Встаньте в очередь: Сумасшествие Яёи Кусама
---
Да, для тех, кто не знает ничего о Кусама: она действительно нездорова и ведет пожизненную борьбу с психическим заболеванием. Я расскажу. Но сначала ….
Жизнь мира искусства замедляется летом, но приходит осень, а с ней и возвращение длинных очередей на выставки, и сногсшибательные Instagrams. Именно так и будет происходить шоу Яёи Кусама, где новая Зеркальная Комната Бесконечности станет центральным элементом.
Надувные скульптуры, похожие на щупальца, будут подниматься с пола и свисать с потолка, как сталагмиты в зеркальной пещере. Только они будут в горошек. Как всё, созданное Кусамой. Жизнь в горошек – это её собственный мир, который очаровал почти весь земной шар. Но случилось это – ох, как не сразу.
Зато сегодня музеи требуют, чтобы эффект Кусамы украшал их учреждения. Ведь Яёи Кусама - бунтарь, икона и всемирное явление.
Обаятельные и гротескные, гигантские тыквы источник вдохновения для художника с детства, когда её окружали тыквенные поля семьи в довоенной Японии. Она написала: «Тыквы создают поэтический покой в моем уме. Тыквы говорят со мной». Скромный и забавный, этот причудливый овощ представляет альтернативный автопортрет художника.
Ни у одного художника в мире нет такой аудитории
В оранжевом парике
Каждое утро старушка и экстравагантном наряде в горошек выходит из психиатрической больницы в токийском районе Синдзюку и преодолевает два квартала.
Цель прогулки, которая всё чаще проходит не пешком, а на коляске, — студия, где она несколько часов покрывает холсты психоделическими пятнами.
Каждый день художница работает, раздаёт задания ассистентам, делает небольшой перерыв, чтобы позвонить лучшему другу, а вечером отправляется обратно в больницу, где её ждут медсёстры и соседи-пациенты.
Так проходит большинство дней Яёи Кусамы — одной из самых известных и трудоспособных художниц мира, выставки которой собирают миллионы посетителей.
Но это началось ближе к 80-ти годам , а до этого она всю жизнь была аутсайдером.
Галлюцинации и семья – мучители
Кусама вспоминает, как мать рвала только что законченные работы, — девочка рисовала ежедневно, а потом поступила в школу традиционной живописи в Киото.
Воспоминания Кусамы о детстве звучат очень мрачно: отец зажиточного семейства был ветреным и мягким человеком, который постоянно заводил романы на стороне, а мать — «холодной бизнес-леди», которая била детей и отправляла Яёи шпионить за отцом, чтобы знать всё о его изменах.
Художница считает, что травмы из раннего детства и спровоцировали её психическое заболевание: девочка испытывала «визуальные и слуховые галлюцинации», а также навязчивые идеи, с которыми пыталась справиться, рисуя то, что видела.
Отношения Яёи с семьёй окончательно расклеились, когда она отказала нескольким женихам, а в двадцать семь лет заявила, что переезжает в США: в ответ на это мать выдала ей немного денег и предложила никогда больше не появляться на пороге дома.
В 1957 году Яёи поставила эффектную точку в этом периоде своей жизни, сложив у реки перед родительским домом костёр из двух тысяч своих картин, зашила в подкладку пальто пачки долларовых купюр и уехала в Нью-Йорк, чтобы «начать новую историю американского искусства».
Мужской мир и плагиат
В то время арт-мир Нью-Йорка принадлежал мужчинам — у женщин не было персональных выставок, и даже галеристки и кураторы-женщины отказывались выставлять художниц.
А еще Кусама — иностранка: крохотную японку, которая надевала яркие кимоно, чтобы выделиться из толпы, просто не воспринимали всерьёз.
Но «Экзотическая азиатка» вызывала любопытство у нью-йоркской богемы, поэтому у Кусамы появились приятели — Энди Уорхол, Дональд Джадд, Джозеф Корнелл и другие известные художники.
К сожалению, многие из этих знакомств закончились горькими разочарованиями: по словам Кусамы, Уорхол был в восторге от её инсталляции «Шоу тысячи лодок», а потом украл оттуда приём с повторяющимися постерами, сделав свои «Коровьи обои».
Похожие истории произошли с «Зеркальной комнатой» (подобную представил у себя на выставке Лукас Самарас) и с мягкой скульптурой — Кусама рассказывает, что жена художника Класа Ольденбурга даже извинилась перед ней на открытии выставки.
Всё это вместе с финансовыми трудностями, известиями о смерти отца и Джозефа Корнелла подорвало психическое здоровье художницы: галлюцинации стали более интенсивными и пугающими, навязчивые мысли вышли из-под контроля, Кусама предприняла попытку самоубийства.
В 1977 году она вернулась в Японию, где продолжила заниматься искусством в рамках арт-терапии в психиатрической больнице — с тех пор там и живёт.
Выставки Кусамы имели огромный успех в Центре Помпиду, MoMA и других заслуженных музеях — но, пожалуй, самым важным событием для неё стало открытие постоянной персональной экспозиции в Музее искусств Мацумото.
В 1960-х Кусаму называли «позором города», а её имя даже стёрли из списка выпускников школы — теперь же школьники Мацумото изучают работы Кусамы на уроках.
И знаете, что поразительно? Нежелание общества быстро реагировать на положительное новое. Его чудовищная жестокая статичность. И если современное искусство ломает этот устой, то виват, искусство!
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]