Переславль-Залесский. Успенский собор Горицкого монастыря. 1750-е гг.
---
История дошедшего до нашего времени архитектурного ансамбля Горицкого монастыря в Переславле-Залесском являет собою пример грандиозных, но так и не воплотившихся в жизнь, замыслов его отцов-создателей – став заложником исторических перипетий, законодательной чехарды и кардинальных перемен во взаимоотношениях церковной и светской властей Российской Империи XVIII века.
В годы правления Елизаветы Петровны в Горицах разворачивается масштабное строительство Архиерейского подворья, результатом которого станет роскошный комплекс зданий, с одним из которых – Успенским собором – мы познакомимся сегодня. В последующую пору, в результате Екатерининских реформ, монастырь постигло полное забвение и запустение, и даже над уникальным барочным собором, с его дивным внутренним убранством, к началу XX века нависла угроза неминуемого разрушения.
Первые деревянные постройки Горицкого монастыря в Переславле-Залесском появились еще в 1330-40-х годах, а в 1382 г монастырь был сожжён дотла войсками татарского хана Тохтамыша.
Своим последующим восстановлением в 1392 году монастырь обязан княгине Евдокии (супруге Дмитрия Донского), которая чудесным образом избежала неминуемой гибели от татарских полчищ, будучи в момент нападения на территории обители и догадавшись сесть на плот, чтобы уплыть вместе с несколькими соотечественниками на середину Плещеева озера.
За туманом варяги беглецов так и не заметили. А благодарная Евдокия на свои средства отстроила монастырь заново – заодно положив начало традиции устраивать крестный ход на лодках от стен монастыря к середине озера.
К середине 18 века Горицы были самой почитаемой и влиятельной обителью в Переславле. И именно Горицам, а не какому-либо иному монастырю, был предоставлен редчайший шанс стать административным центром одной из крупнейших православных епархий.
29 июля 1744 года Указом императрицы Елизаветы Петровны в "знатных городах" России были учреждены четыре новые епархии. Самой обширной по территории из них оказалась Переславская, объединившая 605 церквей и 25 монастырей, в число которых попала даже знаменитая Троице-Сергиева Лавра.
Кафедральным монастырём Переславской епархии становятся именно Горицы.
Епархиальным епископом назначается Амвросий Зертис-Каменский, бывший до этого архимандритом подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря - очень образованный человек, прекрасно разбиравшийся в архитектуре, отстроивший Ново-Иерусалимские храмы и полный новых созидательных планов. В Горицах начинается подготовка к грандиозному строительству нового собора - будущего Успенского.
Для возведения новых зданий были разобраны старые монастырские постройки - трехглавый храм, звонница и хозяйственные сараи. Епископ Амвросий привез вместе с собою строительную артель, мастера которой принимали участие в создании комплекса Ново-Иерусалимского монастыря. Размах запланированных работ можно представить хотя бы по той скорости, с которой они производились - в течение шести-семи лет был полностью возведен Успенский собор и выполнена колоссальная работа по его внутренней отделке и созданию великолепного скульптурного иконостаса.
Итак, Успенский собор строился в 1750-х годах - елизаветинское провинциальное барокко.
С двух сторон от единственной апсиды - два восьмигранных придела (с юга - Благовещенский, с севера - Рождественский). С юга и севера к зданию примыкают галереи с высокими окнами – благодаря большим проёмам интерьер собора прекрасно освещён, что в условиях запрета на фотосъемку со вспышкой обстоятельство немаловажное (заранее прошу простить за не лучшее качество). А посмотреть внутри есть на что.
Роскошь, неожиданная в ярославском провинциальном захолустье – производит очень сильное впечатление. Я приезжала в Горицы дважды – и каждый раз подолгу стояла перед этой красотою, не в силах тронуться с места.
Зная историю храма, сложно смириться с фактом его многолетнего забвения, ибо столь тщательно создаваемый роскошный интерьер никоим образом не сочетается с мерзостью запустения, воцарившейся здесь уже спустя 25 лет после постройки собора…Но обо всём по порядку.
Лепные украшения и стенопись были выполнены мастерами Ново-Иерусалимского монастыря под руководством Алексея Петрова.
Богатейший резной позолоченный иконостас изготовлен в 1759 г в Москве под руководством Якова Жукова.
Иконы написаны синодальным живописцем Александром Дураковым и художниками из Ново-Иерусалимского монастыря.
На Царских вратах - "Тайная вечеря", тринадцать персонажей. Явное и, вероятней всего, намеренное отклонение от евангельского канона - участники последней трапезы Христа восседают в торжественной зале дворца, а не в скромной "устланной горнице".
В углах размещены четыре символа четырех евангелистов - вол, ангел, орел, лев. Слева от врат - "Успение Богородицы", храмовая икона. Справа - "Сошествие во ад".
Сверху вниз: в центре огромная икона "Коронование Богоматери". Самый верхний ряд - изображения пророков. Под ним - апостолы с Деисусом в центре. Третий и четвертый ярусы сверху – Праздники.
Иконостас дошел до наших дней без поновлений и переделок – это подлинник XVIII века, уцелевший в водовороте послереволюционных событий благодаря открытому в монастыре уже в 1919 году Художественному Музею.
Музею же принадлежал собор вплоть до 2018 года – когда начались переговоры с представителями РПЦ с целью возвращения церкви этого памятника архитектуры, причем со стороны РПЦ упор делается на отсутствие должного ухода за памятником, находящимся столько лет в ведении Минкульта. Чем завершатся переговоры – пока неизвестно, но наверняка знатоки и любители архитектуры замерли в недобром предчувствии…
Успенский собор был "летним", т. е. не имел печей для обогрева в холодное время года. Для живописи такие условия - губительны. Кроме того, в пору запустения, в кровле образовались протечки. В 1805-1812 гг делались попытки реставрации пострадавшего интерьера собора: отремонтирована кровля, восстановлена живопись и лепнина - но большой пользы они не принесли. В 1882 году, на средства переславльского фабриканта, купца 1 гильдии Павлова, были осуществлены очередные ремонтные работы – в т. ч. поновлена настенная живопись.
Последняя реставрация собора осуществлялась в 1956-1966 годах. По большому счету, в холодный период доступ в него должен быть закрыт. Но на информационном сайте я своими глазами видела часы работы собора в зимнее время.
Но вернёмся к архитектуре собора. Сейчас начнётся самое интересное.
По замыслу епископа Амвросия с запада к собору Успения Пресвятой Богородицы должна была примыкать так называемая Гефсимания - Дом Богородицы, символизирующий евангельские события, с установленной копией иерусалимской гробницы Богоматери, перед которым могла бы проходить особая церковная служба. (След. фото – рисунок конца XIX века, два храма с соединяющей их постройкой – Гефсиманией):
К строительству Гефсимании приступили после полного завершения работ в Успенском соборе - и как показало время, это был абсолютно верный ход, ибо в 1764 году грянула секуляризация (изъятие в пользу государства и передача дворянскому сословию) монастырского имущества, итогом которой стало почти полная остановка всех видов работ. У монастыря теперь просто не хватало средств рассчитаться за полный цикл строительства. Ко всему прибавилось полное упразднение высочайшим Указом Екатерины II Переславской епархии в 1788 году, после чего терялся всякий смысл в любых работах вообще.
И возведение Гефсимании было попросту брошено на полпути, в результате чего здание осталось без крыши, так и простояв столетие, покуда не было разобрано до основания. На память о ней в западной стене Успенского собора сейчас видна громадная заложенная арка, через которую собор должен был соединяться с Гефсиманией - напоминание о полете человеческой фантазии, которой не суждено было стать реальностью.
Поднимемся на монастырскую колокольню, с верхнего яруса которой открывается изумительный вид на архитектурный ансамбль.
Свои функциональные обязанности колокольня выполняла всего несколько лет - в 1780 году было завершено её строительство, а в 1788 году, после упразднения Переславской епархии, центральным монастырем которой являлись Горицы, колокола были сняты и перевезены в Петербург для установки в Петропавловской крепости.
Справа – Успенский собор, слева – церковь Всех Святых (построена в последней четверти XVII века). Фоном на горизонте – Плещеево озеро. Между этими двумя зданиями первоначально и планировалось соорудить гигантский переход – ту самую Гефсиманию.
Церковь Всех Святых не стали разбирать в 1750-х гг при перестройке монастыря. Если мысленно устранить две симметричные двухэтажные кубические более поздние пристройки справа и слева (с севера и юга) - остаётся традиционный русский храм - высокий четверик на подклете с пятью главками. Пристройки справа и слева сделаны именно для будущей галереи-перехода, и на старых фото хорошо виден конечный результат: два храма, между которыми - полуразрушенный корпус той самой Гефсимании архимандрита Амвросия…
В 1788 году, через 25 лет после завершения строительства главного собора, Переславская епархия, центром которой стали Горицы, была упразднена. Были прекращены все работы по обустройству обители - колоссальная Гефсимания осталась недостроенной и в таком виде, разрушаясь, простояла до 1881 года, покуда её не разобрали вовсе.
После упразднения епархии в 1788 году, расположенный в двух верстах от городской черты, монастырь, предназначенный для размещения на его территории епархиальной администрации, за ненадобностью пришел в запустение. Здания ветшали, частично разбирались местными жителями, никакого присмотра за ними не было. Обитель пришла почти в полный упадок, ибо ”время неустанно делает своё дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам старинного искусства”.
В 1812 году всё больше напоминавшие руины и никем не востребованные монастырские постройки (вместе с Гефсиманией), решили пустить на слом - за исключением лишь церквей. Некий купец Найдышев на свои кровные деньги выкупил их с торгов, после чего пожертвовал гигантское здание Гефсимании монастырю, избавив его от неминуемого уничтожения. Но простояв в виде мрачных руин до 1881 года, здание-таки было разобрано в ходе работ по строительству в северо-западном углу монастыря жилых корпусов Духовного училища.
Как писали современники тех событий, “работу по постройке Духовного училища начали с уничтожения Гефсимании, из разрушенных стен которой наготовили 557 тысяч кирпича, 7290 штук белого камня, множество щебня, мусора, железа, всего на сумму около 5 с половиной тысяч рублей. Так погибло самое грандиозное здание, какое когда-либо видел Переславль. ”Лавиринф”, воспетый в XVIII столетии, исчез окончательно. Горицы, некогда краса и светоч Переславля, ныне – безмолвная развалина, не сохранившая даже своего пепла”.
Грандиозный замысел архимандрита Амвросия в жизнь так и не воплотился.
Великолепнейшее внутреннее убранство собора, которое должно было ввергать в трепет многие поколения боголюбивых прихожан, отсыревало и разрушалось.
Упраздненный монастырь в эти стены так и не вернулся.
И неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не…Октябрьский переворот 1917 года.
Кто бы мог подумать, что мировая катастрофа для архитектурных памятников Горицкого монастыря станет воистину спасением. В 1919 году на его территории открывается Историко-Художественный музей, основу собрания которого составили, разумеется, реквизированные предметы церковного обихода из закрытых монастырей и церквей - иконы, книги, утварь.
Из национализированных дворянских усадеб изымались художественные ценности, также частично оседавшие в Горицком музее. Частные коллекции картин, хозяева которых успели покинуть Родину, бросив всё нажитое поколениями - тоже нередко попадали в краеведческие музеи.
Горицы стали местом воспоминаний об ушедших временах - о славе и упадке, величии и разорении, могуществе и забвении. Для бывшего монастыря наступили новые времена – вплоть до 2014 года публика теперь сюда шла не за духовной пищей, а за зрелищами.
В 2014 часть помещений, в частности, надвратная Никольская церковь, были возвращены РПЦ. С 2017 года по праздникам службы изредка проводятся и в Успенском соборе.
В годы правления Елизаветы Петровны в Горицах разворачивается масштабное строительство Архиерейского подворья, результатом которого станет роскошный комплекс зданий, с одним из которых – Успенским собором – мы познакомимся сегодня. В последующую пору, в результате Екатерининских реформ, монастырь постигло полное забвение и запустение, и даже над уникальным барочным собором, с его дивным внутренним убранством, к началу XX века нависла угроза неминуемого разрушения.
Первые деревянные постройки Горицкого монастыря в Переславле-Залесском появились еще в 1330-40-х годах, а в 1382 г монастырь был сожжён дотла войсками татарского хана Тохтамыша.
Своим последующим восстановлением в 1392 году монастырь обязан княгине Евдокии (супруге Дмитрия Донского), которая чудесным образом избежала неминуемой гибели от татарских полчищ, будучи в момент нападения на территории обители и догадавшись сесть на плот, чтобы уплыть вместе с несколькими соотечественниками на середину Плещеева озера.
За туманом варяги беглецов так и не заметили. А благодарная Евдокия на свои средства отстроила монастырь заново – заодно положив начало традиции устраивать крестный ход на лодках от стен монастыря к середине озера.
К середине 18 века Горицы были самой почитаемой и влиятельной обителью в Переславле. И именно Горицам, а не какому-либо иному монастырю, был предоставлен редчайший шанс стать административным центром одной из крупнейших православных епархий.
29 июля 1744 года Указом императрицы Елизаветы Петровны в "знатных городах" России были учреждены четыре новые епархии. Самой обширной по территории из них оказалась Переславская, объединившая 605 церквей и 25 монастырей, в число которых попала даже знаменитая Троице-Сергиева Лавра.
Кафедральным монастырём Переславской епархии становятся именно Горицы.
Епархиальным епископом назначается Амвросий Зертис-Каменский, бывший до этого архимандритом подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря - очень образованный человек, прекрасно разбиравшийся в архитектуре, отстроивший Ново-Иерусалимские храмы и полный новых созидательных планов. В Горицах начинается подготовка к грандиозному строительству нового собора - будущего Успенского.
Для возведения новых зданий были разобраны старые монастырские постройки - трехглавый храм, звонница и хозяйственные сараи. Епископ Амвросий привез вместе с собою строительную артель, мастера которой принимали участие в создании комплекса Ново-Иерусалимского монастыря. Размах запланированных работ можно представить хотя бы по той скорости, с которой они производились - в течение шести-семи лет был полностью возведен Успенский собор и выполнена колоссальная работа по его внутренней отделке и созданию великолепного скульптурного иконостаса.
Итак, Успенский собор строился в 1750-х годах - елизаветинское провинциальное барокко.
С двух сторон от единственной апсиды - два восьмигранных придела (с юга - Благовещенский, с севера - Рождественский). С юга и севера к зданию примыкают галереи с высокими окнами – благодаря большим проёмам интерьер собора прекрасно освещён, что в условиях запрета на фотосъемку со вспышкой обстоятельство немаловажное (заранее прошу простить за не лучшее качество). А посмотреть внутри есть на что.
Роскошь, неожиданная в ярославском провинциальном захолустье – производит очень сильное впечатление. Я приезжала в Горицы дважды – и каждый раз подолгу стояла перед этой красотою, не в силах тронуться с места.
Зная историю храма, сложно смириться с фактом его многолетнего забвения, ибо столь тщательно создаваемый роскошный интерьер никоим образом не сочетается с мерзостью запустения, воцарившейся здесь уже спустя 25 лет после постройки собора…Но обо всём по порядку.
Лепные украшения и стенопись были выполнены мастерами Ново-Иерусалимского монастыря под руководством Алексея Петрова.
Богатейший резной позолоченный иконостас изготовлен в 1759 г в Москве под руководством Якова Жукова.
Иконы написаны синодальным живописцем Александром Дураковым и художниками из Ново-Иерусалимского монастыря.
На Царских вратах - "Тайная вечеря", тринадцать персонажей. Явное и, вероятней всего, намеренное отклонение от евангельского канона - участники последней трапезы Христа восседают в торжественной зале дворца, а не в скромной "устланной горнице".
В углах размещены четыре символа четырех евангелистов - вол, ангел, орел, лев. Слева от врат - "Успение Богородицы", храмовая икона. Справа - "Сошествие во ад".
Сверху вниз: в центре огромная икона "Коронование Богоматери". Самый верхний ряд - изображения пророков. Под ним - апостолы с Деисусом в центре. Третий и четвертый ярусы сверху – Праздники.
Иконостас дошел до наших дней без поновлений и переделок – это подлинник XVIII века, уцелевший в водовороте послереволюционных событий благодаря открытому в монастыре уже в 1919 году Художественному Музею.
Музею же принадлежал собор вплоть до 2018 года – когда начались переговоры с представителями РПЦ с целью возвращения церкви этого памятника архитектуры, причем со стороны РПЦ упор делается на отсутствие должного ухода за памятником, находящимся столько лет в ведении Минкульта. Чем завершатся переговоры – пока неизвестно, но наверняка знатоки и любители архитектуры замерли в недобром предчувствии…
Успенский собор был "летним", т. е. не имел печей для обогрева в холодное время года. Для живописи такие условия - губительны. Кроме того, в пору запустения, в кровле образовались протечки. В 1805-1812 гг делались попытки реставрации пострадавшего интерьера собора: отремонтирована кровля, восстановлена живопись и лепнина - но большой пользы они не принесли. В 1882 году, на средства переславльского фабриканта, купца 1 гильдии Павлова, были осуществлены очередные ремонтные работы – в т. ч. поновлена настенная живопись.
Последняя реставрация собора осуществлялась в 1956-1966 годах. По большому счету, в холодный период доступ в него должен быть закрыт. Но на информационном сайте я своими глазами видела часы работы собора в зимнее время.
Но вернёмся к архитектуре собора. Сейчас начнётся самое интересное.
По замыслу епископа Амвросия с запада к собору Успения Пресвятой Богородицы должна была примыкать так называемая Гефсимания - Дом Богородицы, символизирующий евангельские события, с установленной копией иерусалимской гробницы Богоматери, перед которым могла бы проходить особая церковная служба. (След. фото – рисунок конца XIX века, два храма с соединяющей их постройкой – Гефсиманией):
К строительству Гефсимании приступили после полного завершения работ в Успенском соборе - и как показало время, это был абсолютно верный ход, ибо в 1764 году грянула секуляризация (изъятие в пользу государства и передача дворянскому сословию) монастырского имущества, итогом которой стало почти полная остановка всех видов работ. У монастыря теперь просто не хватало средств рассчитаться за полный цикл строительства. Ко всему прибавилось полное упразднение высочайшим Указом Екатерины II Переславской епархии в 1788 году, после чего терялся всякий смысл в любых работах вообще.
И возведение Гефсимании было попросту брошено на полпути, в результате чего здание осталось без крыши, так и простояв столетие, покуда не было разобрано до основания. На память о ней в западной стене Успенского собора сейчас видна громадная заложенная арка, через которую собор должен был соединяться с Гефсиманией - напоминание о полете человеческой фантазии, которой не суждено было стать реальностью.
Поднимемся на монастырскую колокольню, с верхнего яруса которой открывается изумительный вид на архитектурный ансамбль.
Свои функциональные обязанности колокольня выполняла всего несколько лет - в 1780 году было завершено её строительство, а в 1788 году, после упразднения Переславской епархии, центральным монастырем которой являлись Горицы, колокола были сняты и перевезены в Петербург для установки в Петропавловской крепости.
Справа – Успенский собор, слева – церковь Всех Святых (построена в последней четверти XVII века). Фоном на горизонте – Плещеево озеро. Между этими двумя зданиями первоначально и планировалось соорудить гигантский переход – ту самую Гефсиманию.
Церковь Всех Святых не стали разбирать в 1750-х гг при перестройке монастыря. Если мысленно устранить две симметричные двухэтажные кубические более поздние пристройки справа и слева (с севера и юга) - остаётся традиционный русский храм - высокий четверик на подклете с пятью главками. Пристройки справа и слева сделаны именно для будущей галереи-перехода, и на старых фото хорошо виден конечный результат: два храма, между которыми - полуразрушенный корпус той самой Гефсимании архимандрита Амвросия…
В 1788 году, через 25 лет после завершения строительства главного собора, Переславская епархия, центром которой стали Горицы, была упразднена. Были прекращены все работы по обустройству обители - колоссальная Гефсимания осталась недостроенной и в таком виде, разрушаясь, простояла до 1881 года, покуда её не разобрали вовсе.
После упразднения епархии в 1788 году, расположенный в двух верстах от городской черты, монастырь, предназначенный для размещения на его территории епархиальной администрации, за ненадобностью пришел в запустение. Здания ветшали, частично разбирались местными жителями, никакого присмотра за ними не было. Обитель пришла почти в полный упадок, ибо ”время неустанно делает своё дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам старинного искусства”.
В 1812 году всё больше напоминавшие руины и никем не востребованные монастырские постройки (вместе с Гефсиманией), решили пустить на слом - за исключением лишь церквей. Некий купец Найдышев на свои кровные деньги выкупил их с торгов, после чего пожертвовал гигантское здание Гефсимании монастырю, избавив его от неминуемого уничтожения. Но простояв в виде мрачных руин до 1881 года, здание-таки было разобрано в ходе работ по строительству в северо-западном углу монастыря жилых корпусов Духовного училища.
Как писали современники тех событий, “работу по постройке Духовного училища начали с уничтожения Гефсимании, из разрушенных стен которой наготовили 557 тысяч кирпича, 7290 штук белого камня, множество щебня, мусора, железа, всего на сумму около 5 с половиной тысяч рублей. Так погибло самое грандиозное здание, какое когда-либо видел Переславль. ”Лавиринф”, воспетый в XVIII столетии, исчез окончательно. Горицы, некогда краса и светоч Переславля, ныне – безмолвная развалина, не сохранившая даже своего пепла”.
Грандиозный замысел архимандрита Амвросия в жизнь так и не воплотился.
Великолепнейшее внутреннее убранство собора, которое должно было ввергать в трепет многие поколения боголюбивых прихожан, отсыревало и разрушалось.
Упраздненный монастырь в эти стены так и не вернулся.
И неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не…Октябрьский переворот 1917 года.
Кто бы мог подумать, что мировая катастрофа для архитектурных памятников Горицкого монастыря станет воистину спасением. В 1919 году на его территории открывается Историко-Художественный музей, основу собрания которого составили, разумеется, реквизированные предметы церковного обихода из закрытых монастырей и церквей - иконы, книги, утварь.
Из национализированных дворянских усадеб изымались художественные ценности, также частично оседавшие в Горицком музее. Частные коллекции картин, хозяева которых успели покинуть Родину, бросив всё нажитое поколениями - тоже нередко попадали в краеведческие музеи.
Горицы стали местом воспоминаний об ушедших временах - о славе и упадке, величии и разорении, могуществе и забвении. Для бывшего монастыря наступили новые времена – вплоть до 2014 года публика теперь сюда шла не за духовной пищей, а за зрелищами.
В 2014 часть помещений, в частности, надвратная Никольская церковь, были возвращены РПЦ. С 2017 года по праздникам службы изредка проводятся и в Успенском соборе.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]