Животворящий столп в древней столице Грузии
---
Светицховели, один из главных кафедральных соборов Грузии, возведённый на месте захоронения хитона Христова в Мцхете, оброс клубком частично не стыкующихся друг с другом преданий, который ввиду не показного блогерского любопытства я постараюсь распутать и разложить всё по полочкам.
Официальное название – собор во имя 12 Апостолов – не таит в себе никакого намёка на сколько-нибудь занятную историю строительства, чудеса, божественный промысел, дворцовые интриги и предания, способные вывести из состояния полудрёмы разомлевшего под лучами тёплого грузинского солнца экскурсанта и привлечь его неподдельное внимание, чтобы по возвращению на кухоньке под бутылочку привезённой Хванчкары козырять перед приятелями, что в одном из самых святых мест Грузии побывал и чудодейственный животворящий столп своими глазами видел, и даже зачем-то тронул одним пальцем вековые фрески на нём.
Трогать фрески, разумеется, не стоит, а название Светицховели так и переводится: "свети" – столб, а "цховели" – живой, правда, значение слова с годами трансформировалось, а ближайший производный глагол "цховелеба" как раз и означает "оживлять, давать жизнь". Столб только уже давно не мироточит, истории об исцелении от прикосновения бабушки на скамейках у подъездов не пересказывают, но свечки за здравие родных и близких в соборе исправно ставят все верующие и многие посетители. Так откуда ж появилось на берегах у слияния Арагви и Куры столь волшебное место, связанное с хитоном Христовым и зарождением в Грузии христианства?
2.
Этой красивой легенды я уже касался в заметке о храме Джвари, но относительно строительства Светицховели она обрастает всё новыми и новыми подробностями, хоть сценарий для сериала садись писать, да грузинская православная церковь сие начинание вряд ли одобрит. Итак, после распятия Иисуса на кресте один житель Мцхеты выкупил за гроши у римских воинов одеяние Христа, т.е. хитон, и привёз его домой в страну Иберию, торжественно вручив своей сестре. Девушка по имени Сидония приняла ценный дар, да только взяв хитон в руки, умерла на месте. Сколько ни пытались высвободить одеяние у неё из рук, так ничего и не вышло, пришлось хоронить вместе с хитоном. На могиле вырос огромный раскидистый кедр. И спустя пару-тройку столетий вокруг кедра раскинулся царский сад, куда и пришла из-за кавказских гор после видения от Девы Марии в поисках хитона Святая Нино Каппадокийская.
3.
Во второй раз пересказывать, как правивший в те годы царь Мириан III решил принять христианство и утвердить его в качестве государственной религии, я не стану, а первой ниточкой к клубку легенд про Светицховели станет тот факт, что царь решил строить храм во имя нового Бога и обратился к Святой Нино за советом. Святой хоть и было видение, что "сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне, и присно и во веки веков", она позволила себе скромно умолчать и оставить решение за Мирианом. Тот долго не сомневался: Нино который месяц жила у садовника, о захоронении хитона старожилы сказания нашёптывали, так что храму суждено было появиться именно на месте царского сада.
4.
Священный кедр царь повелел срубить, а дальше начинаются разночтения и всевозможные трактовки последующего течения событий. По одной версии, что я уже описывал в заметке про Джвари, из древесины кедра решили изготовить кресты и установить на холмах по четырём сторонам иберийского царства, и после череды мистических событий, сопровождавшихся горением огненного креста в небе над Мцхетой, так и сделали. Другие источники утверждают, что из кедра порешили изготовить семь колонн для деревянного храма, а пень стал мироточить, прикасавшиеся к нему исцелялись тут же от болезней и недугов. Так что бросив все попытки выкорчевать пень, его нарекли Светицховели, что и послужило отправной точкой для прошедшего сквозь века названия собора.
5.
Схожая трактовка строительства первой христианской церкви в Грузии гласит, что шесть колонн вытесали из толстых сучьев, а с седьмую, несущую для купола, решили изготовить из самого ствола кедра. Языческие храмы в Иберии строились круглые, по типу шатра, так что и для церкви новой веры ничего особенного изобретать не стали, пока тенденции с запада не добрались. Когда плотники отложили рубанки, пилы и топоры, то сдвинуть массивный седьмой столб не получалось. Тянут-потянут, а сдвинуть не могут. Взяли время на подумать и разошлись по домам в недоумении.
6.
Все уснули в Мцхете кроме Святой Нино и её сподвижницы Саломеи Уджармской, и той было видение: с небес спустился юноша в огненной накидке и унёс столб на небо. Вскоре столб спустился с неба и повис в воздухе над торчавшим пнём, то поднимаясь, то опускаясь, и в итоге опустился на место, ставшее основанием храма. Не строители, а рука Божья должна заложить храм – так трактовали чудо святая Нино и жители Мцхеты.
7.
Столб стал мироточить, а прикоснувшийся к нему незрячий обрёл вновь зрение, святая Нино прикасалась одной рукой к столбу, а потом ей же исцеляла всех больных. Весть разнеслась по округе, и к животворящему столпу хлынул поток желающих избавиться от недугов. Царь Мириан постановил огородить столп, чтобы хоть как-то организовать паломников.
8.
Те каменные сени, расписанные фресками, появились лишь в XVI веке, а сам столб перестал мироточить в начале XVII столетия, когда на Кавказ вторглись войска персидского шаха Аббаса I. Фрески иллюстрируют историю хитона Христова и появления самого животворящего столпа, существенно истрепались и потускнели за столько лет, а на одной из них охотники за тайнами, пересмотревшие передач по Рен-ТВ находят то ли медуз с человеческими лицами, то ли подобие летающих тарелок. Как я ни вглядывался, ничего примечательного не обнаружил.
9.
10.
С самым первым деревянным храмом образца примерно 324 года всё более-менее понятно, хоть и история его строительства полна тайн и мистических загадок, когда ж построили нынешнюю версию собора, возвышающуюся над всеми остальными зданиями Мцхеты? В V веке вокруг животворящего столпа возвели другую базилику, отдельные части которой, как уверяют археологи, использовались в начале XI столетия уже для строительства огромного кафедрального собора в честь 12 Апостолов.
11.
Царь Георгий из рода Багратионов, именуемый Первым, постановил построить храм, что по красоте превосходил бы все существовавшие, и отдал приказ молодому архитектору Константину Арсакидзе, что не ударил лицом в грязь и за 19 лет возвёл воистину выдающееся сооружение, впрочем, поплатившись за свой талант потерей руки. Нет, не камнем придавило, что пришлось тем же ножом, что режут барашков, пилить руку Арсакидзе во избежание распространения гангрены. Как водится, бытует несколько версий.
12.
Арсакидзе был талантливым учеником одного завистливого архитектора, который не смог стерпеть, что как учитель, он остался не у дел, так что своего подопечного искусно перед царём оклеветал, обвинил в распиле бюджета, порочных связях и всём сопутствующем. А горячие кавказские мужчины с данной им властью ждать не будут и разбираться, так что после хлёсткого удара саблей отлетела рука у Арсакидзе. Эдакий грузинский Джейми Ланнистер, только не воин, а архитектор. А Ланнистеры всегда платят долги, и Арсукидзе ведь храм построил, долг выполнил и поплатился за чрезмерное доверие и честность.
13.
Либо царь повёл себя в стиле наших российских монархов, что любили выкалывать глаза, и отрубил руку, чтоб Арсакидзе не построил бы больше никогда ничего ещё более выдающегося и красивого. Либо, а без подобных легенд сложно представить рассказ о практически любом месте на Кавказе, вмешалась любовь, ревность и кровавая месть.
14.
В годы строительства собора Светицховели (1010-1029 годы) царь Георгий I вёл активные военные действия, а один из враждебных князей был влюблён в знатную красавицу по имени Шорэна. Запретный плод сладок, потому очередная война развернулась из-за женщины, Георгий тоже воспылал страстью к богоподобной девушке. Соперника то Георгий сразил, только сий подвиг девушку совсем не впечатлил и просто так идти под венец она за Георгия не собиралась, если только силой бы пришлось. Ещё один товарищ Саахов у нас всплывает, как в легенде про неприступную до возникновения раздора из-за женщины крепость Ананури.
15.
Пока наш товарищ Саахов, он же царь Георгий I, держал в заточении Шорэну и только успевал посылать прислугу убирать разбитую посуду и снимать сломанные гвоздики с ушей, обтекая водой и вином из графинов, девушка прониклась симпатией к придворному архитектору Арсакидзе. Царь долго не сомневался и отрубил тому руку, чтоб Константин и не подумал прикасаться к его желанной диве. А Шорэна, поняв, что счастья ей в этой жизни не видать, бросается насмерть с обрыва.
16.
Храм ещё не раз повреждали и восстанавливали за долгие столетия, после нашествия Тамерлана перестраивали и укрепляли купол в начале XV века, фрески датируются XVI-XVIII веками и явно неоднократно реставрировались. А мощная стена появилась вокруг собора лишь в конце XVIII столетия, хотя кажется, что она здесь была всегда, точнее, что её строительство – тоже дело рук печально известного Арсакидзе.
17.
18.
Светицховели показался на самом деле довольно светлым местом, соответствующим своему названию, если абстрагироваться от перевода с грузинского; и в Джвари, и в Троицкой церкви у Казбека на меня будто бы давила не сень веков, а сама тяжёлая атмосфера и полумрак, и внутренние ощущения мгновенно становились тяжкими - долго задерживаться внутри не хотелось.
19.
Сам городок Мцхета за исключением собора Светицховели, храма Джвари и ещё парочки монастырей в окрестностях с чисто исследовательской точки зрения никаких приятных сюрпризов не предложит. Во времена правления Саакашвили древнюю столицу капитально отремонтировали, облагородили, вычистили и теперь она напоминает эдакую потёмкинскую деревню, где вокруг основных достопримечательностей на фоне новодела и отреставрированных мощёных улиц, домов, заборчиков и изящных фонарей развернулся обязательный рынок. Чего стоит только туристический центр с массивными колоннами, увидев который, даже не знаешь, как реагировать: стоило ли настолько позволять фантазии архитектора разгуляться и строить мини-Парфенон по соседству со столь святым местом?!
20.
Туристические порталы рекомендуют легко поддающемуся на искушения гостю страны остановиться в Мцхете, сбежав от шума и суеты Тбилиси, побродить по улочкам и никуда не торопиться. Бьюсь об заклад, что даже впервые выехавший за рубеж наш соотечественник, скупив весь доступный ассортимент сувениров и попробовав всё вино у уличных торговцев и изрядно захмелев, через полдня взвоет от скуки, уже посетив Светицховели и Джвари.
21.
Сувениры на всех рынках Грузии однотипные, но обязательно с национальным колоритом: от папахи и рогов для вина до вездесущих и набивших оскомину тарелочек, фенечек, браслетиков и носков. С другой стороны, есть маститые путешественники, что коллекционируют не магниты, а именно тарелочки, или, к примеру, картины привозят даже их самых “филейных точек” мира в Центральной Африке или островов Океании, названия которых далеко не каждый и слышал на школьном курсе географии.
22.
Основной бой идёт у продавцов домашнего вина и расписных бутылок под него, а также у лотков с домашней чурчхелой. Удивительно, но моя знакомая, живущая в Грузии пару лет, заявила, что самая вкусная чурчхела не у бабушек, а магазинная, что продаётся также в зале вылета в аэропорту Тбилиси. Названия бренда не вспомню, но записывайте себе в молескины заточенным пером подтверждённый совет и лайфхак: цены в аэропорту почти такие же, как на рынках, где она покрывается пылью, а вкус и качество заводского продукта ничем не уступает или вовсе превосходит кустарное производство тётушки Мариам из ушатанного райончика Авлабари.
23.
24.
Так что при всём уважении к жителям Мцхеты позвольте резюмировать, что на посещение древней столицы достаточно отвести половину дня, если Вы не отправитесь в действующий женский монастырь Самтавро или расположенный неподалёку в горах Шиомгвиме.
25.
По Грузии мне осталось придумать, как рассказать читателю про колоритный и не оставляющий равнодушным Тбилиси, пусть я уже и отправлял Вас в виртуальную прогулку по парадным района Сололаки и поделился локациями, где можно увидеть достойный стрит-арт, в том числе, и от заграничных художников. Keep it locked!
Другие посты о Грузии:
Кавказа царь могучий
Храм святого Креста - Джвари
Парадные старого Тифлиса
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Официальное название – собор во имя 12 Апостолов – не таит в себе никакого намёка на сколько-нибудь занятную историю строительства, чудеса, божественный промысел, дворцовые интриги и предания, способные вывести из состояния полудрёмы разомлевшего под лучами тёплого грузинского солнца экскурсанта и привлечь его неподдельное внимание, чтобы по возвращению на кухоньке под бутылочку привезённой Хванчкары козырять перед приятелями, что в одном из самых святых мест Грузии побывал и чудодейственный животворящий столп своими глазами видел, и даже зачем-то тронул одним пальцем вековые фрески на нём.
Трогать фрески, разумеется, не стоит, а название Светицховели так и переводится: "свети" – столб, а "цховели" – живой, правда, значение слова с годами трансформировалось, а ближайший производный глагол "цховелеба" как раз и означает "оживлять, давать жизнь". Столб только уже давно не мироточит, истории об исцелении от прикосновения бабушки на скамейках у подъездов не пересказывают, но свечки за здравие родных и близких в соборе исправно ставят все верующие и многие посетители. Так откуда ж появилось на берегах у слияния Арагви и Куры столь волшебное место, связанное с хитоном Христовым и зарождением в Грузии христианства?
2.
Этой красивой легенды я уже касался в заметке о храме Джвари, но относительно строительства Светицховели она обрастает всё новыми и новыми подробностями, хоть сценарий для сериала садись писать, да грузинская православная церковь сие начинание вряд ли одобрит. Итак, после распятия Иисуса на кресте один житель Мцхеты выкупил за гроши у римских воинов одеяние Христа, т.е. хитон, и привёз его домой в страну Иберию, торжественно вручив своей сестре. Девушка по имени Сидония приняла ценный дар, да только взяв хитон в руки, умерла на месте. Сколько ни пытались высвободить одеяние у неё из рук, так ничего и не вышло, пришлось хоронить вместе с хитоном. На могиле вырос огромный раскидистый кедр. И спустя пару-тройку столетий вокруг кедра раскинулся царский сад, куда и пришла из-за кавказских гор после видения от Девы Марии в поисках хитона Святая Нино Каппадокийская.
3.
Во второй раз пересказывать, как правивший в те годы царь Мириан III решил принять христианство и утвердить его в качестве государственной религии, я не стану, а первой ниточкой к клубку легенд про Светицховели станет тот факт, что царь решил строить храм во имя нового Бога и обратился к Святой Нино за советом. Святой хоть и было видение, что "сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне, и присно и во веки веков", она позволила себе скромно умолчать и оставить решение за Мирианом. Тот долго не сомневался: Нино который месяц жила у садовника, о захоронении хитона старожилы сказания нашёптывали, так что храму суждено было появиться именно на месте царского сада.
4.
Священный кедр царь повелел срубить, а дальше начинаются разночтения и всевозможные трактовки последующего течения событий. По одной версии, что я уже описывал в заметке про Джвари, из древесины кедра решили изготовить кресты и установить на холмах по четырём сторонам иберийского царства, и после череды мистических событий, сопровождавшихся горением огненного креста в небе над Мцхетой, так и сделали. Другие источники утверждают, что из кедра порешили изготовить семь колонн для деревянного храма, а пень стал мироточить, прикасавшиеся к нему исцелялись тут же от болезней и недугов. Так что бросив все попытки выкорчевать пень, его нарекли Светицховели, что и послужило отправной точкой для прошедшего сквозь века названия собора.
5.
Схожая трактовка строительства первой христианской церкви в Грузии гласит, что шесть колонн вытесали из толстых сучьев, а с седьмую, несущую для купола, решили изготовить из самого ствола кедра. Языческие храмы в Иберии строились круглые, по типу шатра, так что и для церкви новой веры ничего особенного изобретать не стали, пока тенденции с запада не добрались. Когда плотники отложили рубанки, пилы и топоры, то сдвинуть массивный седьмой столб не получалось. Тянут-потянут, а сдвинуть не могут. Взяли время на подумать и разошлись по домам в недоумении.
6.
Все уснули в Мцхете кроме Святой Нино и её сподвижницы Саломеи Уджармской, и той было видение: с небес спустился юноша в огненной накидке и унёс столб на небо. Вскоре столб спустился с неба и повис в воздухе над торчавшим пнём, то поднимаясь, то опускаясь, и в итоге опустился на место, ставшее основанием храма. Не строители, а рука Божья должна заложить храм – так трактовали чудо святая Нино и жители Мцхеты.
7.
Столб стал мироточить, а прикоснувшийся к нему незрячий обрёл вновь зрение, святая Нино прикасалась одной рукой к столбу, а потом ей же исцеляла всех больных. Весть разнеслась по округе, и к животворящему столпу хлынул поток желающих избавиться от недугов. Царь Мириан постановил огородить столп, чтобы хоть как-то организовать паломников.
8.
Те каменные сени, расписанные фресками, появились лишь в XVI веке, а сам столб перестал мироточить в начале XVII столетия, когда на Кавказ вторглись войска персидского шаха Аббаса I. Фрески иллюстрируют историю хитона Христова и появления самого животворящего столпа, существенно истрепались и потускнели за столько лет, а на одной из них охотники за тайнами, пересмотревшие передач по Рен-ТВ находят то ли медуз с человеческими лицами, то ли подобие летающих тарелок. Как я ни вглядывался, ничего примечательного не обнаружил.
9.
10.
С самым первым деревянным храмом образца примерно 324 года всё более-менее понятно, хоть и история его строительства полна тайн и мистических загадок, когда ж построили нынешнюю версию собора, возвышающуюся над всеми остальными зданиями Мцхеты? В V веке вокруг животворящего столпа возвели другую базилику, отдельные части которой, как уверяют археологи, использовались в начале XI столетия уже для строительства огромного кафедрального собора в честь 12 Апостолов.
11.
Царь Георгий из рода Багратионов, именуемый Первым, постановил построить храм, что по красоте превосходил бы все существовавшие, и отдал приказ молодому архитектору Константину Арсакидзе, что не ударил лицом в грязь и за 19 лет возвёл воистину выдающееся сооружение, впрочем, поплатившись за свой талант потерей руки. Нет, не камнем придавило, что пришлось тем же ножом, что режут барашков, пилить руку Арсакидзе во избежание распространения гангрены. Как водится, бытует несколько версий.
12.
Арсакидзе был талантливым учеником одного завистливого архитектора, который не смог стерпеть, что как учитель, он остался не у дел, так что своего подопечного искусно перед царём оклеветал, обвинил в распиле бюджета, порочных связях и всём сопутствующем. А горячие кавказские мужчины с данной им властью ждать не будут и разбираться, так что после хлёсткого удара саблей отлетела рука у Арсакидзе. Эдакий грузинский Джейми Ланнистер, только не воин, а архитектор. А Ланнистеры всегда платят долги, и Арсукидзе ведь храм построил, долг выполнил и поплатился за чрезмерное доверие и честность.
13.
Либо царь повёл себя в стиле наших российских монархов, что любили выкалывать глаза, и отрубил руку, чтоб Арсакидзе не построил бы больше никогда ничего ещё более выдающегося и красивого. Либо, а без подобных легенд сложно представить рассказ о практически любом месте на Кавказе, вмешалась любовь, ревность и кровавая месть.
14.
В годы строительства собора Светицховели (1010-1029 годы) царь Георгий I вёл активные военные действия, а один из враждебных князей был влюблён в знатную красавицу по имени Шорэна. Запретный плод сладок, потому очередная война развернулась из-за женщины, Георгий тоже воспылал страстью к богоподобной девушке. Соперника то Георгий сразил, только сий подвиг девушку совсем не впечатлил и просто так идти под венец она за Георгия не собиралась, если только силой бы пришлось. Ещё один товарищ Саахов у нас всплывает, как в легенде про неприступную до возникновения раздора из-за женщины крепость Ананури.
15.
Пока наш товарищ Саахов, он же царь Георгий I, держал в заточении Шорэну и только успевал посылать прислугу убирать разбитую посуду и снимать сломанные гвоздики с ушей, обтекая водой и вином из графинов, девушка прониклась симпатией к придворному архитектору Арсакидзе. Царь долго не сомневался и отрубил тому руку, чтоб Константин и не подумал прикасаться к его желанной диве. А Шорэна, поняв, что счастья ей в этой жизни не видать, бросается насмерть с обрыва.
16.
Храм ещё не раз повреждали и восстанавливали за долгие столетия, после нашествия Тамерлана перестраивали и укрепляли купол в начале XV века, фрески датируются XVI-XVIII веками и явно неоднократно реставрировались. А мощная стена появилась вокруг собора лишь в конце XVIII столетия, хотя кажется, что она здесь была всегда, точнее, что её строительство – тоже дело рук печально известного Арсакидзе.
17.
18.
Светицховели показался на самом деле довольно светлым местом, соответствующим своему названию, если абстрагироваться от перевода с грузинского; и в Джвари, и в Троицкой церкви у Казбека на меня будто бы давила не сень веков, а сама тяжёлая атмосфера и полумрак, и внутренние ощущения мгновенно становились тяжкими - долго задерживаться внутри не хотелось.
19.
Сам городок Мцхета за исключением собора Светицховели, храма Джвари и ещё парочки монастырей в окрестностях с чисто исследовательской точки зрения никаких приятных сюрпризов не предложит. Во времена правления Саакашвили древнюю столицу капитально отремонтировали, облагородили, вычистили и теперь она напоминает эдакую потёмкинскую деревню, где вокруг основных достопримечательностей на фоне новодела и отреставрированных мощёных улиц, домов, заборчиков и изящных фонарей развернулся обязательный рынок. Чего стоит только туристический центр с массивными колоннами, увидев который, даже не знаешь, как реагировать: стоило ли настолько позволять фантазии архитектора разгуляться и строить мини-Парфенон по соседству со столь святым местом?!
20.
Туристические порталы рекомендуют легко поддающемуся на искушения гостю страны остановиться в Мцхете, сбежав от шума и суеты Тбилиси, побродить по улочкам и никуда не торопиться. Бьюсь об заклад, что даже впервые выехавший за рубеж наш соотечественник, скупив весь доступный ассортимент сувениров и попробовав всё вино у уличных торговцев и изрядно захмелев, через полдня взвоет от скуки, уже посетив Светицховели и Джвари.
21.
Сувениры на всех рынках Грузии однотипные, но обязательно с национальным колоритом: от папахи и рогов для вина до вездесущих и набивших оскомину тарелочек, фенечек, браслетиков и носков. С другой стороны, есть маститые путешественники, что коллекционируют не магниты, а именно тарелочки, или, к примеру, картины привозят даже их самых “филейных точек” мира в Центральной Африке или островов Океании, названия которых далеко не каждый и слышал на школьном курсе географии.
22.
Основной бой идёт у продавцов домашнего вина и расписных бутылок под него, а также у лотков с домашней чурчхелой. Удивительно, но моя знакомая, живущая в Грузии пару лет, заявила, что самая вкусная чурчхела не у бабушек, а магазинная, что продаётся также в зале вылета в аэропорту Тбилиси. Названия бренда не вспомню, но записывайте себе в молескины заточенным пером подтверждённый совет и лайфхак: цены в аэропорту почти такие же, как на рынках, где она покрывается пылью, а вкус и качество заводского продукта ничем не уступает или вовсе превосходит кустарное производство тётушки Мариам из ушатанного райончика Авлабари.
23.
24.
Так что при всём уважении к жителям Мцхеты позвольте резюмировать, что на посещение древней столицы достаточно отвести половину дня, если Вы не отправитесь в действующий женский монастырь Самтавро или расположенный неподалёку в горах Шиомгвиме.
25.
По Грузии мне осталось придумать, как рассказать читателю про колоритный и не оставляющий равнодушным Тбилиси, пусть я уже и отправлял Вас в виртуальную прогулку по парадным района Сололаки и поделился локациями, где можно увидеть достойный стрит-арт, в том числе, и от заграничных художников. Keep it locked!
Другие посты о Грузии:
Кавказа царь могучий
Храм святого Креста - Джвари
Парадные старого Тифлиса
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Взято: sasha-lotus.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]