Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г.
02.05.2019 588 0 0 architectstyle

Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г.

---
0
В закладки
На западной окраине Вязьмы – в полукилометре от знаменитой трехшатровой Одигитриевской церкви – расположен замечательный своей нетронутой подлинностью образец провинциального позднего барокко.
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Церковь Владимирской иконы Богоматери – или, как её еще называют, Екатерининская церковь.
Архитектурный памятник вроде как в 1992 г передан РПЦ, которая не спешит вкладывать средства в его восстановление, в результате чего разрушающееся здание представляет собой, с одной стороны, зрелище печальное, а с другой – радует своей аутентичностью, которая в наш век обезличивающих всё и вся ремонтов - явление редкое, а посему - ценное.
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

В Вязьме имеются образцы свежеоштукатуренного культового зодчества – к ним и без нас не зарастёт народная тропа. Мы лучше не торопясь дойдём до живописных руин громадного старого храма – Владимирская церковь построена в 1770-1776 гг, вместе с колокольней, расположенной в 50 метрах к западу:
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Колокольня за ненадобностью была разобрана на кирпич после революции.
 Службы в храме были прекращены в 1930-х годах, после чего до войны здание использовалось в качестве склада, а в военное время – как гараж для немецкой техники, ибо Вязьма на протяжении полутора лет была оккупирована фашистскими войсками со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде лагерей для военнопленных и мирных жителей, тотальных разрушений при отступлении и катастрофической убыли населения в войну.
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Но это уже немного другая история. Вернёмся к предмету нашего рассказа.
Авторство проекта мне установить не удалось – но судя по всему, руку приложил явный специалист своего дела, ибо по полной программе присутствуют все атрибуты стиля барокко – ну разве что лепнины не переизбыток, так оно даже и к лучшему: скромность украшает.
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Да и мода на пухлых амуров в облаках и повсеместный вычурный растительный орнамент к тому времени уже ушла в прошлое. А еще у здания очень красивый, прямо-таки ажурный, план, невольно залюбуешься (восток, как и положено, справа, там отсутствует центральное окно, на его месте стена):
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Минимум лепнины с  лихвой компенсируется количеством колонн – на них явно не поскупились, по всему периметру здания их 36.
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

А вот с четырехугольными барабанами что-то пошло не так, ибо они явно утяжеляют силуэт здания, особенно центральный, даже несмотря на срезанные (скругленные) прямые углы.
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Четыре угловых глухих барабана плюс световой по центру с парными окнами с севера, запада и юга.
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Окна здания – больших размеров, нижние в особенности, щедро расположены в два яруса, так что интерьер прекрасно освещался:
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Громадный иконостас уходил под самый купол центрального барабана – потому на восточной стене барабана отсутствуют окна:
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

А кирпичной этой кладке уж два с половиной века…
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Внутри даже кое-где до сих пор виднеются остатки филёнчатого декора, скорее всего когда-то обрамляющего росписи на столпах и стенах:
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Поднапрягши воображение, можно представить, додумать, мысленно дофантазировать – каждому в меру своего кругозора и опыта – образы, сюжеты и персонажей.
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Да, сейчас здание безнадёжно заброшено, в его пустых стенах гуляет ветер, его окна слепы, а вместо плит на полу - смесь земли и строительного мусора, и ни малейшей надежды на чудо возможность восстановления.
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Но даже в таком состоянии храм производит сильное впечатление, ибо то, что уцелело, позволяет воссоздать картину утраченного.
Западный фасад, через дверной проём которого можно беспрепятственно войти внутрь здания – если не боитесь, конечно:
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Южный фасад:
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Вид с северо-востока:
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Над северным и южным входными проёмами расположены дополнительные круглые окна.
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Восточный фасад:
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Центральное окно нижнего яруса на восточном фасаде – заложено, ибо за ним – алтарь. Вокруг же церкви – большое кладбище с разросшимися деревьями, усложняющими фотосъемку (на фото - вид с востока):
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

На старых снимках окружающая территория пустынна:
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

Лично я с собой из Вязьмы увезла три главные вещи – чудную Одигитриевскую церковь:
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

… полуразрушенную Владимирскую церковь (о которой вам нынче и рассказала):
Вязьма. Церковь Владимирской иконы Божией Матери, 1770-1776 г. здания, церковь, здание, барабана, фасад, лепнины, можно, расположены, барокко, которая, собой, после, стенах, яруса, своего, Вязьмы, всему, своей, церкви, века…

...и …вяземские пряники, которые закончились почти сразу по возвращениюJ
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]