Выборг. Дом Николая Рериха. Ул. Тургенева, д. 8. 1909 г.
---
“Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их.
Мы напоены возможностями, но, темные, не знаем их.
Придите. Берите. Стройте.”
Автор цитаты, русский художник, мыслитель и идеалист Николай Константинович Рерих, включил её в свою повесть “Пламя”, написанную осенью 1918 года в Выборге, куда, спустя год после Октябрьского переворота в России, он уехал по приглашению губернатора Выборга, по протекции которого и получил разрешение на проживание в Финляндии.
Отношения между юным советским государством и страной Суоми в ту пору были, мягко говоря, натянутыми, а посему для того, чтобы осесть в столь полюбившемся художнику Выборге, необходимо было привлечь административный ресурс.
Дом, в котором поселился Николай Рерих с семейством, сейчас обозначен адресной табличкой ”Улица Тургенева, д. 8”. В 1918 году улица носила финское название Juteininkatu .
Памятных досок с упоминанием имени художника на стенах дома вы не увидите. Зато обнаружите мраморный раритет советских времен с выбитой надписью о пребывании здесь вождя мирового пролетариата Ульянова-Ленина.
Само здание было построено в 1909 году по проекту финского архитектора Отто Вяйно Вартиоваара и сейчас справедливо входит в золотой фонд выборгского модерна.
Стоит поодаль от проторенных пешеходных маршрутов, замаскированное к тому же пышной растительностью – не сразу и обнаружишь.
Живописные декоративные панно щедро разбросаны на фасадах здания. Снова не обошлось без пернатых – на сей раз перед нами насупленные филины, царь-птицы, сердито поглядывающие из-под нахмуренных бровей.
Это – чистая аллегория Выборга, такого же мрачно-нахохлившегося, недоверчиво присматривающегося к понаехавшим, праздно шатающимся по его улицам бездельникам с фотокамерой)
Дом замечательный. Чего стоят хотя бы …неожиданные арфы, глазам не поверила, даже протёрла, но в самом деле - арфы, не померещилось.
Атмосферно, как сейчас модно говорить J
Или лихо завитые, как я поняла, солнечные лучи, энергичные вихри солнечной энергии, от дефицита которой так страдают северяне-выборжцы.
А вот этот креатив я разгадать не сумела – что-то в нём есть от ”Звездной ночи” Винсента Ван Гога.
И каждый из нас в этом орнаменте увидит что-то своё.
Классика жанра – стилизованная растительность, уверена на 200 процентов, что это не кто иной как подсолнух – еще один солярный символ:
Жителем квартиры номер два в этом доме и стала семья Рерихов. Полагаю, что архитектурный облик дома пришёлся по душе творческой натуре художника, прожившего в нём с октября 1918 по май 1919 года.
Финляндия Рериху приглянулась еще задолго до беспокойных революционных событий. Вот что он пишет в своей новелле ”Чары Финляндии”:
“Однажды в Финляндии, на берегах Ладоги, я сидел с крестьянским мальчиком. Кто-то, средних лет, прошел мимо, и мой маленький друг вскочил и с искренним почтением снял свою шапочку. Я спросил его: "Кто этот человек?" Необычайно серьезно мальчик ответил: "Это Учитель". Я снова спросил: "Это ваш Учитель?" - "Нет, - ответил мальчик, - это учитель из соседней школы". - "Вы знаете его лично?" - "Нет", - ответил мой юный друг. "Почему же вы его приветствовали так почтительно?" Еще более серьезно малыш ответил: "Потому, что он Учитель".
Истинно в этом мальчике, снявшем шапку перед учителем, заключено здоровое зерно народа, знающего свое прошлое и сознающего значение слова "созидать".
Здесь же в Выборге Рерихом были написаны несколько живописных полотен, на которых запечатлён город – узнаваемые силуэты, колорит, нордическая атмосфера.
“Покаяние”:
“Выборгский замок”:
“Осень. Выборг”:
И совсем уже невыносимо мрачный “Град умерший”, это 1918 год – словно предчувствие будущей гибели старинного города:
“Когда мы плыли по незабываемым финским озерам, вызывая образы мудрого Вайнемайнена, Айно и Сампо, мы видели и развалины седых замков и древние храмы и знакомились с такими же древними обычаями, и мы чувствовали так ясно, почему Калевала стоит в первом ряду вечных человеческих творений.” Это – снова строки Николая Рериха, 1904 год, нет и в помине ни революций, ни войн. И град не гибнет, а в покаянии нет необходимости.
Дом Рериха, как многие архитектурные памятники Выборга, не ремонтировался с советских времён – в доперестроечное время оберегом ему служила мемориальная доска с именем Ленина на фасаде, наличие которой обязывало городские власти содержать здание в пристойном виде.
Во двор, если не хотите портить впечатление от жизнерадостного фасада, лучше не заглядывать – картина там противоположная. А вот эта ведущая из ниоткуда в никуда бывшая чёрная (а теперь какая-то полупрозрачная) лестница – вообще что-то из ряда вон выходящее:
И накатывает досада и грусть, ну как же так, там филины слушают музыку арф под солнечным вихрем – здесь фантомные ступени висят в воздухе вопреки законам физики. А житель квартиры номер два, Николай Константинович Рерих, проникновенно произнесёт своё фирменное:
“Где же тот ключ, который открывает наши сердца?
И где же те крылья, которые через все препятствия несут нас во имя самого благородного и самого творческого?
Прекрасное ведет нас через все мосты.
Прекрасное открывает наиболее тяжкие затворы.
Прекрасное ткет светоносные крылья и объединяет души человеческие в их стремлении к единому Свету.”
Мы напоены возможностями, но, темные, не знаем их.
Придите. Берите. Стройте.”
Автор цитаты, русский художник, мыслитель и идеалист Николай Константинович Рерих, включил её в свою повесть “Пламя”, написанную осенью 1918 года в Выборге, куда, спустя год после Октябрьского переворота в России, он уехал по приглашению губернатора Выборга, по протекции которого и получил разрешение на проживание в Финляндии.
Отношения между юным советским государством и страной Суоми в ту пору были, мягко говоря, натянутыми, а посему для того, чтобы осесть в столь полюбившемся художнику Выборге, необходимо было привлечь административный ресурс.
Дом, в котором поселился Николай Рерих с семейством, сейчас обозначен адресной табличкой ”Улица Тургенева, д. 8”. В 1918 году улица носила финское название Juteininkatu .
Памятных досок с упоминанием имени художника на стенах дома вы не увидите. Зато обнаружите мраморный раритет советских времен с выбитой надписью о пребывании здесь вождя мирового пролетариата Ульянова-Ленина.
Само здание было построено в 1909 году по проекту финского архитектора Отто Вяйно Вартиоваара и сейчас справедливо входит в золотой фонд выборгского модерна.
Стоит поодаль от проторенных пешеходных маршрутов, замаскированное к тому же пышной растительностью – не сразу и обнаружишь.
Живописные декоративные панно щедро разбросаны на фасадах здания. Снова не обошлось без пернатых – на сей раз перед нами насупленные филины, царь-птицы, сердито поглядывающие из-под нахмуренных бровей.
Это – чистая аллегория Выборга, такого же мрачно-нахохлившегося, недоверчиво присматривающегося к понаехавшим, праздно шатающимся по его улицам бездельникам с фотокамерой)
Дом замечательный. Чего стоят хотя бы …неожиданные арфы, глазам не поверила, даже протёрла, но в самом деле - арфы, не померещилось.
Атмосферно, как сейчас модно говорить J
Или лихо завитые, как я поняла, солнечные лучи, энергичные вихри солнечной энергии, от дефицита которой так страдают северяне-выборжцы.
А вот этот креатив я разгадать не сумела – что-то в нём есть от ”Звездной ночи” Винсента Ван Гога.
И каждый из нас в этом орнаменте увидит что-то своё.
Классика жанра – стилизованная растительность, уверена на 200 процентов, что это не кто иной как подсолнух – еще один солярный символ:
Жителем квартиры номер два в этом доме и стала семья Рерихов. Полагаю, что архитектурный облик дома пришёлся по душе творческой натуре художника, прожившего в нём с октября 1918 по май 1919 года.
Финляндия Рериху приглянулась еще задолго до беспокойных революционных событий. Вот что он пишет в своей новелле ”Чары Финляндии”:
“Однажды в Финляндии, на берегах Ладоги, я сидел с крестьянским мальчиком. Кто-то, средних лет, прошел мимо, и мой маленький друг вскочил и с искренним почтением снял свою шапочку. Я спросил его: "Кто этот человек?" Необычайно серьезно мальчик ответил: "Это Учитель". Я снова спросил: "Это ваш Учитель?" - "Нет, - ответил мальчик, - это учитель из соседней школы". - "Вы знаете его лично?" - "Нет", - ответил мой юный друг. "Почему же вы его приветствовали так почтительно?" Еще более серьезно малыш ответил: "Потому, что он Учитель".
Истинно в этом мальчике, снявшем шапку перед учителем, заключено здоровое зерно народа, знающего свое прошлое и сознающего значение слова "созидать".
Здесь же в Выборге Рерихом были написаны несколько живописных полотен, на которых запечатлён город – узнаваемые силуэты, колорит, нордическая атмосфера.
“Покаяние”:
“Выборгский замок”:
“Осень. Выборг”:
И совсем уже невыносимо мрачный “Град умерший”, это 1918 год – словно предчувствие будущей гибели старинного города:
“Когда мы плыли по незабываемым финским озерам, вызывая образы мудрого Вайнемайнена, Айно и Сампо, мы видели и развалины седых замков и древние храмы и знакомились с такими же древними обычаями, и мы чувствовали так ясно, почему Калевала стоит в первом ряду вечных человеческих творений.” Это – снова строки Николая Рериха, 1904 год, нет и в помине ни революций, ни войн. И град не гибнет, а в покаянии нет необходимости.
Дом Рериха, как многие архитектурные памятники Выборга, не ремонтировался с советских времён – в доперестроечное время оберегом ему служила мемориальная доска с именем Ленина на фасаде, наличие которой обязывало городские власти содержать здание в пристойном виде.
Во двор, если не хотите портить впечатление от жизнерадостного фасада, лучше не заглядывать – картина там противоположная. А вот эта ведущая из ниоткуда в никуда бывшая чёрная (а теперь какая-то полупрозрачная) лестница – вообще что-то из ряда вон выходящее:
И накатывает досада и грусть, ну как же так, там филины слушают музыку арф под солнечным вихрем – здесь фантомные ступени висят в воздухе вопреки законам физики. А житель квартиры номер два, Николай Константинович Рерих, проникновенно произнесёт своё фирменное:
“Где же тот ключ, который открывает наши сердца?
И где же те крылья, которые через все препятствия несут нас во имя самого благородного и самого творческого?
Прекрасное ведет нас через все мосты.
Прекрасное открывает наиболее тяжкие затворы.
Прекрасное ткет светоносные крылья и объединяет души человеческие в их стремлении к единому Свету.”
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]