Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына)
29.12.2018 660 0 0 vittasim

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына)

---
0
В закладки
Ключом для установления точного времени появления караимов в Кырк-Йере (позднее - Чуфут-Кале — «Иудейская / Еврейская крепость») являются эпиграфические памятники караимского кладбища в Иосафатовой долине.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Самые ранние из надгробных надписей датируются 1364 и 1387 годами, т. е. временем сразу после завоевания татарами Кырк-Йера. Относительно велико количество надгробий XV—XVI веков, в период же расцвета общины в XVII—XVIII веках мы можем говорить о тысячах надгробных памятников. Самым древним сохранившимся памятником является надгробие Мануш, дочери Шабтая, датируемое 1364 годом. На кладбище в настоящее время находятся около 7000 надгробий, около 3400 из них с эпитафиями.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою

Исаак Сангари - Исаа́к ха-Санга́ри — еврейский проповедник, который убедил хазар принять иудаизм. Упоминается в поздних еврейских источниках.В XIX веке известный исследователь караимских древностей А. Фиркович утверждал, что обнаружил надгробную плиту с именем Сангари в Крыму.

Надписи, зачастую с цитатами из  Ветхого завета, выполнены на древнееврейском языке, изредка - на караимском, но древнееврейскими буквами.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


В надписях обычно указывали имя, родовую принадлежность, дату смерти, реже - ее причину. Иногда приводили профессию и другие сведения, нередко надписи включают краткие напутствия усопшему.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Отсутствие эпитафий на некоторых могилах объясняется широко распространенным среди караимов культивированием аскетического образа жизни.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Надписи конца XIX - начала XX века обычно имеют двуязычные надписи - на русском и иврите.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Погребальный обряд караимов, известный по этнографическим данным, был единым для богатых и для бедных…

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Надмогильные памятники – интереснейшее собрание каллиграфически исполненных эпитафий и орнаментов. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. Орнаментировано приблизительно 6% камней. Наиболее часто встречаются: одна, или несколько окружностей, вписанных друг в друга (солярный знак; древний символ солнца, означал источник жизни, свет, богатство, изобилие, жизненную силу; 3 или 5 окружностей - радуга - символ счастливого завершения чего-либо, благополучного исхода

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


многолепестковые розетки, вписанные в круг (солярный знак, изображение розетки - эмблемы солнца - пожелание добра, удачи, благоденствия

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


кипарис (дерево печали, величия); шестиконечная звезда (символ изобилия, красоты, любви, милости, гармонии, свободы, мира, взаимности, симметрии.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Есть типичные еврейские надгробия, распространенные и в западной Европе в XV – XVIII вв. На могильных плитах нередко можно увидеть признаки культовых традиций европейских иудейских общин: кабаллистические многогранники, заключенные в окружности, хасидскую систему расположения эпитафий, ориентировку надгробий.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


К сожалению, надписи на многих памятниках уже невозможно прочитать из-за плохой сохранности. Лицевая сторона надгробия, на которой наносилась погребальная надпись, была направлена на север. Эпитафии наносились прямо на поверхность надгробия, иногда вырезались в специально сделанной для этого нише. Караимские надгробия Крыма почти всегда были выдержаны в строгой манере, без дополнительных украшений (отличием являются поздние дорогостоящие надгробия богатых караимов второй половины XIX – начала XX века).

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Надпись на надгробии, как правило, делалась не сразу, и иногда даже многие годы спустя после смерти; бывало, что надписи заказывали родственники, которые не знали точных патронимиков и дат смерти и рождения умерших. По этой причине в эпитафиях иногда отсутствуют эти данные.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Значительная часть надгробных надписей была собрана и издана Фирковичем. Правда, последовавшая за этими публикациями полемика, вызвала немало разногласий относительно датировки захоронений.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Авраам Фиркович (1787-1874). Портрет с титульной стороны книги "Авне Зиккарон"
Авраа́м Самуи́лович (Само́йлович) Фирко́вич 2 сентября 1787, Луцк — 17 июня 1874, Чуфут-Кале) — караимский писатель и археолог, собиратель древних рукописей, священнослужитель-газзан. Открытие А. Фирковичем и исследование древнейших памятников родового кладбища караимов в Иосафатовой долине стало научной сенсацией, вызвало глубокий интерес.

Само надгробие А.С. Фирковича находится в самом начале кладбища.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Форма памятников на кладбище «Балта - Тиймез» очень разнообразна – она изменялась в зависимости от эпохи. Преобладают старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия, иногда украшены орнаментом в виде т.н. «сельджукской цепи». Периодом XV – XVII вв. можно датировать массивные и продолговатые двускатные домикообразные надгробия. Ашкеназского типа вертикальные стелы конца XV века принадлежат немногочисленным эмигрантам с территории современной Украины (Киев и Луцк). Некоторые эпитафии XVI – XVII вв. были нанесены на крупные прямоугольные или квадратные плиты, ставившиеся вертикально, но встречаются и плиты лежащие горизонтально, обелески, столо - и гробообразные памятники.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою

Карло Боссоли Караимское кладбище (близ Чуфут-Кале). 28х18 Литография

Чаще всего встречаются седловидные памятники с двумя или одним рогом. Любопытна интерпретация происхождения формы этих памятников. Некоторые старики видели в ней трансформированный могильный холмик с пиками по углам, другие – седло, которое, согласно преданию, клали на могилу воина-всадника. Как называли этот вид памятника сами караимы в прошлом неизвестно, но в современной терминологии популярны такие названия как «эгер-таш», седло-камень и «бешик-таш», колыбель-камень.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


После того как во второй половине XIX в. жители покинули Чуфут-кале, кладбище не было заброшено. Иософатова долина была почитаемым местом погребения, куда привозили умерших из других городов. Захоронение тут считалось почетным, и нередко надгробия ставили людям, умершим и похороненным вдали от Чуфут-Кале – их называют кенотафы или Йолджи –таш («йолджи» – путник, «таш» – камень) или Тикмэ-таш («тик» – прямо стоящий)– камень путнику в виде прямоугольника. Любопытно, что памятник такого рода упоминается в одном из самых страшных караимских проклятий: «Тикмэ таш бол», буквально – «Чтоб ты стал Тикмэ-таш», то есть чтобы умер на чужбине, а не на родине.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Монументальные дорогостоящие надгробия из базальта, гранита и мрамора датируются XIX – началом XX в. После 1917 года кладбище уже практически не использовалось, хотя отдельные памятники появляются там и позднее. В последнее время с левой стороны от входа на некрополь представители крымской караимской общины стали устраивать кенотафные (не содержащие захоронения) могилы (йолджи-ташлар) в честь знаменитых караимов.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


До запрета властями Бахчисарая продолжались захоронения (последнее в 1958 г.); позже памятники все же были  установлены: Непростая история произошла с йолджы-таш Б.Кокенаю, установленый в 1981 г. Вильнюсским университетом. Этот памятник из-за доноса сняли в 1983 г., а восстановил только в 1989 г.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою

 Бару́х Я́ковлевич Кокена́й (20 декабря 1892 (1 января 1893), Феодосия — 24 июля 1967, Ростов-на-Дону) — исследователь фольклора, истории и культуры караимов, собиратель предметов старины. Автор караимско-русского словаря

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


В 1997 г. восстановили йолджы-таш герою русско-японской войны поручику Тапсашару; павшему в Порт-Артуре, герою русско-японской войны 1904 г.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Марк Федорович Тапсашар родился в 1872 году в Одессе. Выпускник Одесского юнкерского училища в Одессе. Поручик, командир 7-й роты Квантунского флотского экипажа. Геройски погиб в в ночь с 15 на 16 октября 1904 года в неравном бою, известном в военной истории как контратака Тапсашара. Выбил противника из его же окопов и обратил в бегство. Рядом с ним было обнаружено 16 погибших японских солдат. Японцы, потрясенные его мужеством, унесли тело героя с поля боя и передали русским со всеми военными почестями, на момент передачи прекратив все боевые действия в округе. По указанию японского императора с его сабли была сделана копия для Императорского музея боевой славы в Токио, а подлинник после войны был передан русскому командованию. Похоронен на Ляотешанском кладбище в Порт-Артуре, могила не сохранилась. В крупнейшем караимском некрополе "Балта-тиймез" под Бахчисараем герою, при участии этнокультурного центра "Кале", установлен безмогильный памятник "йолджи таш". Имя Тапсашара запечатлено в народной караимской песне о Порт-Артуре.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою

"Йолджи таш" С. Шапшалу установлен в 2000х годах

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою

Серая Мордеха́евич Шапшал Вильно, 1938 г. Серая́ Мордеха́евич Шапша́л — «Его Превосходительство Хаджи Серая Хан Шапшал»; 8 (20 мая) 1873, Бахчисарай — 18 ноября 1961, Вильнюс) — русский, польский и советский филолог и ориенталист, профессор, доктор филологических наук, караимский гахам.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою

Лидия Александровна Ефетова-Габай(1921–1998) Детский врач.

Потомок древнего княжеского рода Гаханов Бабовичей с одной стороны и турецкого паши, консула Турции в Крыму – с другой, Лидия Александровна прекрасно знала историю и культуру народов Крыма, была хранителем исторической памяти и тюркских традиций своего народа. Крымчане с интересом слушали по радио ее рассказы об обрядах и обычаях крымских караимов. Как председатель Совета старейшин, Лидия Александровна, являясь совестью своего малочисленного народа, многое сделала для сохранения его культуры и традиций. Ее трагическая гибель 26 февраля 1998 года стала невосполнимой потерей для крымских караимов.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


Размещение погребений производилось на кладбище достаточно произвольно и не всегда логично. Надгробия поздних периодов часто перемежаются с ранними. Ставшая самой престижной часть у входа на кладбище содержит, преимущественно, памятники конца XIX – начала XX в. Родственники, как правило, хоронились неподалеку друг от друга, на кладбище можно выделить несколько семейных секторов.

Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 2 (Мир глазами сына) кладбище, надгробия, караимов, памятники, иногда, эпитафий, ЧуфутКале, надгробий, надписи, памятников, стороны, Александровна, смерти, Лидия, встречаются, можно, традиций, ПортАртуре, войны, герою


http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=133002

http://alushta-kurort.com/mestoras/bahchisarai/179-karaimskoe-kladbische.html

https://tajn.ru/karaimskoe-kladbishhe

https://4stor.ru/strashno-interesno/20284-karaimskoe-kladbische-na-chufut-kale.html

http://открытая археология.рф/monuments/караимский-некрополь-в-иосафатовой-долине

http://tourlib.net/statti_tourism/bilyalova2.htm

https://4stor.ru/strashno-interesno/20284-karaimskoe-kladbische-na-chufut-kale.html

Фотографии надгробий, переводы эпитафий и комментарии приводятся по книге: Липунов И., Кизилов М. Караимское кладбище в Иосафатовой долине. Симферополь, 2017
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]