Леопарды Великой Матери богов
---
Устойчивая связь Богини Матери с большими кошками, прежде всего с леопардом, появляется видимо в Малой Азии. Уже в Чатал-Хююке (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.) можно видеть все основные сюжеты связанные с этими животными, которые впоследствии будут эксплуатироваться в древнем мире вплоть до христианской эпохи. Здесь впервые появились сдвоенные леопарды, как на фото ниже. Впоследствии леопардов в этой сцене стали заменять на львов, но суть от этого практически не менялась, это все так же был символ Богини Матери. В культе Бога Сына - Диониса, заменившего во многом почитание Великой Матери, все так же продолжался использоваться образ древнего леопарда. Хотя сама Мать Богов в античное время уже стала предпочитать львов.
Леопарды из Чатал-Хююка (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.). Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре.
Главное божество древности - Богиня Мать на троне с двумя леопардами. (Чатал-Хююк).
Две плохо сохранившиеся фигурки из Чатал-Хююка с богиней сидящей на леопарде демонстрируют нам невероятную древность этого образа (ему 8 тыс. лет). На леопарде восседал Дионис, на льве ездила Рея-Кибела.
Нет сомнений, что культ Диониса был производным от более древнего культа Богини Матери. Иконография у них практически идентичная. Отрубленная голова, которую Дионис держит на палке, была важным символом в обоих культах.
Вторая фигурка из Чатал-Хююка с сидящей на леопарде богине. Сейчас в музее ее стали выставлять со спины. Разобрать, где тут перед, а где зад, не такая уж тривиальная задача. Ниже фото этой фигурки с другой стороны. Сейчас на крупе леопарда видна человеческая рука, вроде бы даже покрытая леопардовыми пятнами. Некий предмет одежды на плечах божества также похож на леопардовую шкуру. В общем, богиня не только сидит на леопарде, но и в каком-то смысле им является.
Фигурка с другой стороны. Все же, думается, что именно здесь правильное положение. Богиня сидит на леопарде по-дамски, две ее ноги хорошо видны. Так же ездили на больших кошках - Дионис (фото выше) и богиня Рея, мать Зевса.
Здесь мы подходим к интересному вопросу связанному с трактовкой округлых знаков на хеттских или хаттских изображениях из Анатолии, как правило из Каниша (Несы), родины Диониса. На фото ниже, что бы это могло быть?
Можно ли сделать простое предположение, что эти круглые значки есть имитация пятен на шкуре священного леопарда?
На многих алебастровых изображениях из хеттской Несы можно увидеть множество странных кружков. Лежит человек, рядом скорее всего лев. Но на чем они лежат? Возможно, что это леопардовая шкура?
Можно еще раз посмотреть на изображение леопарда из Чатал-Хююка (7 тыс до н.э.). Его шкура несет на себе круглые знаки, отображающие свойственную леопардам пятнистость.
Еще два зверя из Несы, (2400 - 2000 г. до н.э.)
Здесь уже полная абстракция с кружками.
И полный отрыв) Видимо, это абстрактное изображение Богини Матери, наполненной леопардовым духом))
Леопарды на керамическом сосуде из Каниша, 19-17 вв. до н.э. По такому их обилию здесь можно не сомневаться, что логово Диониса находилось где-то рядом. Бог Сын, Несийский бог, Бог с горы Несы, вскормленный несийскими нимфами, все это он - Дионис.
Интересно, что судя по всему культ леопарда не продвинулся в Европу при движении индоевропейцев из Чатал-Хююка в 6 тыс. до н.э. Возможно, это связанно с тем, что эти животные в историческое время в Европе уже исчезли. Например, в Болгарии я нашел в местных музеях всего один образец сходный с Леопардовой богиней.
Это фигурка из музея Пловдива. Богиня Мать из Калояново, она имеет характерные "леопардовые" пятна в нижней части тела.
Больше всех продвинулись в почитании леопардов этруски. Будучи выходцами из Малой Азии, они принесли в Италию представления о Дионисе, Великой Матери богов и их священных животных.
Уже в древнейшей Гробнице Пантер, VII в. до н.э. из Тарквинии мы видим изображения леопардов, причем одних только леопардов, больше в склепе других изображений нет вообще. Впоследствии, этрусские гробницы стали расписываться богаче, и символ Диониса стал менее заметен на общем фоне. На стене Гробницы Пантер кроме двух леопардов есть еще изображение самого Диониса, вернее одной его головы, из которой видимо сделали чашу для питья. Как либо иначе трактовать этот рисунок я затрудняюсь. Из греческих мифов хорошо известно, что Диониса разорвали на части, в том числе отделили и его голову. Голова Диониса здесь, это само собой голова еще одного леопарда.
Гробница Пантер, VII в. до н.э
Интересны кружки на шкурах зверей из Гробницы Пантер, они почти идентичны тем, что мы разбирали выше - на артефактах из хаттско-хеттского Каниша. Все это говорит нам о том, что этруски и в Италии продолжали помнить свои малоазийские традиции.
Леопарды из более поздней Гробницы Леопардов (480-450 гг. до н.э.) Выглядят они уже более реалистично. Деревце в центре это в сущности все та же Богиня Мать или ее сын Дионис.
Общий вид Гробницы Леопардов.
Ниже, Гробница Львиц из тех же Тарквиний, VI века до н. э. Своей пятнистостью эти львицы напоминают все тех же леопардов, но в целом, можно констатировать, что с периода классический античности львов на подобных изображениях становится явно больше. Здешние львицы интересны своей яркой антропоморфной половой принадлежностью, их изобразили с явными женскими вторичными половыми признаками. Что полностью соответствует представлениям о том, что лев, а ранее леопард, это животные Матери Богов. В хеттских текстах львы и леопарды зачастую имели подчеркнутую женскую роль. При обращении к священным деревьям упоминалось:
«Лев / львица спала как наложница. Леопард спал с вами как наложница».
Вячеслав Иванов. Труды по этимологии индоевропейских и древнепереднеазиатских языков.
В нижнем ярусе под львицами на стене склепа изображен огромный сосуд с вином. Вся композиция росписи, включая музыкантов и плясуний, должна символизировать бога Диониса и его Великую Мать, которые дарили бессмертие своим последователям. Здесь можно вспомнить мое недавнее фото из поста о некрополе малоазийского Термессоса, где лев и леопард также пытаются прильнуть к источнику бессмертной жизни.
Лев и леопард из Термессоса.
Лев и пантера из Гробницы цветка лотоса, VI век до н.э. Исходя из общего контекста и внешнего вида этого цветка, наверно нужно думать, что священные звери здесь окружают некую часть женской анатомии.
Лев и пантера из этрусской Гробницы Жонглеров, VI век. до н.э.
Леопарды из Чатал-Хююка (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.). Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре.
Главное божество древности - Богиня Мать на троне с двумя леопардами. (Чатал-Хююк).
Две плохо сохранившиеся фигурки из Чатал-Хююка с богиней сидящей на леопарде демонстрируют нам невероятную древность этого образа (ему 8 тыс. лет). На леопарде восседал Дионис, на льве ездила Рея-Кибела.
Нет сомнений, что культ Диониса был производным от более древнего культа Богини Матери. Иконография у них практически идентичная. Отрубленная голова, которую Дионис держит на палке, была важным символом в обоих культах.
Вторая фигурка из Чатал-Хююка с сидящей на леопарде богине. Сейчас в музее ее стали выставлять со спины. Разобрать, где тут перед, а где зад, не такая уж тривиальная задача. Ниже фото этой фигурки с другой стороны. Сейчас на крупе леопарда видна человеческая рука, вроде бы даже покрытая леопардовыми пятнами. Некий предмет одежды на плечах божества также похож на леопардовую шкуру. В общем, богиня не только сидит на леопарде, но и в каком-то смысле им является.
Фигурка с другой стороны. Все же, думается, что именно здесь правильное положение. Богиня сидит на леопарде по-дамски, две ее ноги хорошо видны. Так же ездили на больших кошках - Дионис (фото выше) и богиня Рея, мать Зевса.
Здесь мы подходим к интересному вопросу связанному с трактовкой округлых знаков на хеттских или хаттских изображениях из Анатолии, как правило из Каниша (Несы), родины Диониса. На фото ниже, что бы это могло быть?
Можно ли сделать простое предположение, что эти круглые значки есть имитация пятен на шкуре священного леопарда?
На многих алебастровых изображениях из хеттской Несы можно увидеть множество странных кружков. Лежит человек, рядом скорее всего лев. Но на чем они лежат? Возможно, что это леопардовая шкура?
Можно еще раз посмотреть на изображение леопарда из Чатал-Хююка (7 тыс до н.э.). Его шкура несет на себе круглые знаки, отображающие свойственную леопардам пятнистость.
Еще два зверя из Несы, (2400 - 2000 г. до н.э.)
Здесь уже полная абстракция с кружками.
И полный отрыв) Видимо, это абстрактное изображение Богини Матери, наполненной леопардовым духом))
Леопарды на керамическом сосуде из Каниша, 19-17 вв. до н.э. По такому их обилию здесь можно не сомневаться, что логово Диониса находилось где-то рядом. Бог Сын, Несийский бог, Бог с горы Несы, вскормленный несийскими нимфами, все это он - Дионис.
Интересно, что судя по всему культ леопарда не продвинулся в Европу при движении индоевропейцев из Чатал-Хююка в 6 тыс. до н.э. Возможно, это связанно с тем, что эти животные в историческое время в Европе уже исчезли. Например, в Болгарии я нашел в местных музеях всего один образец сходный с Леопардовой богиней.
Это фигурка из музея Пловдива. Богиня Мать из Калояново, она имеет характерные "леопардовые" пятна в нижней части тела.
Больше всех продвинулись в почитании леопардов этруски. Будучи выходцами из Малой Азии, они принесли в Италию представления о Дионисе, Великой Матери богов и их священных животных.
Уже в древнейшей Гробнице Пантер, VII в. до н.э. из Тарквинии мы видим изображения леопардов, причем одних только леопардов, больше в склепе других изображений нет вообще. Впоследствии, этрусские гробницы стали расписываться богаче, и символ Диониса стал менее заметен на общем фоне. На стене Гробницы Пантер кроме двух леопардов есть еще изображение самого Диониса, вернее одной его головы, из которой видимо сделали чашу для питья. Как либо иначе трактовать этот рисунок я затрудняюсь. Из греческих мифов хорошо известно, что Диониса разорвали на части, в том числе отделили и его голову. Голова Диониса здесь, это само собой голова еще одного леопарда.
Гробница Пантер, VII в. до н.э
Интересны кружки на шкурах зверей из Гробницы Пантер, они почти идентичны тем, что мы разбирали выше - на артефактах из хаттско-хеттского Каниша. Все это говорит нам о том, что этруски и в Италии продолжали помнить свои малоазийские традиции.
Леопарды из более поздней Гробницы Леопардов (480-450 гг. до н.э.) Выглядят они уже более реалистично. Деревце в центре это в сущности все та же Богиня Мать или ее сын Дионис.
Общий вид Гробницы Леопардов.
Ниже, Гробница Львиц из тех же Тарквиний, VI века до н. э. Своей пятнистостью эти львицы напоминают все тех же леопардов, но в целом, можно констатировать, что с периода классический античности львов на подобных изображениях становится явно больше. Здешние львицы интересны своей яркой антропоморфной половой принадлежностью, их изобразили с явными женскими вторичными половыми признаками. Что полностью соответствует представлениям о том, что лев, а ранее леопард, это животные Матери Богов. В хеттских текстах львы и леопарды зачастую имели подчеркнутую женскую роль. При обращении к священным деревьям упоминалось:
«Лев / львица спала как наложница. Леопард спал с вами как наложница».
Вячеслав Иванов. Труды по этимологии индоевропейских и древнепереднеазиатских языков.
В нижнем ярусе под львицами на стене склепа изображен огромный сосуд с вином. Вся композиция росписи, включая музыкантов и плясуний, должна символизировать бога Диониса и его Великую Мать, которые дарили бессмертие своим последователям. Здесь можно вспомнить мое недавнее фото из поста о некрополе малоазийского Термессоса, где лев и леопард также пытаются прильнуть к источнику бессмертной жизни.
Лев и леопард из Термессоса.
Лев и пантера из Гробницы цветка лотоса, VI век до н.э. Исходя из общего контекста и внешнего вида этого цветка, наверно нужно думать, что священные звери здесь окружают некую часть женской анатомии.
Лев и пантера из этрусской Гробницы Жонглеров, VI век. до н.э.
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]