Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г.
---
На западной окраине Вязьмы – в полукилометре от знаменитой трехшатровой Одигитриевской церкви – расположен замечательный своей нетронутой подлинностью образец провинциального позднего барокко.
Церковь Владимирской иконы Богоматери – или, как её еще называют, Екатерининская церковь.
Архитектурный памятник вроде как в 1992 г передан РПЦ, которая не спешит вкладывать средства в его восстановление, в результате чего разрушающееся здание представляет собой, с одной стороны, зрелище печальное, а с другой – радует своей аутентичностью, которая в наш век обезличивающих всё и вся ремонтов - явление редкое, а посему - ценное.
В Вязьме имеются образцы свежеоштукатуренного культового зодчества – к ним и без нас не зарастёт народная тропа. Мы лучше не торопясь дойдём до живописных руин громадного старого храма – Владимирская церковь построена в 1770-1776 гг, вместе с колокольней, расположенной в 50 метрах к западу:
Колокольня за ненадобностью была разобрана на кирпич после революции.
Службы в храме были прекращены в 1930-х годах, после чего до войны здание использовалось в качестве склада, а в военное время – как гараж для немецкой техники, ибо Вязьма на протяжении полутора лет была оккупирована фашистскими войсками со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде лагерей для военнопленных и мирных жителей, тотальных разрушений при отступлении и катастрофической убыли населения в войну.
Но это уже немного другая история. Вернёмся к предмету нашего рассказа.
Авторство проекта мне установить не удалось – но судя по всему, руку приложил явный специалист своего дела, ибо по полной программе присутствуют все атрибуты стиля барокко – ну разве что лепнины не переизбыток, так оно даже и к лучшему: скромность украшает.
Да и мода на пухлых амуров в облаках и повсеместный вычурный растительный орнамент к тому времени уже ушла в прошлое. А еще у здания очень красивый, прямо-таки ажурный, план, невольно залюбуешься (восток, как и положено, справа, там отсутствует центральное окно, на его месте стена):
Минимум лепнины с лихвой компенсируется количеством колонн – на них явно не поскупились, по всему периметру здания их 36.
А вот с четырехугольными барабанами что-то пошло не так, ибо они явно утяжеляют силуэт здания, особенно центральный, даже несмотря на срезанные (скругленные) прямые углы.
Четыре угловых глухих барабана плюс световой по центру с парными окнами с севера, запада и юга.
Окна здания – больших размеров, нижние в особенности, щедро расположены в два яруса, так что интерьер прекрасно освещался:
Громадный иконостас уходил под самый купол центрального барабана – потому на восточной стене барабана отсутствуют окна:
А кирпичной этой кладке уж два с половиной века…
Внутри даже кое-где до сих пор виднеются остатки филёнчатого декора, скорее всего когда-то обрамляющего росписи на столпах и стенах:
Поднапрягши воображение, можно представить, додумать, мысленно дофантазировать – каждому в меру своего кругозора и опыта – образы, сюжеты и персонажей.
Да, сейчас здание безнадёжно заброшено, в его пустых стенах гуляет ветер, его окна слепы, а вместо плит на полу - смесь земли и строительного мусора, и ни малейшей надежды на чудо возможность восстановления.
Но даже в таком состоянии храм производит сильное впечатление, ибо то, что уцелело, позволяет воссоздать картину утраченного.
Западный фасад, через дверной проём которого можно беспрепятственно войти внутрь здания – если не боитесь, конечно:
Южный фасад:
Вид с северо-востока:
Над северным и южным входными проёмами расположены дополнительные круглые окна.
Восточный фасад:
Центральное окно нижнего яруса на восточном фасаде – заложено, ибо за ним – алтарь. Вокруг же церкви – большое кладбище с разросшимися деревьями, усложняющими фотосъемку (на фото - вид с востока):
На старых снимках окружающая территория пустынна:
Лично я с собой из Вязьмы увезла три главные вещи – чудную Одигитриевскую церковь:
… полуразрушенную Владимирскую церковь (о которой вам нынче и рассказала):
...и …вяземские пряники, которые закончились почти сразу по возвращениюJ
Церковь Владимирской иконы Богоматери – или, как её еще называют, Екатерининская церковь.
Архитектурный памятник вроде как в 1992 г передан РПЦ, которая не спешит вкладывать средства в его восстановление, в результате чего разрушающееся здание представляет собой, с одной стороны, зрелище печальное, а с другой – радует своей аутентичностью, которая в наш век обезличивающих всё и вся ремонтов - явление редкое, а посему - ценное.
В Вязьме имеются образцы свежеоштукатуренного культового зодчества – к ним и без нас не зарастёт народная тропа. Мы лучше не торопясь дойдём до живописных руин громадного старого храма – Владимирская церковь построена в 1770-1776 гг, вместе с колокольней, расположенной в 50 метрах к западу:
Колокольня за ненадобностью была разобрана на кирпич после революции.
Службы в храме были прекращены в 1930-х годах, после чего до войны здание использовалось в качестве склада, а в военное время – как гараж для немецкой техники, ибо Вязьма на протяжении полутора лет была оккупирована фашистскими войсками со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде лагерей для военнопленных и мирных жителей, тотальных разрушений при отступлении и катастрофической убыли населения в войну.
Но это уже немного другая история. Вернёмся к предмету нашего рассказа.
Авторство проекта мне установить не удалось – но судя по всему, руку приложил явный специалист своего дела, ибо по полной программе присутствуют все атрибуты стиля барокко – ну разве что лепнины не переизбыток, так оно даже и к лучшему: скромность украшает.
Да и мода на пухлых амуров в облаках и повсеместный вычурный растительный орнамент к тому времени уже ушла в прошлое. А еще у здания очень красивый, прямо-таки ажурный, план, невольно залюбуешься (восток, как и положено, справа, там отсутствует центральное окно, на его месте стена):
Минимум лепнины с лихвой компенсируется количеством колонн – на них явно не поскупились, по всему периметру здания их 36.
А вот с четырехугольными барабанами что-то пошло не так, ибо они явно утяжеляют силуэт здания, особенно центральный, даже несмотря на срезанные (скругленные) прямые углы.
Четыре угловых глухих барабана плюс световой по центру с парными окнами с севера, запада и юга.
Окна здания – больших размеров, нижние в особенности, щедро расположены в два яруса, так что интерьер прекрасно освещался:
Громадный иконостас уходил под самый купол центрального барабана – потому на восточной стене барабана отсутствуют окна:
А кирпичной этой кладке уж два с половиной века…
Внутри даже кое-где до сих пор виднеются остатки филёнчатого декора, скорее всего когда-то обрамляющего росписи на столпах и стенах:
Поднапрягши воображение, можно представить, додумать, мысленно дофантазировать – каждому в меру своего кругозора и опыта – образы, сюжеты и персонажей.
Да, сейчас здание безнадёжно заброшено, в его пустых стенах гуляет ветер, его окна слепы, а вместо плит на полу - смесь земли и строительного мусора, и ни малейшей надежды на чудо возможность восстановления.
Но даже в таком состоянии храм производит сильное впечатление, ибо то, что уцелело, позволяет воссоздать картину утраченного.
Западный фасад, через дверной проём которого можно беспрепятственно войти внутрь здания – если не боитесь, конечно:
Южный фасад:
Вид с северо-востока:
Над северным и южным входными проёмами расположены дополнительные круглые окна.
Восточный фасад:
Центральное окно нижнего яруса на восточном фасаде – заложено, ибо за ним – алтарь. Вокруг же церкви – большое кладбище с разросшимися деревьями, усложняющими фотосъемку (на фото - вид с востока):
На старых снимках окружающая территория пустынна:
Лично я с собой из Вязьмы увезла три главные вещи – чудную Одигитриевскую церковь:
… полуразрушенную Владимирскую церковь (о которой вам нынче и рассказала):
...и …вяземские пряники, которые закончились почти сразу по возвращениюJ
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]