Великие заводы России: АВИСМА
---
А вы знаете, что в любом самолёте мира есть частичка России родом из Березников? Именно они производят титана больше всех в мире, даже когда американцы и их друзья думают, как ещё нас санкционировать, за скобки обязательно выносят это предприятия. А всё почему? Потому что березниковский титано-магниевый комбинат «АВИСМА» (входит в состав ПАО «ВСМПО-АВИСМА») знают опять-таки во всём мире, а их продукцию считают лучшей. А так «АВИСМА» - это предприятие, которое производит губчатый титан, а также титановые порошки, металлический магний и сплавы на его основе. На долю этого предприятия приходится порядка 30 % производства всей титановой губки.
Как известно титан был открыт ещё в 1790 году неким английским священником и по совместительству геологом-любителем Вильямом Грегором. Но до ума его смогли довести только 50-е годы XX века. Благодаря разным опытам был получен умный и высокопрочный сплав (3% алюминия, 2,5% ванадия, 94,5% титана), который и нашёл широкое применение в производстве машин и самолётов. Как оказалось, сплавы из титана по своей прочности многим фору дали бы, а ещё их и коррозия особо брать не хочет. За эти заслуги его стали называть «космическим» металлом или «металлом будущего».
В 1941 году на базе Верхнекамского месторождения, содержащего богатые запасы магнийсодержащей соли карналлита (KCl•MgCl2•6H2O), ускоренными темпами началось строительство Березниковского магниевого завода (БМЗ). С началом войны возрос резкий спрос на магний, который использовался в авиастроении. Всё это привело к тому, что уже 22 июня 1943 года на Березниковском заводе были получены первые слитки магния. Этот день и считается днём рождения березниковского предприятия.
В 1960 году на базе привозного концентрата титановой руды березниковские металлурги создали и освоили производство губчатого титана. В связи с расширением номенклатуры в 1963 году Березниковский магниевый завод был переименован в Березниковский титано-магниевый комбинат (БТМК). Бурно набиравшая обороты ракетная отрасль и атомное судостроение требовали много титана, и к концу 1980-х гг. в СССР этого металла производилось в полтора раза больше, чем во всем остальном мире. Это были поистине золотые времена для завода.
90-е годы были очень непростые для завода. Горе реформаторы довели страну до того, что спрос со стороны авиационной промышленности и оборонки стремился к нулю, а само предприятие было даже близко к банкротству. Такие же эмоции испытывали коллеги из ВСМПО (Верхняя Салда, Свердловская область). Это и подтолкнуло их друг к другу. Вначале, в 1998 году, компании принимают решение работать совместно, а в 2005 году на базе ВСМПО и АВИСМА создаётся новый гигант ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Сейчас этот холдинг является крупнейшим в мире производителем титана, слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов, а также прессованных крупногабаритных изделий из алюминия, полуфабрикатов из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.
Ежегодно объединенная компания производит около 30 тыс. тонн титановой продукции, которую охотно хотят за бугром. Среди постоянных клиентов более 300 компаний в 50 странах мира, в том числе такие гранды мирового авиастроения: Boeing, Airbus, Snecma, Rolls-Royce, Pratt & Whitney и т.д. ВСМПО-АВИСМА обеспечивает до 40% потребностей Boeing в авиационном титане, 60% потребностей EADS (Airbus) и 100% - Embraer.
Как известно титан был открыт ещё в 1790 году неким английским священником и по совместительству геологом-любителем Вильямом Грегором. Но до ума его смогли довести только 50-е годы XX века. Благодаря разным опытам был получен умный и высокопрочный сплав (3% алюминия, 2,5% ванадия, 94,5% титана), который и нашёл широкое применение в производстве машин и самолётов. Как оказалось, сплавы из титана по своей прочности многим фору дали бы, а ещё их и коррозия особо брать не хочет. За эти заслуги его стали называть «космическим» металлом или «металлом будущего».
В 1941 году на базе Верхнекамского месторождения, содержащего богатые запасы магнийсодержащей соли карналлита (KCl•MgCl2•6H2O), ускоренными темпами началось строительство Березниковского магниевого завода (БМЗ). С началом войны возрос резкий спрос на магний, который использовался в авиастроении. Всё это привело к тому, что уже 22 июня 1943 года на Березниковском заводе были получены первые слитки магния. Этот день и считается днём рождения березниковского предприятия.
В 1960 году на базе привозного концентрата титановой руды березниковские металлурги создали и освоили производство губчатого титана. В связи с расширением номенклатуры в 1963 году Березниковский магниевый завод был переименован в Березниковский титано-магниевый комбинат (БТМК). Бурно набиравшая обороты ракетная отрасль и атомное судостроение требовали много титана, и к концу 1980-х гг. в СССР этого металла производилось в полтора раза больше, чем во всем остальном мире. Это были поистине золотые времена для завода.
90-е годы были очень непростые для завода. Горе реформаторы довели страну до того, что спрос со стороны авиационной промышленности и оборонки стремился к нулю, а само предприятие было даже близко к банкротству. Такие же эмоции испытывали коллеги из ВСМПО (Верхняя Салда, Свердловская область). Это и подтолкнуло их друг к другу. Вначале, в 1998 году, компании принимают решение работать совместно, а в 2005 году на базе ВСМПО и АВИСМА создаётся новый гигант ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Сейчас этот холдинг является крупнейшим в мире производителем титана, слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов, а также прессованных крупногабаритных изделий из алюминия, полуфабрикатов из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.
Ежегодно объединенная компания производит около 30 тыс. тонн титановой продукции, которую охотно хотят за бугром. Среди постоянных клиентов более 300 компаний в 50 странах мира, в том числе такие гранды мирового авиастроения: Boeing, Airbus, Snecma, Rolls-Royce, Pratt & Whitney и т.д. ВСМПО-АВИСМА обеспечивает до 40% потребностей Boeing в авиационном титане, 60% потребностей EADS (Airbus) и 100% - Embraer.
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]