Делаем виолончель.
---
Накопилось достаточно фоток для иллюстрации процесса изготовления инструмента. Кому интересно - добро пожаловать под кат.=)
Традиционно смычковые инструменты изготавливаются из резонансной ели (Sitka spuce) для верхней деки и волнистого клена (Quilt maple) для нижней деки, обечайки (боков), шейки и завитка.
Возможна замена клена на тополь или иву, для придания инструменту "темного" звучания с завалом выскочастотных обертонов, но в данном случае будет использован клен.
Обечайка.
Кленовая чурка распиливается радиально и разделывается на дощечки толщиной ~ 2 мм для изготовления обечаек. Доводим толщины до 1.5 -1.6 мм и выравниваем с помощью цикли.
В зависимости от плотности древесины толщина может варьироваться в небольших пределах.
Я буду использовать французкую форму - внешнюю, где обечайка собирается внутри формы. Есть еще итальянская - внутренняя, но сегодня не об этом.
Гнем обечайки по форме с помощью специального утюга, смачивая дощечки водой.
Изготавливаем уголки...
...и блоки.
Гнем обручики и вклеиваем в прорезанные в уголках и блоках пазы.
Обручики увеличат площадь поверхности склейки дек с обечайкой и свяжут углы и блоки.
Достаем готовую обечайку из формы.
Верхняя дека.
Разваливаем радиально распиленную заготовку пополам "книжкой", сфуговываем и склеиваем половинки.
Дав просохнуть, опиливаем примерно по форме и грубо выстрагиваем свод деки. Сохраняем обрезки до завершения инструмента если вдруг потребуется кусочек для ремонта.
По мере убывания массы древесины, даем отвисеться между операциями чтобы дека привыкла к новой форме, поры закрылись, депрессия прошла, древесина дала усадку.
От начальной заготовки до законченной деки где-то 75% уйдет в стружку. Депрессия вполне оправдана.
Прорезаем канавку для уса. Ус, склеенная из 2 пластин черного дерева и 1 клена полоска, помимо декоративности, насколько может, предохраняет деку от трещин при сколах края деки .
Выравниваем свод, выбираем грубо толщины и прорезаем эфы.
Наклываем более менее точные толщины на сверлильном станке и выциклевываем до нужных значений в зависимости от плотности древесины, гибкости, резонанса и пр.
Значения варьируются от 6 до 2.8мм в различных зонах деки.
Подгоняем и вклеиваем пружину на басовую сторону. Пружина позволит скомпенсировать давление струн на деку.
Финальная настройка деки подбором толщин...
...и склейка с обечайкой.
Процесс изготовления нижней деки примерно тот же за исключением отсутствия на ней эфов.
Шейка и завиток.
Врезка и вклейка шейки.
Финальная доводка элементов дек и грунтовка.
UV сушка.
Лакировка.
Лак варится на основе льняного масла с различными присадками и всякими шаманскими добавками.
Самый грязный момент во всей этой истории - черное дерево.
Гриф...
...порожки...
колки.
До смешного простая и, тем не менее, важнейшая часть инструментя - душка.
Палочка, вставленная в распорку между верхней и нижней декой в нужном месте предает вибрацию от одной деки к другой, позволяя обоим декам звучать дуэтом. Ведет верхняя, нижняя на подхвате.
Стоит душке стронуться с места и инструмент теряет голос - может зазвучать резко или глухо, потерять мощность или звучать с провалами. Идеальная иллюстрация выражения "душа не на месте".
Заключительный элемент - мостик, подставка передающая вибрацию струн на деку и обеспечивающая необходимое давление.
Весь процесс занимает где-то 3 недели, две из них - инструмен висит в UV шкафу .
Можно сушить и на солнце, но для полимеризации лака важен ультрафиолет, тогда как высокая температура нежелательна для древесины.
Традиционно смычковые инструменты изготавливаются из резонансной ели (Sitka spuce) для верхней деки и волнистого клена (Quilt maple) для нижней деки, обечайки (боков), шейки и завитка.
Возможна замена клена на тополь или иву, для придания инструменту "темного" звучания с завалом выскочастотных обертонов, но в данном случае будет использован клен.
Обечайка.
Кленовая чурка распиливается радиально и разделывается на дощечки толщиной ~ 2 мм для изготовления обечаек. Доводим толщины до 1.5 -1.6 мм и выравниваем с помощью цикли.
В зависимости от плотности древесины толщина может варьироваться в небольших пределах.
Я буду использовать французкую форму - внешнюю, где обечайка собирается внутри формы. Есть еще итальянская - внутренняя, но сегодня не об этом.
Гнем обечайки по форме с помощью специального утюга, смачивая дощечки водой.
Изготавливаем уголки...
...и блоки.
Гнем обручики и вклеиваем в прорезанные в уголках и блоках пазы.
Обручики увеличат площадь поверхности склейки дек с обечайкой и свяжут углы и блоки.
Достаем готовую обечайку из формы.
Верхняя дека.
Разваливаем радиально распиленную заготовку пополам "книжкой", сфуговываем и склеиваем половинки.
Дав просохнуть, опиливаем примерно по форме и грубо выстрагиваем свод деки. Сохраняем обрезки до завершения инструмента если вдруг потребуется кусочек для ремонта.
По мере убывания массы древесины, даем отвисеться между операциями чтобы дека привыкла к новой форме, поры закрылись, депрессия прошла, древесина дала усадку.
От начальной заготовки до законченной деки где-то 75% уйдет в стружку. Депрессия вполне оправдана.
Прорезаем канавку для уса. Ус, склеенная из 2 пластин черного дерева и 1 клена полоска, помимо декоративности, насколько может, предохраняет деку от трещин при сколах края деки .
Выравниваем свод, выбираем грубо толщины и прорезаем эфы.
Наклываем более менее точные толщины на сверлильном станке и выциклевываем до нужных значений в зависимости от плотности древесины, гибкости, резонанса и пр.
Значения варьируются от 6 до 2.8мм в различных зонах деки.
Подгоняем и вклеиваем пружину на басовую сторону. Пружина позволит скомпенсировать давление струн на деку.
Финальная настройка деки подбором толщин...
...и склейка с обечайкой.
Процесс изготовления нижней деки примерно тот же за исключением отсутствия на ней эфов.
Шейка и завиток.
Врезка и вклейка шейки.
Финальная доводка элементов дек и грунтовка.
UV сушка.
Лакировка.
Лак варится на основе льняного масла с различными присадками и всякими шаманскими добавками.
Самый грязный момент во всей этой истории - черное дерево.
Гриф...
...порожки...
колки.
До смешного простая и, тем не менее, важнейшая часть инструментя - душка.
Палочка, вставленная в распорку между верхней и нижней декой в нужном месте предает вибрацию от одной деки к другой, позволяя обоим декам звучать дуэтом. Ведет верхняя, нижняя на подхвате.
Стоит душке стронуться с места и инструмент теряет голос - может зазвучать резко или глухо, потерять мощность или звучать с провалами. Идеальная иллюстрация выражения "душа не на месте".
Заключительный элемент - мостик, подставка передающая вибрацию струн на деку и обеспечивающая необходимое давление.
Весь процесс занимает где-то 3 недели, две из них - инструмен висит в UV шкафу .
Можно сушить и на солнце, но для полимеризации лака важен ультрафиолет, тогда как высокая температура нежелательна для древесины.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]