Кусок Европы в сердце Петербурга
---
Разве плохо желать лучшего? Если в Европе все сделано по уму, то почему бы просто не последовать их примеру и не воплотить в жизнь самые лучшие иностранные проекты? Этого желает не только современное общество, разнося в пух и прах советские системы. Ни для кого не секрет, что вместе с бородой бояр Петр I рубил и окно в Западную часть материка, причем как опытный корабельный столяр заусеницы, оставшиеся после работы рубанком, допиливал наждачной бумагой.
Не удивлюсь, что и при строительстве Петербурга он с криками «хочу как в этих ваших Европах» топал каблуком массивного сапога по хлюпающей поверхности болота, распугивая всех окрестных лягушек. Хочу как в Европах и все тут. Причем как там он хотел не только каналы, по которым на лодках будут плавать влюбленные, работяги с углем и туристы с фотоаппаратами. Как там он хотел все: архитектуру, верфь и корабли.
2.
Наш царь вообще кораблями грезил, а поэтому к закладывающемуся фундаменту Адмиралтейства он решил выписать себе заморских иностранных кораблестроителей и с царским указом «А пришлите ка мне из самого Амстердаму, пару сотен отборных специалистов по корабельному делу, да чтоб руки в мозолях трудовых были, а не тех придворных нежнокожих мужей, привыкших влиятельных господ иначе ублажать» послал гонца. За длинным императорским рублем приехала целая армия гастарбайтеров в деревянных кломпах, которых разместили неподалеку.
3.
Для строительных нужд вокруг свежеобразованного поселка прорыли два канала, которые в сочетании с настоящей рекой образовали для Петербурга дополнительный остров. Территорию застроили сараями для трудящихся мигрантов, а также складами для сушки леса. Разносящаяся по округе иностранная речь и непривычная для наших людей обстановка так сильно напоминала иностранный порт, что за островом закрепилось устойчивое название - Голландия.
4.
Для полноценный атмосферы не хватало только горящих над окнами со шлюпками красных фонарей. Хотя может они и были, но наша вылизанная цензурой история умалчивает о пикантных подробностях. Но отставим эти вопросы в сторону, важнее тот факт, что спустя почти полвека назрела угроза превращения европейского балагана в китайский Шанхай, ведь увеличивающаяся плотность построек начинала мешать выполнению поставленных задач. Тогда-то и родилась идея первой перестройки творившегося внутри безобразия.
5.
Многие жители неосознанно пытаются навязать Петру и его голландским сподвижникам революционную идею о вертикальной сушке леса в местных амбарах на Европейский манер, но это оказывается не совсем так. Своеобразный способ хранения предложил действующий в третей четверти XVIII века главный архитектор морского флота - Чевакинский. Именно им выстроены склады по сушке корабельного леса по авторской методике на острове Новая Голландия и подготовлен генеральный план застройки Кронштадта. Кстати, таким новаторским способом удалось не только увеличить вместимость складских помещений, но и избежать гниения ценных пород корабельного дерева, поэтому в наше время Чевакинский мог бы даже книги писать и ездить по миру с серией обучающих семинаров, зарабатывая в разы больше, а в те годы тупо строил.
6.
Заканчивал же работы за умершим научным революционером французский товарищ Баптист Волен-де-морт Жан-Батист Валлен-Деламот, который по гуляющим в народе легендам передал все чертежи главному строительному инженеру. Ну а тот умелец их то ли пропил, то ли нечаянно потерял, но говорят, достраивал уже по памяти, в том числе и знаменитую кирпичную арку. Благо строитель был хороший, а память сносная.
7.
фото с сайта http://rusversia.ru/
Заложенный в остров складской функционал постепенно стали дополнять другими постройкам и к амбарам с лесом допилили круглую морскую тюрьму по английскому рецепту, общее устройство которой подглядели в городе Осборн. Эта тюрьма стала «первой в России, построенной на началах правильной пенитенциарной системы, принятой в лучших тюрьмах европейских государств». Поэтому камеры предназначались только для сна, а в остальное время заключенные работали на благо русского флота, по традиции с лесом.
8.
Довольно необычная архитектура тюремного здания получила в народе прозвище - «Бутылка». А так как никто из служащих флота загреметь на местные нары особо не торопился, то тех, кто совершал необдуманные поступки стали одергивать фразой «не лезь в «бутылку». Так по народной молве эта тюрьма и породила известное крылатое выражение, разлетевшееся по всей стране.
9.
Хотя центральное место в композиции всего острова до сих пор занимает «ковш», вырытый еще при Петре I для погрузо разгрузочных работ, парадный вход которого чуть позже и украсила упомянутая мной арка. Еще позже на основе вырытого бассейна построили второй - опытовый, для нужд известного кораблестроителя Крылова, который в местных водах испытывал собственную теорию непотопляемости корабля.
10.
Интересную легенду приписывают этим водам любители заговоров и тайн, переворачивая известные факты. Говорят, что сама «Аврора» проходила проверку в этих вода. Другие же летописцы рассказывают, что вырыли этот бассейн по личной просьбе химика Менделеева, который разрабатывал на острове важную военную новинку - бездымный порох. Поговаривают, что его лаборатория размещалась в здании бывшей мясосольни, а в бассейне он топил отработанные химикаты.
11.
В начале XX века принадлежавший военно-морским силам остров стал базой для радиостанции, поддерживающей связь с Балтийским и Черноморским флотом, ну а историческую роль второго плана вместе с революцией принес сюда дедушка Ленин. Именно отсюда он обратился к флотским товарищам по радио и сообщил о свершившемся перевороте.
12.
Сегодня некоторых зданий уже нет, в том числе и того, где базировалось радио. Его восстанавливать не стали, сосредоточившись на том, что осталось, и дополняя полезными общественными деталями. Мне вот нравится полюбившийся детям фрегата «Петр и Павел», этакая детская площадка с канатами, пушками, подзорными трубами и штурвалом. Ну а про по-европейски сделанное (кстати, голландской компанией), правильно организованное и приведенное в порядок читайте в любом другом блоге, в том числе и у Варламова. Мое же дело про истории и легенды рассказать, а не кладку дорожек проверить, ливневки и газоны.
13.
фото с сайта http://travelask.ru/
Хотите больше увлекательных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал или на инстаграм. Да пребудет вам и плюсиков в карму, и годного контента в ленту.
Главная «дырка» Петербурга
Владения одного идиота
Банкет для оппозиции
Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но, пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
Взято: alkopona.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]