Heeresversuchsanstalt Kummersdorf (продолжение)
---
Продолжим нашу прогулку по главной кузнице военных технологий кайзеровской Германии и Третьего рейха - Куммерсдорфскому полигону. Во второй части обзора мы осмотрим руины центра физико-химических и ядерных испытаний, где создавалась немецкая ядерная программа и была сооружена первая немецкая реакторная сборка. Затем продолжим прогулку по испытательному центру бронетехники, который нам удалось осмотреть лишь частично, так как нас оттуда прогнали. Тем не менее парочка интересных артефактов советского периода нам попалась на пути.
Прошлая часть рассказа была посвящена осмотру территории, обозначенной на схеме цифрой 2. Теперь перенесемся в cектор, отмеченный цифрой 3.
Тут во времена Третьего рейха располагался центр химико-физических и ядерных исследований Вермахта Versuchsstelle Gottow. Комплекс состоял из трех рядов сооружений. Объекты А1-А8 являлись тестовыми стендами, которые соединялись защищенными ходами с лабораториями B1-B8. Сооружения были отделены друг от друга земляными валами плюс в целях маскировки покрыты земляным настилом с травой. В южной части комплекса располагалось еще восемь сооружений, похожих по устройству на сооружения В1-В8 и также соединенных между собой и с остальным комплексом подземными ходами. На схеме эти сооружения обозначены маркировкой С1-С8. В рамках нашей прогулки мы успели осмотреть только их. Все эти сооружения опоясывала узкоколейка, следы которой до настоящего времени не сохранились. Ниже объектов С1-С8 можно заметить пять ангаров - они были достроены уже в советское время, когда комплекс был переделан в скад боеприпасов.
Так это место выглядело в 1944 году.
Источник: http://arche-foto.com
Научно-исследовательский военный центр Versuchsstelle Gottow был создан в 1926 году западней территории Куммерсдорфского полигона и назывался изначально "Центральное управление военной физики и химии". Здесь работало более десятка научно-исследовательских институтов со всей Германии. C 1939 года тут под руководством Курта Дибнера начинаются ядерные исследования и сооружается первый немецкий исследовательский реактор. Группа Дибнера использовала для ядерных экспериментов блоки С1 и С2, юго-западнее от которых находился реактор. Самым известным изобретением, родившимся в исследовательском центре Готтов, стал так называемый N-Stoff - трехфтористый хлор, для изготовления которого восточней Берлина построили огромный подземный завод, о котором я расскажу в следующем посте.
В апреле 1945 года территорию полигона захватывают советские войска, после чего следует демонтаж всего научного оборудования и вывоз его в Советский Союз в качестве репараций. От испытательных стендов остаются лишь бетонные стены, а сам комплекс научных зданий советы перестраивают в склад боеприпасов, при этом значительно изменяя его изначальную структуру - подземные ходы, соединяющие B- и C-блоки подрываются и замуровываются, часть стен и перекрытий сносят, меняя планировку зданий. Вместе с вывозом оборудования в Советский Союз была вывезена также вся находящаяся тут документация, которая была мгновенно засекречена. Поэтому ни архивных фотографий, ни списка оборудования, ни схем оригинальной внутренней планировки комплекса не сохранилось.
В 1994 году советские войска покидают Куммерсдорфский полигон и это место, как и остальные локации полигона становится заброшенным ареалом. В 2000-м году на территории бывшего научно-исследовательского центра службой радиационной безопасности был замерян уровень радиации, который оказался слегка выше нормы лишь вокруг гермооболочки бывшего реактора на площади 15 х 15 метров. На остальной территории бывшего научного центра радиационный фон не превышает нормальный.
01. Теперь перейдем непосредственно к прогулке по этому яркому с исторической точки зрения объекту.
02. Перед входом на территорию исследовательского центра находится контрольно-пропускной пункт, построенный в советский период. Я обозначил место расположения этого кпп на карте сверху.
03. Внутри кпп совершенно пусто.
04. Рядом расположено небольшое здание с гаражом. Построено оно было одновременно с кпп, судя по виду.
05. Тут, видимо, размещались грузовики или бронетранспортеры караула.
06. К гаражу прилегает типичный для ГСВГ-шных объектов санузел - вся сантехника наглухо забетонирована и облицована плиткой.
07. Ворота.
08. Прямо из гаража можно попасть в остальные помещения этого здания.
09. Внутри тотальная пустота - из исторических артефактов лишь газеты, которыми обклеены стены изнутри.
10. Шкафчик.
11. Покидаем опустошенное здание через парадный вход.
12. И направляемся к бывшему исследовательскому центру.
13. Перед входом на территорию центра еще одно кпп советского периода.
14. Вот мы и подходим к блоку С8, с которого начинается наш осмотр этой локации.
15. Блок был перестроен советами в обычный складской ангар, оказавшийся к тому же совершенно пустым, но внутри ангара был вход в тоннель, соединяющий под землей все восемь блоков С1-С8.
16. Странное сооружение на подвальном уровне, напоминающее брусья. Явно советская постройка, но о его назначении можно лишь догадываться.
17. Идем дальше по тоннелю, периодически выбираясь по лестницам на верхние уровни блоков.
18. Дембельские надписи советских солдат - стандартная картина на всех бывших объектах ГСВГ.
19. А вот привет из Прибалтики мне встретился впервые.
20. Снова нам на пути встречается странная конструкция, похожая на брусья. Что это? Есть идеи?
21. На фоне тотального отсутствия артефактов даже ящик от боеприпасов кажется яркой находкой.
22. Только сейчас узнал про существование Каракалпакской автономной ССР. Ленинизм - это название поселка такое?
23. Так выглядят переходы на верхний уровень.
24. Интерьер блока С7. Бетонная основа и крыша остались со времен Рейха, а наружная стена была сооружена в советское время, что легко угадывается по "стройбатовскому" качеству кладки.
25. Так выглядит блок снаружи. Сразу за ним находится земляной вал, отделяющий блоки С от блоков В.
26. Какой-то идиот умудрился не заметить систему подземных ходов, ведущую в блок, и просто пробил дыру в стене.
27.
28. Спускаемся обратно под землю.
29. И продолжаем прогулку вдоль коридора, длина которого составляет около пятисот метров.
30. Дембельские надписи являются единственными историческими артефактами в этом месте. К сожалению, все оборудование и документация по объекту оказались навсегда утерянными для истории. Так что теперь о том, что находилось в том или ином помещении, можно лишь строить догадки.
31. Примерно на середине пути подземный тоннель прерывается парочкой крупных залов, оказавшихся затопленными грунтовыми водами.
32. Но затем возобновляется и ведет дальше к остальным блокам.
33. Выходим из подземной системы в блок С5. Этот блок имеет более высокий потолок, чем осмотренные нами ранее блоки.
34. Снаружи выглядит, впрочем, похоже, только нет разгрузочной рампы у ворот.
35. Подземный ход, соединяющий блоки С и B полностью затоплен грунтовыми водами.
36. Остальные переходы между обеими рядами сооружений также либо затоплены, либо засыпаны.
37. Четвертый блок снаружи. Внутри пуст, как и остальные сооружения этой локации.
38. Дальше я не фотографировал, так как снимать особо нечего было. Блоки С1 и С2, использовавшиеся командой Курта Дибнера при ядерных исследованиях выглядят так же, как и прочие блоки этого ряда.
39. Еще один ящик из под боеприпасов на территории исследовательского комплекса.
40. За одним из блоков можно заметить проходящий вдоль всей линии вал, усиленный бетонной стеной. Я в тот момент не знал, что за валом находится еще один ряд блоков и руины испытательных стендов. Поэтому эта часть осталась нами не осмотренной, как и сохранившийся фундамент реактора с гермооболочкой, расположенный недалеко от этих мест.
Детальный обзор всех сооружений Vesuchstelle Gottow вы можете посмотреть по ссылке. Там на исторический снимок локации с воздуха наложены гиперссылки, перейдя по которым открывается раздел фотографий данного блока. В самом конце представлены актуальные фотографии того, что осталось от первой немецкой реакторной сборки.
Источник: http://arche-foto.com
41. А мы тем временем продолжаем нашу прогулку и направляемся к противопожарной вышке, находящейся недалеко от Versuchstelle Gottow.
42. Нашей целью было залезть на вышку и осмотреть местность с высоты.
43. Но лестница на нижнем уровне отсутствовала полностью да и сама конструкция выглядела крайне ненадежно, так что рисковать не стали.
44. На обратном пути из этого места нас ждал сюрприз - по дороге проехал бундесверовский броневик. Не знаю, заметили ли нас они, так как мы успели спрятаться в одном из зданий кпп. Броневик не спешил покидать эту локацию, перегородив дорогу, которая вела к выходу, так что нам пришлось затаится и немного подождать, пока он не уехал. Судя по информации в сети, никакого действующего полигона тут нет, так что и бронемашине тут делать нечего. Возможно, военные тестировали новую разработку для армии в таком безлюдном, закрытом месте. Так как броневик был такого типа, какой я никогда до этого не встречал.
Последней целью на территории Куммерсдорфского полигона стал центр испытания моторной техники Рейхсвера, сокращенно Verskraft (Versuchsstelle für Kraftfahrt). На карте эта локация обозначена цифрой 4.
Так выглядит это место на спутниковых картах. Часть ангаров в настоящее время используется частниками, так что наша прогулка имела вид, показанный зеленой стрелкой, после чего нас отсюда выгнали. Но мы успели осмотреть самое интересное здание этой локации, обозначенное цифрой 1, и, к сожалению, не успели осмотреть скелет сборочного цеха (2), в котором планировали собирать самый тяжелый в мире танк "Маус", прототипы которого проходили испытания на этом полигоне. В остальном территория состоит из ряда ангаров и не представляет собой особого интереса. Примечательно, что с 1999 по 2012 годы в одном из ангаров располагался частный музей военной техники с прекрасной коллекцией военных грузовиков и бронетехники. К сожалению, после смерти владельца, музей был ликвидирован, а все экспонаты распроданы.
45. На подходе к территории Verskraft'а встречаются две советские пятиэтажки.
46. Вокруг них вырос молодой, но довольно густой лес.
47. Пустые глазницы окон в домах говорят о том, что тут проводился организованный демонтаж, а значит смотреть внутри совершенно нечего. Не задерживаемся и идем дальше.
48. Между жилыми домами и бывшей территорией части проходит знакомый каждому жителю постсоветского пространства забор.
49. Дорога замощена брусчаточкой, положенной тут еще во второй половине 1930-х и неплохо сохранившейся до нашего времени.
50. Брусчатка приводит нас к главному зданию, построенному в 1938 году - тогда, когда и был сооружен этот комплекс объектов.
51. В период советской оккупации здание подверглось небольшой перестройке - окна над аркой с обоих сторон замуровали и на входе повесили эмблему автомобильных войск СССР, с обоих сторон от которой разместили символичные изображения танкового тягача и какой-то бронемашины.
52. В архитектурном стиле просматривается очевидное сходство с военным городком Крампниц, что не удивительно - строились они в одно и то же время.
.
53. Под аркой находится один из входов внутрь здания.
54. Двери оказались не запертыми, так что этим входом мы и воспользовались.
55. Солдатская каптерка.
56. Внутри совершенно пусто. Все, что можно было снять, снято. В здании не осталось ничего, кроме стен.
57. Лесенка, ведущая в проекторную размещенного тут кинозала.
58. В этом помещении, видимо, был актовый зал, совмещенный с кинозалом, судя по отверстиям для проектора над входом.
59. Наверное, тут когда-то было красиво, но к настоящему моменту от былой красоты остались лишь голые стены.
60. Тем не менее тут есть один яркий артефакт, ради которого стоило посетить это здание.
61. Шикарная панорама советского периода во всю стену впечатляет!
62. Прекрасный образец пропаганды коммунистического строя и пронизывающего его насквозь милитаризма.
63. Рассмотрим эту панораму в деталях. Начинается она с даты 1918 - года создания рабоче-крестьянской Красной армии.
64. Корабли, подводные лодки и баллистические ракеты стоят на страже завоеваний Революции.
65. Заводы, электростанции, лэп, многоэтажные дома - неотъемлемый элемент пропаганды всех коммунистических режимов, традиционно выдающих достижения мирового прогресса за свои заслуги.
66. Вождь получился особенно хорошо! Напоминает современное направление стритарта, в котором принято рисовать персонажей черно-белыми на цветном фоне.
67. После знакомства с таким шикарным образцом социалистической настенной живописи, мы понадеялись встретить внутри здания еще что-то подобное.
68. Но внутри нас ждали лишь белые стены с потрескавшейся от времени краской.
69. Огромный сейф, почему-то забыли забрать при демонтажа инвентаря. Наверное, оказался слишком тяжелым.
70. Все остальные помещения в здании выглядели примерно так. Кстати, несмотря на более чем двадцатилетнюю заброшенность, почти все окна были целыми.
71. Редкие артефакты, найденные нами на нижнем этаже.
72.
73. Осмотрев все здание полностью и не найдя больше ничего достойного внимания мы покидаем этот корпус.
74. Выходим из дверей под аркой, расположенных на противоположной стороне.
75. С обратной стороны окна над аркой также замурованы.
76. Мы продолжаем нашу прогулку по территории Verskraft'a а я пока в двух словах расскажу историю этого места.
В ходе протекания Первой мировой стало очевидно, какую важную роль в ходе боевых действий играет моторизированная техника. В 1917 году на полигоне Куммерсдорфа создается "Versuchsstelle für Förderbahn- und Kraftwagenbetrieb" - центр испытания моторизированной техники, который в 1926 году существенно расширяется.
77.
В 1930-х годах территория, выделенная для испытаний моторизированного транспорта, становится слишком тесной так как требование к транспорту и его роль в войсках стремительно растут. В 1938 году южней Куммерсдорфского полигона сооружается Neue Verskraft - новый испытательный центр для моторизированной техники, которому и посвящена вторая половина этого поста.
78.
На территории испытательного центра тестируются самые различные типы транспортных средств, начиная от полугусеничных мотоциклов Kettenkrad HK 101, амфибий, колесных и полугусеничных грузовиков и заканчивая самой широкой палитрой танков, как собственной разработки так и зарубежных аналогов. Помимо административных зданий, жилых помещений для персонала, ремонтных мастерских, тестовых стендов и гаражей тут также сооружаются тестовые камеры для испытаний техники в сложных климатических и природных условиях.
79.
80. После окончания Второй мировой в комплексе Verskraft'a располагается 64 автомобильная бригада ГСВГ, дислоцировавшаяся тут до 1994 года. После вывода группировки советских войск из Германии, территория испытательного центра моторизированной техники частично используется частными лицами.
81. С 1999 по 2012 год на территории располагался частный музей военной техники, который, как я уже упоминал, прекратил свое существование в связи со смертью владельца коллекции.
82. Территория комплекса выглядит полностью заброшенной. Учитывая упаднический вид всего вокруг и отсутствие запретительных табличек, мы совершенно не таясь шли по центральным улицам этого ареала ничего не опасаясь.
83. Хоть некоторые ворота заперты на висячие замки и кое-где висят таблички с названиями фирм, общая картина производит впечатление совершенно покинутой территории.
84. Разве что самый крупный ангар, расположенный в центре ареала имеет более-менее презентабельный вид.
85. Каково же было наше удивление, когда из-за угла выехал грузовик. Водитель не обратил на нас никакого внимания и, следуя изгибу дороги, отправился дальше вглубь территории.
Обрадовавшись тому факту, что на нас не обратили внимания, хотя стоял мы прямо возле дороги, мы направились дальше. Но тут из того же места, откуда показался грузовик, выехал микроавтобус и в этот раз направился прямиком к нам. Состоялся традиционный диалог, который у нас уже не раз и не два проходил на подобных объектах.
- Что вы тут делаете?
- Фотографируем разрушающиеся исторические здания, чтобы сохранить историю.
- Вы находитесь на частной территории, я сейчас вызову полицию.
- Но по дороге мы не видели ни одной запретительной таблички или забора. Откуда нам было знать, что это частная территория?
- Если вы сейчас же не исчезнете тем путем, которым пришли, я звоню в полицию!
- Ок, мы уже уходим.
Дальше мужик внимательно проследил взглядом пока мы не скрылись за углом здания и на этом наша экскурсия по территории Куммерсдорфского полигона подошла к концу. Для тех, кому интересно посмотреть более детальные фотоотчеты с бывшего испытательного центра моторизированной техники, привожу ссылку, перейдя по которой, вы сможете осмотреть каждое здание в этой части полигона, а в конце еще и увидеть фотографии уже не существующего технического музея. Там также есть гиперактивная карта, на которой клик по каждому зданию ведет к его фотографиям.
В завершении поста хочется отметить, что территория полигона огромная и чтобы осмотреть все наиболее интересные объекты на ней, нужно выделить минимум два-три дня. У нас же было всего полдня на Куммерсдорф, к тому же минимум времени на информационную подготовку. Поэтому осмотреть нам удалось далеко не все, что можно было, спланируй я этот маршрут сейчас, после всей той информации, что я узнал, работая над этими постами.
Прошлая часть рассказа была посвящена осмотру территории, обозначенной на схеме цифрой 2. Теперь перенесемся в cектор, отмеченный цифрой 3.
Тут во времена Третьего рейха располагался центр химико-физических и ядерных исследований Вермахта Versuchsstelle Gottow. Комплекс состоял из трех рядов сооружений. Объекты А1-А8 являлись тестовыми стендами, которые соединялись защищенными ходами с лабораториями B1-B8. Сооружения были отделены друг от друга земляными валами плюс в целях маскировки покрыты земляным настилом с травой. В южной части комплекса располагалось еще восемь сооружений, похожих по устройству на сооружения В1-В8 и также соединенных между собой и с остальным комплексом подземными ходами. На схеме эти сооружения обозначены маркировкой С1-С8. В рамках нашей прогулки мы успели осмотреть только их. Все эти сооружения опоясывала узкоколейка, следы которой до настоящего времени не сохранились. Ниже объектов С1-С8 можно заметить пять ангаров - они были достроены уже в советское время, когда комплекс был переделан в скад боеприпасов.
Так это место выглядело в 1944 году.
Источник: http://arche-foto.com
Научно-исследовательский военный центр Versuchsstelle Gottow был создан в 1926 году западней территории Куммерсдорфского полигона и назывался изначально "Центральное управление военной физики и химии". Здесь работало более десятка научно-исследовательских институтов со всей Германии. C 1939 года тут под руководством Курта Дибнера начинаются ядерные исследования и сооружается первый немецкий исследовательский реактор. Группа Дибнера использовала для ядерных экспериментов блоки С1 и С2, юго-западнее от которых находился реактор. Самым известным изобретением, родившимся в исследовательском центре Готтов, стал так называемый N-Stoff - трехфтористый хлор, для изготовления которого восточней Берлина построили огромный подземный завод, о котором я расскажу в следующем посте.
В апреле 1945 года территорию полигона захватывают советские войска, после чего следует демонтаж всего научного оборудования и вывоз его в Советский Союз в качестве репараций. От испытательных стендов остаются лишь бетонные стены, а сам комплекс научных зданий советы перестраивают в склад боеприпасов, при этом значительно изменяя его изначальную структуру - подземные ходы, соединяющие B- и C-блоки подрываются и замуровываются, часть стен и перекрытий сносят, меняя планировку зданий. Вместе с вывозом оборудования в Советский Союз была вывезена также вся находящаяся тут документация, которая была мгновенно засекречена. Поэтому ни архивных фотографий, ни списка оборудования, ни схем оригинальной внутренней планировки комплекса не сохранилось.
В 1994 году советские войска покидают Куммерсдорфский полигон и это место, как и остальные локации полигона становится заброшенным ареалом. В 2000-м году на территории бывшего научно-исследовательского центра службой радиационной безопасности был замерян уровень радиации, который оказался слегка выше нормы лишь вокруг гермооболочки бывшего реактора на площади 15 х 15 метров. На остальной территории бывшего научного центра радиационный фон не превышает нормальный.
01. Теперь перейдем непосредственно к прогулке по этому яркому с исторической точки зрения объекту.
02. Перед входом на территорию исследовательского центра находится контрольно-пропускной пункт, построенный в советский период. Я обозначил место расположения этого кпп на карте сверху.
03. Внутри кпп совершенно пусто.
04. Рядом расположено небольшое здание с гаражом. Построено оно было одновременно с кпп, судя по виду.
05. Тут, видимо, размещались грузовики или бронетранспортеры караула.
06. К гаражу прилегает типичный для ГСВГ-шных объектов санузел - вся сантехника наглухо забетонирована и облицована плиткой.
07. Ворота.
08. Прямо из гаража можно попасть в остальные помещения этого здания.
09. Внутри тотальная пустота - из исторических артефактов лишь газеты, которыми обклеены стены изнутри.
10. Шкафчик.
11. Покидаем опустошенное здание через парадный вход.
12. И направляемся к бывшему исследовательскому центру.
13. Перед входом на территорию центра еще одно кпп советского периода.
14. Вот мы и подходим к блоку С8, с которого начинается наш осмотр этой локации.
15. Блок был перестроен советами в обычный складской ангар, оказавшийся к тому же совершенно пустым, но внутри ангара был вход в тоннель, соединяющий под землей все восемь блоков С1-С8.
16. Странное сооружение на подвальном уровне, напоминающее брусья. Явно советская постройка, но о его назначении можно лишь догадываться.
17. Идем дальше по тоннелю, периодически выбираясь по лестницам на верхние уровни блоков.
18. Дембельские надписи советских солдат - стандартная картина на всех бывших объектах ГСВГ.
19. А вот привет из Прибалтики мне встретился впервые.
20. Снова нам на пути встречается странная конструкция, похожая на брусья. Что это? Есть идеи?
21. На фоне тотального отсутствия артефактов даже ящик от боеприпасов кажется яркой находкой.
22. Только сейчас узнал про существование Каракалпакской автономной ССР. Ленинизм - это название поселка такое?
23. Так выглядят переходы на верхний уровень.
24. Интерьер блока С7. Бетонная основа и крыша остались со времен Рейха, а наружная стена была сооружена в советское время, что легко угадывается по "стройбатовскому" качеству кладки.
25. Так выглядит блок снаружи. Сразу за ним находится земляной вал, отделяющий блоки С от блоков В.
26. Какой-то идиот умудрился не заметить систему подземных ходов, ведущую в блок, и просто пробил дыру в стене.
27.
28. Спускаемся обратно под землю.
29. И продолжаем прогулку вдоль коридора, длина которого составляет около пятисот метров.
30. Дембельские надписи являются единственными историческими артефактами в этом месте. К сожалению, все оборудование и документация по объекту оказались навсегда утерянными для истории. Так что теперь о том, что находилось в том или ином помещении, можно лишь строить догадки.
31. Примерно на середине пути подземный тоннель прерывается парочкой крупных залов, оказавшихся затопленными грунтовыми водами.
32. Но затем возобновляется и ведет дальше к остальным блокам.
33. Выходим из подземной системы в блок С5. Этот блок имеет более высокий потолок, чем осмотренные нами ранее блоки.
34. Снаружи выглядит, впрочем, похоже, только нет разгрузочной рампы у ворот.
35. Подземный ход, соединяющий блоки С и B полностью затоплен грунтовыми водами.
36. Остальные переходы между обеими рядами сооружений также либо затоплены, либо засыпаны.
37. Четвертый блок снаружи. Внутри пуст, как и остальные сооружения этой локации.
38. Дальше я не фотографировал, так как снимать особо нечего было. Блоки С1 и С2, использовавшиеся командой Курта Дибнера при ядерных исследованиях выглядят так же, как и прочие блоки этого ряда.
39. Еще один ящик из под боеприпасов на территории исследовательского комплекса.
40. За одним из блоков можно заметить проходящий вдоль всей линии вал, усиленный бетонной стеной. Я в тот момент не знал, что за валом находится еще один ряд блоков и руины испытательных стендов. Поэтому эта часть осталась нами не осмотренной, как и сохранившийся фундамент реактора с гермооболочкой, расположенный недалеко от этих мест.
Детальный обзор всех сооружений Vesuchstelle Gottow вы можете посмотреть по ссылке. Там на исторический снимок локации с воздуха наложены гиперссылки, перейдя по которым открывается раздел фотографий данного блока. В самом конце представлены актуальные фотографии того, что осталось от первой немецкой реакторной сборки.
Источник: http://arche-foto.com
41. А мы тем временем продолжаем нашу прогулку и направляемся к противопожарной вышке, находящейся недалеко от Versuchstelle Gottow.
42. Нашей целью было залезть на вышку и осмотреть местность с высоты.
43. Но лестница на нижнем уровне отсутствовала полностью да и сама конструкция выглядела крайне ненадежно, так что рисковать не стали.
44. На обратном пути из этого места нас ждал сюрприз - по дороге проехал бундесверовский броневик. Не знаю, заметили ли нас они, так как мы успели спрятаться в одном из зданий кпп. Броневик не спешил покидать эту локацию, перегородив дорогу, которая вела к выходу, так что нам пришлось затаится и немного подождать, пока он не уехал. Судя по информации в сети, никакого действующего полигона тут нет, так что и бронемашине тут делать нечего. Возможно, военные тестировали новую разработку для армии в таком безлюдном, закрытом месте. Так как броневик был такого типа, какой я никогда до этого не встречал.
Последней целью на территории Куммерсдорфского полигона стал центр испытания моторной техники Рейхсвера, сокращенно Verskraft (Versuchsstelle für Kraftfahrt). На карте эта локация обозначена цифрой 4.
Так выглядит это место на спутниковых картах. Часть ангаров в настоящее время используется частниками, так что наша прогулка имела вид, показанный зеленой стрелкой, после чего нас отсюда выгнали. Но мы успели осмотреть самое интересное здание этой локации, обозначенное цифрой 1, и, к сожалению, не успели осмотреть скелет сборочного цеха (2), в котором планировали собирать самый тяжелый в мире танк "Маус", прототипы которого проходили испытания на этом полигоне. В остальном территория состоит из ряда ангаров и не представляет собой особого интереса. Примечательно, что с 1999 по 2012 годы в одном из ангаров располагался частный музей военной техники с прекрасной коллекцией военных грузовиков и бронетехники. К сожалению, после смерти владельца, музей был ликвидирован, а все экспонаты распроданы.
45. На подходе к территории Verskraft'а встречаются две советские пятиэтажки.
46. Вокруг них вырос молодой, но довольно густой лес.
47. Пустые глазницы окон в домах говорят о том, что тут проводился организованный демонтаж, а значит смотреть внутри совершенно нечего. Не задерживаемся и идем дальше.
48. Между жилыми домами и бывшей территорией части проходит знакомый каждому жителю постсоветского пространства забор.
49. Дорога замощена брусчаточкой, положенной тут еще во второй половине 1930-х и неплохо сохранившейся до нашего времени.
50. Брусчатка приводит нас к главному зданию, построенному в 1938 году - тогда, когда и был сооружен этот комплекс объектов.
51. В период советской оккупации здание подверглось небольшой перестройке - окна над аркой с обоих сторон замуровали и на входе повесили эмблему автомобильных войск СССР, с обоих сторон от которой разместили символичные изображения танкового тягача и какой-то бронемашины.
52. В архитектурном стиле просматривается очевидное сходство с военным городком Крампниц, что не удивительно - строились они в одно и то же время.
.
53. Под аркой находится один из входов внутрь здания.
54. Двери оказались не запертыми, так что этим входом мы и воспользовались.
55. Солдатская каптерка.
56. Внутри совершенно пусто. Все, что можно было снять, снято. В здании не осталось ничего, кроме стен.
57. Лесенка, ведущая в проекторную размещенного тут кинозала.
58. В этом помещении, видимо, был актовый зал, совмещенный с кинозалом, судя по отверстиям для проектора над входом.
59. Наверное, тут когда-то было красиво, но к настоящему моменту от былой красоты остались лишь голые стены.
60. Тем не менее тут есть один яркий артефакт, ради которого стоило посетить это здание.
61. Шикарная панорама советского периода во всю стену впечатляет!
62. Прекрасный образец пропаганды коммунистического строя и пронизывающего его насквозь милитаризма.
63. Рассмотрим эту панораму в деталях. Начинается она с даты 1918 - года создания рабоче-крестьянской Красной армии.
64. Корабли, подводные лодки и баллистические ракеты стоят на страже завоеваний Революции.
65. Заводы, электростанции, лэп, многоэтажные дома - неотъемлемый элемент пропаганды всех коммунистических режимов, традиционно выдающих достижения мирового прогресса за свои заслуги.
66. Вождь получился особенно хорошо! Напоминает современное направление стритарта, в котором принято рисовать персонажей черно-белыми на цветном фоне.
67. После знакомства с таким шикарным образцом социалистической настенной живописи, мы понадеялись встретить внутри здания еще что-то подобное.
68. Но внутри нас ждали лишь белые стены с потрескавшейся от времени краской.
69. Огромный сейф, почему-то забыли забрать при демонтажа инвентаря. Наверное, оказался слишком тяжелым.
70. Все остальные помещения в здании выглядели примерно так. Кстати, несмотря на более чем двадцатилетнюю заброшенность, почти все окна были целыми.
71. Редкие артефакты, найденные нами на нижнем этаже.
72.
73. Осмотрев все здание полностью и не найдя больше ничего достойного внимания мы покидаем этот корпус.
74. Выходим из дверей под аркой, расположенных на противоположной стороне.
75. С обратной стороны окна над аркой также замурованы.
76. Мы продолжаем нашу прогулку по территории Verskraft'a а я пока в двух словах расскажу историю этого места.
В ходе протекания Первой мировой стало очевидно, какую важную роль в ходе боевых действий играет моторизированная техника. В 1917 году на полигоне Куммерсдорфа создается "Versuchsstelle für Förderbahn- und Kraftwagenbetrieb" - центр испытания моторизированной техники, который в 1926 году существенно расширяется.
77.
В 1930-х годах территория, выделенная для испытаний моторизированного транспорта, становится слишком тесной так как требование к транспорту и его роль в войсках стремительно растут. В 1938 году южней Куммерсдорфского полигона сооружается Neue Verskraft - новый испытательный центр для моторизированной техники, которому и посвящена вторая половина этого поста.
78.
На территории испытательного центра тестируются самые различные типы транспортных средств, начиная от полугусеничных мотоциклов Kettenkrad HK 101, амфибий, колесных и полугусеничных грузовиков и заканчивая самой широкой палитрой танков, как собственной разработки так и зарубежных аналогов. Помимо административных зданий, жилых помещений для персонала, ремонтных мастерских, тестовых стендов и гаражей тут также сооружаются тестовые камеры для испытаний техники в сложных климатических и природных условиях.
79.
80. После окончания Второй мировой в комплексе Verskraft'a располагается 64 автомобильная бригада ГСВГ, дислоцировавшаяся тут до 1994 года. После вывода группировки советских войск из Германии, территория испытательного центра моторизированной техники частично используется частными лицами.
81. С 1999 по 2012 год на территории располагался частный музей военной техники, который, как я уже упоминал, прекратил свое существование в связи со смертью владельца коллекции.
82. Территория комплекса выглядит полностью заброшенной. Учитывая упаднический вид всего вокруг и отсутствие запретительных табличек, мы совершенно не таясь шли по центральным улицам этого ареала ничего не опасаясь.
83. Хоть некоторые ворота заперты на висячие замки и кое-где висят таблички с названиями фирм, общая картина производит впечатление совершенно покинутой территории.
84. Разве что самый крупный ангар, расположенный в центре ареала имеет более-менее презентабельный вид.
85. Каково же было наше удивление, когда из-за угла выехал грузовик. Водитель не обратил на нас никакого внимания и, следуя изгибу дороги, отправился дальше вглубь территории.
Обрадовавшись тому факту, что на нас не обратили внимания, хотя стоял мы прямо возле дороги, мы направились дальше. Но тут из того же места, откуда показался грузовик, выехал микроавтобус и в этот раз направился прямиком к нам. Состоялся традиционный диалог, который у нас уже не раз и не два проходил на подобных объектах.
- Что вы тут делаете?
- Фотографируем разрушающиеся исторические здания, чтобы сохранить историю.
- Вы находитесь на частной территории, я сейчас вызову полицию.
- Но по дороге мы не видели ни одной запретительной таблички или забора. Откуда нам было знать, что это частная территория?
- Если вы сейчас же не исчезнете тем путем, которым пришли, я звоню в полицию!
- Ок, мы уже уходим.
Дальше мужик внимательно проследил взглядом пока мы не скрылись за углом здания и на этом наша экскурсия по территории Куммерсдорфского полигона подошла к концу. Для тех, кому интересно посмотреть более детальные фотоотчеты с бывшего испытательного центра моторизированной техники, привожу ссылку, перейдя по которой, вы сможете осмотреть каждое здание в этой части полигона, а в конце еще и увидеть фотографии уже не существующего технического музея. Там также есть гиперактивная карта, на которой клик по каждому зданию ведет к его фотографиям.
В завершении поста хочется отметить, что территория полигона огромная и чтобы осмотреть все наиболее интересные объекты на ней, нужно выделить минимум два-три дня. У нас же было всего полдня на Куммерсдорф, к тому же минимум времени на информационную подготовку. Поэтому осмотреть нам удалось далеко не все, что можно было, спланируй я этот маршрут сейчас, после всей той информации, что я узнал, работая над этими постами.
Взято: technolirik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]