если я забуду тебя…
---
Забыть Джона Леннона. Как быстро герои уходят из коллективной памяти?
Однажды в офис 40-летнего профессора Массачусетского технологического института (MIT) Сезара Идальго зашла студентка, он в это время слушал композицию Джона Леннона «Imagine». Девушка не опознала песню, предположив, что звучит Coldplay. Идальго решил изучить, как долго в коллективной памяти сохраняются различные культурные феномены.
В декабре 2018 года группа ученых под его руководством опубликовала исследование об этом. Они использовали данные таких источников, как Billboard, Spotify, IMDb, «Википедия», Бюро США по патентам и товарным знакам и Американское физическое общество (последнее хранит информацию обо всех статьях по физике, опубликованных с 1896 по 2016 годы). Результатом стали математические модели для подсчета скорости выбытия из коллективной памяти некогда популярных песен, фильмов, личностей и научных работ.
Выяснилось, что люди и вещи хранятся в «устной памяти» от 5 до 30 лет. Затем они переходят в письменные (и онлайн) источники – в стадию медленного забытья. Технологический прогресс, расцвет печатной прессы, радио и ТВ, интернет – все это влияет на степень нашего внимания. Все наши культурные продукты, таким образом, следуют по пути вымывания из коллективной памяти.
Коллективная память отражает изменения в сфере коммуникационных технологий. Появление письма, печати, СМИ стало благом для сохранения информации. Но новые медиумы (радио, ТВ) были больше приспособлены под развлечения, чем под науку, так как науке требовались дотошность и осторожное отношение к причинно-следственной связи. Поэтому в XX веке число людей, прославившихся как ученые, их общественный статус и значимость значительно снизились
Чем больше проходит лет, тем больше людей и вещей забывается. Однако в случае с культурными продуктами (кино, песни, научные исследования) этот процесс нельзя однозначно назвать гладким. Ученые выделили два режима: первый – внимание к чему- или кому-либо достигает своего пика и забывание происходит довольно быстро. Второй – более плавный – когда внимание рассеивается постепенно.
Коммуникативная память – то содержание памяти, которое постоянно меняется в процессе ежедневной коммуникации. К примеру, сейчас все говорят о Дональде Трампе – президент США заполнил собой почти всю нашу коммуникативную память. Но спустя лет 20 о нем никто говорить не будет, он перейдет в культурную память
Кто же остается в памяти человечества? Ранее со своими коллегами по MIT Идальго он разработал Pantheon – базу данных, которая ранжирует по популярности различных исторических персонажей в промежутке от IV в. до н.э. до 2010 года. Сейчас 1-е место в рейтинге занимал Аристотель, 2-е – Платон, 3-е – Иисус Христос
via
p.s.
База интересная, но очень спорная. Есть разбивка по странам, по которой есть много вопросов. В 70-е годы в СССР Институтом Искусствознания проводилось большое исследование, посвященное тому, что люди знают об искусстве вообще – в первую очередь речь шла об изобразительном искусстве. Авторы этого исследования пришли в ужас. Потому, что выяснилось, что из всех произведений изобразительного искусства подавляющее большинство опрошенных смогли вспомнить всего два: «Бурлаки на Волге» (репродукция печаталась в букваре) и «Утро в сосновом лесу» (были на конфетах).
Взято: mi3ch.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]