невесомыми бликами облаков, всё это выглядит бесподобно…
На тотемских храмах, построенных в эпоху барокко, нет навязчивой, избыточно пышной, раздражающей лепнины, всех этих сусальных ангелочков, цветочков и растительных излишеств.
Всё фантазийное узорочье, покрывающее фасады – составлено, наподобие конструктора, из отдельных деталей, фигурного кирпича нескольких видов.
Вроде нехитрый приём – но насколько впечатляющим оказался результат.
Суровый Север – эмоции народ выражает по-своему.
Посмотрел зодчий на облака, на морозные узоры, на кружевное плетение – и воплотил северную красоту в камне.
Наверное, именно поэтому именно снежной зимою Тотьма смотрится особенно ослепительно.
Все зимние и чёрно-белые фото – авторство не моё, позаимствованы из группы ВКонтакте Тотемского музейного объединения, за что им большое человеческое спасибо!
Но ни одно современное фото не сравнится со следующим снимком, сделанным в начале XX века. На нём - Тотьма, которой нет:
Почтовая улица (ныне улица Ленина). Сразу за двухэтажными жилыми домами, что у правой кромки снимка – Пятницкая церковь под колокольней (снесена в 1930-х гг, на её месте в 2004 г установлен поклонный крест). Чуть правее от неё, также полускрытая жилыми домами – Рождественская церковь (уцелела). В центре – наша церковь Входа Господня в Иерусалим, со шпилем на колокольне. Чуть левее от неё – Предтеченская церковь, еще в целости и сохранности (в советские годы разобран её верхний ярус, церковь не восстанавливалась).
Примерно тот же ракурс в наше время:
После революции Тотьму постигла участь множества старинных русских городов – в процессе “разрушения старого мира” новые власти не щадили памятников архитектуры, а тем паче культовую застройку. След. фото - тот же ракурс, конец 1970-х гг:
У апсиды Входоиерусалимской церкви разобрали главку, а у колокольни - завершение и ярус звона – разумеется, перво-наперво вывезя колокола на переплавку. Несколько десятилетий здание простояло в таком ущербном виде:
Остов храма, в это сложно поверить, ибо такие дикие вещи обычно плохо укладываются в голове – был приспособлен под винзавод, на первом этаже находился бутылочно-закупорный цех, в наследство от которого ныне расположенному там Музею мореходов достался закупорный станок, вмонтированный в пол:
На фото 1970-х гг здание окружено глухим забором – типа, защита от непрошенных гостей:
А площадь перед храмом в народе так и называли – ”У винзавода”. След. фото - снимок начала XX века:
Судьбой удивительных храмов Тотьмы еще в 1970-х гг заинтересовался Станислав Михайлович Зайцев (1939-1992 гг), ставший впоследствии воистину ангелом-хранителем тотемской архитектуры, на первых порах практически в одиночку защищая памятники от уничтожения и варварского обращения.
Именно по его инициативе, после многочисленных писем в министерства, в 1978 г выездной комиссией в городе была проведена экспертиза исторических памятников, многие из которых тогда же были поставлены под охрану, создан реставрационный участок.
В 1990-х гг была осуществлена масштабная реставрация тотемских памятников – в частности, к 1996 г был возвращен исторический облик Входоиерусалимской церкви.
На фото тех лет храм окружён строительными лесами:
Сейчас на первом этаже здания располагается Музей мореходов – попасть туда можно без особых проблем. В холодном верхнем Никольском храме с августа 2017 г проводятся регулярные богослужения – мне же досталась запертая на серьёзный замок старинная железная дверь. Обидно. Хотелось на уцелевшие фрески взглянуть. Ладно, не в этот раз. На Соборах.ру посмотрю.
Да, обещанная колокольня.
По узкой лесенке поднимаемся наверх:
Окошко изнутри:
Высота яруса звона – 58 метров. Выныриваем на поверхность, и прямо перед нами – пятиглавие храма:
Можно до мельчайших деталей рассмотреть восьмерики:
И подумать о вечном:
И о том, что еще 20 лет назад яруса звона здесь не существовало:
Красота, простор и дивные пейзажи до горизонта:
И без того маленькая Тотьма сверху выглядит совсем игрушечной:
Спасо-Суморин монастырь:
Троицкая церковь:
И вновь кресты и купола:
И спускаться обратно в ту жизнь совсем не хочется)
Далее – цитата столетней давности из очерка “Тотьма и её окрестности” историка и краеведа Дмитрия Александровича Григорова: “Церкви Предтеченского прихода находятся на площади в северо-западном конце города. В старину эту часть города называли "Саблиным концом" [по фамилии первых поселенцев, Стефана и Андрея Саблиных - основателей расположившегося здесь посада]. Мимо церквей с южной стороны проходит почтовый тракт из Вологды, а с западной стороны - дорога из центра города к Спасо-Суморину монастырю.
В приходе два каменных храма: один во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом во имя пророка Илии [на фото он слева] и другой двухэтажный [справа], в одной связи с колокольней, вверху - во имя Николая Чудотворца и внизу - в честь Входа Господня в Иерусалим. Оба храма обнесены каменной оградой”
Сей архитектурный дуэт сохранился лишь на архивных фото.
Стоящая слева Предтеченская церковь, построенная в 1738-1740 гг – самое древнее каменное здание Тотьмы - нынче выглядит следующим образом:
В 1928 году в церкви были прекращены богослужения, после чего был разобран верхний ярус и северный придел. Обезображенный храм использовался в качестве склада, а впоследствии (вплоть до недавнего времени) в нём располагался магазин.
А церковь Входа Господня в Иерусалим – она же Никольская – одна из красивейших церквей Вологодчины, сохранилась до наших дней. Правда, при советской власти и ей здорово досталось – но обо всём по порядку:
Тот самый почтовый тракт из Вологды сохранился и поныне, только название сменил – теперь он именуется улицей Ленина и огибает с юга нашу Входоиерусалимскую церковь. Дорога на след. фото – этот самый тракт и есть (ул. Ленина), только в асфальт закатанный:
В тихой старинной Тотьме, в которой до революции на 4000 жителей приходилось 20 церквей и один монастырь, в советскую эпоху с топонимикой всё обстояло лучше некуда – Рождественская, Сретенская, Почтовая, Большая и Малая Предтеченские, Дмитриевская улицы превратились в Октябрьскую, Советскую, Ленина, Кирова, Урицкого, Луначарского…
Вид на нашу Входоиерусалимскую церковь со стороны ул. Бабушкина Мещанской улицы:
Чуть изменим антураж, добавим жизни:
Церковь Входа в Иерусалим сейчас официально числится по адресу ”Улица Кирова, дом 1” – это бывшая Большая Предтеченская улица, берущая своё начало от Предтеченской церкви, той, что сама на себя не похожа, стоит с разобранным вторым ярусом, мы на неё смотрели в начале рассказа (она же на след. фото, вид с юга):
Итак, церковь Входа Господня в Иерусалим строилась на протяжении 17 лет – с 1774 по 1791 гг. Немалые средства для строительства пожертвовали братья Григорий Алексеевич и Пётр Алексеевич Пановы – удачливые торговцы пушниной, участники и организаторы промысловых экспедиций на Командорских и Алеутских островах и Аляске, территориях так называемой Русской Америки. След. дореволюционное фото - бывший дом Пановых на Торговой площади Тотьмы:
Жилой дом семейства Пановых, архитектурный памятник 1770-х гг, до сих пор стоит на центральной площади Тотьмы, даже в нынешнем, далёком от идеального, состоянии вызывая восхищение знатоков и любителей подлинной старины:
А церковь Входа Господня в Иерусалим – визитная карточка Тотьмы, её характерный силуэт (своеобразная конструкция пятиглавия вкупе с колокольней) просматривается из многих точек как на городских улицах, так и за чертой города:
Традиционно для каменного северного зодчества, в одной постройке совместили три составляющих. “Теплый” нижний храм, освящённый в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, расположился на первом этаже. “Холодный” верхний храм Николая Чудотворца – покровителя мореплавателей, к коим принадлежали купцы Пановы – разместился во втором ярусе. И, как принято говорить, ”в одной связи с храмом” – колокольня с запада, поставленная над трапезной.
Вход в нижний храм – через западный портал:
Изначально он был дополнительно окаймлён каменной “витой” аркой, следы которой сохранились по прошествии стольких лет, на след. фото – её, увы, лишь фрагмент:
В 1843 году храм пострадал от пожара, после которого пришлось перестраивать лестницу, ведущую на второй этаж – в ходе этих работ пришлось пожертвовать частью ”витой” арки.
Для входа в верхний храм и на колокольню с запада было пристроено широкое двухмаршевое крыльцо, изначально имевшее иные формы:
Нижний рундук крыльца:
Крыльцо, вид с севера:
Цитата из очерка Дм. Григорова: “”Во время городского пожара в 1843 г. на Входо-Иерусалимском храме обгорела крыша (кроме алтарной), купол, одна глава, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть. Внутреннее убранство церквей было спасено. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.” Как уже сказано выше, при переделках сломали живописную наружную арку портала. (След. фото, слева - крыльцо, справа - восстановленные ворота ограды:)
Нынче на колокольню позволяют подняться: незабываемая панорама Тотьмы с высоты птичьего полёта – одно из самых ярких впечатлений от посещения города. Поднимемся и мы, чуть позже.
Сейчас вернёмся к очерку Дмитрия Александровича Григорова “Тотьма и её окрестности”, работа над которым продолжалась с 1915 по 1929 годы, в сложнейший период истории России - в условиях кардинальной смены традиций, приоритетов, идеологии, культуры, сложившихся на протяжении всех предшествующих веков. Д. А. Григоров успел запечатлеть Тотьму в её провинциальном – в лучшем смысле этого слова – дореволюционном обличье, и в наше время такие свидетельства ценятся на вес золота.
Дадим же ему слово:
“Входо-Иерусалимская церковь, как уже сказано, двухэтажная, в одной связи с колокольней.
Верхний этаж в два света.
Окна второго света в трапезе небольшие, фигурные, по форме отчасти напоминают корону.
Четверик заканчивается полукруглыми тимпанами, покрыт барочным куполом, над которым возвышается пять двухъярусных главок. Такая же главка, шестая, поставлена над алтарем:
Колокольня восьмигранная и заканчивается шпилем.”
Необходимый комментарий. На дореволюционных снимках колокольня действительно увенчана высоким тонким шпилем, появившемся в 1848 г – это поздняя переделка:
Далее Григоров уточняет: “По описи 1808 г., на колокольне - купол и глава, а по описи 1848 г.- уже купол и шпиль.” В советскую эпоху ярус звона и завершение колокольни со шпилем были разобраны, а в ходе реставрации 1990-х гг изначальный восьмигранный барабан с главкой были восстановлены, они на всех современных фото:
“Стены храма и колокольни обильно украшены орнаментами в стиле позднего барокко”
Обильно – не то слово. Южный фасад:
Подобно знаменитому вологодскому кружеву – легендарные тотемские картуши. Апсида:
Фирменный лейбл Тотьмы. Колокольня:
Фигурные клейма на фасадах зданий Тотьмы, построенных в 1770-1790-х гг, узнаваемые настолько, что попали в топ-десять победителей первого тура медиа-конкурса ”Россия-10” в 2013 году.
http://stage1.10russia.ru/
Северный фасад:
На фоне небесной синевы, подчёркнутой невесомыми бликами облаков, всё это выглядит бесподобно…
На тотемских храмах, построенных в эпоху барокко, нет навязчивой, избыточно пышной, раздражающей лепнины, всех этих сусальных ангелочков, цветочков и растительных излишеств.
Всё фантазийное узорочье, покрывающее фасады – составлено, наподобие конструктора, из отдельных деталей, фигурного кирпича нескольких видов.
Вроде нехитрый приём – но насколько впечатляющим оказался результат.
Суровый Север – эмоции народ выражает по-своему.
Посмотрел зодчий на облака, на морозные узоры, на кружевное плетение – и воплотил северную красоту в камне.
Наверное, именно поэтому именно снежной зимою Тотьма смотрится особенно ослепительно.
Все зимние и чёрно-белые фото – авторство не моё, позаимствованы из группы ВКонтакте Тотемского музейного объединения, за что им большое человеческое спасибо!
Но ни одно современное фото не сравнится со следующим снимком, сделанным в начале XX века. На нём - Тотьма, которой нет:
Почтовая улица (ныне улица Ленина). Сразу за двухэтажными жилыми домами, что у правой кромки снимка – Пятницкая церковь под колокольней (снесена в 1930-х гг, на её месте в 2004 г установлен поклонный крест). Чуть правее от неё, также полускрытая жилыми домами – Рождественская церковь (уцелела). В центре – наша церковь Входа Господня в Иерусалим, со шпилем на колокольне. Чуть левее от неё – Предтеченская церковь, еще в целости и сохранности (в советские годы разобран её верхний ярус, церковь не восстанавливалась).
Примерно тот же ракурс в наше время:
После революции Тотьму постигла участь множества старинных русских городов – в процессе “разрушения старого мира” новые власти не щадили памятников архитектуры, а тем паче культовую застройку. След. фото - тот же ракурс, конец 1970-х гг:
У апсиды Входоиерусалимской церкви разобрали главку, а у колокольни - завершение и ярус звона – разумеется, перво-наперво вывезя колокола на переплавку. Несколько десятилетий здание простояло в таком ущербном виде:
Остов храма, в это сложно поверить, ибо такие дикие вещи обычно плохо укладываются в голове – был приспособлен под винзавод, на первом этаже находился бутылочно-закупорный цех, в наследство от которого ныне расположенному там Музею мореходов достался закупорный станок, вмонтированный в пол:
На фото 1970-х гг здание окружено глухим забором – типа, защита от непрошенных гостей:
А площадь перед храмом в народе так и называли – ”У винзавода”. След. фото - снимок начала XX века:
Судьбой удивительных храмов Тотьмы еще в 1970-х гг заинтересовался Станислав Михайлович Зайцев (1939-1992 гг), ставший впоследствии воистину ангелом-хранителем тотемской архитектуры, на первых порах практически в одиночку защищая памятники от уничтожения и варварского обращения.
Именно по его инициативе, после многочисленных писем в министерства, в 1978 г выездной комиссией в городе была проведена экспертиза исторических памятников, многие из которых тогда же были поставлены под охрану, создан реставрационный участок.
В 1990-х гг была осуществлена масштабная реставрация тотемских памятников – в частности, к 1996 г был возвращен исторический облик Входоиерусалимской церкви.
На фото тех лет храм окружён строительными лесами:
Сейчас на первом этаже здания располагается Музей мореходов – попасть туда можно без особых проблем. В холодном верхнем Никольском храме с августа 2017 г проводятся регулярные богослужения – мне же досталась запертая на серьёзный замок старинная железная дверь. Обидно. Хотелось на уцелевшие фрески взглянуть. Ладно, не в этот раз. На Соборах.ру посмотрю.
Да, обещанная колокольня.
По узкой лесенке поднимаемся наверх:
Окошко изнутри:
Высота яруса звона – 58 метров. Выныриваем на поверхность, и прямо перед нами – пятиглавие храма:
Можно до мельчайших деталей рассмотреть восьмерики:
И подумать о вечном:
И о том, что еще 20 лет назад яруса звона здесь не существовало:
Красота, простор и дивные пейзажи до горизонта:
И без того маленькая Тотьма сверху выглядит совсем игрушечной:
Спасо-Суморин монастырь:
Троицкая церковь:
И вновь кресты и купола:
И спускаться обратно в ту жизнь совсем не хочется)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]