Успенский собор Ростова Великого, 1508-1515 гг.
---
Самым древним из сохранившихся до наших дней каменных зданий Ростова Великого, и одним из самых красивейших его храмов, без сомнения, является Успенский Кафедральный собор, от которого лучами, разрезая земляные валы старых голландских земляных укреплений, разбегаются во все стороны семь городских улиц. Храм великолепно вписывается в панораму Ростова, открыточными видами которого с его участием мы, конечно же, полюбуемся, но чуть позже. Начнём – с главного.
Разумеется, более чем солидный возраст одного из известнейших архитектурных памятников России не мог не сказаться на состоянии его конструкций, фасадов и интерьеров. К 1150-летнему юбилею Ростова Великого, случившемуся в 2012 году, была приурочена комплексная реставрация здания – в результате которой собор засиял пуще прежнего, затмевая собою весь Ионинский Митрополичий Двор (он же Кремль) вместе взятый. Но если войти под его своды…
…картина меняется неожиданно резко. И богатейший полупустой иконостас, как и уходящие ввысь почерневшие стены, с проступающими на них силуэтами и ликами - после белоснежных-то фасадов, да в Ростове-то Великом, да в самой что ни на есть жемчужине Золотого Кольца - производят сильнейшее, сродни шоковому, мрачное впечатление.
Контраст сей рождает два вопроса: а) почему?; б) можно ли с этим бороться?
Вот и попробуем разобраться. А заодно посмотрим, как это всё выглядело ДО…
Нынешний собор – четвёртая по счёту версия храма. Первый одноглавый дубовый храм был срублен - на месте южной и центральной апсид нынешнего собора - в 991 году греческим миссионером Феодором, одновременно с началом принудительного процесса крещения им же, Феодором, местных язычников-мерян в водах тинистого озера Неро.
Процесс этот встречал яростное сопротивление аборигенов – о чём при желании можно прочесть в житиях ростовских святителей – но на храм ни у кого рука не поднялась, и он благополучно простоял полтора с лишним века, покуда не сгорел от очередного городского пожара в 1160 году. (На след. фото – икона из Успенского собора Ростова Великого с изображениями ростовских святителей Леонтия, Исаии и Игнатия, начало XVI века, ныне хранится в Ростовском Кремле:)
В ту пору в Ростово-Суздальском княжестве княжил легендарный Андрей Боголюбский – тот самый, что построил первый Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли и княжий двор в Боголюбове. Именно к нему и обратились с просьбой о строительстве нового собора ростовцы – в ответ на их просьбу в 1161 году из Владимира была прислана артель каменщиков.
Первый белокаменный ростовский Успенский собор был задуман четырёхстолпным, и его проект вполне мог быть похожим на храм Покрова на Нерли – но уже в ходе работ произошла корректировка в сторону увеличения площади здания, не учитывавшая ряда важных обстоятельств (в частности, рельеф местности), да и управилась владимирская артель больно быстро – уложились в два года, видимо, заказов много было - печальным итогом сей халтуры стало разрушение собора в 1204 г, простоявшего всего-навсего сорок лет.
Первый блин, как говорится, комом. Второе каменное здание строили, сделав работу над ошибками: обстоятельно – на протяжении 18 лет, с 1213 по 1231 гг. (в этот период в Ростове успели смениться князья: Константин Всеволодович на Василько Константиновича), и предварительно тщательно подготовив площадку – храм поставили на возвышенности. Уровень пола второго каменного храма сейчас можно воочию увидеть в Леонтьевском приделе нынешнего собора, в который посетители спускаются по лесенке из нескольких ступеней. А древние всамделишные (XIII век) белокаменные блоки третьей версии Успенского собора сложены стопочкой в надвратной Воскресенской церкви, они на след. фото:
В том соборе был погребён ростовский святитель Игнатий – фреска с его изображением располагается на западной стене нынешнего собора, справа от портала:
Написана она в 1671 г, а расчищена в ходе реставрации в 2000 году.
Освящённый в 1231 г белокаменный храм выстоял в нескольких пожарах и татарских набегах, после коих всегда восстанавливался и украшался - но к началу XVI века таки пришёл в негодность, морально и физически устарев. Было решено разобрать, от греха подальше, прежнее здание, возведя на его месте новый собор.
По итогам строительных работ 1508-1515 годов появляется архитектурное чудо, которое мы имеем счастье созерцать и поныне. По легенде, строителем четвёртого, последнего, ростовского Успенского собора был итальянский зодчий, а прообразом стал Архангельский собор Московского Кремля.
Размеры нового шестистолпного кирпичного собора повторяли размеры предыдущего здания – 30,4 х 20,36 м, причём были сохранены нижние ряды кладки двух прежних построек (это выяснилось в ходе обследований 1992-1994 гг).
При строительстве использовался оставшийся при разборе предшественника пористый известняк – белый камень, из него выложен цоколь, лопатки, аркатурный пояс на фасадах и апсидах.
Напротив собора, к югу, ближе к нынешней надвратной Воскресенской церкви, в тот же период была построена восьмигранная церковь-колокольня, с длиной стороны восьмигранника около 4,8 метров. Разобрана в конце XVII века.
Входы в собор оформлены в виде порталов, расписанных в 1671 году, на фото – северный портал:
Видны следы от крыльца, пристроенного в 1670-х гг. Крылец было три – со всех трёх сторон. Западное прекрасно видно на дореволюционных фото, выглядит явно чужеродно, особенно с нелепыми шатрами-пирамидками:
Западное крыльцо-притвор разобрано при реставрации в 1960-х гг, осуществлённой под чутким руководством Владимира Сергеевича Баниге. На фото тех лет заметны оставшиеся следы на фасаде:
Южное крыльцо в тех же 1960-х было решено сохранить – висячие гирьки живописно дополняют антураж древнего собора, а уже в те годы в Ростов валом валила туристическая публика.
Внутрь собора никого не пускали (о причине скажем позже), но разве без Успенского собора, хотя бы и закрытого для посещений, можно себе представить Ростовский Кремль?
Южное крыльцо на дореволюционном фото:
От росписей на фронтоне нынче остались лишь следы:
Расписано крыльцо в 1697 году, на его сводах изображения сохранились лучше:
С тремя же притворами-крыльцами запечатлен собор на плане Ростовского Архиерейского двора (литография XIX века):
Здесь же дадим современную схему расположения объектов Кремля, для ориентации в пространстве:
Переделки в соборе одной пристройкой крылец не ограничились.
В конце XVII века, при преемнике Ионы, митрополите Иоасафе, были растёсаны окна первого яруса – на всех дореволюционных изображениях они прямоугольной формы:
В ходе реставрации 1960-х гг размеры окон восстановлены.
К тому же периоду, 1690-м годам, относится появление вокруг Соборной площади каменной ограды со святыми воротами.
В 1730-е годы, после очередного пожара, в котором выгорела верхняя часть здания, было упрощено замысловатое позакомарное покрытие – в лучших традициях переделано в четырехскатное. На дореволюционных фото оно присутствует:
Форма кровли возвращена в ходе реставрации в 1960-х гг:
Реставрация была осуществлена по проекту В. С. Баниге, причем этого счастья могло и не быть, да, как говорится, несчастье помогло. В 1953 году над Ростовом пронёсся небывалой силы ураган, приведший к сильным разрушениям:
Архитектурный комплекс Кремля пришлось восстанавливать несколько лет – в результате этих работ, в частности, Успенскому собору был возвращен исторический облик.
В пору пребывания в Ростове митрополита Ионы, интерьеры Успенского собора были расписаны приглашёнными из Ярославля и Костромы высококлассными иконописцами – теми же, что расписывали Воскресенскую церковь Ростовского Кремля.
Случилось это в два этапа: сначала в 1659, а затем в 1670-1671 годах. Увы, можно лишь догадываться о той красоте, что встречала прихожанина, входящего под своды собора, ибо позднее, в 1770-х гг,эти росписи были безжалостно и полностью записаны. Если бы сие варварство не случилось, вполне возможно, стены Успенского собора выглядели бы так (фото фресок Воскресенской церкви Ростовского Кремля):
О причинах сего деяния можно выстроить несколько предположений.
Во-первых, в 1730 г в Ростове случился серьёзный пожар, от которого значительно пострадало внутреннее убранство Успенского собора.
Сгорел резной иконостас, установленный в 1690-х гг, вместе с частью икон, наверняка копотью были основательно испорчены и фрески.
После пожара в 1730-е годы были построены новые основной и четыре околостолпных иконостаса, нынче зияющие пустыми рамами:
Огромные околостолпные иконы писались под заказ на протяжении нескольких десятилетий – коллекция собиралась вплоть до 1790-х годов.
В начале 2010-х гг в некоторых рамах еще находилась заклеенная реставрационной бумагой, потемневшая старинная живопись, шелушащаяся и обсыпающаяся струпьями.
К 2018 г иконы со столпов вывезены на реставрацию.
Да, так вот о фресках. Очистить от копоти такую площадь не посчитали возможным – решили, что проще всё нарисовать по новой.
И нарисовали, причем не единожды. В 1777-1779, 1797-1798, 1841-1843 и 1887 гг.
Древние фрески 1659 и 1670-1671-х годов оказались намертво погребены под несколькими слоями масляной живописи.
Кое-что удалось расчистить во второй половине XX века – но фрагменты этих фресок расположены в алтаре, доступа к ним нет. На след. фото они - за деревянной перегородкой, в нижней части стены:
На след. фото – северная часть иконостаса, начало XX века:
Столь частая запись объясняется еще одной причиной. Ростовская архитектура, поставленная на низкий берег Неро, страдает от грунтовых вод – наглядным примером сего факта служит фото переполненного водой подвала расположенной в ста метрах от Успенского собора церкви Спаса на Торгу:
Несчастную церковь всё никак не решатся привести в порядок – уж сколько лет этому бассейну.
Сырость холодного, полутёмного помещения – а Успенский собор не имел отопления вплоть до 1879 года – привела к появлению здесь плесени, черный налёт – это её результат.
А насколько сложно бороться с этим зловредным грибком – хорошо известно. На след. фото – центральная часть иконостаса, начало XX века:
Потому и темнели изображения на стенах и иконах – и даже реставрация была бы бесполезна, покуда не решится вопрос с температурно-влажностным режимом.
А коли при советской власти собор несколько десятилетий использовался как склад – о каком таком режиме может идти речь? На след. фото – южная часть иконостаса, начало XX века:
Качественный дренаж на Соборной площади был выполнен лишь в начале 2000 гг. Полноценная система отопления в Успенском соборе в данный момент - на стадии монтажа.
До реставрации живописи на стенах пока далеко, хотя реставрационные леса внутри стоят уже много лет.
Истины ради стоит упомянуть, что пару сюжетов уже “восстановили” – яркими пятнами на фоне остальной чёрной массы.
Вам нравится?
В Леонтьевском приделе (южная апсида) в конхе можно разглядеть изображение Святой Троицы, отреставрированное в 1973 году:
Возможно, сюжет взят с одноименной древней иконы 1690 года, уцелевшей в пожаре 1730 года:
Икону тогда успели вынуть из иконостаса и вынести из горящего здания, вместе с несколькими другими иконами нижних рядов – местного, праздничного и деисусного. Еще две иконы праздничного ряда того же 1690 года:
Все три иконы хранятся в запасниках Музея ”Ростовский Кремль”.
Собственно, это – еще одна причина, по которой пустуют рамы нижней части иконостаса. Древним иконам находиться в, повторимся, холодном и сыром помещении противопоказано.
Часть икон еще в 1990-е годы перевезена в реставрационные мастерские. Еще часть – на своих местах, праотцы и пророки в верхних ярусах.
И надо всем этим - почерневшее распятие:
Разумеется, более чем солидный возраст одного из известнейших архитектурных памятников России не мог не сказаться на состоянии его конструкций, фасадов и интерьеров. К 1150-летнему юбилею Ростова Великого, случившемуся в 2012 году, была приурочена комплексная реставрация здания – в результате которой собор засиял пуще прежнего, затмевая собою весь Ионинский Митрополичий Двор (он же Кремль) вместе взятый. Но если войти под его своды…
…картина меняется неожиданно резко. И богатейший полупустой иконостас, как и уходящие ввысь почерневшие стены, с проступающими на них силуэтами и ликами - после белоснежных-то фасадов, да в Ростове-то Великом, да в самой что ни на есть жемчужине Золотого Кольца - производят сильнейшее, сродни шоковому, мрачное впечатление.
Контраст сей рождает два вопроса: а) почему?; б) можно ли с этим бороться?
Вот и попробуем разобраться. А заодно посмотрим, как это всё выглядело ДО…
Нынешний собор – четвёртая по счёту версия храма. Первый одноглавый дубовый храм был срублен - на месте южной и центральной апсид нынешнего собора - в 991 году греческим миссионером Феодором, одновременно с началом принудительного процесса крещения им же, Феодором, местных язычников-мерян в водах тинистого озера Неро.
Процесс этот встречал яростное сопротивление аборигенов – о чём при желании можно прочесть в житиях ростовских святителей – но на храм ни у кого рука не поднялась, и он благополучно простоял полтора с лишним века, покуда не сгорел от очередного городского пожара в 1160 году. (На след. фото – икона из Успенского собора Ростова Великого с изображениями ростовских святителей Леонтия, Исаии и Игнатия, начало XVI века, ныне хранится в Ростовском Кремле:)
В ту пору в Ростово-Суздальском княжестве княжил легендарный Андрей Боголюбский – тот самый, что построил первый Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли и княжий двор в Боголюбове. Именно к нему и обратились с просьбой о строительстве нового собора ростовцы – в ответ на их просьбу в 1161 году из Владимира была прислана артель каменщиков.
Первый белокаменный ростовский Успенский собор был задуман четырёхстолпным, и его проект вполне мог быть похожим на храм Покрова на Нерли – но уже в ходе работ произошла корректировка в сторону увеличения площади здания, не учитывавшая ряда важных обстоятельств (в частности, рельеф местности), да и управилась владимирская артель больно быстро – уложились в два года, видимо, заказов много было - печальным итогом сей халтуры стало разрушение собора в 1204 г, простоявшего всего-навсего сорок лет.
Первый блин, как говорится, комом. Второе каменное здание строили, сделав работу над ошибками: обстоятельно – на протяжении 18 лет, с 1213 по 1231 гг. (в этот период в Ростове успели смениться князья: Константин Всеволодович на Василько Константиновича), и предварительно тщательно подготовив площадку – храм поставили на возвышенности. Уровень пола второго каменного храма сейчас можно воочию увидеть в Леонтьевском приделе нынешнего собора, в который посетители спускаются по лесенке из нескольких ступеней. А древние всамделишные (XIII век) белокаменные блоки третьей версии Успенского собора сложены стопочкой в надвратной Воскресенской церкви, они на след. фото:
В том соборе был погребён ростовский святитель Игнатий – фреска с его изображением располагается на западной стене нынешнего собора, справа от портала:
Написана она в 1671 г, а расчищена в ходе реставрации в 2000 году.
Освящённый в 1231 г белокаменный храм выстоял в нескольких пожарах и татарских набегах, после коих всегда восстанавливался и украшался - но к началу XVI века таки пришёл в негодность, морально и физически устарев. Было решено разобрать, от греха подальше, прежнее здание, возведя на его месте новый собор.
По итогам строительных работ 1508-1515 годов появляется архитектурное чудо, которое мы имеем счастье созерцать и поныне. По легенде, строителем четвёртого, последнего, ростовского Успенского собора был итальянский зодчий, а прообразом стал Архангельский собор Московского Кремля.
Размеры нового шестистолпного кирпичного собора повторяли размеры предыдущего здания – 30,4 х 20,36 м, причём были сохранены нижние ряды кладки двух прежних построек (это выяснилось в ходе обследований 1992-1994 гг).
При строительстве использовался оставшийся при разборе предшественника пористый известняк – белый камень, из него выложен цоколь, лопатки, аркатурный пояс на фасадах и апсидах.
Напротив собора, к югу, ближе к нынешней надвратной Воскресенской церкви, в тот же период была построена восьмигранная церковь-колокольня, с длиной стороны восьмигранника около 4,8 метров. Разобрана в конце XVII века.
Входы в собор оформлены в виде порталов, расписанных в 1671 году, на фото – северный портал:
Видны следы от крыльца, пристроенного в 1670-х гг. Крылец было три – со всех трёх сторон. Западное прекрасно видно на дореволюционных фото, выглядит явно чужеродно, особенно с нелепыми шатрами-пирамидками:
Западное крыльцо-притвор разобрано при реставрации в 1960-х гг, осуществлённой под чутким руководством Владимира Сергеевича Баниге. На фото тех лет заметны оставшиеся следы на фасаде:
Южное крыльцо в тех же 1960-х было решено сохранить – висячие гирьки живописно дополняют антураж древнего собора, а уже в те годы в Ростов валом валила туристическая публика.
Внутрь собора никого не пускали (о причине скажем позже), но разве без Успенского собора, хотя бы и закрытого для посещений, можно себе представить Ростовский Кремль?
Южное крыльцо на дореволюционном фото:
От росписей на фронтоне нынче остались лишь следы:
Расписано крыльцо в 1697 году, на его сводах изображения сохранились лучше:
С тремя же притворами-крыльцами запечатлен собор на плане Ростовского Архиерейского двора (литография XIX века):
Здесь же дадим современную схему расположения объектов Кремля, для ориентации в пространстве:
Переделки в соборе одной пристройкой крылец не ограничились.
В конце XVII века, при преемнике Ионы, митрополите Иоасафе, были растёсаны окна первого яруса – на всех дореволюционных изображениях они прямоугольной формы:
В ходе реставрации 1960-х гг размеры окон восстановлены.
К тому же периоду, 1690-м годам, относится появление вокруг Соборной площади каменной ограды со святыми воротами.
В 1730-е годы, после очередного пожара, в котором выгорела верхняя часть здания, было упрощено замысловатое позакомарное покрытие – в лучших традициях переделано в четырехскатное. На дореволюционных фото оно присутствует:
Форма кровли возвращена в ходе реставрации в 1960-х гг:
Реставрация была осуществлена по проекту В. С. Баниге, причем этого счастья могло и не быть, да, как говорится, несчастье помогло. В 1953 году над Ростовом пронёсся небывалой силы ураган, приведший к сильным разрушениям:
Архитектурный комплекс Кремля пришлось восстанавливать несколько лет – в результате этих работ, в частности, Успенскому собору был возвращен исторический облик.
В пору пребывания в Ростове митрополита Ионы, интерьеры Успенского собора были расписаны приглашёнными из Ярославля и Костромы высококлассными иконописцами – теми же, что расписывали Воскресенскую церковь Ростовского Кремля.
Случилось это в два этапа: сначала в 1659, а затем в 1670-1671 годах. Увы, можно лишь догадываться о той красоте, что встречала прихожанина, входящего под своды собора, ибо позднее, в 1770-х гг,эти росписи были безжалостно и полностью записаны. Если бы сие варварство не случилось, вполне возможно, стены Успенского собора выглядели бы так (фото фресок Воскресенской церкви Ростовского Кремля):
О причинах сего деяния можно выстроить несколько предположений.
Во-первых, в 1730 г в Ростове случился серьёзный пожар, от которого значительно пострадало внутреннее убранство Успенского собора.
Сгорел резной иконостас, установленный в 1690-х гг, вместе с частью икон, наверняка копотью были основательно испорчены и фрески.
После пожара в 1730-е годы были построены новые основной и четыре околостолпных иконостаса, нынче зияющие пустыми рамами:
Огромные околостолпные иконы писались под заказ на протяжении нескольких десятилетий – коллекция собиралась вплоть до 1790-х годов.
В начале 2010-х гг в некоторых рамах еще находилась заклеенная реставрационной бумагой, потемневшая старинная живопись, шелушащаяся и обсыпающаяся струпьями.
К 2018 г иконы со столпов вывезены на реставрацию.
Да, так вот о фресках. Очистить от копоти такую площадь не посчитали возможным – решили, что проще всё нарисовать по новой.
И нарисовали, причем не единожды. В 1777-1779, 1797-1798, 1841-1843 и 1887 гг.
Древние фрески 1659 и 1670-1671-х годов оказались намертво погребены под несколькими слоями масляной живописи.
Кое-что удалось расчистить во второй половине XX века – но фрагменты этих фресок расположены в алтаре, доступа к ним нет. На след. фото они - за деревянной перегородкой, в нижней части стены:
На след. фото – северная часть иконостаса, начало XX века:
Столь частая запись объясняется еще одной причиной. Ростовская архитектура, поставленная на низкий берег Неро, страдает от грунтовых вод – наглядным примером сего факта служит фото переполненного водой подвала расположенной в ста метрах от Успенского собора церкви Спаса на Торгу:
Несчастную церковь всё никак не решатся привести в порядок – уж сколько лет этому бассейну.
Сырость холодного, полутёмного помещения – а Успенский собор не имел отопления вплоть до 1879 года – привела к появлению здесь плесени, черный налёт – это её результат.
А насколько сложно бороться с этим зловредным грибком – хорошо известно. На след. фото – центральная часть иконостаса, начало XX века:
Потому и темнели изображения на стенах и иконах – и даже реставрация была бы бесполезна, покуда не решится вопрос с температурно-влажностным режимом.
А коли при советской власти собор несколько десятилетий использовался как склад – о каком таком режиме может идти речь? На след. фото – южная часть иконостаса, начало XX века:
Качественный дренаж на Соборной площади был выполнен лишь в начале 2000 гг. Полноценная система отопления в Успенском соборе в данный момент - на стадии монтажа.
До реставрации живописи на стенах пока далеко, хотя реставрационные леса внутри стоят уже много лет.
Истины ради стоит упомянуть, что пару сюжетов уже “восстановили” – яркими пятнами на фоне остальной чёрной массы.
Вам нравится?
В Леонтьевском приделе (южная апсида) в конхе можно разглядеть изображение Святой Троицы, отреставрированное в 1973 году:
Возможно, сюжет взят с одноименной древней иконы 1690 года, уцелевшей в пожаре 1730 года:
Икону тогда успели вынуть из иконостаса и вынести из горящего здания, вместе с несколькими другими иконами нижних рядов – местного, праздничного и деисусного. Еще две иконы праздничного ряда того же 1690 года:
Все три иконы хранятся в запасниках Музея ”Ростовский Кремль”.
Собственно, это – еще одна причина, по которой пустуют рамы нижней части иконостаса. Древним иконам находиться в, повторимся, холодном и сыром помещении противопоказано.
Часть икон еще в 1990-е годы перевезена в реставрационные мастерские. Еще часть – на своих местах, праотцы и пророки в верхних ярусах.
И надо всем этим - почерневшее распятие:
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]