Мать греха
---
В Библии описано 3000 мужчин и около 180 женщин. Те, кто не упоминался именем собственным, называются дочерью фараона, женой Иова, матерью Иова, дочерью Иова, жена Пилата и др.
Но главенствует там Ева.
Ева ответственна за падение во грех наших смертных душ, когда она закусила яблочком в Эдемском саду.
Из-за ее плохого поведения и желания разнообразить фруктовую диету, Ева стала одной из самых рисуемых женщин, а эта история глубоко укоренилась в психике западной цивилизации и истории искусства.
В нашу эпоху, когда прославляются ролевые женские персонажи, которые совершают ошибки, которые подрывают традиционные представления о женственности, как стыдливой тупой и лишенной воли, давайте оценим сложную фигуру Евы – первая, оригинальная плохая девушка.
Ну, давайте для начала посмотрим, откуда вообще взялась эта личность.
Надеюсь, вы не испытаете шок узнав, что аллегория Евы существовала еще до того, как была написана Библия.
Изгнание Адама и Евы 1829
Александр Мосс (1793–1837)
Факты свидетельствуют о том, что история Адама и Евы произошла из древней вавилонской и месопотамской мифологии.
В древней Месопотамии богиня Нинхурсага создала богиню Нинти, чье имя означает «дама из ребра», чтобы исцелить больное ребро Энки (бога Воды).
Тогда, наверно, еще не было съедобных яблок – так, одни дички росли, Энки закусил запретными цветочками, и Нинхурсага проклял его за непослушание.
Вот тогда-то и определились гендерные роли!!!
Афродита Победоносная
Сегодня ученые сравнивают фигуру Евы с десятками других доисторических и языческих богинь, восходящих к бронзовому веку, включая богиню Хурри Хепат, семитскую богиню-мать Ашеру ….
Суд Париса 1450–1455
А еще была Афродита, тоже любительница яблок. Об этом свидетельствует Парис, который отдал Афродите золотое яблоко раздора.
Подарочек еще тот оказался, но Парис знал, что делал. Впрочем, это отдельная история, просто ужас, яблоко оказалось причиной тяжких событий: знаем-знаем (бедная Троя).
Вот видите – опять женоненавистничество! Корень зла в богине любви!
Общая черта всех этих рассказов: ищите женщину!
Как правило, эта женщина настолько опасно - соблазнительна, что убеждает мужчин принимать ужасные и необратимые решения. Разве Парис начал бы Троянскую войну, если бы его не сбила с пути женская красота? Адам бы укусил яблоко, если бы не принял его от Евы?
Вот и получается, что в мире идеальных, невинных, ничего не знающих и нежелающих мужей, существует один дестабилизирующий фактор – это женщины!
Мужчины просто ягнятки. Ну, фруктовой диеты они точно чураются (в большинстве).
Адам и Ева
1504, гравюра Альбрехта Дюрера (1471–1528)
Разобрались, кто виноват, теперь посмотрим, как изображали историю грехопадения художники, сплошь мужчины, между прочим.
Одно из самых известных изображений Адама и Евы - немецкая гравюра эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера 1504 года. Изображение Дюрера быстро распространилось благодаря новому типу печати - гравюре на медной пластине, которую он использовал многократно.
Тысячи людей в Европе шестнадцатого века увидели могучую композицию Дюрера и поверили, что они видят истинные портреты первых мужчины и женщины.
Вот, смотрите: змей обвивается вокруг ветви. Он передает фрукты Еве, а Адам пассивно смотрит. Одна рука свободна, и скоро в нее вложат яблочко. Жест Евы деликатный и двусмысленный - ее кормят запретным плодом? Или она кормит Адама?
Альбрехт Дюрер (1471–1528) (после)
Дюрер был очарован этой темой и создал много версий, в том числе масштабную картину (копию своей гравюры).
Падение человека, 1592, Корнелис ван Харлем (1562–1638)
Потом, в 1592 году Корнелис Ван Харлем создал очень похожее изображение Адама и Евы в «Падении человека».
Ученые отмечают, что в этом изображении женщина-змея, гадина ползучая, приобрела человеческий облик и стала похожа … угадайте, на кого.
Рафаэлло. Адам и Ева (потолочная панель) 1509-11. Станца делла Сеньятура. Папские дворцы, Ватикан
Тициан: Падение (около 1550 г.); Мадрид, Прадо
Просто невозможно не показать эту этот шедевр. Знаменитый живописный рассказ Тициана о грехопадении, созданый около 1550 года в Испании последней четверти шестнадцатого века. (Одна из ключевых картин Прадо).
А дальше – увы. увы. стало еще хуже… То есть, сами шедевры прекрасны. Смысл, который закладывался в них, стал меняться.
Лукас Кранах старший (1472–1553)
Змея на его картине слабо выражена, так, какой-то второстепенный персонаж.
Адам и Ева 16-й в. Фламандская школа
В других изображениях , например, неизвестного художника фламандской школы, змею вообще не видно, и подразумевается, что весь страшный грех поедания сладкого плода лежит целиком на Еве.
"Первородный грех". Тинторетто, первородный грех
Свет освещает лицо и тело Евы, которая протягивает запретный плод Адаму, его левая половина тела уже находится в тени и отношение, кажется, отражает нерешительность и страдания.
Адам и Ева в раю.1629.
Иоганн Кениг (1586–1642)
А вот и ещё взгляд – тощий Адам, агнец невинный, и над ним Ева – вся в своей красоте зрелого пышного обнаженного тела. Соблазнительница…. Ого! Думаю, Адаму виагра в виде яблока и не понадобилась….
Архетип Евы стал представлять женственность?
Иезавель 1896.
Джон Биам Листон Шоу (1872–1919)
Фигура Евы в популярном воображении — это слияние многих героинь-женщин, как исторических, так и вымышленных - от Иезавели и Медеи до Пандоры, Далилы и Саломеи.
Все эти известные, «плохо себя ведущие» женщины постоянно появлялись в западной истории искусства и литературе.
Такие негативные стереотипы, окружающие образы женственности, возможно, способствовали преследованию «ведьм», особенно в средневековой и ренессансной Европе, и уж точно сексуальность связывают с грехом.
К 1880-м годам символ «роковой женщины» обычно использовались для обозначения помешанной на сексе, соблазнительной, опасной женщины.
Медея Колдунья 1880
Кэмерон Принсеп (1838–1904)
Пандора. Лоуренс Альма-Тадема (1836–1912)
Почему миф о сотворении мира и фигура Евы продолжают очаровывать нас?
История Евы оказала более глубокое негативное влияние на женщин, чем любая другая мифологическая или библейская история.
На протяжении веков она использовалась Церковью для оправдания патриархальных взглядов и подчинения женщины.
Адам и Ева. 1910 г. Август Маке
Ева абсолютно противоречива. Как она может быть преднамеренно злой, но в то же время легковерной, глупой и безвольной? Тем не менее, вечная, символическая сила Евы продолжает насыщать современную популярную культуру. И неудивительна живучесть этой модели: ведь образ библейской женщины встроен в современные культурные модели.
Но все потихоньку меняется …. Если вы смотрели «Добрые предзнаменования» по роману Нила Гаймана и Терри Пратчетта, вы заметили, что Адам и Ева изображены как черные персонажи.
Возможно, это относится к теории «Митохондриальной Евы» - первой женщиной, которая могла быть общим предком для всех, была африканка, и поэтому она была черной, а не белой, как ее изображали на протяжении всей западной истории искусства.
Вот такие новости.
Посмотрим – посмотрим, как дальше художники будут изображать нашу Праматерь. Кисти им в руки😊.
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]