Выставка М.Ф.Казакова в музее архитектуры
---
Музей архитектуры на Воздвиженке - один из моих самых любимых музеев в Москве.
Во первых я его уважаю как профессиональный архитектор.
Во вторых музей размещается в здании, построенным архитектором М.Ф.Казаковым.
И самое главное - я всегда нахожу в нем много всего интересного....:))
Вид музея архитектуры в 1970-е годы .................
Представляю Вам свою новую статью о новой экспозиции в Государственном музее архитектуры имени Щусева:
В музее архитектуры с декабря работает выставка - к 280-летию со дня рождения великого русского зодчего Матвея Федоровича Казакова (1738 - 1812). Выставка «Матвей Казаков и допожарная Москва» станет первой ретроспективой творчества архитектора за последние десятилетия.
Матвей Казаков – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Получая образование в архитектурной школе Дмитрия Ухтомского, он постигал основы архитектуры по трактатам Витрувия, Палладио и Виньолы. Вначале он работал под руководством Василия Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, к 1786 году Казаков возглавил Экспедицию и фактически стал ведущим архитектором Москвы. По проектам Казакова построено здание Сената в Кремле, новое здание Московского университета, Дом Благородного собрания, Голицынская и Павловская больницы, усадьбы Демидова и другие шедевры Москвы.
М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Происхождение Матвея Федоровича Казакова при всем желании благородным назвать нельзя. Его дед был крепостным крестьянином, отец вырос в деревне и по рекрутской квоте был сдан в солдаты, точнее, в матросы. По счастью, он был грамотен и обладал красивым почерком, благодаря чему его отправили служить не на корабль, а в Московский Адмиралтейский комиссариат, где поручили снимать копии с документов. Со временем Федор Михайлович продвинулся по службе и занял должность подканцеляриста, что освобождало его от крепостной зависимости. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи. Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. В 1751 году Казакова приняли в школу известного зодчего Дмитрия Васильевича Ухтомского. Помимо великолепной художественной школы Казаков приобрел практические навыки в организации строительства, в выборе материалов и технологий.
Легкие точные чертежи, уверенный рисунок лепных деталей – все это было присуще мастеру с юных лет. Своё графическое мастерство он отрабатывал на лучших образцах архитектурного наследия прошлого, изучая древнегреческие ордера. Архитектор Казаков стал убежденным сторонником продуманного до мелочей органичного классического стиля.
Показывать и пересказывать все увиденное на выставке занятие трудоемкое, да это и невозможно. Сотни планшетов с чертежами – планы, фасады, разрезы, цветные графические работы - их много, очень много. Здесь надо просто неторопливо гулять и внимательно смотреть. К счастью, лично мне все проекты М.Ф.Казакова давно известны, и я спокойно посмотрел их еще один раз. Посмотрел с великим удовольствием. Ведь наш Казаков – это один из немногих истинно русских архитекторов.
Уже сам вход в музей поражает простатой и величием.
Парадная лестница украшена еще и скульптурой. По этой лестнице посетитель попадает на второй этаж здания
А весь второй этаж этого дома-дворца, известного под именем городской усадьбы Талызина, тоже построенного Казаковым, вся главная анфилада залов занята сегодня выставкой.
В этом году организаторы выставки пошли на смелый эксперимент - все окна анфилады закрыты стенками, окрашенными в разные цвета. В каждом зале своя стеночка, (на фотографиях она слева, в желтых тонах) полностью закрывающая настоящую стену здания с окнами. Так что на улицу уже не посмотришь. При таком решение в каждом зале площадь для размещения экспозиции намного увеличивается, ведь задействованы не три, а все четыре стены зала. Но окна в анфиладе как бы отсутствуют. Несколько непривычно, на мой взгляд. Хотя по зимнему времени (а выставка будет работать с 5 декабря по 10 марта) света из окон немного, все равно в залах всегда включено электрическое освещение. Вот такой эксперимент.
И вот перед нами нескончаемая анфилада, состоящая из семи залов, и все без окон.
План музея Архитектуры. Справа внизу «новая» парадная лестница и анфилада залов, глядящая своими окнами на Воздвиженку.
Планшетов с чертежами на стенах много, на них представлена работы Казакова в разные периоды его деятельности. В основном показаны не копии, а подлинные чертежи, что придает выставке особый эффект.
Одно из первых и самое известное казаковское творение в традициях классицизма — это здание Сената, заложенное в 1776 году. Идеологически это продолжение работы Баженова. Несмотря на сложность планировки - строить пришлось на треугольном участке, так как Кремль был застроен - Казакову удалось сохранить симметрию крыльев, вписать ордерные черты и, конечно, купол с ротондой, который станет визитной карточкой мастера. Минимум декора, никаких излишеств, не более двух цветов, но при этом невероятная прочность конструкции. Здание успело послужить имперскому Сенату, потом московским городским службам и Советскому правительству. Ныне это резиденция главы России и над казаковской ротондой развивается президентский штандарт.
Чертежи здания Сената в Московском Кремле, само здание недавно «раскрыто» после сноса много лет закрывавшего его корпуса Кремлевского театра (так называемого корпуса №14).
Неосуществленные проекты Казакова. Вот так мог бы выглядеть наш Кремль.
Здание Московского университета на Моховой улице, планы, фасады, акварельные виды.
Дом Демидова в Гороховском переулке, планы и фасад. На выставке что ни чертеж – то шедевр.
И еще воспоминание. Как и когда я видел это здание, как его изучал, и что потом про него написал - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/moskovskij_pozhar_1812_g/0-258
В одном из залов есть неожиданная колоннада, с коринфскими капителями.
Расписные потолки в усадьбе Талызиных – это как бы отдельная тема. Рассматривая такие интересные чертежи, ты обычно не смотришь вверх. Но вдруг, иногда, поднимешь взгляд, и – боже ты мой, какая красота на тебя взирает сверху !!!
Архитектурная графика и акварели Казакова и его современников составляют богатейший материал по истории многих общественных и жилых сооружений города второй половины XVIII века. «Допожарные» виды города позволят сегодня, в начале XXI века, визуально восстановить облик давно ушедшей, «казаковской» Москвы.
И, наконец – само это здание, где расположен музей архитектуры, в котором мы сейчас смотрим выставку произведений Казакова.
Фасад усадьбы Талызина по проекту М.Ф.Казакова.
Здание много раз достраивалось, но все равно – в главном его основа осталась неизменной. Флигели впоследствии были надстроены и объединены с главным домом. Далее представлены генплан и все чертежи усадьбы.
Четыре года назад я сетовал (https://archistorik.livejournal.com/2770.html), что музей архитектуры уж слишком тихий и незаметный на фоне других центральных музеев Москвы.
Сегодня, выходя их музея Архитектуры, хочется отметить, что за последние годы музей обновился и как бы воскрес заново. Он стал яркий и живой. Похоже, что тяжелые годы для моего любимого музея – уже пройденный этап. И даже такая деталь, что в музее создан нормальный книжный магазин, большой и удобный, наполненный книгами и альбомами по архитектуре, уже говорит о многом.
Да и кафе в Музее – это тоже здорово!
Во первых я его уважаю как профессиональный архитектор.
Во вторых музей размещается в здании, построенным архитектором М.Ф.Казаковым.
И самое главное - я всегда нахожу в нем много всего интересного....:))
Вид музея архитектуры в 1970-е годы .................
Представляю Вам свою новую статью о новой экспозиции в Государственном музее архитектуры имени Щусева:
В музее архитектуры с декабря работает выставка - к 280-летию со дня рождения великого русского зодчего Матвея Федоровича Казакова (1738 - 1812). Выставка «Матвей Казаков и допожарная Москва» станет первой ретроспективой творчества архитектора за последние десятилетия.
Матвей Казаков – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Получая образование в архитектурной школе Дмитрия Ухтомского, он постигал основы архитектуры по трактатам Витрувия, Палладио и Виньолы. Вначале он работал под руководством Василия Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, к 1786 году Казаков возглавил Экспедицию и фактически стал ведущим архитектором Москвы. По проектам Казакова построено здание Сената в Кремле, новое здание Московского университета, Дом Благородного собрания, Голицынская и Павловская больницы, усадьбы Демидова и другие шедевры Москвы.
М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Происхождение Матвея Федоровича Казакова при всем желании благородным назвать нельзя. Его дед был крепостным крестьянином, отец вырос в деревне и по рекрутской квоте был сдан в солдаты, точнее, в матросы. По счастью, он был грамотен и обладал красивым почерком, благодаря чему его отправили служить не на корабль, а в Московский Адмиралтейский комиссариат, где поручили снимать копии с документов. Со временем Федор Михайлович продвинулся по службе и занял должность подканцеляриста, что освобождало его от крепостной зависимости. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи. Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. В 1751 году Казакова приняли в школу известного зодчего Дмитрия Васильевича Ухтомского. Помимо великолепной художественной школы Казаков приобрел практические навыки в организации строительства, в выборе материалов и технологий.
Легкие точные чертежи, уверенный рисунок лепных деталей – все это было присуще мастеру с юных лет. Своё графическое мастерство он отрабатывал на лучших образцах архитектурного наследия прошлого, изучая древнегреческие ордера. Архитектор Казаков стал убежденным сторонником продуманного до мелочей органичного классического стиля.
Показывать и пересказывать все увиденное на выставке занятие трудоемкое, да это и невозможно. Сотни планшетов с чертежами – планы, фасады, разрезы, цветные графические работы - их много, очень много. Здесь надо просто неторопливо гулять и внимательно смотреть. К счастью, лично мне все проекты М.Ф.Казакова давно известны, и я спокойно посмотрел их еще один раз. Посмотрел с великим удовольствием. Ведь наш Казаков – это один из немногих истинно русских архитекторов.
Уже сам вход в музей поражает простатой и величием.
Парадная лестница украшена еще и скульптурой. По этой лестнице посетитель попадает на второй этаж здания
А весь второй этаж этого дома-дворца, известного под именем городской усадьбы Талызина, тоже построенного Казаковым, вся главная анфилада залов занята сегодня выставкой.
В этом году организаторы выставки пошли на смелый эксперимент - все окна анфилады закрыты стенками, окрашенными в разные цвета. В каждом зале своя стеночка, (на фотографиях она слева, в желтых тонах) полностью закрывающая настоящую стену здания с окнами. Так что на улицу уже не посмотришь. При таком решение в каждом зале площадь для размещения экспозиции намного увеличивается, ведь задействованы не три, а все четыре стены зала. Но окна в анфиладе как бы отсутствуют. Несколько непривычно, на мой взгляд. Хотя по зимнему времени (а выставка будет работать с 5 декабря по 10 марта) света из окон немного, все равно в залах всегда включено электрическое освещение. Вот такой эксперимент.
И вот перед нами нескончаемая анфилада, состоящая из семи залов, и все без окон.
План музея Архитектуры. Справа внизу «новая» парадная лестница и анфилада залов, глядящая своими окнами на Воздвиженку.
Планшетов с чертежами на стенах много, на них представлена работы Казакова в разные периоды его деятельности. В основном показаны не копии, а подлинные чертежи, что придает выставке особый эффект.
Одно из первых и самое известное казаковское творение в традициях классицизма — это здание Сената, заложенное в 1776 году. Идеологически это продолжение работы Баженова. Несмотря на сложность планировки - строить пришлось на треугольном участке, так как Кремль был застроен - Казакову удалось сохранить симметрию крыльев, вписать ордерные черты и, конечно, купол с ротондой, который станет визитной карточкой мастера. Минимум декора, никаких излишеств, не более двух цветов, но при этом невероятная прочность конструкции. Здание успело послужить имперскому Сенату, потом московским городским службам и Советскому правительству. Ныне это резиденция главы России и над казаковской ротондой развивается президентский штандарт.
Чертежи здания Сената в Московском Кремле, само здание недавно «раскрыто» после сноса много лет закрывавшего его корпуса Кремлевского театра (так называемого корпуса №14).
Неосуществленные проекты Казакова. Вот так мог бы выглядеть наш Кремль.
Здание Московского университета на Моховой улице, планы, фасады, акварельные виды.
Дом Демидова в Гороховском переулке, планы и фасад. На выставке что ни чертеж – то шедевр.
И еще воспоминание. Как и когда я видел это здание, как его изучал, и что потом про него написал - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/moskovskij_pozhar_1812_g/0-258
В одном из залов есть неожиданная колоннада, с коринфскими капителями.
Расписные потолки в усадьбе Талызиных – это как бы отдельная тема. Рассматривая такие интересные чертежи, ты обычно не смотришь вверх. Но вдруг, иногда, поднимешь взгляд, и – боже ты мой, какая красота на тебя взирает сверху !!!
Архитектурная графика и акварели Казакова и его современников составляют богатейший материал по истории многих общественных и жилых сооружений города второй половины XVIII века. «Допожарные» виды города позволят сегодня, в начале XXI века, визуально восстановить облик давно ушедшей, «казаковской» Москвы.
И, наконец – само это здание, где расположен музей архитектуры, в котором мы сейчас смотрим выставку произведений Казакова.
Фасад усадьбы Талызина по проекту М.Ф.Казакова.
Здание много раз достраивалось, но все равно – в главном его основа осталась неизменной. Флигели впоследствии были надстроены и объединены с главным домом. Далее представлены генплан и все чертежи усадьбы.
Четыре года назад я сетовал (https://archistorik.livejournal.com/2770.html), что музей архитектуры уж слишком тихий и незаметный на фоне других центральных музеев Москвы.
Сегодня, выходя их музея Архитектуры, хочется отметить, что за последние годы музей обновился и как бы воскрес заново. Он стал яркий и живой. Похоже, что тяжелые годы для моего любимого музея – уже пройденный этап. И даже такая деталь, что в музее создан нормальный книжный магазин, большой и удобный, наполненный книгами и альбомами по архитектуре, уже говорит о многом.
Да и кафе в Музее – это тоже здорово!
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]