Эфес и поиски живых мертвецов
---
В древней литературе тема Сокрытия (Гайбат) в пещере была неразрывно связана с регионом Малой Азии. До того как будущий Махди ушел в сокрытие на горе Эрджияс, что рядом с Кесарией Каппадокийской, в этой области укрывались так называемые "Спящие" - это христианские Семь спящих отроков эфесских и исламские Обитатели пещеры (асхаб аль-кахв).
Большинство самых ранних упоминаний о "спящих в пещере" несомненно приходится на Малую Азию, что должно иметь какое-то объяснение. Наверно возможно и самое первое упоминание о "спящих" от Аристотеля (4 век до н.э.) локализовать в этой области, уж очень название острова Сардиния похоже на столицу Лидии малоазийский город Сарды.
Аристотель. Физика.
Ибо когда не происходит никаких изменений в нашем мышлении или когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло время, так же как тем баснословным людям, которые спят в Сардинии рядом с героями, когда они пробудятся: они ведь соединят прежнее "теперь" с последующим и сделают его единым, устранив по причине бесчувствия промежуточное [время].
Руины раннехристианского некрополя (5-6 вв.) в Эфесе, который часто называют "Пещерой спящих отроков".
Если "спящие отроки" находились в районе города Сарды, можно рискнуть наполнить буквальным смыслом и знаменитые строки из Апокалипсиса - "ты носишь имя, будто жив, но ты мертв". Ведь спящие в пещере и были самыми настоящими живыми мертвецами.
Апокалипсис
И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд; знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
В Коране не дается точного описания пещеры "спящих", но упоминается, что у с ними была собака. В исламском мире даже шли оживленные споры о имени этой собаки. Одни считали, что собаку звали Китмир, а другие - Хумран. Наличие собаки в пещере может свидетельствовать об иранском компоненте в этой легенде.
Коран. 18-я Сура Пещера «Аль-Кахф»
18:10
Вот юноши укрылись в пещере и сказали: «Господь наш! Даруй нам от Себя милость и устрой наше дело наилучшим образом».
18:11
Мы запечатали их уши в пещере на много лет.
18:12
Потом Мы разбудили их, чтобы узнать, какая из двух партий точнее подсчитает, какой срок они пробыли там.
18:18
Ты решил бы, что они бодрствуют, хотя они спали. Мы переворачивали их то на правый бок, то на левый. Их собака лежала перед входом, вытянув лапы. Взглянув на них, ты бросился бы бежать прочь и пришел бы в ужас.
18:22
Одни говорят, что их было трое, а четвертой была собака. Другие говорят, что их было пятеро, а шестой была собака. Так они пытаются угадать сокровенное. А другие говорят, что их было семеро, а восьмой была собака. Скажи: «Моему Господу лучше знать об их числе. Это неизвестно никому, кроме немногих».
18:25
Они провели в пещере триста лет и еще девять.
Некрополь в Эфесе. Это был настоящий город мертвых - многоэтажный, с огромными залами, тут сотни, а возможно и тысячи гробниц.
Наиболее раннее свидетельство о поисках живых мертвецов можно найти у Ибн Хордадбеха (820-912 гг.) Хордадбех, хоть и несколько путано, располагает район поисков "обитателей пещеры", они же "обладатели свинцовой доски" (на которой были начертаны их имена), на западе Малой Азии. При халифе ал-Васике туда была отправлена научная экспедиция, целью которой было выявление спящих бессмертных. Ал-Васик был также известен организацией поисков знаменитой стены Гога и Магога, о чем я писал ранее.
Исследователи из Халифата тогда так и не нашли бессмертных, но здесь важен сам факт, что их искали именно в Византии на западе Малой Азии. Ибн Хордадбех прямо указывает, что именно Эфес являлся городом "обитателей пещеры". Впоследствии, исламская традиция стала располагать "спящих" в Иордании в районе Аммана.
Ибн Хордадбех
Книга путей и стран
...здесь из числа крепостей — Афсис (Эфес), который находится в рустаке ал-Аваси. Это город «обитателей пещеры» (асхаб ал-кахф); там есть [еще) четыре крепости. В их мечети можно прочитать надпись на арабском языке о вступлении Масламы в страну ар-Рум (Византию)
Что касается «обладателей свинцовой доски» (асхаб ар-Раким), то они [находятся] в Хараме — рустаке между Аммурийей (Аморий) и Никийей (Никея, ныне Изник). [Халиф] ал-Васик би-л-лах направил астролога (ал-мунаджжима) Мухаммада ибн Мусу в страну ар-Рум' посмотреть на «асхаб ар-Раким» и написал вельможе (азим) ар-Рума, чтобы тот отправил кого-либо, кто привел бы его к ним. И рассказал мне Мухаммад ибн Муса, что вельможа ар-Рума послал с ним человека, который проводил его в Куррy. Затем он шел 4 [дневных] перехода, и [перед ним открылся] холм, диаметр которого в основании менее 1000 локтей.
От поверхности [холма] вел подземный ход к месту, где находятся асхаб ар-раким. Он сказал: «Мы начали подниматься в гору, к ее вершине, как вдруг [увидели] вырытый колодец, настолько широкий, что мы различили воду на дне его. Затем мы спустились к двери подземного хода и прошли по нему примерно 300 шагов и достигли места, над которым мы стояли [сверху на горе]. В горе оказалась галерея с высеченными колоннами, там были [также] помещения. Одно помещение имело высокий порог, высотою приблизительно в рост человека, с высеченной в камне дверью. Там находятся [нетленныe] мертвецы и человек, обязанный их охранять, и с ним — очень красивые евнухи. Этот человек противился тому, чтобы мы увидели и обследовали [мертвых]. Он утверждал, что это нeбезопасно и того, кто ищет [это], постигнет беда. Он хотел ввести [нас] в заблуждение, чтобы его прибыль [от этого] не прекратилась. Я сказал ему: «Ты позволь мне взглянуть на них, а [к последствиям] ты не причастен». И я, взяв большую свечу, поднялся со своим слугой [в пещеру]. И вот они, в одежде из грубой ткани, которая крошилась в руках, а их тела покрыты (умащены) алоэ, миррой и камфарою, чтобы сберечь их. И их кожа плотно прилегала к их костям. Однако, когда я провел рукою по груди одного из них, то обнаружил, что волосы на ней жесткие и густые.
Хранитель их приготовил еду и пригласил нас поесть у него. Но едва мы отведали его пищу, как наши души отвратились [от нее] и нас вырвало. Поистине он хотел нас умертвить или вызвать у нас болезнь, чтобы считалось действительным то, что он утверждал перед государем ар-Рума, а именно, что они (мертвецы) и есть «обладатели свинцовой доски» (асхаб ар-Раким). Мы сказали ему: «Мы полагали, что ты покажешь мертвецов, которые похожи на живых. Но эти не таковы»
Несмотря на уверенность, что город «обитателей пещеры» (асхаб ал-кахф) это Эфес, Хордадбех описывает путешествие астролога Мухаммада ибн Мусы в какую-то другую область Малой Азии. Его экспедиция вышла из крепости Курра, видимо находившийся в Каппадокии в районе нынешнего Аксарая. За четыре дневных перехода дойти из Каппадокии в Эфес невозможно. Видимо, конечная точка пути арабского астролога находилась в той же Каппадокии. Кстати, до вулкана Эрджияс, где укрылся Предвозвестник конца света (Махди) и 40 его спутников дойти от Аксарая за 4 дня как раз возможно. Но как понятно из текста Ибн Хордадбеха настоящий живых мертвецов арабская экспедиция так и не нашла, поэтому никаких выводов о точном расположении Пещеры спящих по его сообщениям сделать нельзя.
В 13 веке арабский географ Якут аль-Хамави (1178-1229 гг.) все так же считал, что "семеро спящих" находятся именно в Руме (в Малой Азии).
Якут аль-Хамави
Ар-Раким ... Близ ал-Белка, на границах Сирии, есть место, называемое ар-Раким. Иные уверяют, будто тут находятся семеро спящих, но на самом деле они в Руме...
Ал-Бакуви в 15 веке считал, что обитатели пещеры пребывали в Иордании в районе нынешнего Аммана, но это явно уже более позднее представление.
Абд ар-Рашид аль-Бакуви
БАЛКА' — область между аш-Шамом и Вади ал-Кура. В ней [расположено] селение высокомерных и город аш-Шарат. Там, как говорят, [находится], пещера [семи спящих отроков] и ар-Раким — [свинцовая плита, на которой указаны имена этих спящих отроков].
В 2013 году некрополь "спящих" в Эфесе был доступен для осмотра только из-за забора, поэтому мне пришлось через него перелазить. Но в целом осмотреть его можно было и не прибегая к подобным трюкам - почти все строения видны снаружи.
Ранние христиане сохранили древнюю моду на склепы вырубленные в скалах. Это несомненно еще зороастрийские представления, ведь Авеста запрещает, чтобы мертвое тело касалось земли. Лежать на камне трупу дозволяется, поэтому гробницы вырубали в скальных массивах. Подобные гробницы использовались многократно, когда тело истлевало, кости переносили в специальные хранилища (костницы, оссуарии), по ирански их называли астоданами (astodān).
Склепы в подобных некрополях могли длительно принадлежать отдельным семьям, также могли продаваться и даже сдаваться в аренду. Если у арендатора кончались деньги, хозяин гробницы мог выкинуть останки его близких. Такая практика существовала с глубокой древности.
Все видимые здесь полости использовались как погребальные склепы.
Эта гробница сохранила остаки росписи вверху ниши.
Некрополь раньше был богато украшен. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фрагменты белоснежных мраморных полов.
Некрополь имел несколько этажей, сейчас своды уже обвалились
Вырубленные ниши и лестницы.
Возможно это пилоны от разрушенной церкви.
Со склона горы, где находится некрополь Семи спящих, виден древний акрополь Эфеса. Сейчас это город Сельчук. На месте акрополя сохранилась византийская крепость Агиос Теолог (Святой Богослов), перестроенная турками. О крепости Сельчука, храме Артемиды и базилике Св.Иоанна я когда делал специальный пост.
Большинство самых ранних упоминаний о "спящих в пещере" несомненно приходится на Малую Азию, что должно иметь какое-то объяснение. Наверно возможно и самое первое упоминание о "спящих" от Аристотеля (4 век до н.э.) локализовать в этой области, уж очень название острова Сардиния похоже на столицу Лидии малоазийский город Сарды.
Аристотель. Физика.
Ибо когда не происходит никаких изменений в нашем мышлении или когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло время, так же как тем баснословным людям, которые спят в Сардинии рядом с героями, когда они пробудятся: они ведь соединят прежнее "теперь" с последующим и сделают его единым, устранив по причине бесчувствия промежуточное [время].
Руины раннехристианского некрополя (5-6 вв.) в Эфесе, который часто называют "Пещерой спящих отроков".
Если "спящие отроки" находились в районе города Сарды, можно рискнуть наполнить буквальным смыслом и знаменитые строки из Апокалипсиса - "ты носишь имя, будто жив, но ты мертв". Ведь спящие в пещере и были самыми настоящими живыми мертвецами.
Апокалипсис
И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд; знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
В Коране не дается точного описания пещеры "спящих", но упоминается, что у с ними была собака. В исламском мире даже шли оживленные споры о имени этой собаки. Одни считали, что собаку звали Китмир, а другие - Хумран. Наличие собаки в пещере может свидетельствовать об иранском компоненте в этой легенде.
Коран. 18-я Сура Пещера «Аль-Кахф»
18:10
Вот юноши укрылись в пещере и сказали: «Господь наш! Даруй нам от Себя милость и устрой наше дело наилучшим образом».
18:11
Мы запечатали их уши в пещере на много лет.
18:12
Потом Мы разбудили их, чтобы узнать, какая из двух партий точнее подсчитает, какой срок они пробыли там.
18:18
Ты решил бы, что они бодрствуют, хотя они спали. Мы переворачивали их то на правый бок, то на левый. Их собака лежала перед входом, вытянув лапы. Взглянув на них, ты бросился бы бежать прочь и пришел бы в ужас.
18:22
Одни говорят, что их было трое, а четвертой была собака. Другие говорят, что их было пятеро, а шестой была собака. Так они пытаются угадать сокровенное. А другие говорят, что их было семеро, а восьмой была собака. Скажи: «Моему Господу лучше знать об их числе. Это неизвестно никому, кроме немногих».
18:25
Они провели в пещере триста лет и еще девять.
Некрополь в Эфесе. Это был настоящий город мертвых - многоэтажный, с огромными залами, тут сотни, а возможно и тысячи гробниц.
Наиболее раннее свидетельство о поисках живых мертвецов можно найти у Ибн Хордадбеха (820-912 гг.) Хордадбех, хоть и несколько путано, располагает район поисков "обитателей пещеры", они же "обладатели свинцовой доски" (на которой были начертаны их имена), на западе Малой Азии. При халифе ал-Васике туда была отправлена научная экспедиция, целью которой было выявление спящих бессмертных. Ал-Васик был также известен организацией поисков знаменитой стены Гога и Магога, о чем я писал ранее.
Исследователи из Халифата тогда так и не нашли бессмертных, но здесь важен сам факт, что их искали именно в Византии на западе Малой Азии. Ибн Хордадбех прямо указывает, что именно Эфес являлся городом "обитателей пещеры". Впоследствии, исламская традиция стала располагать "спящих" в Иордании в районе Аммана.
Ибн Хордадбех
Книга путей и стран
...здесь из числа крепостей — Афсис (Эфес), который находится в рустаке ал-Аваси. Это город «обитателей пещеры» (асхаб ал-кахф); там есть [еще) четыре крепости. В их мечети можно прочитать надпись на арабском языке о вступлении Масламы в страну ар-Рум (Византию)
Что касается «обладателей свинцовой доски» (асхаб ар-Раким), то они [находятся] в Хараме — рустаке между Аммурийей (Аморий) и Никийей (Никея, ныне Изник). [Халиф] ал-Васик би-л-лах направил астролога (ал-мунаджжима) Мухаммада ибн Мусу в страну ар-Рум' посмотреть на «асхаб ар-Раким» и написал вельможе (азим) ар-Рума, чтобы тот отправил кого-либо, кто привел бы его к ним. И рассказал мне Мухаммад ибн Муса, что вельможа ар-Рума послал с ним человека, который проводил его в Куррy. Затем он шел 4 [дневных] перехода, и [перед ним открылся] холм, диаметр которого в основании менее 1000 локтей.
От поверхности [холма] вел подземный ход к месту, где находятся асхаб ар-раким. Он сказал: «Мы начали подниматься в гору, к ее вершине, как вдруг [увидели] вырытый колодец, настолько широкий, что мы различили воду на дне его. Затем мы спустились к двери подземного хода и прошли по нему примерно 300 шагов и достигли места, над которым мы стояли [сверху на горе]. В горе оказалась галерея с высеченными колоннами, там были [также] помещения. Одно помещение имело высокий порог, высотою приблизительно в рост человека, с высеченной в камне дверью. Там находятся [нетленныe] мертвецы и человек, обязанный их охранять, и с ним — очень красивые евнухи. Этот человек противился тому, чтобы мы увидели и обследовали [мертвых]. Он утверждал, что это нeбезопасно и того, кто ищет [это], постигнет беда. Он хотел ввести [нас] в заблуждение, чтобы его прибыль [от этого] не прекратилась. Я сказал ему: «Ты позволь мне взглянуть на них, а [к последствиям] ты не причастен». И я, взяв большую свечу, поднялся со своим слугой [в пещеру]. И вот они, в одежде из грубой ткани, которая крошилась в руках, а их тела покрыты (умащены) алоэ, миррой и камфарою, чтобы сберечь их. И их кожа плотно прилегала к их костям. Однако, когда я провел рукою по груди одного из них, то обнаружил, что волосы на ней жесткие и густые.
Хранитель их приготовил еду и пригласил нас поесть у него. Но едва мы отведали его пищу, как наши души отвратились [от нее] и нас вырвало. Поистине он хотел нас умертвить или вызвать у нас болезнь, чтобы считалось действительным то, что он утверждал перед государем ар-Рума, а именно, что они (мертвецы) и есть «обладатели свинцовой доски» (асхаб ар-Раким). Мы сказали ему: «Мы полагали, что ты покажешь мертвецов, которые похожи на живых. Но эти не таковы»
Несмотря на уверенность, что город «обитателей пещеры» (асхаб ал-кахф) это Эфес, Хордадбех описывает путешествие астролога Мухаммада ибн Мусы в какую-то другую область Малой Азии. Его экспедиция вышла из крепости Курра, видимо находившийся в Каппадокии в районе нынешнего Аксарая. За четыре дневных перехода дойти из Каппадокии в Эфес невозможно. Видимо, конечная точка пути арабского астролога находилась в той же Каппадокии. Кстати, до вулкана Эрджияс, где укрылся Предвозвестник конца света (Махди) и 40 его спутников дойти от Аксарая за 4 дня как раз возможно. Но как понятно из текста Ибн Хордадбеха настоящий живых мертвецов арабская экспедиция так и не нашла, поэтому никаких выводов о точном расположении Пещеры спящих по его сообщениям сделать нельзя.
В 13 веке арабский географ Якут аль-Хамави (1178-1229 гг.) все так же считал, что "семеро спящих" находятся именно в Руме (в Малой Азии).
Якут аль-Хамави
Ар-Раким ... Близ ал-Белка, на границах Сирии, есть место, называемое ар-Раким. Иные уверяют, будто тут находятся семеро спящих, но на самом деле они в Руме...
Ал-Бакуви в 15 веке считал, что обитатели пещеры пребывали в Иордании в районе нынешнего Аммана, но это явно уже более позднее представление.
Абд ар-Рашид аль-Бакуви
БАЛКА' — область между аш-Шамом и Вади ал-Кура. В ней [расположено] селение высокомерных и город аш-Шарат. Там, как говорят, [находится], пещера [семи спящих отроков] и ар-Раким — [свинцовая плита, на которой указаны имена этих спящих отроков].
В 2013 году некрополь "спящих" в Эфесе был доступен для осмотра только из-за забора, поэтому мне пришлось через него перелазить. Но в целом осмотреть его можно было и не прибегая к подобным трюкам - почти все строения видны снаружи.
Ранние христиане сохранили древнюю моду на склепы вырубленные в скалах. Это несомненно еще зороастрийские представления, ведь Авеста запрещает, чтобы мертвое тело касалось земли. Лежать на камне трупу дозволяется, поэтому гробницы вырубали в скальных массивах. Подобные гробницы использовались многократно, когда тело истлевало, кости переносили в специальные хранилища (костницы, оссуарии), по ирански их называли астоданами (astodān).
Склепы в подобных некрополях могли длительно принадлежать отдельным семьям, также могли продаваться и даже сдаваться в аренду. Если у арендатора кончались деньги, хозяин гробницы мог выкинуть останки его близких. Такая практика существовала с глубокой древности.
Все видимые здесь полости использовались как погребальные склепы.
Эта гробница сохранила остаки росписи вверху ниши.
Некрополь раньше был богато украшен. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фрагменты белоснежных мраморных полов.
Некрополь имел несколько этажей, сейчас своды уже обвалились
Вырубленные ниши и лестницы.
Возможно это пилоны от разрушенной церкви.
Со склона горы, где находится некрополь Семи спящих, виден древний акрополь Эфеса. Сейчас это город Сельчук. На месте акрополя сохранилась византийская крепость Агиос Теолог (Святой Богослов), перестроенная турками. О крепости Сельчука, храме Артемиды и базилике Св.Иоанна я когда делал специальный пост.
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]