Тотьма. Церковь Рождества Христова. 1746-1748; 1786-1793 гг.
---
Рассказ о маленьком северном городке Тотьма невозможно уместить в один пост – а посему раскладывать по полочкам впечатления будем обстоятельно и поэтапно. Бессистемно – как Бог на душу положит. Но вдумчиво и подробно.
Тотьма - с её неплохо сохранившейся исторической застройкой и фантастически красивыми церквями, рассматривать каждую из которых можно бесконечно - заслуживает самого пристального внимания, ибо зачаровывает с первого взгляда и навсегда.
Холмистый берег Сухоны, на котором расположен город (кстати, ровно на той же северной 60 широте, что и Питер) – кладезь живописнейших пейзажей, с пригорками, долинами, сосновыми лесами, полями, плывущими облаками, простором и воздухом. И является своего рода лирическим вступлением перед знакомством с собственно Тотьмой.
Первое документальное упоминание как о самой Тотьме, так и о занятиях её жителей относится к 1137 году – в одной из грамот новгородского князя Святослава Ольговича есть указание на необходимость уплаты в казну новгородского Софийского собора натурального оброка в виде сорока куньих мехов. Пушистое золото всегда было в цене, а с XIII века тотьмичи освоили еще и соляной промысел – дело весьма прибыльное.
Вдобавок, если учесть более чем удачное в ту пору расположение на берегу Сухоны – на единственном (в допетровскую эпоху) торговом водном пути из России в Европу через порт Архангельска – наладить надёжные деловые связи для предприимчивых местных жителей не составляло большого труда; а коли бизнес шёл в гору, капиталы множились – то и город застраивался и благоустраивался.
До начала XVIII века практически вся городская застройка была деревянной (периодически гибнувшей в пожарах):
Собственно, таковой частично она осталась и поныне – на улицах Тотьмы деревянных домов предостаточно:
О памятниках деревянного зодчества Тотьмы необходим отдельный пост – причем, не единственный - и сегодня на них мы останавливаться не будем.
Первое же место в череде архитектурных достопримечательностей города по праву занимают её уникальные каменные храмы, построенные во второй половине XVIII века – ради них одних уже стоит ехать в Тотьму, ибо здесь они, во-первых, транспортно доступны, во-вторых, 20 лет назад отреставрированы и, в-третьих, незабываемо прекрасны, фотогеничны и оригинальны, иными словами, в точности соответствуют всем критериям так называемых объектов must see.
С одним из этих объектов мы сегодня и познакомимся подробнее – его фото сопровождают наш рассказ с самого начала. Итак, Тотьма, церковь Рождества Христова:
Попеременно сменяющие друг друга деревянные церкви существовали на этом месте предположительно с середины XVI века. В 1743 году в Тотьме случился сильнейший пожар, после которого церковь было решено отстроить в камне. Строительство велось в два приёма, а посему в итоге здание получилось фактически состоящим из двух разностилевых частей.
В 1746-1748 годах был построен одноэтажный так называемый ”теплый” храм с пятигранной апсидой – он и является нижним, первым ярусом нынешнего здания:
Заметили разницу в оформлении окон? На первом ярусе – уже архаичные на тот момент наличники, тяготеющие к древнерусскому узорочью. Русский Север – оплот древних традиций, народ себе на уме, жил не по указаниям из далёкой столицы, а по своему разумению. И правильно делал – а чего метаться?
Пятигранная апсида нижнего храма:
Вход в нижний храм, выполненный в виде богатого портала:
Пилястры, парные по углам, опираются, как сказано в каком-то из первоисточников, на некое подобие консолей:
Цоколь с поребриком (заодно попали в кадр вездесущие стеклопакеты):
Одноэтажная церковь просуществовала сорок лет. В 1786 году начались (а в 1793 завершились) работы по пристройке-надстройке над верхней частью здания ”холодного” храма, уже совсем иного по стилю.
”Холодный” храм – это второй и третий ярусы, именно на них в пространствах по-над окнами расположены легендарные тотемские картуши – декоративные узорные ”клейма” разного рисунка, выложенные из фигурного кирпича.
Именно они – картуши - стали отличительной особенностью архитектурных объектов, появившихся в Тотьме и её окрестностях во второй половине XVIII века, характерной деталью так называемого тотемского (ударение на первый слог) барокко,...
...локального уникального архитектурного направления, яркие представители которого, увы, по большей части разбросаны по умирающим деревням, предоставлены сами себе, разрушены, разграблены за годы советской власти и являют собой живописные руины, небезопасные для посещения исследователями и любителями архитектурной экзотики.
В общем, всё грустно.
Но вернёмся к нашему Рождественскому храму, к его “холодной” верхней надстройке. Для входа в верхний храм, с запада было пристроено восьмигранное крыльцо с двумя крытыми лестничными пролётами:
Три восьмерика:
Нижний световой восьмерик, с картушами, разумеется:
Восточный фасад:
Апсида верхнего храма:
Алтарь верхнего храма разместился над четвериком храма нижнего.
А четверик верхнего храма – над трапезной нижнего.
А собственно трапезная верхнего храма отсутствует вовсе – что с лихвой компенсируется аж тремя восьмериками в завершении, придающими в итоге всему сооружению вид резко сужающейся кверху пирамиды.
В 1786-1795 гг к югу от храма была построена колокольня с церковью Параскевы Пятницы в первом ярусе (разрушена в советское время). На дореволюционном фото она присутствует:
Вычитала, что одной из особенностей тотемских церквей является их несоразмерность при осмотре с разных сторон. Вид с юга (фото с Соборов.ру), колоритное, поставленное на широкую основу, немаленьких пропорций здание:
Вид с востока, узкая постройка в три окна:
Картуши вместе с кирпичным декором выглядят бесподобно, и в некоторых ракурсах просто ослепительны. Вид с северо-запада:
С юга (снято вечером, поэтому южная стена получилась тёмной):
С севера:
Здание попадает в поле зрения как при осмотре городских панорам с двух местных колоколен (о каждой из них будет в дальнейшем отдельный пост):
Так и при въезде/выезде из города, когда оглянувшись, бросаешь прощальный взгляд на всю эту красоту, и так не хочется уезжать…
На сайте местного нежадного Музея обнаружилась масса чёрно-белых фото Рождественской церкви – дореволюционных и советских. Большое человеческое спасибо (!!!) за такую щедрость, ибо далеко не каждый музей готов безвозмездно поделиться подобными материалами.
Начало XX века, с еще существующей с юга церковью-колокольней Параскевы Пятницы, построенной одновременно с верхним холодным храмом (1786-1795 гг) и снесённой после революции (сейчас на её месте установлен памятный крест):
Советский период, 1970-80-е годы:
В то время церковь приспособили под ремонтную мастерскую, с северной стороны в первом ярусе четверика была пробита дверь. Флаг вместо креста над алтарём:
Никакой колокольни и в помине нет:
К счастью, времена меняются. Впервые о восстановлении сохранившихся, но искалеченных памятников Тотьмы заговорили в конце 1970-х годов, тогда же в городе был организован местный реставрационный участок.
В 1988-1991 гг институтом ”Спецпроектреставрация” был подготовлен проект реставрации церкви Рождества Христова, работы в соответствии с которым проводились на протяжении 1990-х годов. На фото тех лет церковь окружена строительными лесами. Юго-восток, на заднем плане - Входоиерусалимская церковь, еще одно чудо тотемского барокко:
Запад:
В таком же виде зимой 1997 года её застал Уильям Брумфилд, американский фотограф и историк русской архитектуры, перу которого принадлежат следующие строки:
“Неважно, каким путем Вы приезжаете в Тотьму - через волнистые поля и леса или по широкой долине реки Сухона - в любом случае появление этих высоких церковных башен среди окружающего ландшафта вызывает чувство изумления. Я путешествовал по Тотемскому району в жаркие летние утра, когда силуэты церквей парят над окружающими полянами.
Но, по моему мнению, Тотьма лучше смотрится зимой, например, в морозный солнечный день (30 градусов), как это было в начале января 1997 г., когда церковные башни пробивались сквозь ледяной туман и дым из сотен деревянных изб, прикрытых снегом.
Несмотря на неизбежный процесс и изменения в XX веке, Тотьме чудом удалось сохранить размер и ауру более ранней эпохи, в которой белые парящие храмы составляли один из самых красивых ансамблей России."
Готова подписаться под каждым из этих слов – город совершенно волшебный J
В наши дни одна из красивейших церквей Вологодской области используется по своему прямому назначению. И, помимо того, разумеется, радует многочисленных гостей города своим неповторимым обликом.
(Продолжение следует…)
Тотьма - с её неплохо сохранившейся исторической застройкой и фантастически красивыми церквями, рассматривать каждую из которых можно бесконечно - заслуживает самого пристального внимания, ибо зачаровывает с первого взгляда и навсегда.
Холмистый берег Сухоны, на котором расположен город (кстати, ровно на той же северной 60 широте, что и Питер) – кладезь живописнейших пейзажей, с пригорками, долинами, сосновыми лесами, полями, плывущими облаками, простором и воздухом. И является своего рода лирическим вступлением перед знакомством с собственно Тотьмой.
Первое документальное упоминание как о самой Тотьме, так и о занятиях её жителей относится к 1137 году – в одной из грамот новгородского князя Святослава Ольговича есть указание на необходимость уплаты в казну новгородского Софийского собора натурального оброка в виде сорока куньих мехов. Пушистое золото всегда было в цене, а с XIII века тотьмичи освоили еще и соляной промысел – дело весьма прибыльное.
Вдобавок, если учесть более чем удачное в ту пору расположение на берегу Сухоны – на единственном (в допетровскую эпоху) торговом водном пути из России в Европу через порт Архангельска – наладить надёжные деловые связи для предприимчивых местных жителей не составляло большого труда; а коли бизнес шёл в гору, капиталы множились – то и город застраивался и благоустраивался.
До начала XVIII века практически вся городская застройка была деревянной (периодически гибнувшей в пожарах):
Собственно, таковой частично она осталась и поныне – на улицах Тотьмы деревянных домов предостаточно:
О памятниках деревянного зодчества Тотьмы необходим отдельный пост – причем, не единственный - и сегодня на них мы останавливаться не будем.
Первое же место в череде архитектурных достопримечательностей города по праву занимают её уникальные каменные храмы, построенные во второй половине XVIII века – ради них одних уже стоит ехать в Тотьму, ибо здесь они, во-первых, транспортно доступны, во-вторых, 20 лет назад отреставрированы и, в-третьих, незабываемо прекрасны, фотогеничны и оригинальны, иными словами, в точности соответствуют всем критериям так называемых объектов must see.
С одним из этих объектов мы сегодня и познакомимся подробнее – его фото сопровождают наш рассказ с самого начала. Итак, Тотьма, церковь Рождества Христова:
Попеременно сменяющие друг друга деревянные церкви существовали на этом месте предположительно с середины XVI века. В 1743 году в Тотьме случился сильнейший пожар, после которого церковь было решено отстроить в камне. Строительство велось в два приёма, а посему в итоге здание получилось фактически состоящим из двух разностилевых частей.
В 1746-1748 годах был построен одноэтажный так называемый ”теплый” храм с пятигранной апсидой – он и является нижним, первым ярусом нынешнего здания:
Заметили разницу в оформлении окон? На первом ярусе – уже архаичные на тот момент наличники, тяготеющие к древнерусскому узорочью. Русский Север – оплот древних традиций, народ себе на уме, жил не по указаниям из далёкой столицы, а по своему разумению. И правильно делал – а чего метаться?
Пятигранная апсида нижнего храма:
Вход в нижний храм, выполненный в виде богатого портала:
Пилястры, парные по углам, опираются, как сказано в каком-то из первоисточников, на некое подобие консолей:
Цоколь с поребриком (заодно попали в кадр вездесущие стеклопакеты):
Одноэтажная церковь просуществовала сорок лет. В 1786 году начались (а в 1793 завершились) работы по пристройке-надстройке над верхней частью здания ”холодного” храма, уже совсем иного по стилю.
”Холодный” храм – это второй и третий ярусы, именно на них в пространствах по-над окнами расположены легендарные тотемские картуши – декоративные узорные ”клейма” разного рисунка, выложенные из фигурного кирпича.
Именно они – картуши - стали отличительной особенностью архитектурных объектов, появившихся в Тотьме и её окрестностях во второй половине XVIII века, характерной деталью так называемого тотемского (ударение на первый слог) барокко,...
...локального уникального архитектурного направления, яркие представители которого, увы, по большей части разбросаны по умирающим деревням, предоставлены сами себе, разрушены, разграблены за годы советской власти и являют собой живописные руины, небезопасные для посещения исследователями и любителями архитектурной экзотики.
В общем, всё грустно.
Но вернёмся к нашему Рождественскому храму, к его “холодной” верхней надстройке. Для входа в верхний храм, с запада было пристроено восьмигранное крыльцо с двумя крытыми лестничными пролётами:
Три восьмерика:
Нижний световой восьмерик, с картушами, разумеется:
Восточный фасад:
Апсида верхнего храма:
Алтарь верхнего храма разместился над четвериком храма нижнего.
А четверик верхнего храма – над трапезной нижнего.
А собственно трапезная верхнего храма отсутствует вовсе – что с лихвой компенсируется аж тремя восьмериками в завершении, придающими в итоге всему сооружению вид резко сужающейся кверху пирамиды.
В 1786-1795 гг к югу от храма была построена колокольня с церковью Параскевы Пятницы в первом ярусе (разрушена в советское время). На дореволюционном фото она присутствует:
Вычитала, что одной из особенностей тотемских церквей является их несоразмерность при осмотре с разных сторон. Вид с юга (фото с Соборов.ру), колоритное, поставленное на широкую основу, немаленьких пропорций здание:
Вид с востока, узкая постройка в три окна:
Картуши вместе с кирпичным декором выглядят бесподобно, и в некоторых ракурсах просто ослепительны. Вид с северо-запада:
С юга (снято вечером, поэтому южная стена получилась тёмной):
С севера:
Здание попадает в поле зрения как при осмотре городских панорам с двух местных колоколен (о каждой из них будет в дальнейшем отдельный пост):
Так и при въезде/выезде из города, когда оглянувшись, бросаешь прощальный взгляд на всю эту красоту, и так не хочется уезжать…
На сайте местного нежадного Музея обнаружилась масса чёрно-белых фото Рождественской церкви – дореволюционных и советских. Большое человеческое спасибо (!!!) за такую щедрость, ибо далеко не каждый музей готов безвозмездно поделиться подобными материалами.
Начало XX века, с еще существующей с юга церковью-колокольней Параскевы Пятницы, построенной одновременно с верхним холодным храмом (1786-1795 гг) и снесённой после революции (сейчас на её месте установлен памятный крест):
Советский период, 1970-80-е годы:
В то время церковь приспособили под ремонтную мастерскую, с северной стороны в первом ярусе четверика была пробита дверь. Флаг вместо креста над алтарём:
Никакой колокольни и в помине нет:
К счастью, времена меняются. Впервые о восстановлении сохранившихся, но искалеченных памятников Тотьмы заговорили в конце 1970-х годов, тогда же в городе был организован местный реставрационный участок.
В 1988-1991 гг институтом ”Спецпроектреставрация” был подготовлен проект реставрации церкви Рождества Христова, работы в соответствии с которым проводились на протяжении 1990-х годов. На фото тех лет церковь окружена строительными лесами. Юго-восток, на заднем плане - Входоиерусалимская церковь, еще одно чудо тотемского барокко:
Запад:
В таком же виде зимой 1997 года её застал Уильям Брумфилд, американский фотограф и историк русской архитектуры, перу которого принадлежат следующие строки:
“Неважно, каким путем Вы приезжаете в Тотьму - через волнистые поля и леса или по широкой долине реки Сухона - в любом случае появление этих высоких церковных башен среди окружающего ландшафта вызывает чувство изумления. Я путешествовал по Тотемскому району в жаркие летние утра, когда силуэты церквей парят над окружающими полянами.
Но, по моему мнению, Тотьма лучше смотрится зимой, например, в морозный солнечный день (30 градусов), как это было в начале января 1997 г., когда церковные башни пробивались сквозь ледяной туман и дым из сотен деревянных изб, прикрытых снегом.
Несмотря на неизбежный процесс и изменения в XX веке, Тотьме чудом удалось сохранить размер и ауру более ранней эпохи, в которой белые парящие храмы составляли один из самых красивых ансамблей России."
Готова подписаться под каждым из этих слов – город совершенно волшебный J
В наши дни одна из красивейших церквей Вологодской области используется по своему прямому назначению. И, помимо того, разумеется, радует многочисленных гостей города своим неповторимым обликом.
(Продолжение следует…)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]