Чуфут-Кале. Часть I. История. (Мир глазами сына)
---
Владимир Набоков, побывав в этих местах, написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ... Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».
Дорога к Чуфут-кале начинается в предместье Бахчисарая — Староселье. Здесь — перекресток четырех долин. Туристская тропа, поднимающаяся к Чуфут-кале совпадает со средневековой дорогой, по которой последние обитатели поселения завозили воду к своим жилищам.
“На стихшем вечернем небе, едва голубом, вырезались обсыпавшиеся стены, башни и дома пустынного города, уединившегося вдали от дорог и жилых мест, высоко на обрывистой скале… Странно смотрели на меня эти обветшавшие камни своими мертвыми окнами, своими бесполезными стенами… Внизу их, из горных толщ, рядами зевали черные отверстия пещер, недоступных никому и ниоткуда.” Марков “Очерки Крыма”
На юго-восточной окраине Бахчисарая возвышается скалистый отрог, окруженный с трех сторон отвесными обрывами высотой до 50 м. На его вершине находятся руины города-крепости, известной под названием Чуфут-Кале, в переводе с крымско-татарского языка — «Иудейская крепость». Территория городища разделяется на три части. Большая по площади незастроенная часть плато — Бурунчак (в переводе с татарского «мысок») — 36 га, Старый город (7 га), отделенный от пустыря невысокой оградой, и Новый город (3 га), раскинувшийся между Средней и Восточной оборонительными стенами.
Гравюра с рисунка А. де Палдо «Вид на Чуфут-Кале», XIX в.
Во многовековой истории Чуфут-Кале выделяется несколько периодов: докрепостной, византийский, аланский, золотоордынский, крымско-татарский и иудейский.
Плато было заселено человеком еще в неолите (не менее 7 тысяч лет назад). В первой половине 1 тысячелетия до н. э. здесь появляются носители кизил-кобинской культуры, которых некоторые исследователи считают таврами. Вероятно, плато служило убежищем для обитателей неукрепленного кизил-кобинского поселения.
Во второй половине VI в. в связи с усилившимся натиском варваров стали строить крепости в горах, в том числе и Чуфут-Кале. Возводились они под руководством византийских инженеров силами местного населения. Гарнизоны также состояли из местных жителей. К числу раннесредневековых памятников городища относятся средняя оборонительная стена, оборонительные пещерные сооружения, в которых укрывались часовые, охранявшие стены. Но в случае военной опасности здесь могли укрыться вместе со своим имуществом жители густозаселенных окрестных долин.
Аланский период в истории Чуфут-Кале (IX — середина XIV вв.) можно определить как «темные века». В письменных источниках сообщения о крепости появляются только в конце XIII в. Тогда она именовалась Кырк-Ор, что в тюркских языках означает «сорок укреплений». С конца XIII в. крепость начинает подвергаться нападению золотоордынцев, а в середине XIV в., во время правления хана Джанибека, была захвачена татарами. С этого времени и до середины XV в. Кырк-Ор становится центром золотоордынского бейлика (княжества) сыгравшего впоследствии важную роль в образовании Крымского ханства.
Чуфут-Кале. Общий вид развалин. Дореволюционная открытка.
Кырк-Ор как хорошо укрепленная крепость, расположенная внутри горной части полуострова, становится опорой Хаджи-Гирея в борьбе с Золотой ордой, а после создания независимого от нее Крымского ханства и первой его столицей. Здесь, не застроенную часть, именуемой Бурунчак (или, иначе, Кииклик), ханы использовали, как место для увеселения, охоты и празднования особых торжеств. Одной из наиболее важных задач крепости становится выполнение пенитенциарных функций: начиная с конца XV века о городе начинают говорить как об одной из самых страшных темниц крымских ханов.
Тюрьма Фотография из интернета
Анализ документов показывает, что практически все российские посольства первой половины XVII века не избежали продолжительного насильственного пребывания на территории Кырк-Ор ( Чуфут-Кале). Как ни парадоксально, несмотря на то, что официально участники подобных посольств были свободны, фактически условия их проживания часто были хуже, нежели у зажиточных пленников: им отказывали в пище с ханского стола, держали в заключении, лишали денег, часто издевались, били и даже пытали. В плену побывали многие знатные люди – князь Ромодановский, литовский посол Лез, русский посол В. Грязной, гетман Потоцкий.Воевода и любимец царя Шереметев провел более 20 лет в этом подземелье. За них требовали выкуп, так за Василия Борисовича Шереметева крымские ханы надеялись получить у Царя Алексея Михайловича Казань и Астрахань. Лишь в 1681 г. хан согласился принять в обмен на воеводу 60 тысяч рублей золотом. Вернувшись на родину, Шереметев прожил едва полгода, скончавшись от полученных в плену болезней.
Чуфут Кале. Подземная пещера. Место казни. Фотография из интернета
В Кырк-Ор (Чуфут-Кале) располагался государственный монетный двор. Перед средней стеной возникает торгово-ремесленный посад, где поселяются общины - армянская и иудейская, которой будет суждено стать самой крупной и значительной караимской общиной полуострова. Жители города, независимо от этноконфессиональной принадлежности, получили от первых ханов значительные привилегии: освобождение от отдельных налогов, податей, воинского постоя.
Средняя стена.
Усиление Крымского ханства в начале XVI в. способствовало перенесению ханской ставки из Кырк-Ора в соседнюю долину реки Чурук-су, где зарождается новый город, Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. В крепости остаются в основном только иудеи и армяне. Причем иудейская община составляет большинство населения крепости, что отразилось в появлении нового названия «Чуфут-Кале» — «Жидовская крепость». «Чуфут» — презрительное название евреев у татар.
После ухода христиан из Крыма в 1774 г. Чуфут-Кале покидают и армяне и в крепости остаются одни иудеи. Строится Восточная стена, заселяется и застраивается Новый город. И везде сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.
Е. Корнеев “Вид еврейского города Чуфут-Кале.” 1804 Тушь, кисть, перо
Е. Корнеев “Вид еврейского города Чуфут-Кале.” 1804 Тушь, кисть, перо Деталь
По всей видимости, до середины XVII в. иудейская община проживала в основном на территории Нового города. В Старом городе до этого времени был размещен небольшой татарский гарнизон.Начальником крепости и судьей еще были мусульмане. Однако турецкий путешественник и дипломат Эвлия Челеби посетивший Чуфут-Кале в 1665 г., сообщает, что «даже комендант замха, команда крепости, стража и привратники — все это евреи». Далее он отмечает: «Воистину, ни в одной стране нет подобной независимой еврейской крепости. Все еврейские собственники лавок и очень уважаемые и почитаемые крымские купцы из Бахчисарая живут в этом Чуфуткалеси. Ежедневно утром спускаются они с горы и через час дороги прибывают к своим лавкам в Бахчисарае». Эвлия Челеби упоминает, что на Чуфут-Кале находится 530 домов, следовательно, численность населения составляла около 3000—3500 человек.
Огюст Раффе (1837г.). Караимы города Феодосии (Каффы)
Огюст Раффе Семья караимов из Чуфут-Кале Париж. 1848 год литография
Отношение иудейской общины Чуфут-Кале с татарской администрацией было неоднозначным: в XVII—XVIII вв. иудеям не разрешали на ночь оставаться в столице. При всей заинтересованности ханов в близком соседстве трудолюбивой, искусной в ремеслах общины, определенные дискриминационные меры против нее все же принимались. В том же XVII веке караимская община Чуфут-Кале становится одной из наиболее известных, крупных и экономически преуспевающих общин караимов в Восточной Европе. Как минимум с начала XVI века там находился молитвенный дом (синагога / кенасса), школа-мидраш, а с 30-х годов XVIII века — единственная в мире караимская типография. Туда зачастую приезжали визитеры и ученые из других караимских общин, процветало образование, книгопечатание и наука..
Огюст Раффе Оркестр караимов у стен Чуфут-Кале Париж. 1848 год
Традиционным занятием для караимов были выделка кож, ювелирное дело и другие ремесла. Занятия ремеслом дополнялись земледелием, пчеловодством, садоводством. Широкой была коммерческая деятельность: караимы держали солеварни и вели обширную торговлю солью. Торговля давала жителям Чуфут-Кале то, что они сами не производили, в том числе и сырье для ремесел.
Чуфут-Кале - «еврейская крепость». Ксилография из известной работы Роберта Сирса «Иллюстрированное описание Российской империи»Чуфут-Кале - «еврейская крепость». 1855
К. Боссоли Развалины крепости Чуфут-Кале в середине 19 века.
После присоединения Крыма к России в 1783 г. дискриминационные меры против караимской общины были упразднены и жители постепенно начинают покидать Чуфут-Кале, центр караимов переходит в Евпаторию: к началу XX в. городище было практически необитаемым. Перед революцией здесь жили несколько семей: охраняли и содержали святыню в порядке, вели традиционное хозяйство, принимали паломников и гостей.
Последние обитатели «жидовского городка»: братья Яков и Иосиф Пигит и А.С. Дубинский – смотритель и газзан Чуфут-Кале. Начало XX в.
Братья Пигит Яков и Иосиф — уроженцы Чуфут-Кале. Вошли в историю крымских караимов как последние жители Чуфут-Кале, родившиеся в этом городе. По воспоминаниям смотрителя Чуфут-Кале А.С. Дубинского братья Пигит почти все время жили в пещере, имели коров и зарабатывали на жизнь тем, что носили молоко на продажу в Бахчисарай. В 1906 году было нападение на стариков с целью грабежа, и после этого случая староста Ефет Майтоп и Бахчисарайская караимская община предложили старикам переехать в тот дом, где живет смотритель. По рассказам стариков они неохотно оставили пещеру, проживши в ней несколько десятков лет, и всегда, когда разговор касался жизни, то они всегда говорили «Берекет кобада эди».
Фразу «Берекет кобада эди» можно перевести с крымско-татарского языка как «В пещере было благоденствие» или «В пещере была благодать».
Братья Яков и Иосиф Пигит, последние жители Чуфут Кале. 1910г
Абрам Семенович Дубинский (1860-1928) — смотритель и последний газзан Чуфут-Кале. Родился в Тракае. В ноябре 1907 года А.С. Дубинскому было предложено место смотрителя Чуфут-Кале, куда он переехал с семьей зимой этого же года. С этого времени и до самой смерти А.С. Дубинский постоянно проживал в Чуфут-Кале и являлся не только смотрителем оставленного города, но также утвержденным шамашем и митпаллелем кенасы Чуфут-Кале. Жизнь в Чуфут-Кале была бедной и суровой, но благодаря популярности этого места на долю А.С. Дубинского выпало принимать здесь многих именитых гостей, аристократов, писателей, художников, ученых, путешественников, а также караимов-паломников.Из записок А.С. Дубинского: “Со многими приходилось сталкиваться: с князьями, писателями, художниками, которые по несколько дней жили и рисовали все эти чудные места. Семья Чехова ежегодно летом посещала... Летом посетителей было со всех концов мира, но зато зимой мы были отрезаны от всего мира, в особенности, если зима была еще суровая. ..Летом еще приезжали караимы, жили все лето: Ш.М. Топал, Лаврецкая, Кефели Эстер-тота. Прихожане были в кенаса, а также приезжали караимы, которым дорога была святыня и чтили память предков многих веков, а также люди других национальностей преклонялись перед святыней, так как приходилось встречать много людей и много всяких впечатлений.”
Абрам Семенович Дубинский (фото из книги «Лица Тавриды». Симферополь. 2012)
Караимский народный съезд в 1917 году решил восстановить древние сооружения и систему водоснабжения, создать в крепости национальный музей, организовать фонд возрождения Кале. В 1918 году пожертвования в этот фонд превысили четверть миллиона золотом. Решение съезда не успели осуществить.
Руины Чуфут-Кале. Караимский раввин (слева) с проводником. На заднем плане арка средних ворот (Орта-Капу).
С тех пор многое разрушено временем, еще больше — людьми. Ныне крепость находится в плачевном состоянии. Незначительные ремонтно-реставрационные работы не поспевают за разрушениями. Несмотря на это комплекс ещё впечатляет и привлекает множество посетителей.
Чуфут-Кале, Кырк-Ор, Топрак-кала, Бутмай,Киркея, Бутмай, Джуфт-Кале Гевхер-кермен. Названия менялись вместе с эпохами жизни поселения. Последнее может быть переведено как «крепость драгоценностей». Эвлия Челеби так объясняет его: «...татарские улемы дали ему название Гевхер-кермен. Ведь в те времена все ворота, стены и калитки замка были украшены драгоценными камнями». Чуфут-Кале в переводе с крымско-татарского – «Еврейская крепость», на иврите Села ха-Иехудим – «Еврейская скала», а в официальных отчетах русских посольств – просто «Жидовский городок».
Дорога к Чуфут-кале начинается в предместье Бахчисарая — Староселье. Здесь — перекресток четырех долин. Туристская тропа, поднимающаяся к Чуфут-кале совпадает со средневековой дорогой, по которой последние обитатели поселения завозили воду к своим жилищам.
“На стихшем вечернем небе, едва голубом, вырезались обсыпавшиеся стены, башни и дома пустынного города, уединившегося вдали от дорог и жилых мест, высоко на обрывистой скале… Странно смотрели на меня эти обветшавшие камни своими мертвыми окнами, своими бесполезными стенами… Внизу их, из горных толщ, рядами зевали черные отверстия пещер, недоступных никому и ниоткуда.” Марков “Очерки Крыма”
На юго-восточной окраине Бахчисарая возвышается скалистый отрог, окруженный с трех сторон отвесными обрывами высотой до 50 м. На его вершине находятся руины города-крепости, известной под названием Чуфут-Кале, в переводе с крымско-татарского языка — «Иудейская крепость». Территория городища разделяется на три части. Большая по площади незастроенная часть плато — Бурунчак (в переводе с татарского «мысок») — 36 га, Старый город (7 га), отделенный от пустыря невысокой оградой, и Новый город (3 га), раскинувшийся между Средней и Восточной оборонительными стенами.
Гравюра с рисунка А. де Палдо «Вид на Чуфут-Кале», XIX в.
Во многовековой истории Чуфут-Кале выделяется несколько периодов: докрепостной, византийский, аланский, золотоордынский, крымско-татарский и иудейский.
Плато было заселено человеком еще в неолите (не менее 7 тысяч лет назад). В первой половине 1 тысячелетия до н. э. здесь появляются носители кизил-кобинской культуры, которых некоторые исследователи считают таврами. Вероятно, плато служило убежищем для обитателей неукрепленного кизил-кобинского поселения.
Во второй половине VI в. в связи с усилившимся натиском варваров стали строить крепости в горах, в том числе и Чуфут-Кале. Возводились они под руководством византийских инженеров силами местного населения. Гарнизоны также состояли из местных жителей. К числу раннесредневековых памятников городища относятся средняя оборонительная стена, оборонительные пещерные сооружения, в которых укрывались часовые, охранявшие стены. Но в случае военной опасности здесь могли укрыться вместе со своим имуществом жители густозаселенных окрестных долин.
Аланский период в истории Чуфут-Кале (IX — середина XIV вв.) можно определить как «темные века». В письменных источниках сообщения о крепости появляются только в конце XIII в. Тогда она именовалась Кырк-Ор, что в тюркских языках означает «сорок укреплений». С конца XIII в. крепость начинает подвергаться нападению золотоордынцев, а в середине XIV в., во время правления хана Джанибека, была захвачена татарами. С этого времени и до середины XV в. Кырк-Ор становится центром золотоордынского бейлика (княжества) сыгравшего впоследствии важную роль в образовании Крымского ханства.
Чуфут-Кале. Общий вид развалин. Дореволюционная открытка.
Кырк-Ор как хорошо укрепленная крепость, расположенная внутри горной части полуострова, становится опорой Хаджи-Гирея в борьбе с Золотой ордой, а после создания независимого от нее Крымского ханства и первой его столицей. Здесь, не застроенную часть, именуемой Бурунчак (или, иначе, Кииклик), ханы использовали, как место для увеселения, охоты и празднования особых торжеств. Одной из наиболее важных задач крепости становится выполнение пенитенциарных функций: начиная с конца XV века о городе начинают говорить как об одной из самых страшных темниц крымских ханов.
Тюрьма Фотография из интернета
Анализ документов показывает, что практически все российские посольства первой половины XVII века не избежали продолжительного насильственного пребывания на территории Кырк-Ор ( Чуфут-Кале). Как ни парадоксально, несмотря на то, что официально участники подобных посольств были свободны, фактически условия их проживания часто были хуже, нежели у зажиточных пленников: им отказывали в пище с ханского стола, держали в заключении, лишали денег, часто издевались, били и даже пытали. В плену побывали многие знатные люди – князь Ромодановский, литовский посол Лез, русский посол В. Грязной, гетман Потоцкий.Воевода и любимец царя Шереметев провел более 20 лет в этом подземелье. За них требовали выкуп, так за Василия Борисовича Шереметева крымские ханы надеялись получить у Царя Алексея Михайловича Казань и Астрахань. Лишь в 1681 г. хан согласился принять в обмен на воеводу 60 тысяч рублей золотом. Вернувшись на родину, Шереметев прожил едва полгода, скончавшись от полученных в плену болезней.
Чуфут Кале. Подземная пещера. Место казни. Фотография из интернета
В Кырк-Ор (Чуфут-Кале) располагался государственный монетный двор. Перед средней стеной возникает торгово-ремесленный посад, где поселяются общины - армянская и иудейская, которой будет суждено стать самой крупной и значительной караимской общиной полуострова. Жители города, независимо от этноконфессиональной принадлежности, получили от первых ханов значительные привилегии: освобождение от отдельных налогов, податей, воинского постоя.
Средняя стена.
Усиление Крымского ханства в начале XVI в. способствовало перенесению ханской ставки из Кырк-Ора в соседнюю долину реки Чурук-су, где зарождается новый город, Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. В крепости остаются в основном только иудеи и армяне. Причем иудейская община составляет большинство населения крепости, что отразилось в появлении нового названия «Чуфут-Кале» — «Жидовская крепость». «Чуфут» — презрительное название евреев у татар.
После ухода христиан из Крыма в 1774 г. Чуфут-Кале покидают и армяне и в крепости остаются одни иудеи. Строится Восточная стена, заселяется и застраивается Новый город. И везде сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.
Е. Корнеев “Вид еврейского города Чуфут-Кале.” 1804 Тушь, кисть, перо
Е. Корнеев “Вид еврейского города Чуфут-Кале.” 1804 Тушь, кисть, перо Деталь
По всей видимости, до середины XVII в. иудейская община проживала в основном на территории Нового города. В Старом городе до этого времени был размещен небольшой татарский гарнизон.Начальником крепости и судьей еще были мусульмане. Однако турецкий путешественник и дипломат Эвлия Челеби посетивший Чуфут-Кале в 1665 г., сообщает, что «даже комендант замха, команда крепости, стража и привратники — все это евреи». Далее он отмечает: «Воистину, ни в одной стране нет подобной независимой еврейской крепости. Все еврейские собственники лавок и очень уважаемые и почитаемые крымские купцы из Бахчисарая живут в этом Чуфуткалеси. Ежедневно утром спускаются они с горы и через час дороги прибывают к своим лавкам в Бахчисарае». Эвлия Челеби упоминает, что на Чуфут-Кале находится 530 домов, следовательно, численность населения составляла около 3000—3500 человек.
Огюст Раффе (1837г.). Караимы города Феодосии (Каффы)
Огюст Раффе Семья караимов из Чуфут-Кале Париж. 1848 год литография
Отношение иудейской общины Чуфут-Кале с татарской администрацией было неоднозначным: в XVII—XVIII вв. иудеям не разрешали на ночь оставаться в столице. При всей заинтересованности ханов в близком соседстве трудолюбивой, искусной в ремеслах общины, определенные дискриминационные меры против нее все же принимались. В том же XVII веке караимская община Чуфут-Кале становится одной из наиболее известных, крупных и экономически преуспевающих общин караимов в Восточной Европе. Как минимум с начала XVI века там находился молитвенный дом (синагога / кенасса), школа-мидраш, а с 30-х годов XVIII века — единственная в мире караимская типография. Туда зачастую приезжали визитеры и ученые из других караимских общин, процветало образование, книгопечатание и наука..
Огюст Раффе Оркестр караимов у стен Чуфут-Кале Париж. 1848 год
Традиционным занятием для караимов были выделка кож, ювелирное дело и другие ремесла. Занятия ремеслом дополнялись земледелием, пчеловодством, садоводством. Широкой была коммерческая деятельность: караимы держали солеварни и вели обширную торговлю солью. Торговля давала жителям Чуфут-Кале то, что они сами не производили, в том числе и сырье для ремесел.
Чуфут-Кале - «еврейская крепость». Ксилография из известной работы Роберта Сирса «Иллюстрированное описание Российской империи»Чуфут-Кале - «еврейская крепость». 1855
К. Боссоли Развалины крепости Чуфут-Кале в середине 19 века.
После присоединения Крыма к России в 1783 г. дискриминационные меры против караимской общины были упразднены и жители постепенно начинают покидать Чуфут-Кале, центр караимов переходит в Евпаторию: к началу XX в. городище было практически необитаемым. Перед революцией здесь жили несколько семей: охраняли и содержали святыню в порядке, вели традиционное хозяйство, принимали паломников и гостей.
Последние обитатели «жидовского городка»: братья Яков и Иосиф Пигит и А.С. Дубинский – смотритель и газзан Чуфут-Кале. Начало XX в.
Братья Пигит Яков и Иосиф — уроженцы Чуфут-Кале. Вошли в историю крымских караимов как последние жители Чуфут-Кале, родившиеся в этом городе. По воспоминаниям смотрителя Чуфут-Кале А.С. Дубинского братья Пигит почти все время жили в пещере, имели коров и зарабатывали на жизнь тем, что носили молоко на продажу в Бахчисарай. В 1906 году было нападение на стариков с целью грабежа, и после этого случая староста Ефет Майтоп и Бахчисарайская караимская община предложили старикам переехать в тот дом, где живет смотритель. По рассказам стариков они неохотно оставили пещеру, проживши в ней несколько десятков лет, и всегда, когда разговор касался жизни, то они всегда говорили «Берекет кобада эди».
Фразу «Берекет кобада эди» можно перевести с крымско-татарского языка как «В пещере было благоденствие» или «В пещере была благодать».
Братья Яков и Иосиф Пигит, последние жители Чуфут Кале. 1910г
Абрам Семенович Дубинский (1860-1928) — смотритель и последний газзан Чуфут-Кале. Родился в Тракае. В ноябре 1907 года А.С. Дубинскому было предложено место смотрителя Чуфут-Кале, куда он переехал с семьей зимой этого же года. С этого времени и до самой смерти А.С. Дубинский постоянно проживал в Чуфут-Кале и являлся не только смотрителем оставленного города, но также утвержденным шамашем и митпаллелем кенасы Чуфут-Кале. Жизнь в Чуфут-Кале была бедной и суровой, но благодаря популярности этого места на долю А.С. Дубинского выпало принимать здесь многих именитых гостей, аристократов, писателей, художников, ученых, путешественников, а также караимов-паломников.Из записок А.С. Дубинского: “Со многими приходилось сталкиваться: с князьями, писателями, художниками, которые по несколько дней жили и рисовали все эти чудные места. Семья Чехова ежегодно летом посещала... Летом посетителей было со всех концов мира, но зато зимой мы были отрезаны от всего мира, в особенности, если зима была еще суровая. ..Летом еще приезжали караимы, жили все лето: Ш.М. Топал, Лаврецкая, Кефели Эстер-тота. Прихожане были в кенаса, а также приезжали караимы, которым дорога была святыня и чтили память предков многих веков, а также люди других национальностей преклонялись перед святыней, так как приходилось встречать много людей и много всяких впечатлений.”
Абрам Семенович Дубинский (фото из книги «Лица Тавриды». Симферополь. 2012)
Караимский народный съезд в 1917 году решил восстановить древние сооружения и систему водоснабжения, создать в крепости национальный музей, организовать фонд возрождения Кале. В 1918 году пожертвования в этот фонд превысили четверть миллиона золотом. Решение съезда не успели осуществить.
Руины Чуфут-Кале. Караимский раввин (слева) с проводником. На заднем плане арка средних ворот (Орта-Капу).
С тех пор многое разрушено временем, еще больше — людьми. Ныне крепость находится в плачевном состоянии. Незначительные ремонтно-реставрационные работы не поспевают за разрушениями. Несмотря на это комплекс ещё впечатляет и привлекает множество посетителей.
Чуфут-Кале, Кырк-Ор, Топрак-кала, Бутмай,Киркея, Бутмай, Джуфт-Кале Гевхер-кермен. Названия менялись вместе с эпохами жизни поселения. Последнее может быть переведено как «крепость драгоценностей». Эвлия Челеби так объясняет его: «...татарские улемы дали ему название Гевхер-кермен. Ведь в те времена все ворота, стены и калитки замка были украшены драгоценными камнями». Чуфут-Кале в переводе с крымско-татарского – «Еврейская крепость», на иврите Села ха-Иехудим – «Еврейская скала», а в официальных отчетах русских посольств – просто «Жидовский городок».
http://www.krimoved-library.ru/books/vozdushniy-gorod-dzhuft-kale-ocherki-arhitekturi.html
http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/root/chufut-kale/5.html
http://www.krimoved-library.ru/books/krepost-dragocennostey-kirk-or-chufut-kale2.html
http://www.hagahan-lib.ru/library/krimskaya-iudeya-ocherki-istorii-evreev-hazar-karaimov-i-krimchakov-v-krimu-s-antichnih-vremen-do-nashih-dney17.html
http://samivkrym.ru/chufut-kale-s-vidom-na-bahchisaraj.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/280915.html
http://karaimbook.com/?tag=персоналии&paged=2
Взято: vittasim.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]