По мине на каждом квадратном месте: Израиль разминирует одну из главных святынь христианства
---
Для меня как путешественника граница Израиля и Иордании была большой "болью". Там, где знаменитая из Библии река Иордан пробивает себе путь через пустыню в направлении Мёртвого моря, где евреи переходили через реку в Святую Землю и где Иоанн Креститель обращал в новую веру Иисуса... там с 1967 года пролегала одна из самых милитаризованных границ в мире. Когда древние христиане создавали по берегам Иордана свои монастыри и церкви никаких границ не было. На моей памяти, там выстроили штук 8 монастырей и некоторые из них имеют возраст более тысячи лет. Другие чуть помоложе, а часть возвели уже в 19 веке, как например русский монастырь. Столетиями священнослужители тихо и мирно обращались к богу с берегов Иордана.
В 1948 году был образован Израиль и немедленно началась первая арабо-израильская война, поскольку арабские страны отказались признавать еврейское государство. В результате этой войны арабским странам не удалось уничтожить Израиль, зато каждая из сторон урвала себе кусок так и не созданного Палестинского государства. Конкретно эти земли были захвачены Иорданией, хотя по решению ООН должны были стать частью Палестины. Длившаяся почти год война и последовавший вслед за войной хаос привели к бегству значительной части служителей монастырей. Но хоть какая-то религиозная и паломническая жизнь в этих местах продолжалась в пятидесятых и шестидесятых годах.
В 1967 году случилась новая арабо-израильская война, известная как "Шестидневная", в ходе которой Израиль за считанные дни нанес удары по Сирии, Иордании, Египту и Ираку и после внезапной атаки взял под контроль весь Синайский полуостров вплоть до Суэцкого канала, весь западный берег Иордана включая все монастыри и Голанские высоты у Сирии.
Для монастырей эта война стала "приговором", поскольку новая граница Израиля и Иордании прошла прямо через монастыри, а река Иордан стала границей. Обе враждебные стороны немедленно начали закрепляться на новых позициях и монастыри были превращены в наблюдательные пункты и огневые точки. Обстрелы и инциденты случались почти ежедневно. Кроме того, со стороны Иордании регулярно происходили попытки заброса в Израиль диверсионных групп "Фатха" (Организация освобождения Палестины), в ответ на что Израиль начал минирование приграничной территории и строительство линии обороны вдоль всей границы, включавшую в себя десятки бункеров, противотанковых рвов и прочих радостей. Остававшиеся в монастырях священнослужители покинули свои обители уже окончательно.
Можно сказать, что с 1967 по 2012 годы вся эта территория была наглухо закрыта для туристов. Пограничный забор со стороны Израиля вытянулся примерно в трёх километрах от реки Иордан, полностью отрезав церкви и монастыри от любого доступа. Даже заключение мирного договора с Иорданией в 1994 не привело к демилитаризации границы. Только в 2012 стороны наконец-то согласовали ограниченный доступ к святыням, причем через мучительную бюрократическую процедуру, согласования, сопровождение военными. Лично мне туда попасть не удавалось все эти годы, отправляемые запросы в Минобороны уходили в никуда, а если приезжал туда самостоятельно - естественно, что натыкался на глухой забор.
В 2016 наконец-то доступ сделали свободным. Ну как свободным? В определенные часы военные открывают ворота и вы едете по узкой дороге и вокруг вас мины, рвы, какие-то укрепления. Повсюду таблички "Не останавливаться", "Не выходить из машины", "Не фотографировать". В итоге доезжаете до пограничной реки Иордан и там построили небольшой паломнический комплекс. Под надзором солдат туристы делают ритуальные омовения в Иордане, а в пятидесяти метрах, на противоположном берегу реки за вами смотрят иорданские солдаты.
Но к монастырям доступ так и был закрыт. Вы их видели, но дойти до них было нельзя - опять заборы и мины. И вот радостные новости - разминирование монастырей идет полным ходом и военные обещают, что скоро можно будет посетить все святыни, которые были отрезаны от цивилизации с 1967 года. В израильских новостях пишут, что в среднем на каждый квадратный метр приходится по мине. Взрывные работы продолжаются.
Представляю, какое зрелище откроется тем монахам, которые войдут в свои обители впервые за 60 лет: запустение, разруха, следы от пуль.
А пока что туристам доступно лишь место, называемое Каср-аль-Яхуд с небольшим паломническим комплексом, вот мои фотографии оттуда -
Первая линия пограничных заграждений начинается километров за пять до собственно реки Иордан, далее таких линий я насчитал еще три. Все по-взрослому, Ближний Восток никогда не был примером человеколюбия и терпимости.
Но в наши дни тут тьма туристов и все выглядит крайне мирно -
Церковь с золотым куполом в правой части фотографии расположена уже за Иорданом, на той стороне границы -
Если вы ждали подобие матушки Волги, то вас ждет разочарование. Иордан осенью выглядит очень грустно, поскольку сезон дождей еще не начался, а последний дождик уходящего 2017 года был много месяцев назад. Питающие Иордан речки разбираются на поливку сельскохозяйственных угодий как в Израиле, так и в Иордании, от чего Иордан превратился к мутный ручей со стоячей водой. Более того, река превратилась в сточную канаву для канализаций целого ряда палестинских городов, например упомянутой выше Рамаллы и еще не упомянутого Наблуса (Шхем). Вот уже много лет идут разговоры о необходимости построить водоочистительные сооружения на палестинских территориях, а воз и ныне там. В итоге даже та вода, что мы видим в Иордане, состоит во многом из канализационных стоков города Рамаллы.
Мне больно смотреть на этих искренне верующих людей, делающих омовения в святой реке. Надо обладать очень сильной верой, чтобы игнорировать неприятный запах, исходящий из Иордана.
О, боже! Эти паломники из Эфиопии плавают в реке, они попросту рискуют заполучить кожные болезни. Еще и набирают священную воду в бутылки. Надеюсь, что они не будут эту воду пить? Мое мнение таково, что даже если это вредно для туризма, но честнее было бы поставить таблички, что вода в реке опасна для здоровья. Между прочим, Иордания прямо напротив, на противоположном берегу. И там тоже приезжают туристы и тоже окунаются в Иордан -
Зимой река будет выглядеть намного лучше, поскольку пройдут дожди в Галилее на Голанских высотах, откроют дамбу южнее озера Кинерет и поток хлынет в Мертвое море. Это хороший шанс увидеть Иордан таким, каким увидел его Иисус две тысячи лет назад.
Фотография с солдатками на память. Ощущение, что девушки только тем и занимаются, что фотографируются с туристами. Почему бы и нет?
По берегам Иордана немало церквей и монастырей, но почти все они заброшены с конца шестидесятых, поскольку оказались в закрытой военной зоне между Израилем и Иорданией. Принято считать, что тут десятки тысяч мин со времен войны и никто не собирается разминировать, поскольку война обязательно случится вновь.
На удалении от Каср-эль-Йехуд с той стороны реки виднеется русская церковь, но и туда просто так не проедешь. Надо заранее получить разрешение от военных. Несколько лет назад Русская православная церковь добилась разрешения начать восстановительные работы на территории, между прочим выкупленной еще в царские времена. Разрешение им дали, но объект все еще остается в зоне, куда нет свободного доступа.
Обратите внимание, какие тут автобусные остановки. Догадываетесь, зачем бетонные блоки? Наверняка, как люди мыслящие логически, вы решили, что блоки установили с целью защиты от какой-нибудь машины, случайно вылетевшей на ожидающих автобус людей. И вы абсолютно правы. Только машины вылетают не случайно, а вполне себе намеренно. Теракты с наездами на людей лишь недавно пришли в Европу, а в Израиле их практикуют палестинские террористы уже много десятилетий. И пусть подобное не случалось достаточно давно, но никто не спешит расслабляться.
В 1948 году был образован Израиль и немедленно началась первая арабо-израильская война, поскольку арабские страны отказались признавать еврейское государство. В результате этой войны арабским странам не удалось уничтожить Израиль, зато каждая из сторон урвала себе кусок так и не созданного Палестинского государства. Конкретно эти земли были захвачены Иорданией, хотя по решению ООН должны были стать частью Палестины. Длившаяся почти год война и последовавший вслед за войной хаос привели к бегству значительной части служителей монастырей. Но хоть какая-то религиозная и паломническая жизнь в этих местах продолжалась в пятидесятых и шестидесятых годах.
В 1967 году случилась новая арабо-израильская война, известная как "Шестидневная", в ходе которой Израиль за считанные дни нанес удары по Сирии, Иордании, Египту и Ираку и после внезапной атаки взял под контроль весь Синайский полуостров вплоть до Суэцкого канала, весь западный берег Иордана включая все монастыри и Голанские высоты у Сирии.
Для монастырей эта война стала "приговором", поскольку новая граница Израиля и Иордании прошла прямо через монастыри, а река Иордан стала границей. Обе враждебные стороны немедленно начали закрепляться на новых позициях и монастыри были превращены в наблюдательные пункты и огневые точки. Обстрелы и инциденты случались почти ежедневно. Кроме того, со стороны Иордании регулярно происходили попытки заброса в Израиль диверсионных групп "Фатха" (Организация освобождения Палестины), в ответ на что Израиль начал минирование приграничной территории и строительство линии обороны вдоль всей границы, включавшую в себя десятки бункеров, противотанковых рвов и прочих радостей. Остававшиеся в монастырях священнослужители покинули свои обители уже окончательно.
Можно сказать, что с 1967 по 2012 годы вся эта территория была наглухо закрыта для туристов. Пограничный забор со стороны Израиля вытянулся примерно в трёх километрах от реки Иордан, полностью отрезав церкви и монастыри от любого доступа. Даже заключение мирного договора с Иорданией в 1994 не привело к демилитаризации границы. Только в 2012 стороны наконец-то согласовали ограниченный доступ к святыням, причем через мучительную бюрократическую процедуру, согласования, сопровождение военными. Лично мне туда попасть не удавалось все эти годы, отправляемые запросы в Минобороны уходили в никуда, а если приезжал туда самостоятельно - естественно, что натыкался на глухой забор.
В 2016 наконец-то доступ сделали свободным. Ну как свободным? В определенные часы военные открывают ворота и вы едете по узкой дороге и вокруг вас мины, рвы, какие-то укрепления. Повсюду таблички "Не останавливаться", "Не выходить из машины", "Не фотографировать". В итоге доезжаете до пограничной реки Иордан и там построили небольшой паломнический комплекс. Под надзором солдат туристы делают ритуальные омовения в Иордане, а в пятидесяти метрах, на противоположном берегу реки за вами смотрят иорданские солдаты.
Но к монастырям доступ так и был закрыт. Вы их видели, но дойти до них было нельзя - опять заборы и мины. И вот радостные новости - разминирование монастырей идет полным ходом и военные обещают, что скоро можно будет посетить все святыни, которые были отрезаны от цивилизации с 1967 года. В израильских новостях пишут, что в среднем на каждый квадратный метр приходится по мине. Взрывные работы продолжаются.
Представляю, какое зрелище откроется тем монахам, которые войдут в свои обители впервые за 60 лет: запустение, разруха, следы от пуль.
А пока что туристам доступно лишь место, называемое Каср-аль-Яхуд с небольшим паломническим комплексом, вот мои фотографии оттуда -
Первая линия пограничных заграждений начинается километров за пять до собственно реки Иордан, далее таких линий я насчитал еще три. Все по-взрослому, Ближний Восток никогда не был примером человеколюбия и терпимости.
Но в наши дни тут тьма туристов и все выглядит крайне мирно -
Церковь с золотым куполом в правой части фотографии расположена уже за Иорданом, на той стороне границы -
Если вы ждали подобие матушки Волги, то вас ждет разочарование. Иордан осенью выглядит очень грустно, поскольку сезон дождей еще не начался, а последний дождик уходящего 2017 года был много месяцев назад. Питающие Иордан речки разбираются на поливку сельскохозяйственных угодий как в Израиле, так и в Иордании, от чего Иордан превратился к мутный ручей со стоячей водой. Более того, река превратилась в сточную канаву для канализаций целого ряда палестинских городов, например упомянутой выше Рамаллы и еще не упомянутого Наблуса (Шхем). Вот уже много лет идут разговоры о необходимости построить водоочистительные сооружения на палестинских территориях, а воз и ныне там. В итоге даже та вода, что мы видим в Иордане, состоит во многом из канализационных стоков города Рамаллы.
Мне больно смотреть на этих искренне верующих людей, делающих омовения в святой реке. Надо обладать очень сильной верой, чтобы игнорировать неприятный запах, исходящий из Иордана.
О, боже! Эти паломники из Эфиопии плавают в реке, они попросту рискуют заполучить кожные болезни. Еще и набирают священную воду в бутылки. Надеюсь, что они не будут эту воду пить? Мое мнение таково, что даже если это вредно для туризма, но честнее было бы поставить таблички, что вода в реке опасна для здоровья. Между прочим, Иордания прямо напротив, на противоположном берегу. И там тоже приезжают туристы и тоже окунаются в Иордан -
Зимой река будет выглядеть намного лучше, поскольку пройдут дожди в Галилее на Голанских высотах, откроют дамбу южнее озера Кинерет и поток хлынет в Мертвое море. Это хороший шанс увидеть Иордан таким, каким увидел его Иисус две тысячи лет назад.
Фотография с солдатками на память. Ощущение, что девушки только тем и занимаются, что фотографируются с туристами. Почему бы и нет?
По берегам Иордана немало церквей и монастырей, но почти все они заброшены с конца шестидесятых, поскольку оказались в закрытой военной зоне между Израилем и Иорданией. Принято считать, что тут десятки тысяч мин со времен войны и никто не собирается разминировать, поскольку война обязательно случится вновь.
На удалении от Каср-эль-Йехуд с той стороны реки виднеется русская церковь, но и туда просто так не проедешь. Надо заранее получить разрешение от военных. Несколько лет назад Русская православная церковь добилась разрешения начать восстановительные работы на территории, между прочим выкупленной еще в царские времена. Разрешение им дали, но объект все еще остается в зоне, куда нет свободного доступа.
Обратите внимание, какие тут автобусные остановки. Догадываетесь, зачем бетонные блоки? Наверняка, как люди мыслящие логически, вы решили, что блоки установили с целью защиты от какой-нибудь машины, случайно вылетевшей на ожидающих автобус людей. И вы абсолютно правы. Только машины вылетают не случайно, а вполне себе намеренно. Теракты с наездами на людей лишь недавно пришли в Европу, а в Израиле их практикуют палестинские террористы уже много десятилетий. И пусть подобное не случалось достаточно давно, но никто не спешит расслабляться.
Взято: puerrtto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]