Меншикова башня в окружении
---
В Архангельском переулке (а когда-то - Меншиковом) сохранился комплекс разностильных зданий, который складывался постепенно в течение XVIII-XIX веков. Теперь, несмотря на стилевое разнообразие, он смотрится вполне гармонично. Церковь Архангела Гавриила (дом 15а, стр. 9), наиболее раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, возвышается в центре. На красную линию улицы выходит церковь Фёдора Стратилата (дом 15а, стр. 2), слева стоит каменный двухэтажный дом с мезонином 1827 года постройки - дом причта (дом № 15, стр. 3), а справа - краснокирпичное здание 1892 года постройки, детский приют Елизаветинского благотворительного общества (№ 17, стр. 1).
Церкви расположены одна за другой, и силуэт церкви Феодора Стратилата повторяет силуэт церкви Архангела Гавриила. Это хорошо видно на фотографии, сделанной в 1980-х годах из дома напротив. Посмотрим, как складывался этот великолепный архитектурный ансамбль...
Фото
Первое упоминание о церкви во имя Гавриила Архангела в Мясниках относится к 1551 году. В XVII веке она была перестроена в камне, а затем увеличена в размерах. К концу XVII века участок перешёл в собственность Александра Меншикова: его семья проживала в усадьбе, стоявшей тогда на месте Центрального почтамта и использовала церковь как домовую. В самом начале XVIII века Меншиков начал на её месте новое строительство. Пятиярусная башня типа восьмерик на четверике, увенчанная 30-метровым деревянным шпилем с флюгером в форме ангела, стала самым высоким сооружением Москвы, превысив высоту колокольни Ивана Великого на полторы сажени. И в середине XIX века башня возвышалась над всеми постройками Мясников.
Вид Мясницкой от Мясницких ворот. Акварель И. Шарлемана, 1853. Слева - Меншикова башня
1. В 1708 году на три верхних восьмерика были подняты 50 колоколов, на нижнем из них, богато украшенном декоративной скульптурой, был установлен английский часовой механизм с курантами. К строительству храма Меншиков привлекал иностранных и отечественных мастеров. Обязанности организатора проектных и строительных работ были возложены на архитектора Ивана Зарудного. К нему под начало определили итальянцев, ими руководил Трезини. Возводила храм артель русских каменщиков из Костромы и Ярославля.
2. В 1723 году в шпиль башни ударила молния, отчего он и верхний ярус башни, который также был деревянным, полностью сгорели. Колокола рухнули вниз, проломив своды.
3. Свою нынешнюю форму башня приобрела в 1773-1779 годах, когда для проведения собраний её восстановил член масонского общества Г.З. Измайлов. Сгоревший восьмерик был заменён полукруглым куполом и позолоченной главой сложной барочной формы, ярусы звона заложены кирпичом, а утраченные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых заменены декоративными вазами.
4. В 1821 году церковь стала почтамтской и оставалась такой до середины XIX века, затем стала приходской. Однако уже в 1888 году богослужения совершались лишь в соседней церкви Феодора Стратилата. Сейчас здание принадлежит Антиохийскому подворью.
К настоящему времени оригинальная скульптурная отделка церкви практически утрачена, вазы и статуи являются копиями, выполненными из бетона.
5.
6. Кованные ставни и металлические решётки воссозданы во время реставрации.
7. В Меншиковой башне впервые в Москве применили для украшения храма сюжетную скульптуру. Над порталами размещены рельефные изображения: над южным входом - архангел Гавриил, над северным - архангел Михаил, а над главным, западным входом - динамичная композиция Вознесение Христово. Изображения херувимов - связующий мотив всей скульптурной декорации (в капителях колонн и пилястр, в завершениях картушей).
Южный вход
8.
Южный вход с изображением Архангела Гавриила
9. Особенно выразительны херувимы в рельефах нижнего яруса благодаря объёмности и подчёркнутой индивидуальности. Скульптурные вставки, расположенные между рядами окон, композиционно идентичны: в гирлянде между головками херувимов - либо атрибуты христианства, либо изображения Евангелия с изречениями.
10.
11. С течением времени башня оказалась застроенной почти со всех сторон. Но несмотря на все изменения, памятник в своих основных чертах сохранился. Трёхчастный в основе прямоугольник плана (алтарь, четверик, трапезная) следует принципу осевого построения храма, выработанному в русской архитектуре XVII века. Из него вырастает ступенчатый, крестообразный в верхней части объём. Над ним поднимается столп, состоящий из двух когда-то открытых восьмериков звона.
12.
13.
14.
15.
16.
17. На западном фасаде боковые огромные спиралевидные завитки волют создают торжественное обрамление главного входа в храм.
18. Главный - западный фасад с композицией "Вознесение Господне".
Главный западный вход с композицией Вознесение Господне
19. Мотив волют введён и в оформление верхних ярусов. В основании волют сохранились остатки балюстрад, прежде венчавших угловые части нижнего яруса.
20. Основания больших волют украшены гирляндами.
21.
Сторожка
22. Первооснова декоративного убранства интерьера, несмотря на пожар и последующие обновления, сохранилась. Объединительным моментом в интерьере являются укрупнённые карнизы и тяги, подчёркивающие ярусность. Главный мотив декорации, как и на фасадах, - картуш, в большинстве случаев заполненный сюжетной живописью. Картуши и тяги украшены изображениями херувимов, гирлянд и рогов изобилия.
23. Высота средней части интерьера - 26 метров.
24. В начале XIX века перед Меньшиковой башней встала церковь Фёдора Стратилата. Церковь была построена как тёплый храм "под колоколы" по заказу Г.З. Измайлова. Проект приписывается И.В. Еготову. Храм построили в стиле классицизма, но в его облике можно заметить влияние архитектуры Меншиковой башни.
Церковь сначала была освящена во имя Фёдора Тирона. В 1806 году в ней устроили придел Фёдора Стратилата на пожертвование почт-директора Ф.П. Ключарёва. С 1821 года Фёдоровская церковь, как и храм Архангела Гавриила стала, почтамтской. Благодаря точно найденным габаритам и характеру решения фасадов зодчий добился органичного включения церкви в ансамбль переулка. Этому способствовала вытянутая вдоль красной линии ограда с воротами по обе стороны от церкви.
Церковь оформила подъездную часть всего комплекса и вошла в линию застройки Архангельского переулка, выступив за него четырёхколонным портиком, разобранным в первые десятилетия XX века. Единственный вход в храм размещался по центру уличного фасада, при этом портик выполнял роль крытой паперти. В этом решении не исключено влияние традиционных русских надвратных композиций.
Фото
25. Широкий купол с люкарнами на низком ступенчатом постаменте воспринимается как второй ярус.
26. Венчает композицию стройная круглая башня звона.
27.
28. Готические мотивы в наружной декорации основного объёма, коринфский ордер портика, подобия волют в обрамлении люкарн, отсутствие апсид - всё это было призвано подчеркнуть стилистическую связь с первоосновой комплекса - храмом Архангела Гавриила.
29. Пластическую выразительность фасадам придают обрамления окон, помещённых в стрельчатые, доходящие до цоколя ниши, а также плоские (круглые и гранёные) углубления над ними.
30. Стоящий рядом детский приют Елизаветинского благотворительного общества построили по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны в XIX веке для детей из бедных семей. Устав нового общества утвердил император Александр III.
31. Здание 1892 года постройки (архитектор А. Попов) так же является памятником архитектуры. В настоящее время здесь находится детская стоматологическая поликлиника.
32. На эту постройку было затрачено не очень много средств, однако украсить орнаментом её не забыли.
33. Все эти исторические здания так тесно стоят друг к другу, что отделить теперь одно от другого невозможно - в кадр всё время входят и стоящие рядом.
34. Но главным, доминирующим в этом комплексе всё равно остаётся церковь Архангела Михаила.
Источник информации: Памятники архитектуры Москвы. Белый город. - Москва, "Искусство", 1989
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]