Москва, как она есть. Трехпрудный переулок
---
Трёхпрудный переулок расположился в центре Москвы между Большим Палашёвским и Благовещенским пер.
Переулок назван по расположению близ трёх прудов, находившихся в XVII в. в усадьбе патриарха на Козьем болоте и известных как Патриаршие пруды. В начале XIX в. два пруда были засыпаны.
Read the post in English
Марина Цветаева писала о нем:
Ты, чьи сны ещё непробудны,
Чьи движенья ещё тихи,
В переулок сходи Трёхпрудный,
Если любишь мои стихи.
О, как солнечно и как звёздно
Начат жизненный первый том,
Умоляю - пока не поздно,
Приходи посмотреть наш дом!
Будет скоро мир тот погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь ещё не срублен
И не продан ещё наш дом.
Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера.
Этот тополь среди акаций
Цвета пепла и серебра.
Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь ещё, спеши!
В переулок сходи Трёхпрудный,
В эту душу моей души.
ОВД Тверской ЦАО – паспортно-визовое отделение. Бывшее 108-е отделение милиции, бывший 4-й отдел 3-го РУВД - здесь снимался фильм "На углу у Патриарших"
Министр МВД Колокольцев начинал здесь свою трудовую деятельность.
В этом доме в 1892-1927 гг. жил великий актер Малого театра А.И. Южин-Сумбатов. О чем говорит соответствующая табличка.
Принадлежал очень яркому и своеобразному архитектору С. М. Гончарову ( доходный дом в Благовещенском, д.3).В кон. XIX - нач. XX вв. здесь жила его дочь художница Наталья Гончарова и ее муж - художник Михаил Ларионов. У них часто собирались художники, бывали С. Дягилев, А. Лентулов, И.Машков, П. Кончаловский и другие. Тут же, по сведениям справочника «Вся Москва» за 1917 г., был и трактир некой Ананьевой.
Данных об этом доме к сожалению нет.
Великолепный кирпичный дом с шикарными балконами
«Дом со скворечником» (доходный дом Э. К. Нирнзее)
Построен в 1911 г.
Этот дом Э. К. Нирнзее строил для себя. Угол дома выделил с помощью гигантского «скворечника» с полукруглыми окнами, что послужило причиной того, что за постройкой закрепилось оригинальное название «Дом со скворечником». В квартире № 26 этого дома жил архитектор Л. М. Поляков (1906-1965), мастер сталинского ампира, автор гостиницы «Ленинградская».
Здесь жили артист С. В. Айдаров, художник М. В. Куприянов, актриса Л. М. Гурченко (до 2004 г.).
1983 год
Вот, что пишет один из жильцов дома: "В этом доме до конца 70-х жили наши родственники , я часто у них бывала и иногда ночевать оставалась. Квартира была коммунальная естественно и в самой интересной комнате, той что с шестью окнами, к моему глубокому разочарованию жили не родственники, а зубной врач из стоматологии на Садовой тетя Оля. Эта тетя Оля была одинока, бездетна и меня частенько зазывала к себе на чай с конфетами (конфеты по роду деятельности у нее всегда водились самые вкусные). Мне ее комната казалась дворцом, столько окон в одном помещении я никогда не видела! Но тетя Оля очень не любила эту комнату, считала ее неудобной и мечтала об отдельной однушке "хоть где!".
Родственники же наши занимали две смежные комнаты. Была еще одна комната совсем маленькая (предназначалась скорее всего для прислуги), там сначала дворничиха татарочка жила, но потом ей квартиру дали и комната стояла пустая, использовалась жильцами как кладовка и "спальня" для гостей. Вот там я и ночевала и окошко это вижу на фото;) Утром в открытое окно доносился щебет птиц, а гул с улицы Горького был где-то далеко-далеко. Бабуля наша ходила на пруды (тогда Пионерские), сидела там на лавочках с такими же как она осколками старины - в шляпках, в нитяных перчатках, летом в жару даже с веерами! И в самом доме полно было таких старушек. Одну звали очень странно: Вакса. Запомнила, потому, что бабушка с ней дружила и я даже в гостях у этой Ваксы была.
На кухне была огромная неработающая печка. И несколько старинных полок для посуды. И на стене висел огромный латунный таз для варки варенья, которым пользовались все жильцы, он был ничейный, остался со старых времен. Но самое невероятной для меня вещью в кухне был выход на черный ход - старинная толстенная кривоватая дверь с засовами, которой никто конечно же уже не пользовался.
Не помню была ли ванна. Помню умывальник, а за ним дверь в туалет, т.е. что бы попасть в туалет, сначала надо было пройти через эту комнатку с раковиной для умывания.
Перед олимпиадой дом расселили типа на капремонт. Родственники наши получили двухкомнатную квартиру в Строгино, которое только начинали застраивать, где и живут до сих пор. А в этот дом вернулся только актер Каюров с семьей, остальных не пустили, хотя многие готовы были в свои родные коммуналки вернуться."
Дом бывшего кооператива «Творчество»
Раньше на этом месте стоял дом, в котором родилась и выросла Марина Цветаева.
Дом был построен в 1838 г. и перешел к ее отцу И. В. Цветаеву как приданое его первой жены, дочери историка Д. И. Иловайского. Сам Цветаев, известный искусствовед, основатель Музея изобразительных искусств, прожил здесь до кончины в 1913 г. Дочь его, Анастасия Цветаева, так описывала этот дом: "С улицы... одноэтажный, деревянный, крашенный - сколько помню его, с 1897 года - коричневой краской, с семью высокими окнами, воротами, над которыми склонялся разлатый серебристый тополь, и калиткой с кольцом; нажав его, входили в немощенный, летом зеленый двор, мостки вели к полосатому, красному с белым парадному, - над ним шли антресоли".
Во время первой мировой войны дом передали под лазарет, а в 1926 г. на его месте началось строительство жилого дома для кооператива "Творчество" по проекту М. Е. Приемышева, который в 1948 г. был надстроен, а фасад по новой тогда моде "обогащен" декоративными деталями (архитектор Д. Д. Булгаков). Как пророчески писала Марина Цветаева:
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды
Грузные, в шесть этажей...
1900 год
1930 Дом Садовских - актерская династия.
Одно из зданий БЦ «На Трёхпрудном»
1975
Бывшая скоропечатня А.А. Левенсона. Здание построено с применением новейших технологий и материалов того времени, в частности, металлического каркаса в производственных корпусах, позволившего создать в цехах большие открытые пространства. Помимо того, что это уникальный памятник архитектуры, сама типография внесла большой вклад в развитие русской культуры: именно здесь увидела свет первая книга Антона Павловича Чехова, были напечатаны книги Ивана Алексеевича Бунина, здесь же впервые вышли поэтические сборники Марины Цветаевой.
Типография А.А. Левенсона открылась 31 марта 1881 года в Рахмановском переулке в доме отца основателя типографии, известного московского доктора А.С. Левенсона. В 1887 году, с привлечением к себе пайщиков, она превратилась в товарищество на вере «Торговый дом А. Левенсона и Ко», а в 1890 году было реорганизовано в «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон». В 1896 году Товарищество выполняло заказ Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны и было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. Типография специализировалась на выпуске художественных изданий, альбомов художников, программ для всех Императорских театров. Кроме того, в течение театрального сезона с 1899 года типография издавала газету под названием «Ежедневное либретто», в которой печатались новости культуры.
В 1900 г. в Трёхпрудном переулке по проекту известного архитектора Федора Шехтеля были построены существующие здания скоропечатни А.А. Левенсона, которые стали одним из первых градостроительных комплексов Москвы в стиле модерн. Комплекс состоял из 3 объектов: административного, производственно-типографского корпусов и здания сторожки. Все здания сохранились до наших дней и в настоящее время отреставрированы.
Выдающийся мастер русского модерна выстроил главный дом и производственные корпуса, отвечающие всем требованиям современной по тем временам технологии. Фасады производственных корпусов выдержаны в стиле рациональной промышленной европейской архитектуры с минимальной отделкой.
Административный корпус богато декорирован с внешней стороны. Особое внимание обращают на себя изображение чертополоха, одного из растений-символов модерна, барельеф с изображением печатников за работой, исполненный дрезденским скульптором, герб Российской Империи и знак «Поставщик двора Его Величества». В процессе реставрации зданию был возвращен стеклянный витражный плафон (купол), демонтированный в течение XX века.
Внутренний декор помещений административного корпуса тоже весьма сдержанный. Интерьеры административного корпуса несли в основном служебные функции, поэтому здесь отсутствуют яркие цвета и декоративные элементы, более характерные для других работ Ф.О. Шехтеля.
Тем не менее, следует обратить внимание на такие элементы интерьера, как потолки (они уникальны в каждой из комнат административного корпуса) и двери, которые также не повторяются. Двери были воссозданы по фотографиям подлинного интерьера и авторским чертежам. Также по уцелевшим фрагментам были полностью воссозданы полы, выложенные метлахской плиткой.
После 1917 года типография была национализирована, в 1922 году здесь был создан первый пионерский отряд, положивший начало Пионерской организации, а в 1923 году стала 16-й типографией «Мосполиграфа». После закрытия в 1942 году 16-й типографии «Мосполиграфа» до начала 1990-х годов в здании находились различные учреждения, в том числе московская типография № 7.
С начала 1990-х гг. здания скоропечатни А.А. Левенсона использовались в качестве офисного комплекса. И в результате эксплуатации здания в советский и постсоветский периоды была утрачена вся внутренняя отделка административного корпуса, значительные утраты понесла кровля и фасады памятника.
Комплексная реставрация зданий скоропечатни А.А. Левенсона была начата в 2013 г. и продолжалась до августа 2016 г. Основные работы были проведены в административном корпусе.
В рамках работ проведена крупная исследовательская работа, в результате которой комплекс зданий в настоящее время выглядит таким, каким он был создан Фёдором Шехтелем.
В части реставрации фасадов были выполнены работы по расчистке и реставрации штукатурных плоскостей, отреставрирован барельеф на уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи и герб Российской империи. Фасадам возвращено историческое цветовое решение.
Были отреставрированы и восстановлены по фотографиям исторические интерьеры здания: восстановлены потолки, очищен и отреставрирован барельеф с изображением первопечатника Гутенберга в парадном зале первого этажа, воссоздан фонарь формы «медуза» и деревянный потолок парадной лестницы. Лестница, выполненная из мрамора отреставрирована с заполнением утраченных фрагментов.
Объект культурного наследия федерального значения.
Дореволюционный шестиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом, построенный по индивидуальному проекту.
На месте здания, четыре этажа которого построены в 1910 г. (архитектор В. И. Дзевульский), находился дом, в котором в 1858-1861 гг. жила артистка Л. И. Никулина-Косицкая.
ЖК «Волоцкие дома»
Доходный дом А. А. Волоцкой. Архитектор Э.-Р. К. Нирнзее.
Расположен в тихом, спокойном уголке Патриарших прудов. В настоящее время здесь проживают дочь Никиты Михалкова, артисты Татьяна Догилева, Михаил Мишин и другие.
1977 год
Обычный дом, ничего интересного
Дом Калмыкова
Доходный дом купца Гавриила Николаевича Калмыкова. Справа - сквер на месте дома актёров Садовских.
Заканчиваю рассказ на доме на углу Ермолаевского переулка
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]