14 апреля 1682 года в Пустозёрске был сожжён Аввакум Петрович - глава старообрядчества
---
Неподалеку от Братского острога Аввакум составил «память глухую безымянно, буттось… везде в начальных людей во всех чинех нет никаких правды» и обратился с нею к служилым людям, чем вызвал в полку А. Пашкова волнения.
Мясоедов П. Е.(1867-1913). Сожжение протопопа Аввакума. (Burning of Avvakum). Картина написана в 1897 году.
17 сентября 1653 года Аввакума вместе с семьей высылают сначала в Тобольск, где он прожил около двух лет, а затем в Даурию. В указанной грамоте архиепископу Сибирскому и Тобольскому предписывалось, что «по указу великого государя ссылается с Москвы в Сибирь Аввакум с женой, 4 детьми и племянницей Маринкой, а священство у него, Аввакума, не отнято». В другой же бумаге писалось: «Блудословный Аввакум бывший Юрьевца-Повольского протопоп, послан на заточение бяше в Сибирь за расколы, мятежи и лжеучения, и паки оттуда милосердием скипетродержца освободился…»
Литографическое воспроизведение письма Аввакума
Неподалеку от Братского острога Аввакум составил «память глухую безымянно, буттось… везде в начальных людей во всех чинех нет никаких правды» и обратился с нею к служилым людям, чем вызвал в полку А. Пашкова волнения, ибо среди казаков обнаружилось немало сторонников протопопа.
Пашкову удается жестокими расправами и угрозами остановить назревавшийся мятеж, а протопопа бил чеканом сам своими руками, и после того его, Аввакума, «тот Афонасей велел бить кнутом на козле, а было ему, протопопу, на козле ударов с 60, да в то ж время бил его чеканом по голове, и голову у него всю испроломал…». Раскольник во время наказания обращался к служилым людям с «неистовыми речами, будучи на них надежен».
Календарь старообрядцев. Из фондов Братского Музея Света.
«Кинули больнова в студеную тюрьму, соломки дали немношко. Сидел до Филипова посту (14/27 ноября) в студеной башне; там зима в те поры живет, да Бог грел и без платья всяко! Что собачка в соломе лежу на брюхе: на спине той нельзя было; коли покормять, коли нет. Есть тово после побои тех хочется, да веть су неволя-то есть: как пожалуют, дадут. Да безчинники ругались надо мною: иногда одново хлебцададут, а иногда ветчинки одное не вареной, иногда масла коровья без хлеба же. Я таки, что собака, так и ем. Не умывался веть, да и кланятися не смог, лишь на крест Христов погляжу, да помолитвую. Мышей много у меня было, я их скуфьею бил, — и батошка не дали! Блох да вшей было много. Хотел на Пашкова кричать: «Прости»! да сила божия возбранила, — велено терпеть. В шестую неделю после побои перевел меня в теплую избу».
Таким образом, Аввакум «пережил зиму в Братском остроге».
Милорадович С. Путь Аввакума по Сибири. (Avvakum_in_Siberia). Картина написана в 1898 году.
После бурной полемики во время «деяний» церковного собора в мае 1666 г. Аввакум был расстрижен и посажен на цепь, и отправлен в Пустозерск Архангельской губернии.
На 18 лет замуровали в земляной сруб протопопа, где он не прекращал идейной борьбы.
В пору Соловецкого восстания в 1668-1676 гг. «дерзкие дружеские грамотки Аввакума» из пустозерского подземелья попадали в Соловки, к главе восставших архимандриту Никанору, укрепляя их мужество и дух. Не случайно, когда восстание было подавлено, протопоп изрек, что Бог покарал царя, лишив его жизни через два дня после взятия монастыря.
Получая скудную пищу, которую подавали Аввакуму через отверстие, вскрываемое раз в неделю, в протопопе жил могучий русский дух, лучинкой на бересте писались произведения, где «оспорил самодержавную власть, ненавистно-себялюбивую, заносчиво-нетерпимую, вертко-изощренную».
Пустозерский узник написал свыше восьмидесяти сочинений, в распространении которых участвовала даже стража.
Последовал царский указ, и 14 апреля 1682 г. Аввакум вместе со своими «соузниками» — попом Лазарем, иноконом Епифанием и дьяком Федором — были сожжены.
ИСТОЧНИК - ИМЕНА БРАТСКА
В Москве вышла книга "Протопоп Аввакум - о вере и человеке". Издатели в оформлении обложки использовали известную работу сибирского художника Владимира Никишина. Самое интересное,что художник из Братска за основу образа взял портрет своего деда,который жил в городе Зима,Иркутской области.
Издательство прислало в Братск несколько десятков экземпляров новой книги про Протопопа Аввакума. Художник подарил книгу в библиотеку имени В.С.Сербского и Братский Музей Света,краеведам города. В последнее время сибирский живописец принимает активное участие в мероприятиях библиотеки и музея.
Аввакум в Братске.Работа Владимира Никишина
Источник
Источник
Мясоедов П. Е.(1867-1913). Сожжение протопопа Аввакума. (Burning of Avvakum). Картина написана в 1897 году.
17 сентября 1653 года Аввакума вместе с семьей высылают сначала в Тобольск, где он прожил около двух лет, а затем в Даурию. В указанной грамоте архиепископу Сибирскому и Тобольскому предписывалось, что «по указу великого государя ссылается с Москвы в Сибирь Аввакум с женой, 4 детьми и племянницей Маринкой, а священство у него, Аввакума, не отнято». В другой же бумаге писалось: «Блудословный Аввакум бывший Юрьевца-Повольского протопоп, послан на заточение бяше в Сибирь за расколы, мятежи и лжеучения, и паки оттуда милосердием скипетродержца освободился…»
Литографическое воспроизведение письма Аввакума
Неподалеку от Братского острога Аввакум составил «память глухую безымянно, буттось… везде в начальных людей во всех чинех нет никаких правды» и обратился с нею к служилым людям, чем вызвал в полку А. Пашкова волнения, ибо среди казаков обнаружилось немало сторонников протопопа.
Пашкову удается жестокими расправами и угрозами остановить назревавшийся мятеж, а протопопа бил чеканом сам своими руками, и после того его, Аввакума, «тот Афонасей велел бить кнутом на козле, а было ему, протопопу, на козле ударов с 60, да в то ж время бил его чеканом по голове, и голову у него всю испроломал…». Раскольник во время наказания обращался к служилым людям с «неистовыми речами, будучи на них надежен».
Календарь старообрядцев. Из фондов Братского Музея Света.
«Кинули больнова в студеную тюрьму, соломки дали немношко. Сидел до Филипова посту (14/27 ноября) в студеной башне; там зима в те поры живет, да Бог грел и без платья всяко! Что собачка в соломе лежу на брюхе: на спине той нельзя было; коли покормять, коли нет. Есть тово после побои тех хочется, да веть су неволя-то есть: как пожалуют, дадут. Да безчинники ругались надо мною: иногда одново хлебцададут, а иногда ветчинки одное не вареной, иногда масла коровья без хлеба же. Я таки, что собака, так и ем. Не умывался веть, да и кланятися не смог, лишь на крест Христов погляжу, да помолитвую. Мышей много у меня было, я их скуфьею бил, — и батошка не дали! Блох да вшей было много. Хотел на Пашкова кричать: «Прости»! да сила божия возбранила, — велено терпеть. В шестую неделю после побои перевел меня в теплую избу».
Таким образом, Аввакум «пережил зиму в Братском остроге».
Милорадович С. Путь Аввакума по Сибири. (Avvakum_in_Siberia). Картина написана в 1898 году.
После бурной полемики во время «деяний» церковного собора в мае 1666 г. Аввакум был расстрижен и посажен на цепь, и отправлен в Пустозерск Архангельской губернии.
На 18 лет замуровали в земляной сруб протопопа, где он не прекращал идейной борьбы.
В пору Соловецкого восстания в 1668-1676 гг. «дерзкие дружеские грамотки Аввакума» из пустозерского подземелья попадали в Соловки, к главе восставших архимандриту Никанору, укрепляя их мужество и дух. Не случайно, когда восстание было подавлено, протопоп изрек, что Бог покарал царя, лишив его жизни через два дня после взятия монастыря.
Получая скудную пищу, которую подавали Аввакуму через отверстие, вскрываемое раз в неделю, в протопопе жил могучий русский дух, лучинкой на бересте писались произведения, где «оспорил самодержавную власть, ненавистно-себялюбивую, заносчиво-нетерпимую, вертко-изощренную».
Пустозерский узник написал свыше восьмидесяти сочинений, в распространении которых участвовала даже стража.
Последовал царский указ, и 14 апреля 1682 г. Аввакум вместе со своими «соузниками» — попом Лазарем, иноконом Епифанием и дьяком Федором — были сожжены.
ИСТОЧНИК - ИМЕНА БРАТСКА
В Москве вышла книга "Протопоп Аввакум - о вере и человеке". Издатели в оформлении обложки использовали известную работу сибирского художника Владимира Никишина. Самое интересное,что художник из Братска за основу образа взял портрет своего деда,который жил в городе Зима,Иркутской области.
Издательство прислало в Братск несколько десятков экземпляров новой книги про Протопопа Аввакума. Художник подарил книгу в библиотеку имени В.С.Сербского и Братский Музей Света,краеведам города. В последнее время сибирский живописец принимает активное участие в мероприятиях библиотеки и музея.
Аввакум в Братске.Работа Владимира Никишина
Источник
Источник
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]