Караимский некрополь в Иосафатовой долине. Часть 1 (Мир глазами сына)
---
На исторической территории крымских караимов, в междуречье Альмы и Качи на нагорье Кырк Йера (округи кырков) находится «священная колыбель» - пещерный город Чуфут-Кале («иудейская крепость»). Называется так он с первой половины XVII в., когда преобладающим населением в крепости стали караимы – иудеи, последователи Ветхозаветной Библии. В непосредственной близости от Чуфут-Кале, за восточной стеной, располагается еще один уникальный памятник истории - Иософатова долина с древним караимским кладбищем.
Попасть на кладбище в Иосафатовой долине несложно. Если идти от Чуфут-Кале, то выйдя из Восточных ворот, нужно пройти около полукилометра по вырубленной в скале дороге к верховьям долины. Дорога приводит к арке, являющейся входом на кладбище.
Караимы являются одним из уникальных народов, которые, несмотря на свою нынешнюю малочисленность, некогда были большим и сильным народом. Они оставили большой политический, этнический, культурный след в истории тюркских народов Крыма.
Руины Чуфут-Кале (Одинокий обитатель, раввин караимов. Мужчина слева - проводник)
Огюст Раффе (1837г.). Караимы города Феодосии (Каффы)
Впервые в письменных источниках название Иосафатова долина встречается в книге немецкого и русского ученого-энциклопедиста Петра Симона Палласа «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства», посетившего Чуфут-Кале в 1794 году. В караимской литературе название впервые появляется в книге С.А. Бейма «Память о Чуфут-Кале» (1862). Здесь же дается и объяснение этому названию: «Она (долина – В.Е) названа так Караимами по имени Иосафатовой долины в Иерусалиме, в память похороненной семьи, вышедшей из Иерусалима». С конца XX века вместо названия Иосафатова долина часто используется псевдотопоним Балта-Тиймез.
Иосафатова долина. Открытка начала XX века
Название долины дано караимами также по аналогии с одноименной долиной погребений в окрестностях Иерусалима, где, по преданию, состоится последний Страшный суд.
Сходство этих районов отмечено давно, и башня крепости над южным обрывом Иософатовой долины еще более тому способствует. Возможно, местные зодчие-караимы воспроизвели эту башню именно с целью придать долине истинно библейский облик.
Оборонительная башня. Южная сторона пещерного города Чуфут-Кале. Автор фото Ольга Иутина
Вот как описывает долину в 60-е гг. XIX российский путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»: «Настоящая Иосафатова долина, долина воскресения мертвых. Могилы, годы, развалины на горах, — все пахнет, действительно, Иерусалимом… Вон внизу протекает иссохший Кедронский ручей, гробница магометанского святого так удобно заменяет Авессаломов мавзолей… В моей памяти восстали все поэтические картины иерусалимских окрестностей, которые мне случалось видеть».
Самое большое караимское кладбище в мире, на котором сохранилось около 7000 надгробий с XIV по XX век. Язык эпитафий — лешон кодеш, древнееврейский язык. Единственное караимское кладбище, имеющее собственное название.
Кладбище огорожено невысокой стеной, сложенной из блоков известняка. За скромной аркой ворот, среди лесных зарослей, открывается поражающее своим видом необозримое море надгробий. Сотни могил заросли густым лесом, надгробия переплетенные лианами, глубоко ушли в землю.
фотография из интернета
В прошлом здесь среди могил росли только старые дубы, рубить которые запрещалось: недаром татары называли кладбище «Балта-Тиймез» (топор не тронет). Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы.
Дубовая роща, "сохраняемая как святыня", поражала воображение путешественников и именитых особ, посещавших родовое гнездо караимов . Проф. К. Мусаев писал (1998): "Караимы – один из тех народов, которым удалось донести до наших дней верования древних предков современных тюркских народов, например, почитание священного дерева (дуба), веру в духов, почитание неба – Тэнгри и т.д.". Сегодня в конце кладбища еще можно увидеть до десятка древних дубов, вся же территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом. Сохранившиеся дубы насчитывают 300-600 лет , принадлежат к виду Крымской флоры – Дубу скальному.
Карл фон Кюгельген. "Караимское кладбище в Чуфут-Кале"
Кладбище расположено на двух весьма крутых склонах долины, его территория вытянута с запада на восток. Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе на протяжении 500м. Надгробия ориентировались по оси север – юг. Связано это было с представлениями о расположении священного города Иерусалима на юге: согласно караимской традиции, именно в сторону Иерусалима следовало направлять молитвы. Более того, именно Иерусалим должны были видеть похороненные караимы, восставшие из мертвых во время прихода Мессии и Страшного суда. По этой причине покойника укладывали ногами на юг, а головой — на север
Помимо караимов, на кладбище были также захоронены немногочисленные евреи-раввинисты, в XVII – начале XIX веков проживавшие в Чуфут-Кале и Бахчисарае.
Кладбище на Чуфут-Кале в Бахчисарае издавна обладает дурной славой. Это мрачное место и днем то вызывает оторопь и мурашки по коже, а смельчака, отправляющегося туда ночью, вообще трудно себе представить. Ощущение страха всюду. Ощущение страха появляется, уже по мере по приближения к нему, поэтому неудивительно, что есть большое количество историй и очевидцев которые рассказывают небылицы вокруг кладбища. Даже бомжи остерегаются ночевать там. Животные, кстати, тоже чувствуют его зловещую атмосферу, и заметить птиц в кронах деревьев кладбища, довольно трудно. Интересно, что в центре кладбища есть полянка, на которую даже листья не падают, и она остается чистой в любое время года.
Существует легенда о том, что компания сатанистов, желающих осквернить это место все же отважилась прийти на караимское кладбище ночью. Как только они начали затевать что-то вроде своего ритуала, из-за кустов на них вышло цепью несколько людей полностью одетых в черную одежду. На людях были черные капюшоны, и сатанисты здорово испугавшись, бросились кто - куда. Говорят, одного из их товарищей с тех пор на их тусовках больше не видели, а черные фигуры двигались среди надгробий, как-то не по-человечески.
Скалы, камни, пустынность и общий библейский вид Чуфут-Кале и Иосафатовой долины издавна привлекают художников. В шестидесятых годах XIX в сюда приезжал И. Н. Крамской, написавший ряд этюдов для картины «Христос в пустыне». Эти места напоминали ему Палестину.
Попасть на кладбище в Иосафатовой долине несложно. Если идти от Чуфут-Кале, то выйдя из Восточных ворот, нужно пройти около полукилометра по вырубленной в скале дороге к верховьям долины. Дорога приводит к арке, являющейся входом на кладбище.
Караимы являются одним из уникальных народов, которые, несмотря на свою нынешнюю малочисленность, некогда были большим и сильным народом. Они оставили большой политический, этнический, культурный след в истории тюркских народов Крыма.
Руины Чуфут-Кале (Одинокий обитатель, раввин караимов. Мужчина слева - проводник)
Огюст Раффе (1837г.). Караимы города Феодосии (Каффы)
Впервые в письменных источниках название Иосафатова долина встречается в книге немецкого и русского ученого-энциклопедиста Петра Симона Палласа «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства», посетившего Чуфут-Кале в 1794 году. В караимской литературе название впервые появляется в книге С.А. Бейма «Память о Чуфут-Кале» (1862). Здесь же дается и объяснение этому названию: «Она (долина – В.Е) названа так Караимами по имени Иосафатовой долины в Иерусалиме, в память похороненной семьи, вышедшей из Иерусалима». С конца XX века вместо названия Иосафатова долина часто используется псевдотопоним Балта-Тиймез.
Иосафатова долина. Открытка начала XX века
Название долины дано караимами также по аналогии с одноименной долиной погребений в окрестностях Иерусалима, где, по преданию, состоится последний Страшный суд.
Сходство этих районов отмечено давно, и башня крепости над южным обрывом Иософатовой долины еще более тому способствует. Возможно, местные зодчие-караимы воспроизвели эту башню именно с целью придать долине истинно библейский облик.
Оборонительная башня. Южная сторона пещерного города Чуфут-Кале. Автор фото Ольга Иутина
Вот как описывает долину в 60-е гг. XIX российский путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»: «Настоящая Иосафатова долина, долина воскресения мертвых. Могилы, годы, развалины на горах, — все пахнет, действительно, Иерусалимом… Вон внизу протекает иссохший Кедронский ручей, гробница магометанского святого так удобно заменяет Авессаломов мавзолей… В моей памяти восстали все поэтические картины иерусалимских окрестностей, которые мне случалось видеть».
Самое большое караимское кладбище в мире, на котором сохранилось около 7000 надгробий с XIV по XX век. Язык эпитафий — лешон кодеш, древнееврейский язык. Единственное караимское кладбище, имеющее собственное название.
Кладбище огорожено невысокой стеной, сложенной из блоков известняка. За скромной аркой ворот, среди лесных зарослей, открывается поражающее своим видом необозримое море надгробий. Сотни могил заросли густым лесом, надгробия переплетенные лианами, глубоко ушли в землю.
фотография из интернета
В прошлом здесь среди могил росли только старые дубы, рубить которые запрещалось: недаром татары называли кладбище «Балта-Тиймез» (топор не тронет). Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы.
Дубовая роща, "сохраняемая как святыня", поражала воображение путешественников и именитых особ, посещавших родовое гнездо караимов . Проф. К. Мусаев писал (1998): "Караимы – один из тех народов, которым удалось донести до наших дней верования древних предков современных тюркских народов, например, почитание священного дерева (дуба), веру в духов, почитание неба – Тэнгри и т.д.". Сегодня в конце кладбища еще можно увидеть до десятка древних дубов, вся же территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом. Сохранившиеся дубы насчитывают 300-600 лет , принадлежат к виду Крымской флоры – Дубу скальному.
Карл фон Кюгельген. "Караимское кладбище в Чуфут-Кале"
Кладбище расположено на двух весьма крутых склонах долины, его территория вытянута с запада на восток. Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе на протяжении 500м. Надгробия ориентировались по оси север – юг. Связано это было с представлениями о расположении священного города Иерусалима на юге: согласно караимской традиции, именно в сторону Иерусалима следовало направлять молитвы. Более того, именно Иерусалим должны были видеть похороненные караимы, восставшие из мертвых во время прихода Мессии и Страшного суда. По этой причине покойника укладывали ногами на юг, а головой — на север
Помимо караимов, на кладбище были также захоронены немногочисленные евреи-раввинисты, в XVII – начале XIX веков проживавшие в Чуфут-Кале и Бахчисарае.
Кладбище на Чуфут-Кале в Бахчисарае издавна обладает дурной славой. Это мрачное место и днем то вызывает оторопь и мурашки по коже, а смельчака, отправляющегося туда ночью, вообще трудно себе представить. Ощущение страха всюду. Ощущение страха появляется, уже по мере по приближения к нему, поэтому неудивительно, что есть большое количество историй и очевидцев которые рассказывают небылицы вокруг кладбища. Даже бомжи остерегаются ночевать там. Животные, кстати, тоже чувствуют его зловещую атмосферу, и заметить птиц в кронах деревьев кладбища, довольно трудно. Интересно, что в центре кладбища есть полянка, на которую даже листья не падают, и она остается чистой в любое время года.
Существует легенда о том, что компания сатанистов, желающих осквернить это место все же отважилась прийти на караимское кладбище ночью. Как только они начали затевать что-то вроде своего ритуала, из-за кустов на них вышло цепью несколько людей полностью одетых в черную одежду. На людях были черные капюшоны, и сатанисты здорово испугавшись, бросились кто - куда. Говорят, одного из их товарищей с тех пор на их тусовках больше не видели, а черные фигуры двигались среди надгробий, как-то не по-человечески.
Скалы, камни, пустынность и общий библейский вид Чуфут-Кале и Иосафатовой долины издавна привлекают художников. В шестидесятых годах XIX в сюда приезжал И. Н. Крамской, написавший ряд этюдов для картины «Христос в пустыне». Эти места напоминали ему Палестину.
http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=133002
http://alushta-kurort.com/mestoras/bahchisarai/179-karaimskoe-kladbische.html
https://tajn.ru/karaimskoe-kladbishhe
https://4stor.ru/strashno-interesno/20284-karaimskoe-kladbische-na-chufut-kale.htmlhttp://открытая археология.рф/monuments/караимский-некрополь-в-иосафатовой-долине
http://tourlib.net/statti_tourism/bilyalova2.htmhttp://karaimbook.com/?p=607
http://www.hagahan-lib.ru/library/krimskaya-iudeya-ocherki-istorii-evreev-hazar-karaimov-i-krimchakov-v-krimu-s-antichnih-vremen-do-nashih-dney17.html
Взято: vittasim.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]