Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына)
---
Ключом для установления точного времени появления караимов в Кырк-Йере (позднее - Чуфут-Кале — «Иудейская / Еврейская крепость») являются эпиграфические памятники караимского кладбища в Иосафатовой долине.
Самые ранние из надгробных надписей датируются 1364 и 1387 годами, т. е. временем сразу после завоевания татарами Кырк-Йера. Относительно велико количество надгробий XV—XVI веков, в период же расцвета общины в XVII—XVIII веках мы можем говорить о тысячах надгробных памятников. Самым древним сохранившимся памятником является надгробие Мануш, дочери Шабтая, датируемое 1364 годом. На кладбище в настоящее время находятся около 7000 надгробий, около 3400 из них с эпитафиями.
Исаак Сангари - Исаа́к ха-Санга́ри — еврейский проповедник, который убедил хазар принять иудаизм. Упоминается в поздних еврейских источниках.В XIX веке известный исследователь караимских древностей А. Фиркович утверждал, что обнаружил надгробную плиту с именем Сангари в Крыму.
Надписи, зачастую с цитатами из Ветхого завета, выполнены на древнееврейском языке, изредка - на караимском, но древнееврейскими буквами.
В надписях обычно указывали имя, родовую принадлежность, дату смерти, реже - ее причину. Иногда приводили профессию и другие сведения, нередко надписи включают краткие напутствия усопшему.
Отсутствие эпитафий на некоторых могилах объясняется широко распространенным среди караимов культивированием аскетического образа жизни.
Надписи конца XIX - начала XX века обычно имеют двуязычные надписи - на русском и иврите.
Погребальный обряд караимов, известный по этнографическим данным, был единым для богатых и для бедных…
Надмогильные памятники – интереснейшее собрание каллиграфически исполненных эпитафий и орнаментов. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. Орнаментировано приблизительно 6% камней. Наиболее часто встречаются: одна, или несколько окружностей, вписанных друг в друга (солярный знак; древний символ солнца, означал источник жизни, свет, богатство, изобилие, жизненную силу; 3 или 5 окружностей - радуга - символ счастливого завершения чего-либо, благополучного исхода
многолепестковые розетки, вписанные в круг (солярный знак, изображение розетки - эмблемы солнца - пожелание добра, удачи, благоденствия
кипарис (дерево печали, величия); шестиконечная звезда (символ изобилия, красоты, любви, милости, гармонии, свободы, мира, взаимности, симметрии.
Есть типичные еврейские надгробия, распространенные и в западной Европе в XV – XVIII вв. На могильных плитах нередко можно увидеть признаки культовых традиций европейских иудейских общин: кабаллистические многогранники, заключенные в окружности, хасидскую систему расположения эпитафий, ориентировку надгробий.
К сожалению, надписи на многих памятниках уже невозможно прочитать из-за плохой сохранности. Лицевая сторона надгробия, на которой наносилась погребальная надпись, была направлена на север. Эпитафии наносились прямо на поверхность надгробия, иногда вырезались в специально сделанной для этого нише. Караимские надгробия Крыма почти всегда были выдержаны в строгой манере, без дополнительных украшений (отличием являются поздние дорогостоящие надгробия богатых караимов второй половины XIX – начала XX века).
Надпись на надгробии, как правило, делалась не сразу, и иногда даже многие годы спустя после смерти; бывало, что надписи заказывали родственники, которые не знали точных патронимиков и дат смерти и рождения умерших. По этой причине в эпитафиях иногда отсутствуют эти данные.
Значительная часть надгробных надписей была собрана и издана Фирковичем. Правда, последовавшая за этими публикациями полемика, вызвала немало разногласий относительно датировки захоронений.
Авраам Фиркович (1787-1874). Портрет с титульной стороны книги "Авне Зиккарон"
Авраа́м Самуи́лович (Само́йлович) Фирко́вич 2 сентября 1787, Луцк — 17 июня 1874, Чуфут-Кале) — караимский писатель и археолог, собиратель древних рукописей, священнослужитель-газзан. Открытие А. Фирковичем и исследование древнейших памятников родового кладбища караимов в Иосафатовой долине стало научной сенсацией, вызвало глубокий интерес.
Само надгробие А.С. Фирковича находится в самом начале кладбища.
Форма памятников на кладбище «Балта - Тиймез» очень разнообразна – она изменялась в зависимости от эпохи. Преобладают старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия, иногда украшены орнаментом в виде т.н. «сельджукской цепи». Периодом XV – XVII вв. можно датировать массивные и продолговатые двускатные домикообразные надгробия. Ашкеназского типа вертикальные стелы конца XV века принадлежат немногочисленным эмигрантам с территории современной Украины (Киев и Луцк). Некоторые эпитафии XVI – XVII вв. были нанесены на крупные прямоугольные или квадратные плиты, ставившиеся вертикально, но встречаются и плиты лежащие горизонтально, обелески, столо - и гробообразные памятники.
Карло Боссоли Караимское кладбище (близ Чуфут-Кале). 28х18 Литография
Чаще всего встречаются седловидные памятники с двумя или одним рогом. Любопытна интерпретация происхождения формы этих памятников. Некоторые старики видели в ней трансформированный могильный холмик с пиками по углам, другие – седло, которое, согласно преданию, клали на могилу воина-всадника. Как называли этот вид памятника сами караимы в прошлом неизвестно, но в современной терминологии популярны такие названия как «эгер-таш», седло-камень и «бешик-таш», колыбель-камень.
После того как во второй половине XIX в. жители покинули Чуфут-кале, кладбище не было заброшено. Иософатова долина была почитаемым местом погребения, куда привозили умерших из других городов. Захоронение тут считалось почетным, и нередко надгробия ставили людям, умершим и похороненным вдали от Чуфут-Кале – их называют кенотафы или Йолджи –таш («йолджи» – путник, «таш» – камень) или Тикмэ-таш («тик» – прямо стоящий)– камень путнику в виде прямоугольника. Любопытно, что памятник такого рода упоминается в одном из самых страшных караимских проклятий: «Тикмэ таш бол», буквально – «Чтоб ты стал Тикмэ-таш», то есть чтобы умер на чужбине, а не на родине.
Монументальные дорогостоящие надгробия из базальта, гранита и мрамора датируются XIX – началом XX в. После 1917 года кладбище уже практически не использовалось, хотя отдельные памятники появляются там и позднее. В последнее время с левой стороны от входа на некрополь представители крымской караимской общины стали устраивать кенотафные (не содержащие захоронения) могилы (йолджи-ташлар) в честь знаменитых караимов.
До запрета властями Бахчисарая продолжались захоронения (последнее в 1958 г.); позже памятники все же были установлены: Непростая история произошла с йолджы-таш Б.Кокенаю, установленый в 1981 г. Вильнюсским университетом. Этот памятник из-за доноса сняли в 1983 г., а восстановил только в 1989 г.
Бару́х Я́ковлевич Кокена́й (20 декабря 1892 (1 января 1893), Феодосия — 24 июля 1967, Ростов-на-Дону) — исследователь фольклора, истории и культуры караимов, собиратель предметов старины. Автор караимско-русского словаря
В 1997 г. восстановили йолджы-таш герою русско-японской войны поручику Тапсашару; павшему в Порт-Артуре, герою русско-японской войны 1904 г.
Марк Федорович Тапсашар родился в 1872 году в Одессе. Выпускник Одесского юнкерского училища в Одессе. Поручик, командир 7-й роты Квантунского флотского экипажа. Геройски погиб в в ночь с 15 на 16 октября 1904 года в неравном бою, известном в военной истории как контратака Тапсашара. Выбил противника из его же окопов и обратил в бегство. Рядом с ним было обнаружено 16 погибших японских солдат. Японцы, потрясенные его мужеством, унесли тело героя с поля боя и передали русским со всеми военными почестями, на момент передачи прекратив все боевые действия в округе. По указанию японского императора с его сабли была сделана копия для Императорского музея боевой славы в Токио, а подлинник после войны был передан русскому командованию. Похоронен на Ляотешанском кладбище в Порт-Артуре, могила не сохранилась. В крупнейшем караимском некрополе "Балта-тиймез" под Бахчисараем герою, при участии этнокультурного центра "Кале", установлен безмогильный памятник "йолджи таш". Имя Тапсашара запечатлено в народной караимской песне о Порт-Артуре.
"Йолджи таш" С. Шапшалу установлен в 2000х годах
Серая Мордеха́евич Шапшал Вильно, 1938 г. Серая́ Мордеха́евич Шапша́л — «Его Превосходительство Хаджи Серая Хан Шапшал»; 8 (20 мая) 1873, Бахчисарай — 18 ноября 1961, Вильнюс) — русский, польский и советский филолог и ориенталист, профессор, доктор филологических наук, караимский гахам.
Лидия Александровна Ефетова-Габай(1921–1998) Детский врач.
Потомок древнего княжеского рода Гаханов Бабовичей с одной стороны и турецкого паши, консула Турции в Крыму – с другой, Лидия Александровна прекрасно знала историю и культуру народов Крыма, была хранителем исторической памяти и тюркских традиций своего народа. Крымчане с интересом слушали по радио ее рассказы об обрядах и обычаях крымских караимов. Как председатель Совета старейшин, Лидия Александровна, являясь совестью своего малочисленного народа, многое сделала для сохранения его культуры и традиций. Ее трагическая гибель 26 февраля 1998 года стала невосполнимой потерей для крымских караимов.
Размещение погребений производилось на кладбище достаточно произвольно и не всегда логично. Надгробия поздних периодов часто перемежаются с ранними. Ставшая самой престижной часть у входа на кладбище содержит, преимущественно, памятники конца XIX – начала XX в. Родственники, как правило, хоронились неподалеку друг от друга, на кладбище можно выделить несколько семейных секторов.
Самые ранние из надгробных надписей датируются 1364 и 1387 годами, т. е. временем сразу после завоевания татарами Кырк-Йера. Относительно велико количество надгробий XV—XVI веков, в период же расцвета общины в XVII—XVIII веках мы можем говорить о тысячах надгробных памятников. Самым древним сохранившимся памятником является надгробие Мануш, дочери Шабтая, датируемое 1364 годом. На кладбище в настоящее время находятся около 7000 надгробий, около 3400 из них с эпитафиями.
Исаак Сангари - Исаа́к ха-Санга́ри — еврейский проповедник, который убедил хазар принять иудаизм. Упоминается в поздних еврейских источниках.В XIX веке известный исследователь караимских древностей А. Фиркович утверждал, что обнаружил надгробную плиту с именем Сангари в Крыму.
Надписи, зачастую с цитатами из Ветхого завета, выполнены на древнееврейском языке, изредка - на караимском, но древнееврейскими буквами.
В надписях обычно указывали имя, родовую принадлежность, дату смерти, реже - ее причину. Иногда приводили профессию и другие сведения, нередко надписи включают краткие напутствия усопшему.
Отсутствие эпитафий на некоторых могилах объясняется широко распространенным среди караимов культивированием аскетического образа жизни.
Надписи конца XIX - начала XX века обычно имеют двуязычные надписи - на русском и иврите.
Погребальный обряд караимов, известный по этнографическим данным, был единым для богатых и для бедных…
Надмогильные памятники – интереснейшее собрание каллиграфически исполненных эпитафий и орнаментов. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. Орнаментировано приблизительно 6% камней. Наиболее часто встречаются: одна, или несколько окружностей, вписанных друг в друга (солярный знак; древний символ солнца, означал источник жизни, свет, богатство, изобилие, жизненную силу; 3 или 5 окружностей - радуга - символ счастливого завершения чего-либо, благополучного исхода
многолепестковые розетки, вписанные в круг (солярный знак, изображение розетки - эмблемы солнца - пожелание добра, удачи, благоденствия
кипарис (дерево печали, величия); шестиконечная звезда (символ изобилия, красоты, любви, милости, гармонии, свободы, мира, взаимности, симметрии.
Есть типичные еврейские надгробия, распространенные и в западной Европе в XV – XVIII вв. На могильных плитах нередко можно увидеть признаки культовых традиций европейских иудейских общин: кабаллистические многогранники, заключенные в окружности, хасидскую систему расположения эпитафий, ориентировку надгробий.
К сожалению, надписи на многих памятниках уже невозможно прочитать из-за плохой сохранности. Лицевая сторона надгробия, на которой наносилась погребальная надпись, была направлена на север. Эпитафии наносились прямо на поверхность надгробия, иногда вырезались в специально сделанной для этого нише. Караимские надгробия Крыма почти всегда были выдержаны в строгой манере, без дополнительных украшений (отличием являются поздние дорогостоящие надгробия богатых караимов второй половины XIX – начала XX века).
Надпись на надгробии, как правило, делалась не сразу, и иногда даже многие годы спустя после смерти; бывало, что надписи заказывали родственники, которые не знали точных патронимиков и дат смерти и рождения умерших. По этой причине в эпитафиях иногда отсутствуют эти данные.
Значительная часть надгробных надписей была собрана и издана Фирковичем. Правда, последовавшая за этими публикациями полемика, вызвала немало разногласий относительно датировки захоронений.
Авраам Фиркович (1787-1874). Портрет с титульной стороны книги "Авне Зиккарон"
Авраа́м Самуи́лович (Само́йлович) Фирко́вич 2 сентября 1787, Луцк — 17 июня 1874, Чуфут-Кале) — караимский писатель и археолог, собиратель древних рукописей, священнослужитель-газзан. Открытие А. Фирковичем и исследование древнейших памятников родового кладбища караимов в Иосафатовой долине стало научной сенсацией, вызвало глубокий интерес.
Само надгробие А.С. Фирковича находится в самом начале кладбища.
Форма памятников на кладбище «Балта - Тиймез» очень разнообразна – она изменялась в зависимости от эпохи. Преобладают старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия, иногда украшены орнаментом в виде т.н. «сельджукской цепи». Периодом XV – XVII вв. можно датировать массивные и продолговатые двускатные домикообразные надгробия. Ашкеназского типа вертикальные стелы конца XV века принадлежат немногочисленным эмигрантам с территории современной Украины (Киев и Луцк). Некоторые эпитафии XVI – XVII вв. были нанесены на крупные прямоугольные или квадратные плиты, ставившиеся вертикально, но встречаются и плиты лежащие горизонтально, обелески, столо - и гробообразные памятники.
Карло Боссоли Караимское кладбище (близ Чуфут-Кале). 28х18 Литография
Чаще всего встречаются седловидные памятники с двумя или одним рогом. Любопытна интерпретация происхождения формы этих памятников. Некоторые старики видели в ней трансформированный могильный холмик с пиками по углам, другие – седло, которое, согласно преданию, клали на могилу воина-всадника. Как называли этот вид памятника сами караимы в прошлом неизвестно, но в современной терминологии популярны такие названия как «эгер-таш», седло-камень и «бешик-таш», колыбель-камень.
После того как во второй половине XIX в. жители покинули Чуфут-кале, кладбище не было заброшено. Иософатова долина была почитаемым местом погребения, куда привозили умерших из других городов. Захоронение тут считалось почетным, и нередко надгробия ставили людям, умершим и похороненным вдали от Чуфут-Кале – их называют кенотафы или Йолджи –таш («йолджи» – путник, «таш» – камень) или Тикмэ-таш («тик» – прямо стоящий)– камень путнику в виде прямоугольника. Любопытно, что памятник такого рода упоминается в одном из самых страшных караимских проклятий: «Тикмэ таш бол», буквально – «Чтоб ты стал Тикмэ-таш», то есть чтобы умер на чужбине, а не на родине.
Монументальные дорогостоящие надгробия из базальта, гранита и мрамора датируются XIX – началом XX в. После 1917 года кладбище уже практически не использовалось, хотя отдельные памятники появляются там и позднее. В последнее время с левой стороны от входа на некрополь представители крымской караимской общины стали устраивать кенотафные (не содержащие захоронения) могилы (йолджи-ташлар) в честь знаменитых караимов.
До запрета властями Бахчисарая продолжались захоронения (последнее в 1958 г.); позже памятники все же были установлены: Непростая история произошла с йолджы-таш Б.Кокенаю, установленый в 1981 г. Вильнюсским университетом. Этот памятник из-за доноса сняли в 1983 г., а восстановил только в 1989 г.
Бару́х Я́ковлевич Кокена́й (20 декабря 1892 (1 января 1893), Феодосия — 24 июля 1967, Ростов-на-Дону) — исследователь фольклора, истории и культуры караимов, собиратель предметов старины. Автор караимско-русского словаря
В 1997 г. восстановили йолджы-таш герою русско-японской войны поручику Тапсашару; павшему в Порт-Артуре, герою русско-японской войны 1904 г.
Марк Федорович Тапсашар родился в 1872 году в Одессе. Выпускник Одесского юнкерского училища в Одессе. Поручик, командир 7-й роты Квантунского флотского экипажа. Геройски погиб в в ночь с 15 на 16 октября 1904 года в неравном бою, известном в военной истории как контратака Тапсашара. Выбил противника из его же окопов и обратил в бегство. Рядом с ним было обнаружено 16 погибших японских солдат. Японцы, потрясенные его мужеством, унесли тело героя с поля боя и передали русским со всеми военными почестями, на момент передачи прекратив все боевые действия в округе. По указанию японского императора с его сабли была сделана копия для Императорского музея боевой славы в Токио, а подлинник после войны был передан русскому командованию. Похоронен на Ляотешанском кладбище в Порт-Артуре, могила не сохранилась. В крупнейшем караимском некрополе "Балта-тиймез" под Бахчисараем герою, при участии этнокультурного центра "Кале", установлен безмогильный памятник "йолджи таш". Имя Тапсашара запечатлено в народной караимской песне о Порт-Артуре.
"Йолджи таш" С. Шапшалу установлен в 2000х годах
Серая Мордеха́евич Шапшал Вильно, 1938 г. Серая́ Мордеха́евич Шапша́л — «Его Превосходительство Хаджи Серая Хан Шапшал»; 8 (20 мая) 1873, Бахчисарай — 18 ноября 1961, Вильнюс) — русский, польский и советский филолог и ориенталист, профессор, доктор филологических наук, караимский гахам.
Лидия Александровна Ефетова-Габай(1921–1998) Детский врач.
Потомок древнего княжеского рода Гаханов Бабовичей с одной стороны и турецкого паши, консула Турции в Крыму – с другой, Лидия Александровна прекрасно знала историю и культуру народов Крыма, была хранителем исторической памяти и тюркских традиций своего народа. Крымчане с интересом слушали по радио ее рассказы об обрядах и обычаях крымских караимов. Как председатель Совета старейшин, Лидия Александровна, являясь совестью своего малочисленного народа, многое сделала для сохранения его культуры и традиций. Ее трагическая гибель 26 февраля 1998 года стала невосполнимой потерей для крымских караимов.
Размещение погребений производилось на кладбище достаточно произвольно и не всегда логично. Надгробия поздних периодов часто перемежаются с ранними. Ставшая самой престижной часть у входа на кладбище содержит, преимущественно, памятники конца XIX – начала XX в. Родственники, как правило, хоронились неподалеку друг от друга, на кладбище можно выделить несколько семейных секторов.
http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=133002
http://alushta-kurort.com/mestoras/bahchisarai/179-karaimskoe-kladbische.html
https://tajn.ru/karaimskoe-kladbishhe
https://4stor.ru/strashno-interesno/20284-karaimskoe-kladbische-na-chufut-kale.htmlhttp://открытая археология.рф/monuments/караимский-некрополь-в-иосафатовой-долине
http://tourlib.net/statti_tourism/bilyalova2.htmhttps://4stor.ru/strashno-interesno/20284-karaimskoe-kladbische-na-chufut-kale.html
Фотографии надгробий, переводы эпитафий и комментарии приводятся по книге: Липунов И., Кизилов М. Караимское кладбище в Иосафатовой долине. Симферополь, 2017Взято: vittasim.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]