Елецкий монастырь в Чернигове
---
Оригинал взят у proofreader_z в Елецкий монастырь в Чернигове
По правому берегу Десны, южнее устья её притока реки Стрижень протянулись Болдины горы -
цепь холмов 20 - 35 метровой высоты. На одном из них, именуемом Елецкой горою, и возникла
сия обитель (менее версты от древнего Черниговского детинца: https://yandex.ru/maps/-/C6ueY66c).
Монастырь с Детинца:
Есть даже версия, что княжий двор поначалу был именно здесь, а перенёс резиденцию в детинец
лишь легендарный князь Мстислав Храбрый .
Апсиды монастырского собора (XI-XIIвв.) стоят на закопанном рву, т. е. какие-то укрепления
имелись уже до него, но были они самостоятельными или входили в состав "Третьяка" (западная
часть крепости домонгольского Чернигова), вопрос до сих пор спорный.
Более поздний "Абрис Черниговский" рисует обитель за пределами городских стен:
Монастырь устроен на месте чудесного обретения иконы Богородицы, а название его (как и горы)
происходит от слова "ель", ибо образ найден на именно таковом дереве. А приключилось то в
правление Святослава Ярославича (1054-1073), обычно указывают 1060 год.
Часто основателем называют преподобного Антония Печерского, иногда ему лично приписывают
и обретение иконы, хотя по общепринятой хронологии он удалился сюда из Киева гораздо позже
(1069) и действительно основал весьма известную обитель, только где-то примерно на версту юго-
западнее этой.
Следует заметить, что документальная информация по истории вопроса фактически отсутствует
вплоть до XVII века, когда архимандрит Иоаникий (Галятовский) (1669-1688) попытался хоть как-то
собрать и записать всё возможное.
Он опрашивал местных старожилов и даже посылал в Москву иеромонаха Сильвестра с диаконом
Геннадием, дабы те "взяли интервью" у князя Никиты Ивановича Одоевского.
Выбор не случайный, ибо Одоевские, старейшая тогда в России ветвь Рюриковичей (о худородных
Романовых и речи нет), были прямыми потомками черниговских Ольговичей. Так их семейные
предания оказались источником для елецкого настоятеля.
А подлинной когда-то обретённой Елецкой иконы уже в те годы не только след простыл, но даже не
ясно было когда именно, при нападении на город хана Мунке (1239), князя Острожского (1579) или
подкомория Горностая (1611).
В обитель владыки Иоаникия она попала только в 1676 г. в виде образа, по описаниям не похожего
на древний (возможно копии), что был привезён из Владимира на ярмарку в Чернигов, где куплен
местным обывателем и вложен в монастырь.
Монастырь занимает диктуемый рельефом участок, похожий на треугольник, центр которого
занимает Успенский собор, один из немногих относительно не плохо сохранившихся памятников
русской домонгольской архитектуры, хотя и с утратами, и с перестройками (на плане №1):
Летописи о нём умалчивают, исследователи в основном сходятся на начале XII века (хотя есть и
другие гипотезы). Наиболее веские косвенные аргументы - обстоятельства княжения Ольговичей и
очень близкое сходство по формам и строительной технике с черниговским собором Бориса и Глеба,
имеющим довольно твёрдую датировку (впрочем, тоже иногда оспариваемую).
Сейчас с юга примыкает тёплый барочный храм апостола Иакова (1698-1701), построенный казною героя взятия Азова Я.К.Лизогуба и ставший усыпальницей его самого и потомков.
В древности храм тоже окружали пристройки, останки которых встречались при архитектурно- археологических исследованиях. Результатом работ послевоенных лет стала весьма известная реконструкция Н.В.Холостенко с тремя приделами:
Позже, по мере накопления археологического материала, северную пристройку стали трактовать как
галерею-паперть. Реконструкция А.А.Карнабеда:
Ну а за тем стали появляться варианты с приделами у восточных углов собора. Ю.Н.Сытый:
Версия вполне правдоподобная. У Галятовского встречается место: "як в Кыеве Печерская, так в
Чернигове Елецкая церковь докола каплицями была оточена". И упомянутый Борисоглебский собор
имел подобные приделы, которые раскопаны и выглядят так :
Жаль только в Елецком судя по чертежам реальных останков для такой реконструкции как-то маловато ...
Монастырь с мыса Екатерининской церкви:
Собор обычно называют шестистолпным, хотя западная пара тех "столпов" фактически часть стены,
и более грамотно, но очень редко звучит - "четырёхстолпный с нартексом".
Размер основного ядра в плане 19,2 Х 29,6м.
Высота до вершины купола (без барочных надстроек) 26,3м.
Кладка из плинфы в равнослойной технике (с камнями и кирпичным боем внутри).
В парусах имелись голосники.
Исследователи находили внутри большое иколичество осколков цветных стёкол разной формы с
росписью, "круглых, треугольных, шестиугольных и др.". Считают - это статки витражей.
В основании закомар проходит аркатурный пояс, который не без оснований объясняют романским
влиянием. Теперь он замазан-забелен, но Б.А.Рыбаков публиковал чертёж с комментариями типа
"белокаменные арочки опирались на белокаменные консоли, для заполнения арок и их разветвлений
применялись керамические вставки в виде полукругов и сферических треугольников":
Храм является характерным образцом хорошо известной типологической группы памятников, ряд
из которых сохранились и реставрированны в "первоначальных формах" (в Чернигове, Смоленске,
Владимире Волынском), другие сохранились перестроенном виде (в Киеве, Смоленске, Каневе).
Совсем недавно заново построили церковь Богородицы Пирогощи.
Но большинство конечно же известны лишь по археологическим материалам.
Характерной особенностью здания является маленький придел с собственной апсидой в южной
части нартекса. В нём находили остатки купели и потому считают крещальней. Подобные решения
встречались. Вспомним несохранившийся Борисоглебский собор в Старой Рязани, называемый
иногда за сходство "двойником" Елецкого.
Та самая апсида на чужой фотке:
Главный купол собора приплюснут в плане вдоль продольной оси. Само по себе то не редкость, но
здесь разница в 70см (6,9 Х 6,2м) здорово заметна невооружённым глазом:
П.А.Раппопорт утверждает, что ВСЕ "своды угловых членений цилиндрические, повернутые осями
по линии С—Ю". Стало быть, не случайно в полях бывших малых закомар на продольных фасадах
мы видим окна, а на западном - лишь композиции из трёх ниш, ибо здесь закомары были чисто
декоративные, лучше сказать, кокошники.
На реконструкциях домонгольского облика храм обычно рисуют одноглавым, хотя в юго-западном от средокрестья членении находили остатки парусов, и когда-то Холостенко, предполагая симметрию
считал собор трёхглавым. Ему возражали, мол и симметрии могло не быть, и паруса могли нести купол без барабана.
Однако, в опубликованных выдержках из Галятовского есть и указания на многоглавие, при описании
сожжения монастыря годы Смуты доблестным воинством Самуила Горностая: "Тогда, верхи мурованные над хором и по бокам упали, на остаток и великий верх мурованный в засклепеню ся проламал и упал, и учинил грамот великий, который по всем Чернигове люди чули".
Кстати, в очень популярной в своё время "Белой серии" выходила книга всем известного автора
Г.Н.Логвина под заголовком "Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль". Так вот там история
с Горностаем отнесена аж к 1642 году (изд. 2-е, 1980 г.).
То конечно явный ляп, но в наш век цифровых технологий тиражируется он по инету весьма шустро.
А Чернигов брать в том году полякам было незачем, он давно уж ихний был.
Чрезвычайно ценны данные Галятовского о покрытии глав в древности "оловяними таблицами",
а в нач. XVII в. "не оловом, а дубовыми досками, осмоленные смолою".
Ну а нынешние барочные главы - уже творение этого деятельного архимандрита (нач. 1670-х).
Пишут, была ещё одна, над серединой нартекса, разобранная впоследствии.
Археологи заявляют, что "поверхность фасадов была покрыта тонким слоем шероховатой затирки с
заглаженными полосками, имитирующими разделение на каменные квадры". Аналогичную обработку
они описывают и на не раз нами помянутом Борисоглебском соборе: "Наружные поверхности стен
сразу после возведения покрывались затиркой с разбивкой полосами белого раствора на квадры,
имитирующие белокаменную кладку".
Т.е., если никто ничего не напутал, мода на белокаменную кладку была не только в Галицкой и
Суздальской землях, но и в Черниговской, с той разницей, что в последней её не клали реально, а
имитировали на кирпичных стенах.
Мало того, если нынешние общепринятые датировки русского домонгольского зодчества верны, мода сия явилась в Чернигове где-то одновременно с появлением белокаменных храмов Галиции
(в 1-й четверти XIIв.) и заметно ранее начала аналогичного строительства на Суздальщине.
XI Археологический съезд был в Киеве в 1899 г. и запечатлел собор ещё с щипцами, венчавшими
большие закомары:
Осенью 1919г. в обители около месяца был штаб армии Деникина.
В 1920-х Совнарком УССР объявил собор "памятником всеукраинского значения.
В 1941 он горел от попадания зажигательной бомбы.
Пишут, при немцах тут была конюшня.
Фото времён оккупации:
После войны в здании хранили соль, потом - запчасти и металлолом.
В начале 1960-х собор реставрировали, после чего вышла вот такая открытка 1966 года:
Стоила 2 копейки:
Всё при том же архимандрите Иоаникии на средства генерального обозного В.К.Дунина-Борковского
был создан липовый позолоченный иконостас (1668-1670).
Часто пишут, погиб он в 1941г. из-за вышеупомянутой зажигательной бомбы. Однако другие молвят,
что ещё до войны, в 1920-х товарищи аккуратно порубили его и сожгли.
Выглядел как-то так:
А ктитор был персоной незаурядной. Выходец из польской шляхты, перешедший в православие,
он слыл колдуном, чернокнижником и упырём. Некоторые даже зовут его "черниговским Дракулой"
и сказывают всяки страсти.
Похоронен в соборе, где висел и этот портрет его, позже переданный в музей:
Успенский собор окружают постройки несравненно менее древние, но далеко не лишённые ценности.
Прямо на запад - руины трапезной церкви Петра и Павла, которую поставил "коштом и старанием
своим" уже знакомый нам Дунин-Борковский (1676). Её называют старейшим каменным храмом
города после татаро-монгольского нашествия.
В 1861 в здании разместили Черниговскую духовную консисторию, а при товарищах тут была
бондарная мастерская. Пишут, "разрушено в годы войны".
На вышеуказанном плане - № 9. Есть хилая фотка:
Церковь же при устройстве консистории перевели в Настоятельский корпус 1811 года,
где она и поныне пребывает. На плане № 3 :
Юго-западные кельи (№ 8 на плане). Левая часть на фото XVII в., правая - 1882 г.:
Восточные кельи XVII века - хороший образец зданий такого рода. На плане № 7.
Шесть почти квадратных палат чередуются с пятью узкими сенями (южные сени - на две палаты):
Сени выходят на фасад порталами, а палата - строенными окнами:
Кельи северные (фотка чужая). Говорят, старейшее жилое каменное здание Левобережной Украины. Аж конца XVI века, хотя и перестроенное в XVII :
Такая вот композиция буквой "Н" (на плане № 5):
И наконец колокольня над северными воротами, в старину главными. Обычно датируют её 1670-75
или просто XVII веком. Есть мнение, что ярусы разного времени, но подробностей не сообщают.
Высота 34 - 36 м (по разным источникам).
На плане № 4.
Реставрировалась в 1977.
Узкие проёмы первого яруса считают бойницами, а сам ярус - оборонным.
Колокольня и собор - незаменимые украшения прибрежных пейзажей Десны.
Да и вообще места там удивительно хороши ...
мои фотки 30 и 31 мая 2010
По правому берегу Десны, южнее устья её притока реки Стрижень протянулись Болдины горы -
цепь холмов 20 - 35 метровой высоты. На одном из них, именуемом Елецкой горою, и возникла
сия обитель (менее версты от древнего Черниговского детинца: https://yandex.ru/maps/-/C6ueY66c).
Монастырь с Детинца:
Есть даже версия, что княжий двор поначалу был именно здесь, а перенёс резиденцию в детинец
лишь легендарный князь Мстислав Храбрый .
Апсиды монастырского собора (XI-XIIвв.) стоят на закопанном рву, т. е. какие-то укрепления
имелись уже до него, но были они самостоятельными или входили в состав "Третьяка" (западная
часть крепости домонгольского Чернигова), вопрос до сих пор спорный.
Более поздний "Абрис Черниговский" рисует обитель за пределами городских стен:
Монастырь устроен на месте чудесного обретения иконы Богородицы, а название его (как и горы)
происходит от слова "ель", ибо образ найден на именно таковом дереве. А приключилось то в
правление Святослава Ярославича (1054-1073), обычно указывают 1060 год.
Часто основателем называют преподобного Антония Печерского, иногда ему лично приписывают
и обретение иконы, хотя по общепринятой хронологии он удалился сюда из Киева гораздо позже
(1069) и действительно основал весьма известную обитель, только где-то примерно на версту юго-
западнее этой.
Следует заметить, что документальная информация по истории вопроса фактически отсутствует
вплоть до XVII века, когда архимандрит Иоаникий (Галятовский) (1669-1688) попытался хоть как-то
собрать и записать всё возможное.
Он опрашивал местных старожилов и даже посылал в Москву иеромонаха Сильвестра с диаконом
Геннадием, дабы те "взяли интервью" у князя Никиты Ивановича Одоевского.
Выбор не случайный, ибо Одоевские, старейшая тогда в России ветвь Рюриковичей (о худородных
Романовых и речи нет), были прямыми потомками черниговских Ольговичей. Так их семейные
предания оказались источником для елецкого настоятеля.
А подлинной когда-то обретённой Елецкой иконы уже в те годы не только след простыл, но даже не
ясно было когда именно, при нападении на город хана Мунке (1239), князя Острожского (1579) или
подкомория Горностая (1611).
В обитель владыки Иоаникия она попала только в 1676 г. в виде образа, по описаниям не похожего
на древний (возможно копии), что был привезён из Владимира на ярмарку в Чернигов, где куплен
местным обывателем и вложен в монастырь.
Монастырь занимает диктуемый рельефом участок, похожий на треугольник, центр которого
занимает Успенский собор, один из немногих относительно не плохо сохранившихся памятников
русской домонгольской архитектуры, хотя и с утратами, и с перестройками (на плане №1):
Летописи о нём умалчивают, исследователи в основном сходятся на начале XII века (хотя есть и
другие гипотезы). Наиболее веские косвенные аргументы - обстоятельства княжения Ольговичей и
очень близкое сходство по формам и строительной технике с черниговским собором Бориса и Глеба,
имеющим довольно твёрдую датировку (впрочем, тоже иногда оспариваемую).
Сейчас с юга примыкает тёплый барочный храм апостола Иакова (1698-1701), построенный казною героя взятия Азова Я.К.Лизогуба и ставший усыпальницей его самого и потомков.
В древности храм тоже окружали пристройки, останки которых встречались при архитектурно- археологических исследованиях. Результатом работ послевоенных лет стала весьма известная реконструкция Н.В.Холостенко с тремя приделами:
Позже, по мере накопления археологического материала, северную пристройку стали трактовать как
галерею-паперть. Реконструкция А.А.Карнабеда:
Ну а за тем стали появляться варианты с приделами у восточных углов собора. Ю.Н.Сытый:
Версия вполне правдоподобная. У Галятовского встречается место: "як в Кыеве Печерская, так в
Чернигове Елецкая церковь докола каплицями была оточена". И упомянутый Борисоглебский собор
имел подобные приделы, которые раскопаны и выглядят так :
Жаль только в Елецком судя по чертежам реальных останков для такой реконструкции как-то маловато ...
Монастырь с мыса Екатерининской церкви:
Собор обычно называют шестистолпным, хотя западная пара тех "столпов" фактически часть стены,
и более грамотно, но очень редко звучит - "четырёхстолпный с нартексом".
Размер основного ядра в плане 19,2 Х 29,6м.
Высота до вершины купола (без барочных надстроек) 26,3м.
Кладка из плинфы в равнослойной технике (с камнями и кирпичным боем внутри).
В парусах имелись голосники.
Исследователи находили внутри большое иколичество осколков цветных стёкол разной формы с
росписью, "круглых, треугольных, шестиугольных и др.". Считают - это статки витражей.
В основании закомар проходит аркатурный пояс, который не без оснований объясняют романским
влиянием. Теперь он замазан-забелен, но Б.А.Рыбаков публиковал чертёж с комментариями типа
"белокаменные арочки опирались на белокаменные консоли, для заполнения арок и их разветвлений
применялись керамические вставки в виде полукругов и сферических треугольников":
Храм является характерным образцом хорошо известной типологической группы памятников, ряд
из которых сохранились и реставрированны в "первоначальных формах" (в Чернигове, Смоленске,
Владимире Волынском), другие сохранились перестроенном виде (в Киеве, Смоленске, Каневе).
Совсем недавно заново построили церковь Богородицы Пирогощи.
Но большинство конечно же известны лишь по археологическим материалам.
Характерной особенностью здания является маленький придел с собственной апсидой в южной
части нартекса. В нём находили остатки купели и потому считают крещальней. Подобные решения
встречались. Вспомним несохранившийся Борисоглебский собор в Старой Рязани, называемый
иногда за сходство "двойником" Елецкого.
Та самая апсида на чужой фотке:
Главный купол собора приплюснут в плане вдоль продольной оси. Само по себе то не редкость, но
здесь разница в 70см (6,9 Х 6,2м) здорово заметна невооружённым глазом:
П.А.Раппопорт утверждает, что ВСЕ "своды угловых членений цилиндрические, повернутые осями
по линии С—Ю". Стало быть, не случайно в полях бывших малых закомар на продольных фасадах
мы видим окна, а на западном - лишь композиции из трёх ниш, ибо здесь закомары были чисто
декоративные, лучше сказать, кокошники.
На реконструкциях домонгольского облика храм обычно рисуют одноглавым, хотя в юго-западном от средокрестья членении находили остатки парусов, и когда-то Холостенко, предполагая симметрию
считал собор трёхглавым. Ему возражали, мол и симметрии могло не быть, и паруса могли нести купол без барабана.
Однако, в опубликованных выдержках из Галятовского есть и указания на многоглавие, при описании
сожжения монастыря годы Смуты доблестным воинством Самуила Горностая: "Тогда, верхи мурованные над хором и по бокам упали, на остаток и великий верх мурованный в засклепеню ся проламал и упал, и учинил грамот великий, который по всем Чернигове люди чули".
Вариант трёхглавой реконструкции:
Кстати, в очень популярной в своё время "Белой серии" выходила книга всем известного автора
Г.Н.Логвина под заголовком "Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль". Так вот там история
с Горностаем отнесена аж к 1642 году (изд. 2-е, 1980 г.).
То конечно явный ляп, но в наш век цифровых технологий тиражируется он по инету весьма шустро.
А Чернигов брать в том году полякам было незачем, он давно уж ихний был.
Чрезвычайно ценны данные Галятовского о покрытии глав в древности "оловяними таблицами",
а в нач. XVII в. "не оловом, а дубовыми досками, осмоленные смолою".
Ну а нынешние барочные главы - уже творение этого деятельного архимандрита (нач. 1670-х).
Пишут, была ещё одна, над серединой нартекса, разобранная впоследствии.
Археологи заявляют, что "поверхность фасадов была покрыта тонким слоем шероховатой затирки с
заглаженными полосками, имитирующими разделение на каменные квадры". Аналогичную обработку
они описывают и на не раз нами помянутом Борисоглебском соборе: "Наружные поверхности стен
сразу после возведения покрывались затиркой с разбивкой полосами белого раствора на квадры,
имитирующие белокаменную кладку".
Т.е., если никто ничего не напутал, мода на белокаменную кладку была не только в Галицкой и
Суздальской землях, но и в Черниговской, с той разницей, что в последней её не клали реально, а
имитировали на кирпичных стенах.
Мало того, если нынешние общепринятые датировки русского домонгольского зодчества верны, мода сия явилась в Чернигове где-то одновременно с появлением белокаменных храмов Галиции
(в 1-й четверти XIIв.) и заметно ранее начала аналогичного строительства на Суздальщине.
XI Археологический съезд был в Киеве в 1899 г. и запечатлел собор ещё с щипцами, венчавшими
большие закомары:
Осенью 1919г. в обители около месяца был штаб армии Деникина.
В 1920-х Совнарком УССР объявил собор "памятником всеукраинского значения.
В 1941 он горел от попадания зажигательной бомбы.
Пишут, при немцах тут была конюшня.
Фото времён оккупации:
После войны в здании хранили соль, потом - запчасти и металлолом.
В начале 1960-х собор реставрировали, после чего вышла вот такая открытка 1966 года:
Стоила 2 копейки:
Всё при том же архимандрите Иоаникии на средства генерального обозного В.К.Дунина-Борковского
был создан липовый позолоченный иконостас (1668-1670).
Часто пишут, погиб он в 1941г. из-за вышеупомянутой зажигательной бомбы. Однако другие молвят,
что ещё до войны, в 1920-х товарищи аккуратно порубили его и сожгли.
Выглядел как-то так:
А ктитор был персоной незаурядной. Выходец из польской шляхты, перешедший в православие,
он слыл колдуном, чернокнижником и упырём. Некоторые даже зовут его "черниговским Дракулой"
и сказывают всяки страсти.
Похоронен в соборе, где висел и этот портрет его, позже переданный в музей:
Успенский собор окружают постройки несравненно менее древние, но далеко не лишённые ценности.
Прямо на запад - руины трапезной церкви Петра и Павла, которую поставил "коштом и старанием
своим" уже знакомый нам Дунин-Борковский (1676). Её называют старейшим каменным храмом
города после татаро-монгольского нашествия.
В 1861 в здании разместили Черниговскую духовную консисторию, а при товарищах тут была
бондарная мастерская. Пишут, "разрушено в годы войны".
На вышеуказанном плане - № 9. Есть хилая фотка:
Церковь же при устройстве консистории перевели в Настоятельский корпус 1811 года,
где она и поныне пребывает. На плане № 3 :
Юго-западные кельи (№ 8 на плане). Левая часть на фото XVII в., правая - 1882 г.:
Восточные кельи XVII века - хороший образец зданий такого рода. На плане № 7.
Шесть почти квадратных палат чередуются с пятью узкими сенями (южные сени - на две палаты):
Сени выходят на фасад порталами, а палата - строенными окнами:
Кельи северные (фотка чужая). Говорят, старейшее жилое каменное здание Левобережной Украины. Аж конца XVI века, хотя и перестроенное в XVII :
Такая вот композиция буквой "Н" (на плане № 5):
И наконец колокольня над северными воротами, в старину главными. Обычно датируют её 1670-75
или просто XVII веком. Есть мнение, что ярусы разного времени, но подробностей не сообщают.
Высота 34 - 36 м (по разным источникам).
На плане № 4.
Реставрировалась в 1977.
Узкие проёмы первого яруса считают бойницами, а сам ярус - оборонным.
Колокольня и собор - незаменимые украшения прибрежных пейзажей Десны.
Да и вообще места там удивительно хороши ...
мои фотки 30 и 31 мая 2010
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]