Шри Пада, или пик Адама. Священная гора четырёх религий
---
Говорят, что если не ступал на вершину священной горы Шри Пады, считай, что и не побывал на Шри-Ланке. Особым шиком считается встретить рассвет на её склонах, а после подняться поклониться отпечатку ступни, что по разным легендам оставили Будда, Шива или Адам. Место, несомненно, святое, только стоит ли ночной поход затраченных сил?
Путь к вершине Шри Пады, или пика Адама, из небольшой и ничем не примечательной деревеньки у подножия занимает порядка двух-трёх часов. Выгрузившись из автобуса, отправились на месте искать жильё, чтобы кинуть рюкзаки и вздремнуть пару часов перед ночным восхождением, поскольку поисковики напрочь отказывались выдавать хотя бы один вариант. Комната оказалась самой дешёвой и самой паршивой за всё путешествие по острову, в тибетских и непальских высокогорных приютах и гестхаусах в разы приятнее ночевать. Как говорится, путь к просветлению и подразумевает тяготы и лишения, так что около двух часов ночи, вооружившись фонариком, примкнули к потокам таких же жаждущих прикоснуться к святыне или поставить ту самую галочку о посещении Шри-Ланки.
Переждав и чуть погревшись в последней перед вершиной кафешке, выдвинулись занимать места для наблюдения восхода солнца. Подготовленные туристы повыше застегнули свои мембранки и пуховики, остальные стойко дрожали в футболках и шортах, дожидаясь буйства рассветных красок, периодически озаряя лестницу вспышками фотокамер и смартфонов. Сделал пару пробных кадров, установив ISO на 6400 (тут пейзажисты одной рукой опёрлись о штатив, а другой схватились за сердце, закатив глаза), нашёл укромный уголок на краю лестницы и терпеливо ждал, пока оранжевый диск солнца, лениво позёвывая, начнёт продираться сквозь завесу заполонивших горизонт облаков.
2.
Отвлечёмся от бытовой прозы и перейдём к мистической лирике: почему же Шри Паду называют священной горой четырёх религий и причём тут Адам? Коренные обитатели острова, сингальцы, считали, что пик высотой 2243 м, долгое время считавшийся самой высокой горой Шри Ланки, является местом жительства божества Самана, в связи с чем распространилось название Саманалаканда. По другой версии, то же название, что переводится как "гора бабочек", закрепилось из-за тысяч бабочек в определённое время года прилетающих на склоны пика.
3.
Однако, широко и прочно закрепилось название Шри Пада, что означает "священный след". На вершине горы, если Вы не восходили во время праздника или выходного и Вам повезло туда пробиться, увидите впадину в камне, очень напоминающую формой отпечаток стопы, с одним лишь уточнением, довольно внушительных размеров: длиной 1,5 метра и шириной 0,76 метра. Буддисты считают, что её оставил последний земной Будда, Сиддхартха Гаутама во время своего визита на остров в знак встречи с Саманом.
4.
Индуисты-тамильцы, не раз оккупировавшие север острова в многочисленных завоевательных войнах, склонны верить, что отпечаток ступни оставил Шива; а сама гора является земным воплощением мифической горы Трикуты, являвшейся столицей царства Раваны, когда тот правил островом - этот период истории острова подробно описан в древнеиндийском эпосе "Рамаяна".
5.
Второе по популярности название, пик Адама, гора получила благодаря мусульманам. По легенде, Бог изгнал согрешившего в раю Адама на землю, заставив тысячу лет стоять на одной ноге. Почему же тогда на Шри-Ланку, а не в район Мекки? Именно утопающий в зелени остров напоминал больше всего сады Эдема. Довольно таки противоречивое суждение, тем не менее имеющее право существование, раз уж название Адамов пик открыто фигурирует во всех статьях и путеводителях, а одна гора рядом с Эллой даже получила название Малый пик Адама.
6.
А что же христиане? Наверняка, мусульманская версия появления отпечатка гигантской ступни на вершине доминирующего над всем остальным ландшафтом пика не могла пройти мимо них, тем более по причине упоминания Адама. И всё же они считают, что своё присутствие отметил таким необычным образом первый христианский проповедник на острове - святой Томас.
7.
С легендами и мифами разобрались, а что же восход? Стоило ли не спать и подниматься по холоду среди ночи по тропе, скудно освещаемой лампами дневного света? Солнце тем временем уже окончательно выкарабкалось из-за облаков, повисших над долиной и окутавших соседние вершины, и дарило первые тёплые лучи сотням и тысячам паломников и туристов. "Лепота несусветная, волшебство природы," - никто подобного рядом не кричал, а только, озябнув и стуча зубами, переминался с ноги на ногу и пытался запилить памятное селфи.
8.
Взглянув вверх, тут же осознал, что пробиться к крохотному храму на вершине и увидеть воочию священную впадину в скале, скопившаяся вода в которой, по поверьям, обладает целительными свойствами, в то утро вряд ли получится. Поднявшись по ступеням на пару десятков метров вверх, я упёрся в плотную и неприступную стену из людей, что не продвинулась вперёд ни на сантиметр по истечении 10-15 минут. Ещё одной туристической фишкой места является треугольная тень, которую сразу после восхода солнца отбрасывает острый пик горы на лежащую внизу долину. Не судьба, да и нужно ли?
9.
С ощущением неполноценности приключения и практически зря потраченных на ночное восхождение сил по каменным ступеням начали скоростной спуск вниз, изредка оборачиваясь, чтобы посмотреть на треугольный пик, накануне вечером скрытый за пеленой облаков; больно уж хотелось поскорее сбежать из многолюдного места, чью святость прочувствовать не получилось. Путь к вершине пусть и облагорожен мощёными лестницами, приносит гораздо больше усталости и боли коленям, нежели помогает быстрее взойти к храму на верхушке пика.
10.
По пути на бегу рассматривали небольшие простецкие и аскетичные святилища со статуями Будды, большую часть которых ночью в темноте даже не смогли заметить.
11.
На ходу решили, что возвращаться в Нувара-Элию, где нас накануне заливало дождём и где не получилось погулять по чайным плантациям и съездить на фабрику, не будем, как и предпринимать оттуда поход на плато Хортона к обрыву, известному как "Конец света", а лучше отправимся южнее, в Эллу, где по обстоятельствам, попробуем подняться на малый пик Адама или Элла Рок.
12.
Восхождение на Шри Паду при всей живописности рассвета стало ложкой дёгтя в бочке мёда, коей для нас предстала Шри-Ланка. Поэтому когда спрашивают, стоит ли ехать ночевать в деревеньку с трудно выговариваемым названием и пару часов убивать колени на лестницах, чтобы увидеть мифический священный след, я сдержанно не рекомендую сие удовольствие, только если Вы не глубоко верующий паломник до мозга костей. Keep it locked!
Другие посты о Шри-Ланке:
Пиннавела. Как я купал слона
Откуда появился чай на Шри-Ланке?
Пещерный храм Дамбулла
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Путь к вершине Шри Пады, или пика Адама, из небольшой и ничем не примечательной деревеньки у подножия занимает порядка двух-трёх часов. Выгрузившись из автобуса, отправились на месте искать жильё, чтобы кинуть рюкзаки и вздремнуть пару часов перед ночным восхождением, поскольку поисковики напрочь отказывались выдавать хотя бы один вариант. Комната оказалась самой дешёвой и самой паршивой за всё путешествие по острову, в тибетских и непальских высокогорных приютах и гестхаусах в разы приятнее ночевать. Как говорится, путь к просветлению и подразумевает тяготы и лишения, так что около двух часов ночи, вооружившись фонариком, примкнули к потокам таких же жаждущих прикоснуться к святыне или поставить ту самую галочку о посещении Шри-Ланки.
Переждав и чуть погревшись в последней перед вершиной кафешке, выдвинулись занимать места для наблюдения восхода солнца. Подготовленные туристы повыше застегнули свои мембранки и пуховики, остальные стойко дрожали в футболках и шортах, дожидаясь буйства рассветных красок, периодически озаряя лестницу вспышками фотокамер и смартфонов. Сделал пару пробных кадров, установив ISO на 6400 (тут пейзажисты одной рукой опёрлись о штатив, а другой схватились за сердце, закатив глаза), нашёл укромный уголок на краю лестницы и терпеливо ждал, пока оранжевый диск солнца, лениво позёвывая, начнёт продираться сквозь завесу заполонивших горизонт облаков.
2.
Отвлечёмся от бытовой прозы и перейдём к мистической лирике: почему же Шри Паду называют священной горой четырёх религий и причём тут Адам? Коренные обитатели острова, сингальцы, считали, что пик высотой 2243 м, долгое время считавшийся самой высокой горой Шри Ланки, является местом жительства божества Самана, в связи с чем распространилось название Саманалаканда. По другой версии, то же название, что переводится как "гора бабочек", закрепилось из-за тысяч бабочек в определённое время года прилетающих на склоны пика.
3.
Однако, широко и прочно закрепилось название Шри Пада, что означает "священный след". На вершине горы, если Вы не восходили во время праздника или выходного и Вам повезло туда пробиться, увидите впадину в камне, очень напоминающую формой отпечаток стопы, с одним лишь уточнением, довольно внушительных размеров: длиной 1,5 метра и шириной 0,76 метра. Буддисты считают, что её оставил последний земной Будда, Сиддхартха Гаутама во время своего визита на остров в знак встречи с Саманом.
4.
Индуисты-тамильцы, не раз оккупировавшие север острова в многочисленных завоевательных войнах, склонны верить, что отпечаток ступни оставил Шива; а сама гора является земным воплощением мифической горы Трикуты, являвшейся столицей царства Раваны, когда тот правил островом - этот период истории острова подробно описан в древнеиндийском эпосе "Рамаяна".
5.
Второе по популярности название, пик Адама, гора получила благодаря мусульманам. По легенде, Бог изгнал согрешившего в раю Адама на землю, заставив тысячу лет стоять на одной ноге. Почему же тогда на Шри-Ланку, а не в район Мекки? Именно утопающий в зелени остров напоминал больше всего сады Эдема. Довольно таки противоречивое суждение, тем не менее имеющее право существование, раз уж название Адамов пик открыто фигурирует во всех статьях и путеводителях, а одна гора рядом с Эллой даже получила название Малый пик Адама.
6.
А что же христиане? Наверняка, мусульманская версия появления отпечатка гигантской ступни на вершине доминирующего над всем остальным ландшафтом пика не могла пройти мимо них, тем более по причине упоминания Адама. И всё же они считают, что своё присутствие отметил таким необычным образом первый христианский проповедник на острове - святой Томас.
7.
С легендами и мифами разобрались, а что же восход? Стоило ли не спать и подниматься по холоду среди ночи по тропе, скудно освещаемой лампами дневного света? Солнце тем временем уже окончательно выкарабкалось из-за облаков, повисших над долиной и окутавших соседние вершины, и дарило первые тёплые лучи сотням и тысячам паломников и туристов. "Лепота несусветная, волшебство природы," - никто подобного рядом не кричал, а только, озябнув и стуча зубами, переминался с ноги на ногу и пытался запилить памятное селфи.
8.
Взглянув вверх, тут же осознал, что пробиться к крохотному храму на вершине и увидеть воочию священную впадину в скале, скопившаяся вода в которой, по поверьям, обладает целительными свойствами, в то утро вряд ли получится. Поднявшись по ступеням на пару десятков метров вверх, я упёрся в плотную и неприступную стену из людей, что не продвинулась вперёд ни на сантиметр по истечении 10-15 минут. Ещё одной туристической фишкой места является треугольная тень, которую сразу после восхода солнца отбрасывает острый пик горы на лежащую внизу долину. Не судьба, да и нужно ли?
9.
С ощущением неполноценности приключения и практически зря потраченных на ночное восхождение сил по каменным ступеням начали скоростной спуск вниз, изредка оборачиваясь, чтобы посмотреть на треугольный пик, накануне вечером скрытый за пеленой облаков; больно уж хотелось поскорее сбежать из многолюдного места, чью святость прочувствовать не получилось. Путь к вершине пусть и облагорожен мощёными лестницами, приносит гораздо больше усталости и боли коленям, нежели помогает быстрее взойти к храму на верхушке пика.
10.
По пути на бегу рассматривали небольшие простецкие и аскетичные святилища со статуями Будды, большую часть которых ночью в темноте даже не смогли заметить.
11.
На ходу решили, что возвращаться в Нувара-Элию, где нас накануне заливало дождём и где не получилось погулять по чайным плантациям и съездить на фабрику, не будем, как и предпринимать оттуда поход на плато Хортона к обрыву, известному как "Конец света", а лучше отправимся южнее, в Эллу, где по обстоятельствам, попробуем подняться на малый пик Адама или Элла Рок.
12.
Восхождение на Шри Паду при всей живописности рассвета стало ложкой дёгтя в бочке мёда, коей для нас предстала Шри-Ланка. Поэтому когда спрашивают, стоит ли ехать ночевать в деревеньку с трудно выговариваемым названием и пару часов убивать колени на лестницах, чтобы увидеть мифический священный след, я сдержанно не рекомендую сие удовольствие, только если Вы не глубоко верующий паломник до мозга костей. Keep it locked!
Другие посты о Шри-Ланке:
Пиннавела. Как я купал слона
Откуда появился чай на Шри-Ланке?
Пещерный храм Дамбулла
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Взято: sasha-lotus.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]