Школы теряют детей
---
Эксперты РАНХиГС выяснили, что все больше российских детей уходят из школы после 9 класса, предпочитая максимально быстро получить профессиональное образование.
Об этом свидетельствуют результаты исследования Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, которые проанализировали статистические данные об учащихся школ и профессиональных образовательных организаций всех регионов РФ.
Выяснилось, что в 2000-е годы 66,7% подростков шли в 10-й класс и только около 33% — в систему профобразования. Теперь же, по словам директора центра Татьяны Клячко, из 40% выпускников, которые сегодня идут получать среднее профобразование, 11% учатся рабочим профессиям, остальные 30% — это те, кто хочет стать специалистом среднего звена.
По мнению авторов исследования, повышение доли поступающих в профессиональные образовательные организации является тенденцией последних нескольких лет. Аналитики называют две основные причины:
— Во-первых, это экономический кризис. Если раньше семьи готовы были тратить деньги на подготовку детей для учебы в вузе и ждать, пока ребенок там проучится, то теперь семьи предпочитают, чтобы через три-четыре года после 9-го класса ребенок вышел на рынок труда, получал заработную плату. Если потом он захочет получать высшее образование, то сделает это за свои деньги, — заявила Татьяна Клячко, слова которой приводит «Коммерсант».
Второй тренд является общемировым. Согласно ему, молодежь предпочитает получить среднее профессиональное образование, а затем добирать знания путем повышения квалификации или обучением на дистанционных курсах.
Аналитики констатируют, что интерес школьников к получению профессионального образования имеет региональную специфику. Так, более 55% подростков, ушедших после 9-го класса, зафиксировано сразу в пяти субъектах федерации — в Ленинградской, Вологодской, Оренбургской областях, Пермском крае и в Адыгее.
Эксперты также обратили внимание, что наибольшее число подростков, предпочитающих профессиональное образование обычному среднему, проживают в сельской местности. Кроме того, влияет экономическое состояние региона, а также факторы открытия новых производств.
В то же время наблюдается тенденция, что дети уходят из школы после 9-го класса, но в другие организации обучаться не идут – таких сегодня насчитывается 4,8%. Больше всего таких учеников в Чукотском автономном округе (95,9%) и в Республике Тыва (63,1%). Вместе с Чечней и Дагестаном они попали в число регионов с наибольшим процентом отказывающихся от дальнейшей учебы. При этом до 11-го класса больше всего подростков доучивается в Москве и Санкт-Петербурге — в этих регионах школы покидает меньше 30% учащихся.
Эксперты считают, что главными факторами здесь являются плохо развитая система среднего профессионального образования, а также желание начать работать без получения образования и недостатком рабочих мест.
— На Северном Кавказе вариант образования до 11-го класса, тем более поступления в вуз, не является необходимостью для получения какой-либо работы. А колледжей там мало, они непрестижны. Какой смысл оканчивать 11 классов, есть только для того, чтобы уехать? — задается вопросом председатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Напомним, в 2015 году занимавший на тот момент пост главы Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заявлял, что около 45% школьников уходят в колледжи и техникумы. По его словам, за 10 лет доля таких подростков выросла на 10%.
Кандидат педагогических наук, председатель Новгородского регионального общественного патриотического движения “ЗА Великий Новгород!” Елена Михайлова рассуждает о том, что все больше российских детей уходят из школы после 9 класса, предпочитая максимально быстро получить профессиональное образование: "Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС выявлена тенденция «достаточности» 9-летнего школьного образования для социализации подростков. В 2005 году после 9-го класса шли получать профессиональное образование 34% школьников, в 2015 – уже 45%, к 2019-му — 53,6% учеников.
Рост этой группы молодёжи продиктован, на мой взгляд, исключительно внешними социальными причинами, а не тем, что изменились в худшую сторону умственные способности детей. Семьям в регионах нередко не прокормить подростка до окончания 11 классов и вуза. В то же время есть вопросы к адекватности системы образования требованиям рынка труда. Последний не готов достойно оплачивать труд работников – и подростки это осознают, не желая тратить время на знания, стоимость которых рынок не оценит и не оплатит, увы. Гастарбайтеры стоят дешевле".
Доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой теории и методики образования Тульского госуниверситета Ольга Заславская рассказала о том, что все больше российских детей уходят из школы после 9 класса, предпочитая максимально быстро получить профессиональное образование: "Описанное и представленное в цифрах и фактах интересно как тенденция и социальное явление. Думаю, что тут выявляются несколько причин, отражающих место школы в социуме и в жизни отдельного человека.
Первая причина ухода девятиклассников из школы в колледжи и прочие учреждения профобразования – это, конечно, же стремление избежать пытки Единым государственным экзаменом. При этом никакая из возможностей поступить после колледжа в вуз перед выпускником не закрывается. Преимущества очевидны.
Второе – это, как нам кажется, стремление поколения 2000-ых к независимости и самостоятельности – к независимости и самостоятельности во всех их ипостасях: финансовой, гражданской, бытовой, творческой и пр.
Увы, у подавляющего большинства тех, кто учится сегодня в наших МБОУ “Центр образования №…”, практически нет оснований считать школу пространством свободы, защиты своих прав, местом творчества и самовыражения".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Об этом свидетельствуют результаты исследования Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, которые проанализировали статистические данные об учащихся школ и профессиональных образовательных организаций всех регионов РФ.
Выяснилось, что в 2000-е годы 66,7% подростков шли в 10-й класс и только около 33% — в систему профобразования. Теперь же, по словам директора центра Татьяны Клячко, из 40% выпускников, которые сегодня идут получать среднее профобразование, 11% учатся рабочим профессиям, остальные 30% — это те, кто хочет стать специалистом среднего звена.
По мнению авторов исследования, повышение доли поступающих в профессиональные образовательные организации является тенденцией последних нескольких лет. Аналитики называют две основные причины:
— Во-первых, это экономический кризис. Если раньше семьи готовы были тратить деньги на подготовку детей для учебы в вузе и ждать, пока ребенок там проучится, то теперь семьи предпочитают, чтобы через три-четыре года после 9-го класса ребенок вышел на рынок труда, получал заработную плату. Если потом он захочет получать высшее образование, то сделает это за свои деньги, — заявила Татьяна Клячко, слова которой приводит «Коммерсант».
Второй тренд является общемировым. Согласно ему, молодежь предпочитает получить среднее профессиональное образование, а затем добирать знания путем повышения квалификации или обучением на дистанционных курсах.
Аналитики констатируют, что интерес школьников к получению профессионального образования имеет региональную специфику. Так, более 55% подростков, ушедших после 9-го класса, зафиксировано сразу в пяти субъектах федерации — в Ленинградской, Вологодской, Оренбургской областях, Пермском крае и в Адыгее.
Эксперты также обратили внимание, что наибольшее число подростков, предпочитающих профессиональное образование обычному среднему, проживают в сельской местности. Кроме того, влияет экономическое состояние региона, а также факторы открытия новых производств.
В то же время наблюдается тенденция, что дети уходят из школы после 9-го класса, но в другие организации обучаться не идут – таких сегодня насчитывается 4,8%. Больше всего таких учеников в Чукотском автономном округе (95,9%) и в Республике Тыва (63,1%). Вместе с Чечней и Дагестаном они попали в число регионов с наибольшим процентом отказывающихся от дальнейшей учебы. При этом до 11-го класса больше всего подростков доучивается в Москве и Санкт-Петербурге — в этих регионах школы покидает меньше 30% учащихся.
Эксперты считают, что главными факторами здесь являются плохо развитая система среднего профессионального образования, а также желание начать работать без получения образования и недостатком рабочих мест.
— На Северном Кавказе вариант образования до 11-го класса, тем более поступления в вуз, не является необходимостью для получения какой-либо работы. А колледжей там мало, они непрестижны. Какой смысл оканчивать 11 классов, есть только для того, чтобы уехать? — задается вопросом председатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Напомним, в 2015 году занимавший на тот момент пост главы Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заявлял, что около 45% школьников уходят в колледжи и техникумы. По его словам, за 10 лет доля таких подростков выросла на 10%.
Кандидат педагогических наук, председатель Новгородского регионального общественного патриотического движения “ЗА Великий Новгород!” Елена Михайлова рассуждает о том, что все больше российских детей уходят из школы после 9 класса, предпочитая максимально быстро получить профессиональное образование: "Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС выявлена тенденция «достаточности» 9-летнего школьного образования для социализации подростков. В 2005 году после 9-го класса шли получать профессиональное образование 34% школьников, в 2015 – уже 45%, к 2019-му — 53,6% учеников.
Рост этой группы молодёжи продиктован, на мой взгляд, исключительно внешними социальными причинами, а не тем, что изменились в худшую сторону умственные способности детей. Семьям в регионах нередко не прокормить подростка до окончания 11 классов и вуза. В то же время есть вопросы к адекватности системы образования требованиям рынка труда. Последний не готов достойно оплачивать труд работников – и подростки это осознают, не желая тратить время на знания, стоимость которых рынок не оценит и не оплатит, увы. Гастарбайтеры стоят дешевле".
Доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой теории и методики образования Тульского госуниверситета Ольга Заславская рассказала о том, что все больше российских детей уходят из школы после 9 класса, предпочитая максимально быстро получить профессиональное образование: "Описанное и представленное в цифрах и фактах интересно как тенденция и социальное явление. Думаю, что тут выявляются несколько причин, отражающих место школы в социуме и в жизни отдельного человека.
Первая причина ухода девятиклассников из школы в колледжи и прочие учреждения профобразования – это, конечно, же стремление избежать пытки Единым государственным экзаменом. При этом никакая из возможностей поступить после колледжа в вуз перед выпускником не закрывается. Преимущества очевидны.
Второе – это, как нам кажется, стремление поколения 2000-ых к независимости и самостоятельности – к независимости и самостоятельности во всех их ипостасях: финансовой, гражданской, бытовой, творческой и пр.
Увы, у подавляющего большинства тех, кто учится сегодня в наших МБОУ “Центр образования №…”, практически нет оснований считать школу пространством свободы, защиты своих прав, местом творчества и самовыражения".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]