Фрегат "Васа": от трагического фиаско до одного из самых посещаемых музеев мира
---
"Не там капитан Джек Воробей искал свою "Чёрную Жемчужину", - подумал я, входя в тёмный зал музея Vasa в Стокгольме, где выставлен чудом не развалившийся и не сгнивший в морской пучине боевой фрегат XVII века, затонувший на глазах короля и толпы зевак, даже не успев покинуть гавань.
Машина войны, гроза морей - какими только высокопарными эпитетами не осыпали будущее судно, когда в 1625м году король севера, шведский монарх Густав II Адольф распорядился для усиления морских позиций державы построить 4 боевых корабля, один из которых, "Васа", согласно проектным характеристикам выданного технического задания обещал стать самым крупным, быстроходным и самым мощным на Балтике. С Россией всегда отношения натянутые были исторически, войну с Данией от отца король унаследовал, да и на Польшу имелись виды - тут ж без пополнения флота никак не обойтись. Словно шведский король совершил заключил договор с Дейви Джонсом и принял на службу команду "Летучего Голландца", флагманскому кораблю "Васа" надлежало непременно устрашающе действовать на потенциального противника своим величием, подавлять всякое желание к сопротивлению и вынуждать вывешивать на мачте белый флаг.
Амбициозный проект шведский "снежный лев" Густав II Адольф закрепил, обратившись не в шарашкину контору с нелегальными гастарбайтерами, а к знатоку своего дела - корабельных дел мастеру из Голландии, Хенрику Хюбертсену. Тот сказал: "Не вопрос, вызов принят!" И взялся за дело на новой верфи рядом со Стокгольмом. В случае с "Васа" король взял дело, как принято говорить, "под свой личный контроль", чтобы следить, как расходуются государственные средства, и чтобы фрегат, что по всем прогнозам должен был его возвеличить не превратился в тыкву или многолетний долгострой, потому что подрядчики распилили бюджет, а рабочие ночами воровали и продавали стройматериалы.
2.
Спустя год киль будущего морского убийцы уже красовался на верфи в Шеппсхольмене, когда ведущий конструктор, будучи серьёзно больным, отошёл от дел и передал управление проектом своему ассистенту, а ещё через год скончался. Зная дальнейшую судьбу судна, возможно, и к лучшему. Обо всём по порядку, пока работа в верфи кипела 6 дней в неделю от рассвета и до заката. В тёплое время года в Шеппсхольмене трудились до 300 рабочих, часть из них нанимали в Швеции - шведов, финнов и даже оленеводов-саамов, а также иммигрантов из Дании и стран Балтики. Другую часть рабочей силы составляли сезонные рабочие из Голландии и Германии.
3.
Не то, что единого языка на стройке века не существовало, да и системы измерений рабочие использовали разные, как привыкли у себя дома. Гастарбайтеры, будет называть их лучше экспатами, получали в два раза большее жалованье, а не наоборот, как у нас сейчас принято, что вызывало волнение и недовольство у обычных шведов. Подобное вавилонское столпотворение в масштабах одного судна не могло пройти без проблем, и корабль вышел, скажем так, несколько асимметричный, что наверное, не бросалось в глаза, раз уж в итоге его без переделок и корректировок спустили на воду.
4.
А король тем временем закрывал на мелкие нюансы глаза, полностью доверяя назначенным им прорабам и менеджеру проекту. Для строительства судов привлекались только лучшие зарубежные эксперты из Швейцарии, Шотландии и Дании, применялись самые лучшие материалы. Дубовые брёвна закупались в частном владении под Стокгольмом, доски поменьше привозились из Риги и Амстердама, смола из южной Швеции и Финляндии, ткань для парусов из Голландии и Франции, пенька из Латвии, уголь для плавильных печей из Англии. Сподвижник Хюбертсена постоянно находился в разъездах, выискивая топовые материалы и комплектующие.
5.
69 метров в длину, 50 в высоту от киля до верхушки мачты, 10 парусов, 1200 тон веса, сотни резных скульптур и барельефов, украшающих корму. Гигантскую плавучую крепость должны были бояться до самого Копенгагена - боевая мощь 64 пушек в 4 раза превышала любой другой шведский корабль и в 2 раза превышала мощь самых крупных судов других морских держав в регионе. Однако, в своё первое (и последнее) плавание "Васа" вышел с 8 пустующими глазницами орудий - верфь справилась со своей частью работы гораздо быстрее, чем плавильные и литейные цеха успели изготовить госзаказ в полном объёме.
6.
Трагедии и позорного фиаско можно было избежать. Зашвартованный у королевского дворца корабль ожидал первого выхода в море, матросы начищали палубы, увязывали канаты, а суровое солнце играло лучами на расписных скульптурах кормовой части. "Адмирал, у нас проблема!" - обратился капитан к старшему по званию и пригласил того на борт. По сигналу команда из 30-40 матросов начала бегать поперёк палубы от левого борта к правому. Казалось, что для такой громадины, машины войны эти поползновения - как капля в море. А "Васа" стал опасно раскачиваться с увеличивающейся амплитудой, как кукла-неваляшка из советского детства. Покрывшись холодным потом, адмирал приказал завершить демонстрацию. И как теперь докладывать главному, что посудина, предмет мечтаний и амбиций короля севера, вышла жутко неустойчивой? Через несколько месяцев назначили торжественное первое плавание.
7.
10 августа 1628 года значится в архивах, как день, когда случился один из главных эпик фейлов в истории Швеции. В четыре или пять часов дня с командой на борту и приглашёнными родственниками, что обязались сойти в ближайшей крепости, "Васа" отправился в своё первое плавание к летней базе шведского флота. Дул южный ветер, и с помощью якорей пришлось разворачивать и тянуть судно к концу острова, где ныне находится крупный транспортный узел Шлюссен. Там по прикидкам "Васа" подхватило бы течение и вынесло из городской гавани в море. И вот последний канат отвязали, и под залпы салюта и крики толпы фрегат со спущенными парусами из-за слабого ветра двинулся вниз по течению, практически не реагируя на повороты штурвала.
8.
Первый порыв ветра привел к существенному крену, но медленно "Васа" выправилась обратно. Следующий порыв оказался сильнее, судно наклонилось и через открытые порты орудий на нижней палубе внутрь хлынула вода. "Васа" начала стремительно тонуть на глазах у собравшихся вдоль набережных жителей Стокгольма и королевской семьи. Несмотря на попытки задраить люки или сбалансировать корабль он затонул за считанные минуты. Кто успел - прыгали за борт и пускались вплавь к берегу, другие ухватились за торчавшие некоторое время мачты и ждали, что их подберёт лодка, третьи, порядка 30 человек, не смогли выбраться с нижних отсеков и утонули.
9.
А с кого, собственно, спрос, где искать крайнего и в чём причина? И бакланов не обвинишь, что ночью накануне первого плавания проклевали дырки в обшивке. Ассистент почившего Хюбертсена парировал, что дескать, я не я, мопед не мой, я построил по одобренному и подписанному королём проекту, так что претензию принять не могу. За что заплатили - то и получили. Ринулись в верфь, на уровень ниже искать виновных - а рабочие и их начальство того же мнения: есть проект, мы по нему в точности построили. Явно ж умолчали про разные системы измерения и волнения в коллективе. Виноват, получается, главный конструктор, что проект не просчитал должным образом.
10.
Часть читателей с инженерным образованием уже смекнула, в чём дело. Остальные, не обделённые смекалкой, не отстают. Нижняя часть "Васа", та, что ниже ватерлинии, вышла чересчур лёгкой относительно верхней палубы, пушек, высоких мачт и всего остального. Такое расположение центра тяжести пусть и давало +10 к быстроходности, но убавляло -50 от устойчивости. Если Хюбертсену доверили по итогам тендера строительство судна, значит, он шишек на корабельном деле уже набил и знал, как пропорционально увеличить габариты предыдущих своих творений по отношению к гиганту "Васа". В те годы доработка являлась само собой разумеющимся этапом после спуска на воду - добавлялись или убирались перекрытия, убиралась хоть целая палуба, если того требовалось. Адмирал не сказал, король поднажал, чтобы поскорее пустить пыль в глаза конкурентам, а в итоге все его амбиции и вложенные миллионы в одно мгновенье оказалось под водой на глубине 32 метров. По тем временам подобная катастрофа сродни падению шаттла или спутника при запуске, как минимум.
11.
Годы шли, попытки поднять со дна затонувшую махину и терпели одну неудачу за другой. Корабль всё глубже увязал в илистом дне, не оставляя королевской фамилии ни единой надежды заново освоить улетевшие в трубу средства. Спустя 35 лет, проломив верхнюю палубу, удалось таки выудить почти все пушки, используя новейшее изобретение того времени - водолазный колокол, а о "Васа" позабыли на почти 2,5 столетия, пока до гавани не добрались в 1920м году два дельца с польскими фамилиями и подали прошение о доступе ко всем затонувшим судам; точнее они не то, чтобы обладали мощным судном с краном и планировали поднять фрегат на поверхность, а собирались по-простецки скинуть бомбочку и собрать обломки морёного дуба для перепродажи на мебельные производства, где на подобный материал в период популярности в Швеции стиля ар-деко существовал огромный спрос. Одобрили бы заявку власти - никакого музея Vasa, который за 2017й год посетили почти 1,5 миллиона человек, и не существовало бы.
12.
Как водится, всегда находится умелец или герой, которому больше всех надо. Занимавшийся военной-морской историей Андерс Францен решил разыскать "Васа", полагая, что корабль за три столетия не мог подвергнуться существенным разрушениям. Курсируя по гавани Стокгольма на своей личной лодке с якорем и сконструированным им лично лотом-пробосборником, в августе 1956 года он наконец-то обнаружил первую зацепку - лот вернулся с кусочком почерневшего дуба. Через несколько дней его соратник, погрузившись с аквалангом, засвидетельствовал о наличии на дне лежащего на боку крупного судна в чрезвычайно хорошем состоянии. Вода в гавани чересчур холодная и обладает пониженной солёностью - корабельные черви, особый вид моллюсков, который протачивают себе ходы в древесине, просто теоретически не смогли бы выжить в подобных условиях.
13.
Спустя 331 год после своего первого и последнего плавания и катастрофы "Васа" сдвинулась с мёртвого места - в августе 1959 года началась чётко спланированная и сложная операция по подводному перемещению и подъёму судна. Причём идеи предлагались самые абсурдные и фантастические - например, нафаршировать корабль шариками для пинг-понга, и тогда он всплывёт. Два года дайверы по старинному методу рыли 6 туннелей под фрегатом и протаскивали через них толстые стальные тросы между двумя понтонами. Создав натяжение кабелей за счёт закачивания воды в понтоны с последующим её редким сбросом, удалось приподнять корабль и освободить его из грязевого плена. За 18 подходов его перетащили поближе к берегу на 17-метровую глубину, где ещё полтора года с кораблём работали дайверы, готовя его к подъёму на поверхность: очищали трюмы от грязи, укрепляли перекрытия, доставали на поверхность всякую утварь, инструменты, монеты, отдельные резные скульптуры и личные вещи команды.
14.
24 апреля 1961го года газеты по всему миру пестрили фотографиями поднятого на поверхность фрегата, а в феврале 1962го года его впервые выставили на обозрение всем желающим в спроектированном музее-верфи. Открытие музея ознаменовалось залпом из двух оригинальных корабельных орудий. Только за первый год продали более 400 тысяч билетов. Учитывая, сколько сил и средств потратили на подъёмную операцию и какую культурную ценность представляет практически идеально сохранившийся фрегат начала XVII века, сразу же начались исследования по методам оптимальной консервации и сохранения ценной находки. Морёное дерево на открытом воздухе с испарением влаги начинает быстро усыхать и трескаться. Чтобы предотвратить скорое разрушения, использовали полиэтилен-гликоль. Отдельные элементы судна погружались в глубокие ванны, а само судно в течение 17 (!) лет опрыскивали раствором.
15.
И этого оказалось недостаточно. После 17 лет опрыскивания ПЭГ начался контроль за процессом высыхания дерева с постепенным понижением влажности. Тогда же стартовав проект по визуализации лиц утонувших людей на основе поднятых черепов. Выглядит жутковато, когда наворачиваешь круги по этажам вокруг корабля, внезапно поворачиваешься - а на тебя пристально смотрят. Ремарка на случай, если у читателя возник вопрос: а что там кроме самого корабля ничего нет? И фильм покажут, и аудиогид предложат, и на поднятые предметы и отдельные скульптуры, заново окрашенные, посмотреть предложат.
16.
В 1990м году "Васа" переезжает в новое здание музея, где и находится по сей день. История сохранения и исследований корабля на этом не заканчивается, аж до самого конца поста интересных фактов набралось. В 2000м году, запомнившемся стокгольмцам чересчур дождливым летом, тысячи посетителей, прячась от непогоды, приходили посмотреть на уникальный корабль. От перепадов влажности на поверхности корабля и деревянных артефактов проявились белые и жёлтые пятна - влага вступала во взаимодействие с серой, содержащейся в морёной древесине, что привело к образованию разрушительных кислот. Вжух, и тут же, пока "Васа" не исчез на глазах у посетителей со всего мира, внедрили новую супер-пупер систему климат-контроля и запустили международный проект по исследованию процессов, протекающих внутри древесины.
17.
Только в 2018м году завершился семилетний проект по замене проржавевших насквозь заклёпок на специально разработанные болты из коррозионностойкой стали, применяемой в нефтегазовой промышленности. Затраты колоссальные, даже при государственных субсидиях. Больше миллиона посетителей в год вносят свой вклад в бюджет уникального музея, ставшего самой популярной достопримечательностью в Швеции и, внимание для пользователей Trip Advisor, вошедшего в ТОП-10 достопримечательностей мира на этом туристическом сайте. В любом случае, если Вы прилетите или приплывёте на пароме в Стокгольм в полном незнании и небрежно откроете озвученный выше сайт, "Васа" там обнаружится в первых строках.
18.
"Поплывём, куда в голову взбредёт - вот, что такое корабль. Это не просто киль, палуба, паруса, хоть без них нельзя. Просто корабль.. Чёрная Жемчужина... это свобода", - говаривал Джек Воробей. Простите, капитан Джек Воробей.
Для меня приехать в Стокгольм и не посетить "Васа" между собой никак не стыковалось, поэтому я направился туда в первый же день. Один из лучших и самых необычных и уникальных музеев мира, где приходилось бывать. Это Вам не на "Аврору" сходить посмотреть. Почему ж в блогах так редко про него пишут?! Keep it locked!
Другие посты о Стокгольме:
Стокгольм, я хочу тебя на 360
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Машина войны, гроза морей - какими только высокопарными эпитетами не осыпали будущее судно, когда в 1625м году король севера, шведский монарх Густав II Адольф распорядился для усиления морских позиций державы построить 4 боевых корабля, один из которых, "Васа", согласно проектным характеристикам выданного технического задания обещал стать самым крупным, быстроходным и самым мощным на Балтике. С Россией всегда отношения натянутые были исторически, войну с Данией от отца король унаследовал, да и на Польшу имелись виды - тут ж без пополнения флота никак не обойтись. Словно шведский король совершил заключил договор с Дейви Джонсом и принял на службу команду "Летучего Голландца", флагманскому кораблю "Васа" надлежало непременно устрашающе действовать на потенциального противника своим величием, подавлять всякое желание к сопротивлению и вынуждать вывешивать на мачте белый флаг.
Амбициозный проект шведский "снежный лев" Густав II Адольф закрепил, обратившись не в шарашкину контору с нелегальными гастарбайтерами, а к знатоку своего дела - корабельных дел мастеру из Голландии, Хенрику Хюбертсену. Тот сказал: "Не вопрос, вызов принят!" И взялся за дело на новой верфи рядом со Стокгольмом. В случае с "Васа" король взял дело, как принято говорить, "под свой личный контроль", чтобы следить, как расходуются государственные средства, и чтобы фрегат, что по всем прогнозам должен был его возвеличить не превратился в тыкву или многолетний долгострой, потому что подрядчики распилили бюджет, а рабочие ночами воровали и продавали стройматериалы.
2.
Спустя год киль будущего морского убийцы уже красовался на верфи в Шеппсхольмене, когда ведущий конструктор, будучи серьёзно больным, отошёл от дел и передал управление проектом своему ассистенту, а ещё через год скончался. Зная дальнейшую судьбу судна, возможно, и к лучшему. Обо всём по порядку, пока работа в верфи кипела 6 дней в неделю от рассвета и до заката. В тёплое время года в Шеппсхольмене трудились до 300 рабочих, часть из них нанимали в Швеции - шведов, финнов и даже оленеводов-саамов, а также иммигрантов из Дании и стран Балтики. Другую часть рабочей силы составляли сезонные рабочие из Голландии и Германии.
3.
Не то, что единого языка на стройке века не существовало, да и системы измерений рабочие использовали разные, как привыкли у себя дома. Гастарбайтеры, будет называть их лучше экспатами, получали в два раза большее жалованье, а не наоборот, как у нас сейчас принято, что вызывало волнение и недовольство у обычных шведов. Подобное вавилонское столпотворение в масштабах одного судна не могло пройти без проблем, и корабль вышел, скажем так, несколько асимметричный, что наверное, не бросалось в глаза, раз уж в итоге его без переделок и корректировок спустили на воду.
4.
А король тем временем закрывал на мелкие нюансы глаза, полностью доверяя назначенным им прорабам и менеджеру проекту. Для строительства судов привлекались только лучшие зарубежные эксперты из Швейцарии, Шотландии и Дании, применялись самые лучшие материалы. Дубовые брёвна закупались в частном владении под Стокгольмом, доски поменьше привозились из Риги и Амстердама, смола из южной Швеции и Финляндии, ткань для парусов из Голландии и Франции, пенька из Латвии, уголь для плавильных печей из Англии. Сподвижник Хюбертсена постоянно находился в разъездах, выискивая топовые материалы и комплектующие.
5.
69 метров в длину, 50 в высоту от киля до верхушки мачты, 10 парусов, 1200 тон веса, сотни резных скульптур и барельефов, украшающих корму. Гигантскую плавучую крепость должны были бояться до самого Копенгагена - боевая мощь 64 пушек в 4 раза превышала любой другой шведский корабль и в 2 раза превышала мощь самых крупных судов других морских держав в регионе. Однако, в своё первое (и последнее) плавание "Васа" вышел с 8 пустующими глазницами орудий - верфь справилась со своей частью работы гораздо быстрее, чем плавильные и литейные цеха успели изготовить госзаказ в полном объёме.
6.
Трагедии и позорного фиаско можно было избежать. Зашвартованный у королевского дворца корабль ожидал первого выхода в море, матросы начищали палубы, увязывали канаты, а суровое солнце играло лучами на расписных скульптурах кормовой части. "Адмирал, у нас проблема!" - обратился капитан к старшему по званию и пригласил того на борт. По сигналу команда из 30-40 матросов начала бегать поперёк палубы от левого борта к правому. Казалось, что для такой громадины, машины войны эти поползновения - как капля в море. А "Васа" стал опасно раскачиваться с увеличивающейся амплитудой, как кукла-неваляшка из советского детства. Покрывшись холодным потом, адмирал приказал завершить демонстрацию. И как теперь докладывать главному, что посудина, предмет мечтаний и амбиций короля севера, вышла жутко неустойчивой? Через несколько месяцев назначили торжественное первое плавание.
7.
10 августа 1628 года значится в архивах, как день, когда случился один из главных эпик фейлов в истории Швеции. В четыре или пять часов дня с командой на борту и приглашёнными родственниками, что обязались сойти в ближайшей крепости, "Васа" отправился в своё первое плавание к летней базе шведского флота. Дул южный ветер, и с помощью якорей пришлось разворачивать и тянуть судно к концу острова, где ныне находится крупный транспортный узел Шлюссен. Там по прикидкам "Васа" подхватило бы течение и вынесло из городской гавани в море. И вот последний канат отвязали, и под залпы салюта и крики толпы фрегат со спущенными парусами из-за слабого ветра двинулся вниз по течению, практически не реагируя на повороты штурвала.
8.
Первый порыв ветра привел к существенному крену, но медленно "Васа" выправилась обратно. Следующий порыв оказался сильнее, судно наклонилось и через открытые порты орудий на нижней палубе внутрь хлынула вода. "Васа" начала стремительно тонуть на глазах у собравшихся вдоль набережных жителей Стокгольма и королевской семьи. Несмотря на попытки задраить люки или сбалансировать корабль он затонул за считанные минуты. Кто успел - прыгали за борт и пускались вплавь к берегу, другие ухватились за торчавшие некоторое время мачты и ждали, что их подберёт лодка, третьи, порядка 30 человек, не смогли выбраться с нижних отсеков и утонули.
9.
А с кого, собственно, спрос, где искать крайнего и в чём причина? И бакланов не обвинишь, что ночью накануне первого плавания проклевали дырки в обшивке. Ассистент почившего Хюбертсена парировал, что дескать, я не я, мопед не мой, я построил по одобренному и подписанному королём проекту, так что претензию принять не могу. За что заплатили - то и получили. Ринулись в верфь, на уровень ниже искать виновных - а рабочие и их начальство того же мнения: есть проект, мы по нему в точности построили. Явно ж умолчали про разные системы измерения и волнения в коллективе. Виноват, получается, главный конструктор, что проект не просчитал должным образом.
10.
Часть читателей с инженерным образованием уже смекнула, в чём дело. Остальные, не обделённые смекалкой, не отстают. Нижняя часть "Васа", та, что ниже ватерлинии, вышла чересчур лёгкой относительно верхней палубы, пушек, высоких мачт и всего остального. Такое расположение центра тяжести пусть и давало +10 к быстроходности, но убавляло -50 от устойчивости. Если Хюбертсену доверили по итогам тендера строительство судна, значит, он шишек на корабельном деле уже набил и знал, как пропорционально увеличить габариты предыдущих своих творений по отношению к гиганту "Васа". В те годы доработка являлась само собой разумеющимся этапом после спуска на воду - добавлялись или убирались перекрытия, убиралась хоть целая палуба, если того требовалось. Адмирал не сказал, король поднажал, чтобы поскорее пустить пыль в глаза конкурентам, а в итоге все его амбиции и вложенные миллионы в одно мгновенье оказалось под водой на глубине 32 метров. По тем временам подобная катастрофа сродни падению шаттла или спутника при запуске, как минимум.
11.
Годы шли, попытки поднять со дна затонувшую махину и терпели одну неудачу за другой. Корабль всё глубже увязал в илистом дне, не оставляя королевской фамилии ни единой надежды заново освоить улетевшие в трубу средства. Спустя 35 лет, проломив верхнюю палубу, удалось таки выудить почти все пушки, используя новейшее изобретение того времени - водолазный колокол, а о "Васа" позабыли на почти 2,5 столетия, пока до гавани не добрались в 1920м году два дельца с польскими фамилиями и подали прошение о доступе ко всем затонувшим судам; точнее они не то, чтобы обладали мощным судном с краном и планировали поднять фрегат на поверхность, а собирались по-простецки скинуть бомбочку и собрать обломки морёного дуба для перепродажи на мебельные производства, где на подобный материал в период популярности в Швеции стиля ар-деко существовал огромный спрос. Одобрили бы заявку власти - никакого музея Vasa, который за 2017й год посетили почти 1,5 миллиона человек, и не существовало бы.
12.
Как водится, всегда находится умелец или герой, которому больше всех надо. Занимавшийся военной-морской историей Андерс Францен решил разыскать "Васа", полагая, что корабль за три столетия не мог подвергнуться существенным разрушениям. Курсируя по гавани Стокгольма на своей личной лодке с якорем и сконструированным им лично лотом-пробосборником, в августе 1956 года он наконец-то обнаружил первую зацепку - лот вернулся с кусочком почерневшего дуба. Через несколько дней его соратник, погрузившись с аквалангом, засвидетельствовал о наличии на дне лежащего на боку крупного судна в чрезвычайно хорошем состоянии. Вода в гавани чересчур холодная и обладает пониженной солёностью - корабельные черви, особый вид моллюсков, который протачивают себе ходы в древесине, просто теоретически не смогли бы выжить в подобных условиях.
13.
Спустя 331 год после своего первого и последнего плавания и катастрофы "Васа" сдвинулась с мёртвого места - в августе 1959 года началась чётко спланированная и сложная операция по подводному перемещению и подъёму судна. Причём идеи предлагались самые абсурдные и фантастические - например, нафаршировать корабль шариками для пинг-понга, и тогда он всплывёт. Два года дайверы по старинному методу рыли 6 туннелей под фрегатом и протаскивали через них толстые стальные тросы между двумя понтонами. Создав натяжение кабелей за счёт закачивания воды в понтоны с последующим её редким сбросом, удалось приподнять корабль и освободить его из грязевого плена. За 18 подходов его перетащили поближе к берегу на 17-метровую глубину, где ещё полтора года с кораблём работали дайверы, готовя его к подъёму на поверхность: очищали трюмы от грязи, укрепляли перекрытия, доставали на поверхность всякую утварь, инструменты, монеты, отдельные резные скульптуры и личные вещи команды.
14.
24 апреля 1961го года газеты по всему миру пестрили фотографиями поднятого на поверхность фрегата, а в феврале 1962го года его впервые выставили на обозрение всем желающим в спроектированном музее-верфи. Открытие музея ознаменовалось залпом из двух оригинальных корабельных орудий. Только за первый год продали более 400 тысяч билетов. Учитывая, сколько сил и средств потратили на подъёмную операцию и какую культурную ценность представляет практически идеально сохранившийся фрегат начала XVII века, сразу же начались исследования по методам оптимальной консервации и сохранения ценной находки. Морёное дерево на открытом воздухе с испарением влаги начинает быстро усыхать и трескаться. Чтобы предотвратить скорое разрушения, использовали полиэтилен-гликоль. Отдельные элементы судна погружались в глубокие ванны, а само судно в течение 17 (!) лет опрыскивали раствором.
15.
И этого оказалось недостаточно. После 17 лет опрыскивания ПЭГ начался контроль за процессом высыхания дерева с постепенным понижением влажности. Тогда же стартовав проект по визуализации лиц утонувших людей на основе поднятых черепов. Выглядит жутковато, когда наворачиваешь круги по этажам вокруг корабля, внезапно поворачиваешься - а на тебя пристально смотрят. Ремарка на случай, если у читателя возник вопрос: а что там кроме самого корабля ничего нет? И фильм покажут, и аудиогид предложат, и на поднятые предметы и отдельные скульптуры, заново окрашенные, посмотреть предложат.
16.
В 1990м году "Васа" переезжает в новое здание музея, где и находится по сей день. История сохранения и исследований корабля на этом не заканчивается, аж до самого конца поста интересных фактов набралось. В 2000м году, запомнившемся стокгольмцам чересчур дождливым летом, тысячи посетителей, прячась от непогоды, приходили посмотреть на уникальный корабль. От перепадов влажности на поверхности корабля и деревянных артефактов проявились белые и жёлтые пятна - влага вступала во взаимодействие с серой, содержащейся в морёной древесине, что привело к образованию разрушительных кислот. Вжух, и тут же, пока "Васа" не исчез на глазах у посетителей со всего мира, внедрили новую супер-пупер систему климат-контроля и запустили международный проект по исследованию процессов, протекающих внутри древесины.
17.
Только в 2018м году завершился семилетний проект по замене проржавевших насквозь заклёпок на специально разработанные болты из коррозионностойкой стали, применяемой в нефтегазовой промышленности. Затраты колоссальные, даже при государственных субсидиях. Больше миллиона посетителей в год вносят свой вклад в бюджет уникального музея, ставшего самой популярной достопримечательностью в Швеции и, внимание для пользователей Trip Advisor, вошедшего в ТОП-10 достопримечательностей мира на этом туристическом сайте. В любом случае, если Вы прилетите или приплывёте на пароме в Стокгольм в полном незнании и небрежно откроете озвученный выше сайт, "Васа" там обнаружится в первых строках.
18.
"Поплывём, куда в голову взбредёт - вот, что такое корабль. Это не просто киль, палуба, паруса, хоть без них нельзя. Просто корабль.. Чёрная Жемчужина... это свобода", - говаривал Джек Воробей. Простите, капитан Джек Воробей.
Для меня приехать в Стокгольм и не посетить "Васа" между собой никак не стыковалось, поэтому я направился туда в первый же день. Один из лучших и самых необычных и уникальных музеев мира, где приходилось бывать. Это Вам не на "Аврору" сходить посмотреть. Почему ж в блогах так редко про него пишут?! Keep it locked!
Другие посты о Стокгольме:
Стокгольм, я хочу тебя на 360
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Взято: sasha-lotus.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]