Почему Воздвиженку называют Воздвиженкой?
---
Хочется вспомнить одну из исчезнувших московских церквей - Церковь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня на Воздвиженке.
В. Садовников. Воздвиженка. 1840-е годы (слева видна церковь Николы в Сапожках, стоявшая перед Боровицкими воротами Кремля, впереди - кремлевская стена с побелкой, башни и храмы Кремля)
Воздвиженка - одна из самых важных улиц московского Центра, и при этом ей хронически не везет с сохранением ценной застройки. Поднявшись по Воздвиженке (в прошлом - по старой части проспекта Калинина) от Арбатской площади мимо здания "Пентагона", прежде можно было увидеть благородное здание Военторга ("Экономического общества офицеров", 1913), снесенное в 2003 году, чтобы уступить место постройке, названной "самым уродливым сооружением Москвы (по опросу журнала "Форбс" среди архитекторов).
Старое здание Военторга
А на противоположной стороне улицы - некогда стоял один из самых необычных храмов здешних мест - церковь Воздвижения Креста Господня, по которой Воздвиженка и получила свое название. Название это окончательно закрепилось только к ХVIII веке. Сначала улица называлась Арбатом, в ХVII веке Смоленской улицей. В конце концов, всем улицам, возникшим на финальном участке Смоленской дороги, присвоили свое официальное название. Первый отрезок получил имя Воздвиженка, его продолжение (по тогдашней планировке) от Арбатских до Смоленских ворот - Арбат, а уж участок, спускающийся от Арбата к Москве-реке, был назван Смоленской улицей.
Эти имена улицы носят и сейчас, хотя при строительстве Нового Арбата русло Воздвиженки развернули в сторону вновь прорубленного проспекта. Когда-то одна из самых блестящих и аристократических улиц старой Москвы, Воздвиженка была в годы советской власти изуродована в архитектурном отношении так, как редко уродовались улицы, выходящие к Кремлю. Были снесены прекрасные старинные храмы, здания, бывшие памятниками истории и архитектуры, например, Архив Министерства иностранных дел.
Угол Моховой и Воздвиженки
Сохранившиеся постройки либо находятся под угрозой сноса (все, наверное, наслышаны о борьбе Архнадзора за сохранение дома князей Волконских, №9), либо, как дворец Шереметевых, полностью скрыты от обзора выстроенными впритык к ним образцами архитектуры ХХ века. Причем, изуродована не только "красная линия" застройки улицы, но и внутренние кварталы, и близлежащие переулки, особенно переулки между Воздвиженкой и Знаменкой...
На месте этих переулков долго, до середины ХV века сохранялся незастроенный участок леса. Москва росла, расширялась, а между обжитыми улицами и слободами оставался кусочек того дикого бора, что подходил некогда к Боровицким воротам Кремля. Москвичи прозвали этот лесной участок "Островом".
В 1540 году в Москву из Ржева доставили две чудотворные иконы: Богоматери Ржевской и Воздвижения Креста. Великий князь Московский Иван Васильевич (будущий царь Иван Грозный) и митрополит с почетом встречали их за рекой Неглинной (Арбат и Арбатская площадь носили в те времена название Занеглименья). Ивану было тогда всего 10 лет. За два года до этого от отравления умерла его мать Елена Глинская, от имени сына управлявшая государством после смерти мужа. Малолетний правитель-сирота оказался игрушкой в руках алчных бояр. По прошествии времени Иван IV сам так оценит события тех лет: "Когда мы с братом остались без родителей, нам не на кого было надеяться. Мне тогда кончался восьмой год; подвластные нам люди обрадовались случаю, что нашли царство без владетеля, и мы, их государи, не сподобилися от них никакой заботы: сами они искали только богатства и славы и грызлись друг с другом. (...) Нас с родным братом питали они как убогую челядь. Чего не натерпелись мы в одежде и пище! Ни в чем не было нам воли; все делали не по нашей воле и не по нашим годам". Обиды, перенесенные Иваном Грозным в детстве, наложили страшный отпечаток на его характер, который в полной мере проявится позже. В детстве же и ранней юности молодой царь отличался редкой религиозностью, и встреча чудотворных икон была для него очень важным событием. Надо думать, мальчик-государь, чувствовавший себя таким несчастным, одиноким и беззащитным, ожидал перемен в своей судьбе от заступничества Божьей матери... На месте встречи икон был поставлен памятный храм, при котором основали монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове, в обиходе называемый Крестовоздвиженским.
Виктор Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный
Этот монастырь упоминается в Житии Василия Блаженного в связи с одним необычным фактом. 20 июня 1547 году, накануне страшного московского пожара, юродивый Василий пришел в Крестовоздвиженский монастырь и стал горько плакать. Очевидцы этих слез не могли понять их причину... Но на следующий день в монастыре загорелась деревянная церковь. Сильный ветер быстро разнес огонь по городу.
Москва, выгорела почти полностью. Кроме Кремля и государевых палат пострадали от огня почти все московские церкви; в Китай-городе, Занеглименье, на Сретенке, на Яузе сгорели почти все дворы и купеческие лавки. Однако, москвичи и монахи-насельники сделали все, чтобы восстановить Крестовоздвиженский монастырь. После пожара деревянные церкви и постройки монастыря были заменены на "плинфяные" (кирпичные).
Иван Пелевин. Иван Грозный в келье отшельника
В начале ХVIII века, в 1701 году монастырское начальство решило заново перестроить церковные здания. Но царь Петр в это время возводил новую столицу, Санкт-Петербург, куда и должны были, по его мнению, направляться все строительные резервы. Вскоре каменное строительство в Москве было запрещено. Из-за этого постройка новых зданий Крестовоздвиженского монастыря надолго затянулась и была завершена только в 1726 году. Зато в архитектурном отношении комплекс монастырских зданий оказался в числе самых необычных в Москве. Одна из последних построек московского барокко, Крестовоздвиженская церковь отличалась необычной планировкой - "центрический" храм с "лепестковым планом". В центральной части Москвы церквей подобной планировки больше не было.
Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженский монастырь сильно пострадал в 1812 году. Район Арбата вообще был разграблен наполеоновскими войсками, разрушен и сожжен, многие церкви были уничтожены огнем, и не все из них смогли возродиться. Но по отношению к монастырю Воздвижения Креста Господня наполеоновские солдаты позволили себе неслыханно варварские действия.
Когда неприятельские войска приближались к Москве, монастырская братия поняла, что их обитель может быть ограблена. Архимандрит монастыря Пафнутий вывез сокровища ризницы в Вологду, но все монастырские богатства, иконы, утварь в спешке эвакуировать было невозможно... Монахи устроили тайники под церковными полами, замуровав вход в церковь и засыпав монастырские ворота землей, надеясь, что не сумев легко открыть их, французы пройдут дальше. Но французские солдаты знали, что в богатых русских монастырях мародерам всегда есть, чем поживиться... Наполеоновским войскам, входившим в Москву по Арбату и Воздвиженке, сразу же попалось на глаза величественное здание Крестовоздвиженской церкви. Монастырские ворота и церковные двери солдаты вскрыли при помощи тарана из бревен и были страшно разочарованы, не обнаружив вожделенных сокровищ. Монахов и особенно монастырского казначея долго били и пытали, пытаясь узнать, где спрятаны богатства Крестовоздвиженского братства. Наконец солдатам пришло в голову вскрыть полы, тайники были найдены и разграблены. Но это еще как-то объяснимо с точки зрения завоевателей, они и пришли грабить... Дикими и повергшими русское общество в шок были последующие действия французов, разместивших в церкви казармы, конюшни и лабазы.
Василий Верещагин
В алтаре главного храма были расставлены солдатские койки, в "нижней" церкви поставили лошадей, вбив в иконостас гвозди для развешивания сбруи. Старинными иконами топили печи, на могильных плитах расставляли фуры с провиантом... Узнав о подобных действиях французов, просвещенных европейцев, христиан (!), русские ужаснулись. Эта тема долго была у всех на устах, служила сюжетом художественных произведений, вошла в московские легенды. Отголосок ее явно звучит в стихотворении А.Блока "Скифы", написанном в 1918 году и вроде бы на другую тему:
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..
После наполеоновского нашествия монастырь лежал в руинах. За невозможностью восстановить, его упразднили. Но церковь Воздвижения Креста, столь любимую москвичами, все же сохранили и заново отстроили. Она стала приходской. В 1848 - 1849 гг. по проекту П.П. Буренина возвели новую колокольню, многоярусный силуэт которой великолепно гармонировал со старым церковным зданием. На бывшей монастырской земле построили жилые дома для священнослужителей кремлевского Успенского собора.
Несмотря на все потрясения, в церкви сохранились некоторые иконы середины ХVII века, изначально находившиеся в кремлевской церкви Двенадцати Апостолов, а в 1723 году переданные в Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Воздвижения Креста Господня выбрал для своего венчания М.Е. Салтыков-Щедрин, большой патриот Москвы, прекрасно знавший арбатские храмы и увековечивший их на страницах своих произведений.
Крестовоздвиженская церковь, вход со стороны Воздвиженки
Увы, то, что не доделали осквернившие и ограбившие храм французы, завершили большевики после революции 1917 года.
В начале 1920-х гг. из Крестовоздвиженской церкви были изъяты золотые и серебряные предметы утвари. В 1931 г. настоятель церкви отец Александр Сидоров попал в ГУЛАГ и оказался в концентрационном лагере в Кеми. Там он вскоре погиб при загадочных обстоятельствах. Официально его объявили повесившимся, хотя анализ обстоятельств смерти наводил на мысль, что подобное заключение было сфальсифицировано. Да и по обычной логике - мог ли верующий христианин, священнослужитель, так изувериться во всем, чтобы совершить страшный грех самоубийства? Хотя всякое бывало в те годы...
В 1934 году церковь была разрушена. Воздвиженка стала улицей Коминтерна, потом улицей Калинина, потом частью Калининского проспекта..
Монастырские ворота дожили на проспекте Калинина (в который входила Воздвиженка) до 1979 года. К Олимпиаде-80 Москву решили благоустроить (а старинная постройка была как раз тем, чего, по мнению властей, следовало "стыдиться"). Остатки монастырских строений спешно снесли. От участка бывшего монастыря к Военторгу проложили подземный переход. При строительстве тоннеля раскопали старые захоронения на древнем монастырском погосте и фундаменты уничтоженных зданий. Людские останки вперемешку с камнями и рассыпающимися древними гробами сгребали экскаватором и вывозили на свалку ...
Ныне никакой памяти о Крестовоздвиженской церкви, кроме восстановленного старого названия улицы, не осталось.
Старая Воздвиженка
Иллюстрации собраны на Яндекс.Картинках
В. Садовников. Воздвиженка. 1840-е годы (слева видна церковь Николы в Сапожках, стоявшая перед Боровицкими воротами Кремля, впереди - кремлевская стена с побелкой, башни и храмы Кремля)
Воздвиженка - одна из самых важных улиц московского Центра, и при этом ей хронически не везет с сохранением ценной застройки. Поднявшись по Воздвиженке (в прошлом - по старой части проспекта Калинина) от Арбатской площади мимо здания "Пентагона", прежде можно было увидеть благородное здание Военторга ("Экономического общества офицеров", 1913), снесенное в 2003 году, чтобы уступить место постройке, названной "самым уродливым сооружением Москвы (по опросу журнала "Форбс" среди архитекторов).
Старое здание Военторга
А на противоположной стороне улицы - некогда стоял один из самых необычных храмов здешних мест - церковь Воздвижения Креста Господня, по которой Воздвиженка и получила свое название. Название это окончательно закрепилось только к ХVIII веке. Сначала улица называлась Арбатом, в ХVII веке Смоленской улицей. В конце концов, всем улицам, возникшим на финальном участке Смоленской дороги, присвоили свое официальное название. Первый отрезок получил имя Воздвиженка, его продолжение (по тогдашней планировке) от Арбатских до Смоленских ворот - Арбат, а уж участок, спускающийся от Арбата к Москве-реке, был назван Смоленской улицей.
Эти имена улицы носят и сейчас, хотя при строительстве Нового Арбата русло Воздвиженки развернули в сторону вновь прорубленного проспекта. Когда-то одна из самых блестящих и аристократических улиц старой Москвы, Воздвиженка была в годы советской власти изуродована в архитектурном отношении так, как редко уродовались улицы, выходящие к Кремлю. Были снесены прекрасные старинные храмы, здания, бывшие памятниками истории и архитектуры, например, Архив Министерства иностранных дел.
Угол Моховой и Воздвиженки
Сохранившиеся постройки либо находятся под угрозой сноса (все, наверное, наслышаны о борьбе Архнадзора за сохранение дома князей Волконских, №9), либо, как дворец Шереметевых, полностью скрыты от обзора выстроенными впритык к ним образцами архитектуры ХХ века. Причем, изуродована не только "красная линия" застройки улицы, но и внутренние кварталы, и близлежащие переулки, особенно переулки между Воздвиженкой и Знаменкой...
На месте этих переулков долго, до середины ХV века сохранялся незастроенный участок леса. Москва росла, расширялась, а между обжитыми улицами и слободами оставался кусочек того дикого бора, что подходил некогда к Боровицким воротам Кремля. Москвичи прозвали этот лесной участок "Островом".
В 1540 году в Москву из Ржева доставили две чудотворные иконы: Богоматери Ржевской и Воздвижения Креста. Великий князь Московский Иван Васильевич (будущий царь Иван Грозный) и митрополит с почетом встречали их за рекой Неглинной (Арбат и Арбатская площадь носили в те времена название Занеглименья). Ивану было тогда всего 10 лет. За два года до этого от отравления умерла его мать Елена Глинская, от имени сына управлявшая государством после смерти мужа. Малолетний правитель-сирота оказался игрушкой в руках алчных бояр. По прошествии времени Иван IV сам так оценит события тех лет: "Когда мы с братом остались без родителей, нам не на кого было надеяться. Мне тогда кончался восьмой год; подвластные нам люди обрадовались случаю, что нашли царство без владетеля, и мы, их государи, не сподобилися от них никакой заботы: сами они искали только богатства и славы и грызлись друг с другом. (...) Нас с родным братом питали они как убогую челядь. Чего не натерпелись мы в одежде и пище! Ни в чем не было нам воли; все делали не по нашей воле и не по нашим годам". Обиды, перенесенные Иваном Грозным в детстве, наложили страшный отпечаток на его характер, который в полной мере проявится позже. В детстве же и ранней юности молодой царь отличался редкой религиозностью, и встреча чудотворных икон была для него очень важным событием. Надо думать, мальчик-государь, чувствовавший себя таким несчастным, одиноким и беззащитным, ожидал перемен в своей судьбе от заступничества Божьей матери... На месте встречи икон был поставлен памятный храм, при котором основали монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове, в обиходе называемый Крестовоздвиженским.
Виктор Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный
Этот монастырь упоминается в Житии Василия Блаженного в связи с одним необычным фактом. 20 июня 1547 году, накануне страшного московского пожара, юродивый Василий пришел в Крестовоздвиженский монастырь и стал горько плакать. Очевидцы этих слез не могли понять их причину... Но на следующий день в монастыре загорелась деревянная церковь. Сильный ветер быстро разнес огонь по городу.
Москва, выгорела почти полностью. Кроме Кремля и государевых палат пострадали от огня почти все московские церкви; в Китай-городе, Занеглименье, на Сретенке, на Яузе сгорели почти все дворы и купеческие лавки. Однако, москвичи и монахи-насельники сделали все, чтобы восстановить Крестовоздвиженский монастырь. После пожара деревянные церкви и постройки монастыря были заменены на "плинфяные" (кирпичные).
Иван Пелевин. Иван Грозный в келье отшельника
В начале ХVIII века, в 1701 году монастырское начальство решило заново перестроить церковные здания. Но царь Петр в это время возводил новую столицу, Санкт-Петербург, куда и должны были, по его мнению, направляться все строительные резервы. Вскоре каменное строительство в Москве было запрещено. Из-за этого постройка новых зданий Крестовоздвиженского монастыря надолго затянулась и была завершена только в 1726 году. Зато в архитектурном отношении комплекс монастырских зданий оказался в числе самых необычных в Москве. Одна из последних построек московского барокко, Крестовоздвиженская церковь отличалась необычной планировкой - "центрический" храм с "лепестковым планом". В центральной части Москвы церквей подобной планировки больше не было.
Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженский монастырь сильно пострадал в 1812 году. Район Арбата вообще был разграблен наполеоновскими войсками, разрушен и сожжен, многие церкви были уничтожены огнем, и не все из них смогли возродиться. Но по отношению к монастырю Воздвижения Креста Господня наполеоновские солдаты позволили себе неслыханно варварские действия.
Когда неприятельские войска приближались к Москве, монастырская братия поняла, что их обитель может быть ограблена. Архимандрит монастыря Пафнутий вывез сокровища ризницы в Вологду, но все монастырские богатства, иконы, утварь в спешке эвакуировать было невозможно... Монахи устроили тайники под церковными полами, замуровав вход в церковь и засыпав монастырские ворота землей, надеясь, что не сумев легко открыть их, французы пройдут дальше. Но французские солдаты знали, что в богатых русских монастырях мародерам всегда есть, чем поживиться... Наполеоновским войскам, входившим в Москву по Арбату и Воздвиженке, сразу же попалось на глаза величественное здание Крестовоздвиженской церкви. Монастырские ворота и церковные двери солдаты вскрыли при помощи тарана из бревен и были страшно разочарованы, не обнаружив вожделенных сокровищ. Монахов и особенно монастырского казначея долго били и пытали, пытаясь узнать, где спрятаны богатства Крестовоздвиженского братства. Наконец солдатам пришло в голову вскрыть полы, тайники были найдены и разграблены. Но это еще как-то объяснимо с точки зрения завоевателей, они и пришли грабить... Дикими и повергшими русское общество в шок были последующие действия французов, разместивших в церкви казармы, конюшни и лабазы.
Василий Верещагин
В алтаре главного храма были расставлены солдатские койки, в "нижней" церкви поставили лошадей, вбив в иконостас гвозди для развешивания сбруи. Старинными иконами топили печи, на могильных плитах расставляли фуры с провиантом... Узнав о подобных действиях французов, просвещенных европейцев, христиан (!), русские ужаснулись. Эта тема долго была у всех на устах, служила сюжетом художественных произведений, вошла в московские легенды. Отголосок ее явно звучит в стихотворении А.Блока "Скифы", написанном в 1918 году и вроде бы на другую тему:
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..
После наполеоновского нашествия монастырь лежал в руинах. За невозможностью восстановить, его упразднили. Но церковь Воздвижения Креста, столь любимую москвичами, все же сохранили и заново отстроили. Она стала приходской. В 1848 - 1849 гг. по проекту П.П. Буренина возвели новую колокольню, многоярусный силуэт которой великолепно гармонировал со старым церковным зданием. На бывшей монастырской земле построили жилые дома для священнослужителей кремлевского Успенского собора.
Несмотря на все потрясения, в церкви сохранились некоторые иконы середины ХVII века, изначально находившиеся в кремлевской церкви Двенадцати Апостолов, а в 1723 году переданные в Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Воздвижения Креста Господня выбрал для своего венчания М.Е. Салтыков-Щедрин, большой патриот Москвы, прекрасно знавший арбатские храмы и увековечивший их на страницах своих произведений.
Крестовоздвиженская церковь, вход со стороны Воздвиженки
Увы, то, что не доделали осквернившие и ограбившие храм французы, завершили большевики после революции 1917 года.
В начале 1920-х гг. из Крестовоздвиженской церкви были изъяты золотые и серебряные предметы утвари. В 1931 г. настоятель церкви отец Александр Сидоров попал в ГУЛАГ и оказался в концентрационном лагере в Кеми. Там он вскоре погиб при загадочных обстоятельствах. Официально его объявили повесившимся, хотя анализ обстоятельств смерти наводил на мысль, что подобное заключение было сфальсифицировано. Да и по обычной логике - мог ли верующий христианин, священнослужитель, так изувериться во всем, чтобы совершить страшный грех самоубийства? Хотя всякое бывало в те годы...
В 1934 году церковь была разрушена. Воздвиженка стала улицей Коминтерна, потом улицей Калинина, потом частью Калининского проспекта..
Монастырские ворота дожили на проспекте Калинина (в который входила Воздвиженка) до 1979 года. К Олимпиаде-80 Москву решили благоустроить (а старинная постройка была как раз тем, чего, по мнению властей, следовало "стыдиться"). Остатки монастырских строений спешно снесли. От участка бывшего монастыря к Военторгу проложили подземный переход. При строительстве тоннеля раскопали старые захоронения на древнем монастырском погосте и фундаменты уничтоженных зданий. Людские останки вперемешку с камнями и рассыпающимися древними гробами сгребали экскаватором и вывозили на свалку ...
Ныне никакой памяти о Крестовоздвиженской церкви, кроме восстановленного старого названия улицы, не осталось.
Старая Воздвиженка
Иллюстрации собраны на Яндекс.Картинках
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]