
Галич, Костромская область. Часть вторая. Деревянная жилая застройка.
---
Один из самых примечательных деревянных жилых домов Галича стоит на улице Подбельского под номером 19.

Построен он в конце XIX века, когда улица еще носила название Богоявленской и начиналась не от памятника Ленину, как сейчас, а от рыночной площади, окаймлённой колоннадами четырех корпусов Гостиного двора. Даже в наши дни, спустя сто с лишним лет и пребывая далеко не в лучшем состоянии, дом производит сильное впечатление, заставляя остановиться и присмотреться к нему внимательнее.

Первое, на что обращаешь внимание – замечательный цвет старого дерева, не испорченный окраской. Не каждый владелец удержится от соблазна выкрасить стены, а уж за сто лет сколько владельцев здесь сменилось – не один десяток. Правда, от установки спутниковых тарелок прямо по центру архитектурного памятника нынешние жильцы удержаться не смогли – но этим и ограничились (а могли и стеклопакеты поставить, и вагонкой или сайдингом, прости Господи, обшить, и кондиционер повесить).

Не дошел до наших дней козырёк над входными двухстворчатыми дверями в сени, на фото 2000 года он виден, а нынче лишь след остался:

Дом двухэтажный, обшитый тёсом, с небольшим мезонином, выходящим на улицу:

Оконце весьма примечательное – но, судя по всему, увы, заколоченное изнутри и по назначению не используемое. Даже сохранился старинный крестообразный переплет на правой раме. А вот наличник в печальном состоянии. Непорядок - подправить бы покосившуюся планку и щипец, пока совсем не отвалились и не потерялись. Сандрики здесь такие же, как над окнами второго этажа, можно представить, как это выглядит в целости и сохранности.

В верхней части дома, под карнизом и на самом карнизе, сохранилась нарядная роспись – повторяющиеся изображения цветов и листьев, поблекшие от времени, но при ближайшем рассмотрении вполне читаемые.

Карниз дополнен прямоугольными декоративными мутулами (деталь, в Галиче популярная), а по углам – розетки оригинальной формы. В доме только на изготовление одних этих розеток сколько фантазии и времени ушло! Ниже, под фризом, расположен зубчатый пояс:

Окна второго этажа – просто песня народного деревянного зодчества (та самая, которую в Галиче поют и люди, и коты, и даже рыбы J). Особенно они хороши, если удастся увернуться от чужеродных ТВ-тарелок.

Резьба здесь ажурна и многослойна, а в комплекте с живописью под карнизом выглядит очень нарядно и празднично.

На каждом окне по три резных солнца: самое верхнее - в зените, под ним – должно быть, утреннее восходящее; в нижней части – ночное, на покой до рассвета ушедшее.

Волнообразный узор, трёхслойно разместившийся меж верхними светилами, вполне может символизировать воду, дождь, да то же Галичское озеро, что плещет неподалеку от дома. Вода и солнце – залог жизни. В конце XIX века символам уже не придавали столь важного значения, как в стародавние языческие времена, и роскошная резьба, скорее всего, выполняет чисто эстетическую функцию.

Похоже, украшали именно верхнюю часть дома, ибо первому этажу не досталось и части того, что присутствует выше. Возможно, первый этаж от глаз прикрывался забором – решили и не стараться.

На фото 2000 года на том месте, где сейчас торчат две белых тарелки, присутствует загадочная овальная табличка (справа от окна на ч/б фото), возможно, страховая доска, с названием организации, с которой был заключён договор о возмещении ущерба. В августе 2018 года на её месте остался лишь овальный след-отпечаток:

Открутили при монтаже оборудования и выбросили? А ведь коллекционный раритет. Или продали коллекционеру. Лучший вариант – вручили хозяевам дома, а те бережно почистили и поставили в сервант, на века вечные в память.

И еще пример жилого дома, точнее, бывшей купеческой усадьбы, что расположена по адресу Площадь Революции, д. 1 (до 1925 года называлась Торговой площадью, как и положено центральной городской площади):

Здесь первый этаж дома уже кирпичный, а потому более лаконичный. Второй – деревянный, нарядный, с мезонином и не сохранившимся до наших дней балконом (подозреваю, что центральное окно, заколоченное досками, когда-то было балконной дверью, ибо подоконная часть наличника явно неродная, а из стены под ним торчат металлические балки).

Центральная часть фасада, с тремя узкими окнами, отделена от боковых частей пилястрами, на первом этаже дополненными вертикальными бороздами- ”каннелюрами”, а на втором – накладной резьбою...:

... и изящными ажурными “капителями” несказанной красы:

Видны круглые плоские розетки-солнца и мутулы на карнизе.
Меж собою этажи разделены зубчатым поясом:

Построенный в последней четверти XIX века, дом совмещает черты как классицизма (рустованные межоконные пространства первого каменного этажа да пилястры), так и эклектики (фантазийные наличники как в камне, так и в дереве, смешение фактур и стилей).

Разумеется, очень украшают фасад второго этажа резные наличники:

Хорош мезонин, в треугольном фронтоне которого поместилось еще и полукруглое слуховое оконце:

Радость созерцания омрачает не лучшее состояние памятника архитектуры: разбитые стекла, слепые, заколоченные за ненадобностью, окна, отсутствие кровли, замазанные штукатуркой детали.

Принимаем как есть, делаем скидку на возраст зданий и благодарим неведомых зодчих за тот запас прочности, что при их строительстве был в них заложен.

(Продолжение следует…)

Построен он в конце XIX века, когда улица еще носила название Богоявленской и начиналась не от памятника Ленину, как сейчас, а от рыночной площади, окаймлённой колоннадами четырех корпусов Гостиного двора. Даже в наши дни, спустя сто с лишним лет и пребывая далеко не в лучшем состоянии, дом производит сильное впечатление, заставляя остановиться и присмотреться к нему внимательнее.

Первое, на что обращаешь внимание – замечательный цвет старого дерева, не испорченный окраской. Не каждый владелец удержится от соблазна выкрасить стены, а уж за сто лет сколько владельцев здесь сменилось – не один десяток. Правда, от установки спутниковых тарелок прямо по центру архитектурного памятника нынешние жильцы удержаться не смогли – но этим и ограничились (а могли и стеклопакеты поставить, и вагонкой или сайдингом, прости Господи, обшить, и кондиционер повесить).

Не дошел до наших дней козырёк над входными двухстворчатыми дверями в сени, на фото 2000 года он виден, а нынче лишь след остался:

Дом двухэтажный, обшитый тёсом, с небольшим мезонином, выходящим на улицу:

Оконце весьма примечательное – но, судя по всему, увы, заколоченное изнутри и по назначению не используемое. Даже сохранился старинный крестообразный переплет на правой раме. А вот наличник в печальном состоянии. Непорядок - подправить бы покосившуюся планку и щипец, пока совсем не отвалились и не потерялись. Сандрики здесь такие же, как над окнами второго этажа, можно представить, как это выглядит в целости и сохранности.

В верхней части дома, под карнизом и на самом карнизе, сохранилась нарядная роспись – повторяющиеся изображения цветов и листьев, поблекшие от времени, но при ближайшем рассмотрении вполне читаемые.

Карниз дополнен прямоугольными декоративными мутулами (деталь, в Галиче популярная), а по углам – розетки оригинальной формы. В доме только на изготовление одних этих розеток сколько фантазии и времени ушло! Ниже, под фризом, расположен зубчатый пояс:

Окна второго этажа – просто песня народного деревянного зодчества (та самая, которую в Галиче поют и люди, и коты, и даже рыбы J). Особенно они хороши, если удастся увернуться от чужеродных ТВ-тарелок.

Резьба здесь ажурна и многослойна, а в комплекте с живописью под карнизом выглядит очень нарядно и празднично.

На каждом окне по три резных солнца: самое верхнее - в зените, под ним – должно быть, утреннее восходящее; в нижней части – ночное, на покой до рассвета ушедшее.

Волнообразный узор, трёхслойно разместившийся меж верхними светилами, вполне может символизировать воду, дождь, да то же Галичское озеро, что плещет неподалеку от дома. Вода и солнце – залог жизни. В конце XIX века символам уже не придавали столь важного значения, как в стародавние языческие времена, и роскошная резьба, скорее всего, выполняет чисто эстетическую функцию.

Похоже, украшали именно верхнюю часть дома, ибо первому этажу не досталось и части того, что присутствует выше. Возможно, первый этаж от глаз прикрывался забором – решили и не стараться.

На фото 2000 года на том месте, где сейчас торчат две белых тарелки, присутствует загадочная овальная табличка (справа от окна на ч/б фото), возможно, страховая доска, с названием организации, с которой был заключён договор о возмещении ущерба. В августе 2018 года на её месте остался лишь овальный след-отпечаток:

Открутили при монтаже оборудования и выбросили? А ведь коллекционный раритет. Или продали коллекционеру. Лучший вариант – вручили хозяевам дома, а те бережно почистили и поставили в сервант, на века вечные в память.

И еще пример жилого дома, точнее, бывшей купеческой усадьбы, что расположена по адресу Площадь Революции, д. 1 (до 1925 года называлась Торговой площадью, как и положено центральной городской площади):

Здесь первый этаж дома уже кирпичный, а потому более лаконичный. Второй – деревянный, нарядный, с мезонином и не сохранившимся до наших дней балконом (подозреваю, что центральное окно, заколоченное досками, когда-то было балконной дверью, ибо подоконная часть наличника явно неродная, а из стены под ним торчат металлические балки).

Центральная часть фасада, с тремя узкими окнами, отделена от боковых частей пилястрами, на первом этаже дополненными вертикальными бороздами- ”каннелюрами”, а на втором – накладной резьбою...:

... и изящными ажурными “капителями” несказанной красы:

Видны круглые плоские розетки-солнца и мутулы на карнизе.
Меж собою этажи разделены зубчатым поясом:

Построенный в последней четверти XIX века, дом совмещает черты как классицизма (рустованные межоконные пространства первого каменного этажа да пилястры), так и эклектики (фантазийные наличники как в камне, так и в дереве, смешение фактур и стилей).

Разумеется, очень украшают фасад второго этажа резные наличники:

Хорош мезонин, в треугольном фронтоне которого поместилось еще и полукруглое слуховое оконце:

Радость созерцания омрачает не лучшее состояние памятника архитектуры: разбитые стекла, слепые, заколоченные за ненадобностью, окна, отсутствие кровли, замазанные штукатуркой детали.

Принимаем как есть, делаем скидку на возраст зданий и благодарим неведомых зодчих за тот запас прочности, что при их строительстве был в них заложен.

(Продолжение следует…)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]