Архитектурные достопримечательности. Малая Дмитровка.
---
Улица Малая Дмитровка получила свое название от пролегавшей здесь торговой дороги на Дмитров и образовавшейся здесь к XIV веку Дмитровской слободы, которую и заселили выходцы из тех мест – торговцы и ремесленники.
В 16-17 веке жителей Дмитровской слободы, в целях освобождения места для расселения московской знати, переселили по этой же дороге, но дальше от стен Кремля. Для различения поселений, вновь заселенную территорию нарекли Малой Дмитровской слободой.
Отстроенные к концу 16 века стены Белого и Земляного города и определили границы сегодняшней Малой Дмитровки.
Свое начало слобода брала от Дмитровской башни Белого города и заканчивалась у Дмитровских ворот Земляного города.
Значимость Малой Дмитровской слободы для города была отмечена постройкой в середине XVII века церкви Рождества Богородицы.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках.1890 – 1900
В XVIII веке в этом районе начали селиться знать и купечество, а затем, с основанием Московского университета, и видные ученые.
Современная планировка улицы была составлена после пожаров 1773 года - в новой застройке было указано выпрямить улицы, площади и переулки слободы.
Малая Дмитровка оставила свой отпечаток в политической жизни столицы.
Много памятных домов связано с декабристским движением. Во время октябрьской революции здесь был штаб анархистов и именно с этой улицы осуществляли свое наступление на Кремль красноармейцы.
В разное время на этой улице проживали князья Меньшиковы и Долгоруковы, ученые М.М.Херасков и А.А.Барсов, декабристы М.Ф.Орлов и И.А.Фонвизин, известный писатель А.П.Чехов и другие известные личности.
С 1899 года на улице было открыто трамвайное движение, действовавшее до 1959 года. Небольшой период по Малой Дмитровке проходил маршрут известного трамвая «Аннушка».
Первый трамвай. Малая Дмитровка. 1899 – 1901
Улица Малая Дмитровка. 1899 – 1906. Справа в глубине расположен Страстной монастырь.
Малая Дмитровка. 1902 – 1903
В 1944 году, в честь 40-летия годовщины смерти А.П.Чехова, Малую Дмитровку переименовывают в улицу Чехова.
Улица Чехова. 1981 – 1984
Улица Чехова. 1962
Историческое название улице возвращают в 1993 году, и она вновь становится Малой Дмитровкой.
Территория, ограниченная Малой Дмитровкой, Дегтярным переулком, Садовой-Триумфальной и Тверской улицами, отнесена к памятнику культуры и истории.
Дмитровка ул., 1.
Флигель дома графини Ю.Бобринской (И.С. Шиловского, И.Д.Сытина).
1803; 1841; 1853; 1924 -надстройка третьего этажа.
Внешне непримечательная эклектическая постройка — крыло дома, обращенного в сторону Страстного монастыря, возведенного еще в эпоху высокого классицизма (начало XIX века)
.
Перестроенный после пожара, этот дом в 1841 г. имел весьма привлекательный вид: его первый этаж был решен как композиция трех лоджий с тосканскими полуколоннами, между которыми были заглублены высокие окна-двери с полуциркульным завершением. В 1853 г., когда участок принадлежал И. С. Шиловскому, жилой флигель надстроили каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново отделали в формах позднего классицизма.
Этот сохранявшийся до 1920-х годов облик искажен надстройкой третьего этажа.
Улица Чехова, 1 (Малая Дмитровка). 1989
М. Дмитровка ул., 12/1.
Городская усадьба Шубиных.
нач. XIX в. ; 1814; 1893 -снос портика на главном фасаде;1905, архит. С. М. Жаров
Характерная для московского классицизма симметричная композиция усадьбы — главный дом, стоящий на красной линии улицы, фланкирован флигелями, соединенными с ним оградой (с первоначально существовавшими двумя симметричными воротами).
Главный двухэтажный дом с широким пятиоконным мезонином несет в себе элементы декора разных эпох: первый этаж — классицизм; второй этаж декорирован в броских ампирных формах. Оформление мезонина относится к 1905 г. — об этом свидетельствуют тонкие рельефные панно на античные темы в подоконных нишах.
В том же году реконструированы интерьеры — главным парадным помещением стал новый зал между дворовыми ризалитами, сохранивший богатый лепной декор. Интересны также вестибюль и парадная лестница.
Улица Чехова (М.Дмитровка). 1986. Дом Михаила Фёдоровича Орлова, декабриста, друга А.С. Пушкина.
М. Дмитровка ул., 13.
Особняк Е.И. Залогиной
нач. XIX в. ; 1904, архит. К. К. Гиппиус
Редкий тип классического особняка со службами во дворе, полностью перелицованного в стиле рационального модерна — простой кубический объем его облицован керамической плиткой цвета светлой охры с более светлыми плоскими изображениями архитектурных деталей — горизонтальных тяг, наличников, подоконных полочек, филенок. Рационализм и простота.
М. Дмитровка ул., 16.
Особняк Е.М. Паутынской.
1817; 1893, архит. И. П. Машков
Одноэтажный особняк, выстроенный в первой трети XIX в., перестроен в кон. XIX в. в эклектических формах (первоначально дом имел классический фасад с портиком). Тогда же пристроена его правая выступающая на красную линию улицы входная часть с повышенным двухэтажным объемом.
Малая Дмитровка, 18.
Городская усадьба А. Н. Саймонова
Главный дом усадьбы построил в 1780-х годах Н.А. Львов для А.Н. Саймонова, племянника статс-секретаря Екатерины II.
1780-е, 1810-1820-е, 1858-1859, 1884, 1901, архитект. Н. А. Львов А.Е. Вебер, Н.Н.Черницкий,
Одна из классических городских усадеб Москвы — Усадьба А.Н. Саймонова. Ансамбль городской усадьбы, включающий главный дом и соединённые с ним арочными переходами два флигеля, складывался на протяжении второй половины XVIII — XIX веков.
Главный усадебный дом, выполненный в классическом стиле, был возведён в 1780-х годах на основе палат середины XVIII столетия. Автором проекта предположительно является архитектор Н.А. Львов.
Дом Кузнецовых, ранее Саймонова (Соймонова). 1920-1921
М. Дмитровка ул., 21.
Особняк М.Н. Мансуровой (М.Ф. Красильщиковой)
1817; 1869, архит. Степанов; 1880, архит. С. К. Тропаревский; 1881, архит. И. А. Каминский;1890, архит. Б. Эппингер; 1907, архит. И. С. Кузнецов; 1912 пристройки во дворе, архит. B. C. Кузнецов
Ампирный особяк, перелицованный в нач. XX в. Классический декор его, частично сохранившийся с перв. трети XIX в., — пилястры, фриз — зазвучали по-новому после облицовки стен блестящей светло-кремовой керамической плиткой. До наших дней сохранилось неоклассическое убранство зала, расположенного в угловой части здания.
М. Дмитровка ул., 23/15.
Доходный дом В.М. Костяковой
1911 архит. К. Л. Розенкампф
Рядовая добротная постройка, относящаяся к тому направлению неоклассики 1910-х годов, которое характеризуется лаконизмом архитектурного языка, тяготеющего к геометричности форм и минимальному использованию декоративных примет стиля.
М. Дмитровка ул., 3/10.
Доходный дом М.М. Тюляевой.
1910 архит. К. Л. Розенкампф
Длинный жилой дом, расположенный напротив Купеческого клуба, в своей фасадной композиции подражателен, он как бы отражает основные архитектурные темы произведения Иванова-Шица. Между двумя эркерами, завершенными карнизом над узкими щелеообразными окнами последнего пятого этажа, расположено шесть ионических полуколонн, объединенных антаблементом с полосой ампирного лепного фриза.
Угол здания решен в виде ротонды, что напоминает угловые композиции классики Москвы кон. XVIII - нач. XIX в.
М. Дмитровка ул., 4.
Церковь Рождества Богоматери в Путинках.
1649-1652
Красавица из Путинок
Почти всем постройкам на Малой Дмитровке пришлось немало претерпеть на своем веку – смены хозяев, изменения функционального назначения, бесконечные перестройки и надстройки. Любителю московской старины, конечно, интересно разбираться в причудливых судьбах малодмитровских домов. Но обилие преобразований свидетельствует о том, что получившиеся в результате сооружения представляют разве что историческую, но отнюдь не художественную ценность. В самом деле, какой стилистической выдержанности, какой цельности эстетического воздействия можно ожидать от дома, над которым один за другим корпели несколько далеко не самых талантливых зодчих?
Все же в ряду заурядных домов Малой Дмитровки блестит настоящая архитектурная жемчужина – стоящий в самом начале улицы храм Рождества Богородицы в Путинках. Считается, что существующее церковное здание заложили в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы.
Стройка велась долго, денег не хватало, в 1652 году снова пришлось прибегнуть к царской милости. Так или иначе, а спустя несколько лет новый храм освятили. Его композиция была исключительно оригинальной: к вытянутому с севера на юг четверику, увенчанному тремя шатрами, примыкал низкий прямоугольный алтарный объем. Вперед выступала более высокая часть храма – придел Неопалимой Купины, завершенный тремя ярусами кокошников и еще одним шатром, отделанным более богато, чем шатры основного храма. В ритм вертикалей вплеталась также шатровая колокольня, спрятанная за приделом.
Создавая храм в Путинках, зодчие XVII столетия предвосхитили достижения конструктивистов XX века. Ведь если убрать чисто декоративные шатры и резные наличники, перед нами окажется вполне конструктивистское, глубоко функциональное сооружение, составленное из разновеликих и разновысоких объемов, с подчеркнутой асимметрией, с окнами различной формы и размеров. Не композицией ли этого храма вдохновлялись основоположники архитектуры авангарда?
Церковь оказалась уникальной не только обликом, но и судьбой. После завершения ее строительства в 1653 году патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов, как не отвечавших строгим церковным канонам. По всей России патриарший запрет соблюдался не слишком строго, но в Москве, находившейся под недреманным оком церковного начальства, действовал неукоснительно. На протяжении полутора столетий, когда с легкой руки любимого Николаем I К. А. Тона шатры вновь вошли в обиход храмового строительства, церковь в Путинках оставалась последним шатровым каменным храмом в Москве.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. 1880 – 1890
М. Дмитровка ул., 6.
Купеческий дом (Ленком)
1907— 1908, архит. И. А. Иванов-Шиц; 1912—1914 — пристройки, архит. В. Д. Адамович
Один из хрестоматийных примеров московской модернизированной неоклассики. В своей основе фасадная композиция симметрична, хотя в ней присутствует и элемент асимметрии — по-разному решены нижние части двух монументальных башнеобразных объемов (увенчанных металлическими подобиями античных светильников по углам), между которыми расположена торжественная лоджия с портиком шести ионических колонн.
Справа входная часть представляет собой выступающий граненый объем, на крыше которого на уровне второго этажа размещен балкон, слева — вход скромнее, отмечен небольшим выступом с металлическим козырьком.
Декор сооружения сочетает в себе мотивы классики и модерна.
В здании сохранилась первоначальная отделка интерьеров в стиле модерн, вплоть до люстр, мебели и тканей.
Улица Малая Дмитровка. Коммунистический университет им. Я.М.Свердлова.1928 – 1929
Текст на обороте открытки: "Коммунистический университет им. Я.М.Свердлова. До революции - клуб Московского купеческого общества, выстроенный в 1914 г. арх. Ивановым-Шиц.
В 1918 г. в доме помещался штаб анархистов".
Театр «Ленком». 1970
М. Дмитровка ул., 8.
Доходный дом Спасо-Влахернского женского монастыря
1914 архит. В. И. Ерамишанцев
Здание обращает на себя внимание не только выразительной контрастной фактурой стен, имитирующей грубо обколотый гранит в двух нижних этажах и гладью верхних, но и стилевым контрастом бокового протяженного дворового неоштукатуренного фасада (тривиального для московской неоклассики)с главным —торцевым.
Уличный фасад получился торжественным и монументальным. Два нижних этажа покрыты коричневой штукатуркой, имитирующей грубо колотый гранит. Так же отделаны и поставленные в ряд шесть полуколонн, не очень убедительно изображающие работу по поддержанию трех верхних этажей.
Парадоксальный замысел зодчего превратил сугубо утилитарную постройку в один из ярких примеров дореволюционной показушной архитектуры, когда целью домовладельцев и архитекторов являлось пускание пыли в глаза, и роскошными фасадами прикрывали голые и серые задворки. В этом отношении дом следует признать одной из наиболее интересных построек на улице.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]