Музей Английское подворье и немного про Зарядье
---
Кусочек шекспировской Англии в Москве
Музей Английское подворье, также известный как «Старый Английский двор», памятник гражданской архитектуры 15-17вв, один из древнейших домов нашей столицы. Расположен на территории старейшего в Москве иностранного посольства. Основная экспозиция музея посвящена развитию дипломатических и торговых отношений между Россией и Англией с 16 века, особенно периода правления царя Ивана Грозного и английской королевы Елизаветы I.
Музей находится в палатах Старого Английского двора — старейшем официальном представительстве иностранной державы, сохранившимся в Москве. Улица Варварка, где расположен музей, вообще место уникальное - здесь можно наблюдать целый квартал исторической застройки допетровского периода. Такого не то, что в Москве, но и во всей России сложно отыскать. В средние века Москва была преимущественно деревянным городом, многократно горела и потому (если не считать Кремль и некоторые церкви) от средневековой Москвы вообще мало что осталось.
Но вернемся к Английскому двору. Эти белокаменные жилые палаты появились на московской Варварке еще в 15 веке и принадлежали царскому постельничему Ивану Бобрищеву, известному также под прозвищем «Юшка». Поскольку последний, видимо, не оставил после себя наследников, в следующем веке здание стало казённым, перейдя в собственность государства. По другой версии Юшка попал под опалу, и Иван Грозный дом у него попросту отобрал.
В 1553 году сэр Ричард Ченслер открыл северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, «англичан на Москве двором пожаловал», предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы, а также ряд других торговых привилегий. Такое положение вещей послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году торговой Московской компании, которая и разместилась в этих палатах на Варварке, под самым боком у Кремля.
Конечно, позже в 17 веке англичанам пришлось вступить в конкуренцию и с другими европейскими странами за русский рынок, когда и другие гости из Европы принялись активно налаживать морскую торговлю с Россией. И тем не менее русские цари именно англичанам долго давали в торговле весомые преимущества и льготы, иногда даже на грани попустительства. Более или менее закончилось это только при Петре I (об этом неплохо рассказывается в советском фильме «Россия молодая», рекомендую посмотреть).
Мощные и толстые стены, высоченные ступени, массивные двери, кованые дверные петли — каждая деталь, каждый блок, каждый кирпич — всё говорит об основательности постройки. Как и многие купеческие дома той эпохи, здание сочетало парадные покои с обширными складскими и хозяйственными помещениями (товары с помощью простого блока поднимались вдоль стены к окну склада).
В середине 17 века торговые отношения с Англией были разорваны, британские торговые и дипломатические представители были выдворены из России, а имущество английской торговой компании конфисковано. Дальше неинтересно - хозяева и предназначения этих палат менялись, помещения постоянно перестраивались.
В итоге многочисленные архитектурные наслоения 18-19 вв. скрыли из виду древнюю постройку, и к середине 20 века она считалась безвозвратно утраченной. В советское время палаты были использованы под жилые квартиры, позднее там размещалась библиотека иностранной литературы. Одно время вообще планировался снос этого памятника архитектуры - дабы построить пандус к разобранной ныне гостинице Россия. И только в конце 60-70 годов 20в начались глобальные реставрационные работы (в 1968-1972 гг.) по инициативе П.Д. Барановского. Это позволило вернуть городу памятник, историческое и международное значение которого выдающийся реставратор П.Д.Барановский сопоставлял даже со значением Грановитой палаты Московского Кремля.
По сохранившимся в самой кладке стен данным были восстановлены растёсанные в более позднее время оконные и дверные проемы, а также утраченные элементы декора. Там, где свидетельства наиболее древних форм не сохранились вообще, были оставлены поздние перестройки. Например, на восточном фасаде здания были оставлены широкие оконные проёмы конца 18 века.
Больше всего во внешнем облике Английского двора мне понравились разные древние окошки. По современных меркам света от них было конечно мало, но они милые и аутентичные – просто прелесть.
Музей в этих стенах был открыт в 1994г, на открытии присутствовала сама королева Великобритании Елизавета II. В 2013-2014гг здесь были проведены еще одни масштабные реставрационные работы.
Вновь открывшийся в 2016 г. музей представил вниманию публики обновленную экспозицию, посвящённую жизни английского купеческого дома на Варварке в 16-17 вв. и зарождению отношений между Англией и Московией. В воссозданных интерьерах можно посмотреть копии старинных книг, документов и реконструкции предметов быта, сопровождавших англичан времён Шекспира в их путешествиях по России и опасных морских экспедициях, сблизивших две державы в Эпоху великих географических открытий.
Заходим внутрь. Обязательно обратите внимание на характерные низкие двери (осторожно голову!) и непривычно высокий для нас уровень ступенек, а также на атмосферные переходы между этажами и комнатами музея. Так и представляется, как английские послы и «предприниматели» топали по ним своими кожаными сапогами и снимали шляпы, чтобы нагнувшись войти в комнаты. А человечество за минувшие 400 лет явно пересмотрело свое мнение о необходимом размере пространства для проживания))
Спуск в подвал (подклет), где англичане хранили свои товары.
Подвальное помещение (подклет) это древнейшая часть дома, он дошел до нас в первоначальном виде. Это довольно большой подвал, служивший для хранения товаров, также подклет позволял сберечь товары от грабежа и нередких московских пожаров. Через эти мощные стены никогда не просачивалась вода, здесь никогда не было никакой сырости и плесени. Умели строить!
Товары загружались с улицы через специальный загрузочный люк в стене. До наших дней сохранились крохотные оконца, едва пропускающие свет, и неровные ступени древней лестницы. При подготовке экспозиции музея постарались воссоздать обстановку 17 века. Британцы поставляли в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно. Взамен они вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожу и меха, икру.
Пушнина на вывоз в Европу.
Также интересны т.н. «печуры» - стенные ниши, игравшие роль своеобразных шкафов в подвале.
Еще в подклете можно посмотреть уменьшенную копию корабля, английского галеона 17 века. Примерно на такой модели приплыл в Россию в Двинский залив 24 августа 1553г. английский капитан корабля Ричард Ченслор. Вообще он искал по поручению своего короля Эдуарда VI северный путь в Индию и Китай через Северный Ледовитый океан – а нашел Россию Весной 1554 года Ченслор был отпущен Иваном Грозным обратно в Англию с грамотой на беспошлинную торговлю с Россией. Главная мена товаров была назначена в Холмогорах, осенью и зимой. Цены могли назначаться англичанами произвольно (!) – и насколько это было разорительно и невыгодно для русских купцов-поставщиков русских товаров опять же отсылаю посмотреть кино «Россия молодая».
Из подклета поднимается наверх, в Казённую палату. Она представляет собой парадный зал, где проходили собрания торговых агентов Московской компании, устраивались деловые приёмы, хранилась купеческая казна. Архитектурные исследования, проведённые в ходе реставрации 1968 — 72 годов, позволили воссоздать интерьер Казённой палаты каким он был в 16-17вв.
Центр свода палаты украшала резная белокаменная розетка под люстру.
Вдоль западной стены были устроены лари-сундуки. В них хранилась, в том числе и казна.
На столе свечи, книги, перо для письма. Под стеклом – старинная книга учета прихода и расхода товаров, а также старинные деньги. Как будто англичане вот только что подписали очередной торговый договор и вышли за товаром, в подклет например:) Словом, атмосферное место.
Пол Казённой палаты был вымощен "в шахмат" чёрными и белыми керамическими плитками. А в углу комнаты располагалась печь, облицованная красными изразцами.
Изразцы красивы, двуглавый орел на них изображен аж в трех разных видах.
В других помещениях музея можно посмотреть картины, воссоздающие облик Зарядья того времени. Здание Английского двора можно легко найти на изображении.
А также изображения правителей Руси и Англии в период существования в этих стенах английского двора – королевы Елизаветы Тюдор (тут мне сразу вспоминается сериал «Тюдоры»)) и Иван Грозный.
После осмотра музея можно еще немного погулять по парку Зарядье. Я в этот раз досмотрела две церкви, которые пропустила в прошлые разы.
Первая находится прямо по соседству с музеем Английского двора - церковь Варвары Великомученицы на Варварке, которая собственно и дала название всей улицы. Церковь была построена на этом месте в 1514 г. зодчим Алевизом Новым по заказу богатых «сурожан» – купцов, выходцев из Судака (тогда называвшегося Сурож). В летописи место постройки обозначено «за торгом, против Панского двора». Эта церковь вскоре после постройки приобрела в Москве большую популярность. По ней в XVI в. была названа не только улица, но и угловая башня Китай-Города – Варваринская.
Церковь Варвары, как и музей Английское подворье, тоже входит в комплекс исторических зданий парка Зарядье. Прочитала недавно мнение, что оказывается при разработке проекта Зарядья духовенство совсем не однозначно положительно относилось к строительству здесь парка. Настоятель храмов Патриаршего Подворья в Зарядье протоиерей В.Шестаков в интервью интернет-изданию «Православие и мир» выразил мнение, «что комплекс храмов Патриаршего подворья должен рассматриваться и восприниматься отдельно. Мы против использования храмов в качестве декорации парка».
Как бы то ни было, отреставрированная церковь Варвары действительно хороша и красива.
У стены церкви, ближайшей к Английскому двору, на газоне при проведении реставрационных работ территории Зарядья установили деревянный крест. Он отмечает место захоронения обнаруженных в наше время при прокладке коммуникаций останков неизвестных людей, датирующихся XVI–XVII вв.
За углом Варваринской церкви красуется храм Василия Блаженного (он же собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву). Выдающийся памятник русского зодчества! Но туда сегодня не пойдем – это конечно совсем отдельная тема.
А пойдем мы смотреть еще одну церковь территории Зарядья – Зачатия Святой Анны на Москворечной набережной, одна из древнейших посадских церквей Москвы.
Церковь на этом месте известна с 1493г., архитектор неизвестен. Существующее здание построено в 16 веке. Выдающийся памятник древнерусского зодчества. Здесь молились цари Иван Грозный, Михаил Фёдоровичи и Алексей Михайлович Романовы. Церковь была закрыта в 1920-х годах, но оставалась под охраной государства как памятник истории. В здании церкви располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено. Церковь Анны была отреставрирована в 1960х (хотя во время этой реставрации была снесена колокольня постройки середины 19в) и возвращена православию в 1991г. Из-за сноса гостиницы «Россия», а затем и строительства парка «Зарядье» богослужения в храме временно не проводились.
Впервые церковь Анны «Зачатиа, что на Востором углу» /Китайгородской стены/ упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года, когда деревянный храм сгорел полностью. При пожаре 1547 года храм снова пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления на месте деревянной церкви каменной неизвестна, самое раннее возможное начало строительства — после пожара 1547 года. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года.
В храме Василия Блаженного находится колокол весом 30 пудов, снятый с колокольни церкви Зачатия Анны, разобранной во время реставрации 1954—1957 годов. Колокол был отлит во Франции в 1547 году и приобретён купцом М. Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви; позднее выкуплен и возвращён в храм князем Пожарским.
Как уже упоминала, церковь Анны раньше называлась «что в углу», имея в виду угол Китайгородской стены. Стена Китай-города в этом месте в древности выходила к Москворецкой набережной и делала здесь поворот до Беклемишевской башни Московского Кремля. Сегодня в Китайгородском проезде можно посмотреть на воссозданный участок той стены.
Этот участок Китайгородской стены был восстановлен в 1980-х гг. по линии фундамента оригинальной, исторической стены, найденного при археологических исследованиях. Вобщем - новодел, но общее представление получить можно (уж лучше так, чем совсем ничего). Хотя критики этой постройки до сих пор много – что дескать стена 16 века, выложенная из современных красных кирпичиков, смотрится неестественно.
А вот нижняя часть стены со стороны Китайгородского проезда подлинная (и это сильно заметно).
В общем любопытный памятник средневековой фортификации, очень рекомендую.
И напоследок снова немного парка Зарядье.
В прошлые разы не заметила – оказывается парк Зарядье есть не только «наверху», но и под землёй)) В этом подземном переходе к променаду на набережную Москвы-реки расположен еще и Археологический музей. Он построен вокруг белокаменного основания Китайгородской стены —выдающегося памятника фортификационного искусства постройки 1535–1538 годов. Фрагмент стены обнаружили во время археологических работ перед началом строительства парка «Зарядье». К тому же этот подземный археологический музей «Зарядье» расположен в том месте, где когда-то находилась и самая первая улица Москвы — Великая. Теперь в подземном пространстве, примыкающем к Москворецкой набережной, создан современный интерактивный археологический музей. В этом специальном переходе от парка к набережной можно увидеть фрагмент Китайгородской стены 16 века, таможенные печати и монетные клады. А в полу в стеклянной витрине прямо под ногами посетителей (то есть по витрине прям можно ходить) лежат фрагменты мостовой этой Великой улицы.
Сама не была, но планирую обязательно (билет совсем недорогой, 190руб для взрослых в будни, к тому же работает до 21ч).
Странная «штука» - это, оказывается, арт-объект Бесконечная кривая)) Её автор — знаменитый китайский художник Веньцинь Чень. По его замыслу, «Бесконечная кривая» — пространство (Зарядья) для для инновационного мышления, олицетворение глобальной открытости и изобретательности. Скульптура выполнена из нержавеющей стали, так что стоять под дождем и снегом четырехметровая «Бесконечная кривая» может бесконечно…:)
И последний памятник архитектуры на сегодня – здание ГЭС-1 (или МОГЭС, Первая Московская электростанция) на другом берегу Москвы-реки, конец 19-начало 20вв. Это главный корпус с машинным отделением и котельными старейшей электростанции России. Дата ввода в эксплуатацию – 28 ноября 1897 года. Именно отсюда подавался тогда ток в Кремль (да и сегодня тоже). ГЭС-1 никогда не прекращала своей работы: даже в Великую Отечественную войну машины продолжали вырабатывать электричество. Насколько я понимаю, до сих пор именно эта электростанция снабжает электроэнерией самые страгетически важные объекты Центрального округа Москвы: Кремль, здание Государственной думы, Лубянскую площаль, Старую площадь итд.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]