Каппадокия. Из Гореме в Чавушин.
Побывав в Каппадокии я могу сказать, что посетил одно из самых необычных мест на планете. История этого региона началась ещё до нашей эры и в любой период была наполнена событиями. На этой территории, прямо в центре Турции, раньше проживало много христиан. Свои дома они обустраивали прямо в скалах, а некоторые города уходят на десятки этажей под землю. Активно действовали тут не только люди, но и природа, сформиров уникальный рельеф из вулканических пород. Многие называют его лунным, потому что они на что не похож. Но я считаю его вполне земным и разнообразным.
С чего начинается Каппадокия.
Закат у входа в долину Пашабаг.
Мы прилетели в Кайсери уже в темноте. Оттуда за час добрались до отеля в Герёме, номера которого были оформлены в стиле пещеры. Каменный пол, стены, потолок и отсутствие окон –вот как это выглядело. С первого вечера осталась только эта фотография, где у меня в руке карта маршрута на следующий день.
Зато утром нас поразил вид с крыши. Тишина, солнце, огромное количество воздушных шаров в небе и ни на что не похожий рельеф! Такими были первые впечатления от Каппадокии.
Позавтракав в отеле, который был очень похож на все турецкие отели из воспоминаний моего детства, мы выдвинулись к месту, обещающему красивый вид.
Внутри каждой скалы вырублены проходы, там скрывается маленький мир.
Вид был действительно необычный, правда восхождение солнца на небо мы совсем пропустили.
Было только начало марта, а в Турции во всю начинали цвести деревья. Особенно привлекали внимания эти турецкие сакуры (ну а как их ещё назвать?). Несмотря на то, что уезжали мы из заснеженной Москвы, в душе уже трепетало будто в мае.
Учхисар это город со скалой в нескольких километров от Гореме. В него мы направились на следующий день, а первое впечатление успели составить прямо на этом месте.
Пешочком вдоль дороги мы дошли до музея под открытым небом Гореме. И тогда мы ещё считали, что вокруг красиво!
Музей представляет из себя скопление христианских церквей на небольшом пятачке. Если церквями называть вырубленные гроты в скалах. Главное, что́ их отличает от многочисленных церквей со свободным доступом, это сохранившиеся фрески. Считается, эти церкви были вырублены почти тысячу лет назад!
Сначала это кажется очень необычным, но потом понимаешь, что люди прибегали к таким решениям не от хорошей жизни. Ведь жить в скале, должно быть, очень трудно. Христиане приходили сюда из-за усиливающихся гонений. Вулканический туф – достаточно мягкая порода, хорошо поддающаяся обработке. Вступая в реакцию с воздухом, он наоборот каменеет. К тому же рельеф местности и скрытность таких пещер позволяли хорошо спрятаться.
Даже сейчас местные жители не строят домов в открытой местности, а пытаются пристроиться к скале, хотя бы нежилыми помещениям вроде кладовки.
В музее достаточно много людей –прямо так и не скажешь, что мы попали в низкий сезон. Это можно было заметить только в долинах.
Так и выглядят упомянутые фрески. К сожалению, их осталось совсем мало.
Насмотревшись на пещеры, которые в конце уже стали сливаться в одну длинную последовательность гротов, мы вышли из музея и двинулись в сторону долин, маршруты по которым я тщательно размечал заранее.
Сначала дорога была не очень интересной, и выручала только музыкальная колонка. Затем мы наткнулись на какую-то пещеру, где на входе нам выдали фонари, а по проходам внутри можно было перемещаться только гуськом. Подвергнув свой организм такой сильной физической нагрузке и испачкавшись в песке и пыли, мы вылезли обратно и двинулись дальше.
А потом началось самое красивое! Мы подошли ко входу в долину Мескендир, которая выглядела как застывшие волны из песка. Узкая дорожка проходила между гребнями и, конечно же, мы быстро спустились вниз и могли только догадываться, куда она нас выведет.
Несмотря на то, что в музее люди толпились, в долине не было вообще ни души. Мы встретили нескольких человек за весь день. Периодически нам попадались небольшие ларьки, в которых летом, наверное, продаются прохладительные напитки, а сейчас там не было даже продавца. Такое ощущение, что ещё совсем недавно тут бурлила жизнь, но людям пришлось оставить это место по какой-то причине.
Дорожка достаточно сильно петляла, иногда мы натыкались на препятствия, но в целом было понятно, куда двигаться дальше.
Один раз мы свернули чуть не туда и вышли к большой церкви в скале. Это был не просто грот на пару человек, а прямо целый церковный зал с куполом.
Где-то мы наткнулись на работающее кафе, в котором нам предложили свежевыжатый апельсиновый сок.
А это я попытался побыть отшельником. Залезть почти смог, а слез только при помощи советов вида: "Сейчас левую ногу правее и ниже" – потому что самому эти выемки не видно.
Несмотря на тёплую погоду, деревья ещё только начинали просыпаться.
Порой нам приходилось идти вверх, сильно вверх и резко вверх. Было интересно, какой вид откроется на этот раз!
Долины плавно переходят друг в друга. Мескендир – в розовую, а потом в красную, так что точно определить, где именно ты сейчас находишься, невозможно.
Эти долины, наверное, всё-таки не для велосипедиста. Но в одной точки нам повстречалась группа мотоциклистов. Они умчали вдаль с ревущими моторами, напоминая серфингистов, покоряющих волны.
Наверное, эта долина называется красной из-за оттенка скал.
Необычный рельеф Каппадокии формировался очень много лет. Сначала, около 65 миллионов лет назад, в этом регионе обильно извергались вулканы, и долины оказались залиты лавой и туфом. После этого благодаря резко-континентальному климату Каппадокии происходила активная эрозия и выветривание. Вулканическая порода разрушалась под действием воды и льда.
И вот что из этого получилось. Невероятные виды! Это совершенно уникальное место на планете.
К вечеру мы уже немного устали и присели перекусить. На крыше очередного пустующего кафетерия. Всё шло по плану, и мы приближались к "очень трудному участку пути" – именно так он был отмечен на карте.
На карте отмечено очень много скрытых мест, ради которых стоит отойти в сторону от основного маршрута. Так мы наткнулись на церковь, внутри которой были вырублены колонны, а также несколько просторных залов.
А для чего нужны были эти вырезы, я не знаю. Но их очень много в каждой скале. В это место я забрался из тех залов, когда полез в какое-то отверстие в стене. Остальные за мной почему-то не последовали.
Через пару минут они заметили меня в каком-то другом месте скалы. Всё-таки внутри скрываются целые лабиринты!
Трудный участок выглядел так. Надо было пролезть вверх по гладкому крутому склону, а потом спрыгнуть вниз. Был ещё участок с очень крутым и долгим спуском с холма, там даже была верёвка привязана, чтобы не улететь вниз. Но только в определённых местах...
Я его преодолел первым, а у остальных в этот раз не было запасного пути.
Ближе к закату мы наконец вышли к Чавушину. Это заброшенная часть города, где уже никто не живёт. Отличные декорации для какого-нибудь фильма!
Если мы шли чуть быстрее, то успели бы в долину Пашабаг, которая начинается с таких необычных столбов.
Такая форма получилась из-за разной плотности пород на вершине столба и в его основании. Но этим висящим камням всё равно как-то не доверяешь.
Встретив закат необычайной красоты, мы вышли к дороге, словили попутку и вернулись в Гореме. В темноте мы направились дегустировать самое изысканное блюдо турецкой кухни – кебаб.
Эти виды производят очень глубокое впечатление. Я не знаю, как всё описать словами. Даже сейчас, почти через год, пересматривая эти фотографии, я по-прежнему удивляюсь, насколько всё необычно. Даже не верится, что я побывал в этом месте.
Взято: spectralm.livejournal.com