Где СМИ лучше
24.01.2019 404 0 0 davydov-index

Где СМИ лучше

---
0
В закладки
Фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа «ЦИРКОН» при поддержке Комитета гражданских инициатив подготовили «Индекс развития медиасферы-2018», сопоставив российские регионы по уровню развития института массовой информации.

Где СМИ лучше информации, регионов, уровень, более, развития, медиасферы, аудитории, регионах, людей, России, состоянию, состояние, достигнут, рекордный, расслоения, исследования, рассуждает, расслоение, больше, опрошенных


Для расчета индекса использовалось 48 индикаторов, разделенных на несколько групп: состояние среды для работы СМИ, состояние и активность основных стейкхолдеров, состояние аудитории, самих СМИ и медиаконтента. Индексы рассчитаны на основе публичной региональной и федеральной статистики, негосударственной статистики, экспертных оценок, а также массового социологического опроса во всех регионах России.

По результатам исследования, рейтинг A (наиболее развитые регионы) получили 11 субъектов федерации. В лидерах — Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская Челябинская, Самарская и Новосибирская области, Татарстан, Приморский и Красноярский края. Рейтинг B присвоен 30 регионам со средним уровнем развития. В группу С с недостаточным уровням развития попал 31 регион. Наконец, рейтинг D получили 13 регионов с наименьшим уровнем развития института массовой информации. Сюда попали Марий Эл, Мордовия, Забайкалье, Алтай, Адыгея, КБР, Хакасия, Калмыкия, ЕАО, Бурятия, Ингушетия, Чечня, Тыва.

Авторы исследования подчеркивают, что по сравнению с рейтингом 2017 годом. класс поменяли 22 региона. Причем 10 перешли в более высокую группу, а 12 – в более низкую. Все изменения происходили в пределах одного класса, в основном (14 переходов) между B и С.

Главный тренд, который отметил директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин — продолжающееся и увеличивающееся расслоение регионов.

— То есть Москва – лидер на протяжении всех лет – оказалась как никогда высоко, а последний регион, которым в 2018 году стала Тыва — как никогда низко, — комментирует эксперт.

По его словам, такой тренд наблюдается не только по интегральному индексу, но и по разным частным индексам и большому числу индикаторов. Например, по такому важному индикатору как уровень трат региональных бюджетов на поддержку СМИ.

Среди частных индексов наибольшее расслоение между регионами – по уровню медиаконтента, а наименьшее – по состоянию аудитории. Другими словами, аудитория разных регионов оказалась более однородной, чем остальные аспекты медиасферы, замечают авторы доклада.

«Поэтому плохое состояние медиасферы, самих медиа в регионе нельзя оправдать словами «у нас люди другие». Например, не доверяют журналистам, не желают получать информацию из альтернативных источников, без запроса на качественный контент», — добавляет Дмитрий Казьмин.

Расслоение медиасферы по регионам приводит к оттоку из них талантливых журналистов, сокращению конкуренции, монополизации рынка и снижению качества контента, считает директор «Медиастанданта». Он называет право на информацию базовым для человека и считает, что Россия должна следовать общемировым тенденциям — поддерживать локальные СМИ и независимую журналистику.

Также аналитики данные массовых опросов группы «ЦИРКОН» по темам состояния аудитории и потреблению новостного продукта.

По данным исследования, по-прежнему самым популярным каналом информации остается телевидение, предпочтение которому отдает около 75% опрошенных людей. На втором месте расположился Интернет, который в качестве источника информации использует 45% опрошенных россиян. Печатная пресса замыкает тройку лидеров среди источников информации, печатную прессу выбирают 19% респондентов.

При этом стоит отметить, что уровень доверия людей к неформальным источникам информации из года в год растет. Так, например, согласно опросу в 2018 году, информации в YouTube доверяет 12% респондентов, каналам в Telegram — 4% россиян (среди молодежи этот показатель в 3 раза больше), в то время как еще всего год назад Youtube доверяли 8% людей, а Telegram — 1%.

Основными тенденция в сфере развития СМИ аналитики называют стагнацию телевидения; рост аудитории интернета с акцентом на потребление новых медиа; снижение аудитории газет и журналов и их цифровых версий; спад интереса к прослушиванию радио вне дома.

Политолог, руководитель Центра защиты прав журналистов и СМИ Карелии Анатолий Цыганков рассуждает о том, что в России достигнут рекордный уровень расслоения регионов по состоянию медиасферы: "Вопрос о суммах, которые тратятся в регионах на поддержку информационного разнообразия (конкурентной среды), сложно анализировать.

Существуют два разных сегмента СМИ, назовём их обобщённо – «государственные СМИ» и «коммерческие СМИ». В первом случае речь идёт об изданиях, финансируемых за счёт бюджета, в том или ином объёме. Вторые – это чисто коммерческие предприятия, существующие либо за счёт рекламных денег (таких меньшинство), либо «политических инвестиций» (явных и тайных спонсоров). Обсчитать их общий бюджет не получится, нет открытых данных по второй группе изданий. Хотя вторая группа больше формирует информационную среду, чем первая.

Почти всегда здесь имеются в виду интернет-СМИ, в том числе и те из них, которые не обладают юридическим статусом СМИ, то есть не зарегистрированы".

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии факультета философии и социологии Башкирского государственного университета, публицист, главный редактор портала “Красная Евразия”, член Экспертного совета Евразийского Движения Российской Федерации (ЕДРФ) (Уфа) Рустем Вахитов рассуждает о том, что в России достигнут рекордный уровень расслоения регионов по состоянию медиасферы: "Действительно, по стране очень неравномерное распределение финансов. В столицах гораздо больше денег, в этой связи там работают более качественные СМИ, туда приезжают опытные журналисты. В депрессивных регионах, особенно в малых городах, СМИ постепенно умирают. Это приходится признавать.

В крупных городах население более независимо. В регионах, особенно на селе это не так. Там народ более зависим от власти. Вопрос о культурном развитии регионов, а также о поддержке там инициативных и творческих людей перед местными властями просто не стоит. Они заняты другим, прежде всего, распределением бюджетных потоков, именно в этом они видят свою главную задачу".

Писатель, публицист, общественный деятель (Пенза) Михаил Козин рассуждает о том, что в России достигнут рекордный уровень расслоения регионов по состоянию медиасферы: " Так у нас такое расслоение во всём. Понятие золотой середины кануло в небытие и мы вряд ли увидим где-то баланс.

В регионах со слабым развитием СМИ некуда расти, так как вся пресса зависима строго от местечковых событий и при малейшем поступательном движении либо попадает под пресс власть имущих управленцев, либо переходит на новый уровень.

Однако переход на этот самый новый уровень возможен исключительно при серьёзных денежных вливаниях, а тут уж всё будет зависеть от интересов спонсоров".

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]