Первые экскаваторы в имперской России
22.04.2019 65 0 0 masterok

Первые экскаваторы в имперской России

---
0
В закладки

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Если задать вопрос: «без чего были бы невозможны великие стройки первых пятилеток?», то одни наверняка скажут — «без ГУЛАГа», другие — «без революционного энтузиазма трудящихся масс», третьи — «без железной воли партийного руководства», но на самом деле они были бы физически невозможны (по крайней мере, в сопоставимые сроки) без паровых экскаваторов, позволивших в десятки раз ускорить темпы земляных работ.

Без них эти стройки затянулись бы на десятилетия.

Без них эти стройки затянулись бы на десятилетия, и далеко не факт, что на них хватило бы рабочей силы. История сталинской индустриализации началась в 1882 году, в городке Бьюсайрус штата Огайо, где на местном заводе Bucyrus Foundry & Manufacturing Company запустили в серийное производство рельсовый паровой экскаватор под названием Thompson`s Iron Steam Shovel — «Железная паровая лопата Томпсона». Этот агрегат стал прообразом для первого и единственного российского дореволюционного парового экскаватора «Путиловец», выпуск которого начался в 1903 году на Путиловском машиностроительном заводе.

В отличие от современных экскаваторов, работающих на гидравлике, у «Бьюсайруса» все рабочие механизмы приводились в действие цепными лебедками. Объем ковша составлял 1,4 кубических ярда, а команда экскаватора состояла из четырех человек: машиниста, он же «командир экипажа», кочегара, слесаря-смазчика и оператора ковша. Кроме того, каждому экскаватору придавалась бригада путейцев из семи человек, которые вручную укладывали перед ним рельсы. Масса машины составляла 75 тонн. Чуть позже появилась более мощная 85-тонная модификация с ковшом на два кубических ярда. Экскаватор Томпсона на момент его создания считался самым производительным в мире. За сутки он мог вынуть и переместить в вагонетки до 4000 кубометров грунта. Для сравнения, суточная норма выработки на одного землекопа составляла в зависимости от сложности грунта от 2,5 до 4 кубометров. Таким образом, одна паровая лопата заменяла до тысячи обычных. При этом она была относительно несложной в производстве и могла выпускаться на любом паровозном заводе.

Неудивительно, что, когда в России в связи с большими масштабами железнодорожного строительства возникла необходимость в экскаваторах, за образец взяли машину фирмы «Бьюсайрус», хотя к 1903 году она считалась уже не новой. С 1903 по 1917 год в Петербурге было построено 37 «Путиловцев», которые работали по всей стране, от Восточной Сибири до Кольского полуострова.

В 1929 году программа индустриализации потребовала возобновления производства экскаваторов. Разработкой новой машины решили не заморачиваться, а просто стряхнули пыль с чертежей «Путиловца» и передали их на Ковровский механический завод, которому предстояло стать флагманом советского экскаваторостроения. Там освоение производства землеройной машины поначалу шло ни шатко, ни валко. Первый прототип сделали только весной 1931 года, второй собрали еще через несколько месяцев. Такие темпы работ, разумеется, начальство не радовали, и их решили резко ускорить, передав завод в ведение ОГПУ. Не знаю (хотя, догадываюсь), какими методами действовали чекисты, но под их чутким руководством предприятие моментально заработало с пулеметной скоростью, выдав в 1932-34 годах, аж 177 экскаваторов. То есть, за три года их сделали почти в пять раз больше, чем дореволюционный Путиловский завод выпустил за 14 лет!

В связи с изменением места производства название машины сменили с «Путиловца» на «Ковровца». «Ковровцы» использовались на многих стройках, но большинство из них отправили на строительство канала Москва-Волга, где появление этих мощных агрегатов, позволило резко интенсифицировать земельные работы. К примеру, на так называемой Глубокой выемке в районе Химок десятки тысяч землекопов за первые два года вынули два миллиона кубометров грунта, а за последующие два года 32 экскаватора извлекли из русла будущего канала восемь миллионов кубометров, прокопав гигантскую траншею глубиной 24 метра, шириной — 140 метров и длиной шесть километров. С уверенностью можно сказать, что без «паровых лопат» эта, и многие другие стройки не успели бы завершиться до войны.

Самое удивительное, что некоторые экземпляры «Ковровцев» проработали до конца 1980-х годов. К сожалению, до наших дней ни один из них не сохранился, в «смутные времена» 90-х все эти эпохальные машины были разобраны на металлолом.

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Чертеж экскаватора Томпсона, выпускавшегося фирмой «Бьюсайрус».
Машина Томпсона монтировалась на длинной четырехосной железнодорожной платформе и напоминала товарный вагон. Горизонтальный котел паровозного типа запитывал три одноцилиндровых паровых двигателя суммарной мощностью 150 л.с. Один обеспечивал движение экскаватора, другой — горизонтальный поворот стрелы, а третий — движение ковша. Котел работал на дровах или на угле. Кабина освещалась керосиновыми лампами.

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

«Паровая лопата» Томпсона на Панамском канале. В работах по строительству этого масштабного гидротехнического сооружения было задействовано 119 экскаваторов, из них 77 — фирмы «Бьюсайрус».

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Еще один экскаватор той же марки. Благодаря снятому борту хорошо виден цилиндр паровой машины, приводившей в действие механизм поворота стрелы.

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Экскаватор Томпсона на песчаном карьере где-то в США. На борту написано название фирмы-производителя.

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

«Путиловец» — российская копия «Бьюсайруса». Песчаный карьер близ с. Шапки(ныне Ленинградская обл.), куда в 1912 г проложена линия из Тосно. Выемка грунта производится паровым экскаватором Путиловского завода.

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

«Путиловец» на строительстве Сибирской (Амурской) железной дороги в 1912 или 1913 году. Обратите внимание на мужика с топором на задней площадке, который колет дрова для топки.

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Экскаватор паровой неполноповоротный на железнодорожном ходу с ковшом емкостью 2,5 кубометра «Ковровец». Фотография из книги Н.Г. Домбровского «Экскаваторы».

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Экскаватор «Ковровец». Фотография из журнала «Механизация строительства».

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Поначалу земляные работы на канале Москва-Волга велись вот так. Производительность была где-то на уровне Древнего Египта.

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Потом появились «Ковровцы» и дела пошли веселее.

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Разработка выемки экскаватором «Ковровец» с погрузкой грунта на железнодорожные платформы (канал Москва-Волга). Фотография из журнала «Механизация строительства».

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Обратите внимание на аббревиатуру НКВД на борту кабины. Снимок сделан в 1934 году в районе Глубокой выемки.

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Сборка экскаватора «Ковровец», присланного на строительство Саратовского завода сельскохозяйственных машин.

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Паровой полууниверсальный полноповоротный гусеничный экскаватор МIIIП-1,5 (или М-III-п) с ковшом емкостью 1,5 кубометра является первым советским гусеничным экскаватором, серийно выпускавшийся с 1932 г Воткинским машиностроительным заводом по чертежам ВТКЭ (Всесоюзная проектно-техническая контора экскаваторостроения или «Проектэкскаватор», созданная в 1930 г. постановлением Совета Труда и Обороны СССР).

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Самый большой в мире экскаватор, работающий на паровом двигателе, был построен компанией Marion Power Shovel. Машина была собрана в 1906 году для компании General Crushed Stone Company, которая изначально использовала экскаватор в карьере для добычи камня. Сначала экскаватор был поставлен на рельсы, замкнутые в круг, а колеса были как у поездов, только гораздо больше учитывая, что вес машины был 105 тонн. Через некоторое время производитель выпустил специальный комплект для конвертации экскаватора на гусеничный ход, что и было сделано в 1923 году. В штате Нью-Йорк, почти у самой северной его границы, есть городок под названием Ле Рой (Le Roy). Дело в том, что буквально в 3 километрах от Ле Роя на огороженной забором площадке стоит одно из старых чудес машиностроения. На данный момент машина сильно проржавела. Там все еще стоит оригинальный бойлер, который, судя по состоянию и свидетельствам очевидцев, еще можно восстановить. Механизмы, которые позволяли двигать ковш, проржавели настолько, что их уже нельзя трогать — развалятся.

Первые экскаваторы в имперской России машины, экскаватора, экскаватор, грунта, Томпсона, экскаваторов, стройки, кубометров, «Ковровец», ковшом, завод, производства, МоскваВолга, борту, которые, экскаватором, ковша, паровой, Фотография, составляла

Первые экскаваторы в имперской России и довоенном СССР



Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=34407.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Бракованное окно в Барнауле
Сначала по интернету начала "ходить" вот такая фотография с барнаульской стройки. Все прикалывались. А зря... Выяснилось, что это реальное окно в реальной
Советские ударники из архива "Огонька"
Ударники коммунистического труда. Птичница эстонского колхоза КЭО Маре-Анне Рохтла. Эстония. Андрей Новиков, 1950е: Cодружество науки и производства. Работники
Жизнь в СССР
Жизнь в СССР
Жизнь в СССР
31.12.18 ---
Для кого-то это были ударные стройки социализма... Для кого-то вечная погоня за ускользающим дефицитом... Для кого-то это была борьба с режимом - самиздат, фига в
Я не умею быть второй. И даже первой не умею. Только единственной…  Галина Волчек
Я верю только во взаимную любовь. Никакие компромиссы в этом вопросе для меня невозможны. Поэтому и живу одна. Никто не сказал, что это хорошо. Просто это факт моей
Уличная живопись в Шанхае
Я не знаю, правильно ли будет называть такие рисунки граффити, пусть будет просто уличная живопись. Эту серию рисунков я бы назвала "Сцены из китайской жизни", а
Паровой мотоцикл
Всяких МОНСТРОВ мы уже рассматривали,  был у нас и советский паровой автомобиль , был и паровой трактор и вообще всяческий паровой автотранспорт но тут более интересная
Козырная карта Иосифа Виссарионыча.
Много написано о грандиозной выставке 1937 года, состоявшейся в Париже. И конечно, гвоздём выставки стало эпическое противостояние павильонов СССР и Германии. Весь
Загадочный паровой агрегат
Пока мы были в Ушуайе, на самом краю света, набрели на вот такой очень странный агрегат, который использовался в тех краях в первой части XX века. Сперва я подумал, что
На заводе по сборке бронеавтомобилей Dongfeng Warrior в Китае
Производство автомобилей Dongfeng Warrior EQ2050, являющихся китайским клоном известного американского автомобиля HMMWV (фактически EQ2050 выполнен на шасси коммерческой
Рождественская фотография ИТЭР
Красивая фотография слегка заснеженной стройки с воздуха За последние месяцы возникло еще одно здание - в правом нижнем углу здание управления системой коррекции
Любопытный агрегат
Паровой экскаватор Фото 1904 г. Разработка выемки на 33 версте Окружной железной дороги
Производство "Супербомберов"; 1950 год
Серийное производство сверхтяжелых 10-двигательных высотных стратегических бомбардировщиков Convair В-36 на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас), 1950 год: 1. 2. 3.
Производство кассовых аппаратов, 1902 год
Производство кассовых аппаратов на заводе в Дейтоне, штат Огайо, 1902 год. С Shorpy, очень кликабельно:
Паровой комбайн. И трактор ещё
Прекрасный комбайн. Умели же делать:) А вот ещё паровой трёхколёсный трактор с деревянными "башмаками" для повышения проходимости:
Паровой городской транспорт
Вот на чём ездили наши прабабушки и прадедушки: Паровой автомобиль Де Диона и Бутона. 1883 г. Паровой омнибус Найрна. 1870 г. Автобус (омнибус) с паровым
Паровой омнибус
О, какой пепелац по улицам Перми в 1920-е годы крейсировал: Фото 1920-х. Надо полагать - на базе парового катка.
Новая Петровско-Разумовская почти готова!
Строительство "Петровско-Разумовской" состоящей из двух станционных комплексов было запланировано ещё в советские времена. В 1991 году одну из них открыли — на серой
Триста лет тому назад...
Шарж из журнала "Крокодил" за май 1967 года. Не триста лет, как пела Тортилла, а всего каких-то полвека назад были актуальными такие карикатуры. Тогда "казалось дивным"
Первые танки Abrams поставлены в Марокко
В марокканских социальных сетях были опубликованы сделанные 10 июля 2016 года в Касабланке снимки перевозки на трейлерах трех американских танков M1A1 Abrams. По всей