Где СМИ лучше
---
Фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа «ЦИРКОН» при поддержке Комитета гражданских инициатив подготовили «Индекс развития медиасферы-2018», сопоставив российские регионы по уровню развития института массовой информации.
Для расчета индекса использовалось 48 индикаторов, разделенных на несколько групп: состояние среды для работы СМИ, состояние и активность основных стейкхолдеров, состояние аудитории, самих СМИ и медиаконтента. Индексы рассчитаны на основе публичной региональной и федеральной статистики, негосударственной статистики, экспертных оценок, а также массового социологического опроса во всех регионах России.
По результатам исследования, рейтинг A (наиболее развитые регионы) получили 11 субъектов федерации. В лидерах — Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская Челябинская, Самарская и Новосибирская области, Татарстан, Приморский и Красноярский края. Рейтинг B присвоен 30 регионам со средним уровнем развития. В группу С с недостаточным уровням развития попал 31 регион. Наконец, рейтинг D получили 13 регионов с наименьшим уровнем развития института массовой информации. Сюда попали Марий Эл, Мордовия, Забайкалье, Алтай, Адыгея, КБР, Хакасия, Калмыкия, ЕАО, Бурятия, Ингушетия, Чечня, Тыва.
Авторы исследования подчеркивают, что по сравнению с рейтингом 2017 годом. класс поменяли 22 региона. Причем 10 перешли в более высокую группу, а 12 – в более низкую. Все изменения происходили в пределах одного класса, в основном (14 переходов) между B и С.
Главный тренд, который отметил директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин — продолжающееся и увеличивающееся расслоение регионов.
— То есть Москва – лидер на протяжении всех лет – оказалась как никогда высоко, а последний регион, которым в 2018 году стала Тыва — как никогда низко, — комментирует эксперт.
По его словам, такой тренд наблюдается не только по интегральному индексу, но и по разным частным индексам и большому числу индикаторов. Например, по такому важному индикатору как уровень трат региональных бюджетов на поддержку СМИ.
Среди частных индексов наибольшее расслоение между регионами – по уровню медиаконтента, а наименьшее – по состоянию аудитории. Другими словами, аудитория разных регионов оказалась более однородной, чем остальные аспекты медиасферы, замечают авторы доклада.
«Поэтому плохое состояние медиасферы, самих медиа в регионе нельзя оправдать словами «у нас люди другие». Например, не доверяют журналистам, не желают получать информацию из альтернативных источников, без запроса на качественный контент», — добавляет Дмитрий Казьмин.
Расслоение медиасферы по регионам приводит к оттоку из них талантливых журналистов, сокращению конкуренции, монополизации рынка и снижению качества контента, считает директор «Медиастанданта». Он называет право на информацию базовым для человека и считает, что Россия должна следовать общемировым тенденциям — поддерживать локальные СМИ и независимую журналистику.
Также аналитики данные массовых опросов группы «ЦИРКОН» по темам состояния аудитории и потреблению новостного продукта.
По данным исследования, по-прежнему самым популярным каналом информации остается телевидение, предпочтение которому отдает около 75% опрошенных людей. На втором месте расположился Интернет, который в качестве источника информации использует 45% опрошенных россиян. Печатная пресса замыкает тройку лидеров среди источников информации, печатную прессу выбирают 19% респондентов.
При этом стоит отметить, что уровень доверия людей к неформальным источникам информации из года в год растет. Так, например, согласно опросу в 2018 году, информации в YouTube доверяет 12% респондентов, каналам в Telegram — 4% россиян (среди молодежи этот показатель в 3 раза больше), в то время как еще всего год назад Youtube доверяли 8% людей, а Telegram — 1%.
Основными тенденция в сфере развития СМИ аналитики называют стагнацию телевидения; рост аудитории интернета с акцентом на потребление новых медиа; снижение аудитории газет и журналов и их цифровых версий; спад интереса к прослушиванию радио вне дома.
Политолог, руководитель Центра защиты прав журналистов и СМИ Карелии Анатолий Цыганков рассуждает о том, что в России достигнут рекордный уровень расслоения регионов по состоянию медиасферы: "Вопрос о суммах, которые тратятся в регионах на поддержку информационного разнообразия (конкурентной среды), сложно анализировать.
Существуют два разных сегмента СМИ, назовём их обобщённо – «государственные СМИ» и «коммерческие СМИ». В первом случае речь идёт об изданиях, финансируемых за счёт бюджета, в том или ином объёме. Вторые – это чисто коммерческие предприятия, существующие либо за счёт рекламных денег (таких меньшинство), либо «политических инвестиций» (явных и тайных спонсоров). Обсчитать их общий бюджет не получится, нет открытых данных по второй группе изданий. Хотя вторая группа больше формирует информационную среду, чем первая.
Почти всегда здесь имеются в виду интернет-СМИ, в том числе и те из них, которые не обладают юридическим статусом СМИ, то есть не зарегистрированы".
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии факультета философии и социологии Башкирского государственного университета, публицист, главный редактор портала “Красная Евразия”, член Экспертного совета Евразийского Движения Российской Федерации (ЕДРФ) (Уфа) Рустем Вахитов рассуждает о том, что в России достигнут рекордный уровень расслоения регионов по состоянию медиасферы: "Действительно, по стране очень неравномерное распределение финансов. В столицах гораздо больше денег, в этой связи там работают более качественные СМИ, туда приезжают опытные журналисты. В депрессивных регионах, особенно в малых городах, СМИ постепенно умирают. Это приходится признавать.
В крупных городах население более независимо. В регионах, особенно на селе это не так. Там народ более зависим от власти. Вопрос о культурном развитии регионов, а также о поддержке там инициативных и творческих людей перед местными властями просто не стоит. Они заняты другим, прежде всего, распределением бюджетных потоков, именно в этом они видят свою главную задачу".
Писатель, публицист, общественный деятель (Пенза) Михаил Козин рассуждает о том, что в России достигнут рекордный уровень расслоения регионов по состоянию медиасферы: " Так у нас такое расслоение во всём. Понятие золотой середины кануло в небытие и мы вряд ли увидим где-то баланс.
В регионах со слабым развитием СМИ некуда расти, так как вся пресса зависима строго от местечковых событий и при малейшем поступательном движении либо попадает под пресс власть имущих управленцев, либо переходит на новый уровень.
Однако переход на этот самый новый уровень возможен исключительно при серьёзных денежных вливаниях, а тут уж всё будет зависеть от интересов спонсоров".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Для расчета индекса использовалось 48 индикаторов, разделенных на несколько групп: состояние среды для работы СМИ, состояние и активность основных стейкхолдеров, состояние аудитории, самих СМИ и медиаконтента. Индексы рассчитаны на основе публичной региональной и федеральной статистики, негосударственной статистики, экспертных оценок, а также массового социологического опроса во всех регионах России.
По результатам исследования, рейтинг A (наиболее развитые регионы) получили 11 субъектов федерации. В лидерах — Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская Челябинская, Самарская и Новосибирская области, Татарстан, Приморский и Красноярский края. Рейтинг B присвоен 30 регионам со средним уровнем развития. В группу С с недостаточным уровням развития попал 31 регион. Наконец, рейтинг D получили 13 регионов с наименьшим уровнем развития института массовой информации. Сюда попали Марий Эл, Мордовия, Забайкалье, Алтай, Адыгея, КБР, Хакасия, Калмыкия, ЕАО, Бурятия, Ингушетия, Чечня, Тыва.
Авторы исследования подчеркивают, что по сравнению с рейтингом 2017 годом. класс поменяли 22 региона. Причем 10 перешли в более высокую группу, а 12 – в более низкую. Все изменения происходили в пределах одного класса, в основном (14 переходов) между B и С.
Главный тренд, который отметил директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин — продолжающееся и увеличивающееся расслоение регионов.
— То есть Москва – лидер на протяжении всех лет – оказалась как никогда высоко, а последний регион, которым в 2018 году стала Тыва — как никогда низко, — комментирует эксперт.
По его словам, такой тренд наблюдается не только по интегральному индексу, но и по разным частным индексам и большому числу индикаторов. Например, по такому важному индикатору как уровень трат региональных бюджетов на поддержку СМИ.
Среди частных индексов наибольшее расслоение между регионами – по уровню медиаконтента, а наименьшее – по состоянию аудитории. Другими словами, аудитория разных регионов оказалась более однородной, чем остальные аспекты медиасферы, замечают авторы доклада.
«Поэтому плохое состояние медиасферы, самих медиа в регионе нельзя оправдать словами «у нас люди другие». Например, не доверяют журналистам, не желают получать информацию из альтернативных источников, без запроса на качественный контент», — добавляет Дмитрий Казьмин.
Расслоение медиасферы по регионам приводит к оттоку из них талантливых журналистов, сокращению конкуренции, монополизации рынка и снижению качества контента, считает директор «Медиастанданта». Он называет право на информацию базовым для человека и считает, что Россия должна следовать общемировым тенденциям — поддерживать локальные СМИ и независимую журналистику.
Также аналитики данные массовых опросов группы «ЦИРКОН» по темам состояния аудитории и потреблению новостного продукта.
По данным исследования, по-прежнему самым популярным каналом информации остается телевидение, предпочтение которому отдает около 75% опрошенных людей. На втором месте расположился Интернет, который в качестве источника информации использует 45% опрошенных россиян. Печатная пресса замыкает тройку лидеров среди источников информации, печатную прессу выбирают 19% респондентов.
При этом стоит отметить, что уровень доверия людей к неформальным источникам информации из года в год растет. Так, например, согласно опросу в 2018 году, информации в YouTube доверяет 12% респондентов, каналам в Telegram — 4% россиян (среди молодежи этот показатель в 3 раза больше), в то время как еще всего год назад Youtube доверяли 8% людей, а Telegram — 1%.
Основными тенденция в сфере развития СМИ аналитики называют стагнацию телевидения; рост аудитории интернета с акцентом на потребление новых медиа; снижение аудитории газет и журналов и их цифровых версий; спад интереса к прослушиванию радио вне дома.
Политолог, руководитель Центра защиты прав журналистов и СМИ Карелии Анатолий Цыганков рассуждает о том, что в России достигнут рекордный уровень расслоения регионов по состоянию медиасферы: "Вопрос о суммах, которые тратятся в регионах на поддержку информационного разнообразия (конкурентной среды), сложно анализировать.
Существуют два разных сегмента СМИ, назовём их обобщённо – «государственные СМИ» и «коммерческие СМИ». В первом случае речь идёт об изданиях, финансируемых за счёт бюджета, в том или ином объёме. Вторые – это чисто коммерческие предприятия, существующие либо за счёт рекламных денег (таких меньшинство), либо «политических инвестиций» (явных и тайных спонсоров). Обсчитать их общий бюджет не получится, нет открытых данных по второй группе изданий. Хотя вторая группа больше формирует информационную среду, чем первая.
Почти всегда здесь имеются в виду интернет-СМИ, в том числе и те из них, которые не обладают юридическим статусом СМИ, то есть не зарегистрированы".
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии факультета философии и социологии Башкирского государственного университета, публицист, главный редактор портала “Красная Евразия”, член Экспертного совета Евразийского Движения Российской Федерации (ЕДРФ) (Уфа) Рустем Вахитов рассуждает о том, что в России достигнут рекордный уровень расслоения регионов по состоянию медиасферы: "Действительно, по стране очень неравномерное распределение финансов. В столицах гораздо больше денег, в этой связи там работают более качественные СМИ, туда приезжают опытные журналисты. В депрессивных регионах, особенно в малых городах, СМИ постепенно умирают. Это приходится признавать.
В крупных городах население более независимо. В регионах, особенно на селе это не так. Там народ более зависим от власти. Вопрос о культурном развитии регионов, а также о поддержке там инициативных и творческих людей перед местными властями просто не стоит. Они заняты другим, прежде всего, распределением бюджетных потоков, именно в этом они видят свою главную задачу".
Писатель, публицист, общественный деятель (Пенза) Михаил Козин рассуждает о том, что в России достигнут рекордный уровень расслоения регионов по состоянию медиасферы: " Так у нас такое расслоение во всём. Понятие золотой середины кануло в небытие и мы вряд ли увидим где-то баланс.
В регионах со слабым развитием СМИ некуда расти, так как вся пресса зависима строго от местечковых событий и при малейшем поступательном движении либо попадает под пресс власть имущих управленцев, либо переходит на новый уровень.
Однако переход на этот самый новый уровень возможен исключительно при серьёзных денежных вливаниях, а тут уж всё будет зависеть от интересов спонсоров".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]