День в истории: госпожа Пенициллин
Пианист коснулся клавиш — и нарядный по случаю выпускного зал гимназии наполнили чарующие звуки «Сентиментального вальса». Замерев у окна, девушка сквозь слезы шептала: «Как же так? Нелепая смерть. Ведь он гений! И в самом расцвете…»
Эта история началась в 1915 году в городе Новочеркасске. Выпускница Мариинской женской гимназии Зинаида Ермольева, услышав на выпускном балу музыку обожаемого Чайковского, вспомнила о его биографии, томик которой лежал сейчас дома под ее подушкой. История смерти великого композитора сильно впечатлила юную барышню. Представляя себе, как измученное холерой тело погружают в яму, залитую известью, Зинаида твердо решила стать врачом и победить эту страшную инфекцию.
В 1921 году Зинаида оканчивает медицинский факультет Донского университета. Спустя год в Ростове-на-Дону вспыхивает эпидемия холеры, и Ермольева впервые встречается со своим главным врагом. И сразу показывает всем, чего она стоит: выделив из организма больного холероподобный вибрион, она, чтобы доказать его патогенность и причастность к возникновению вспышки, ставит эксперимент на себе. 24-летняя девушка выпивает суспензию вибрионов, и у нее развивается тяжелое заболевание.
В протоколе опыта она пишет:
«Эксперимент, который едва не кончился трагически, доказал, что холероподобные вибрионы, находясь в кишечнике человека, могут вызывать заболевание, схожее с истинной холерой».
Далее Ермольева начинает разрабатывать микробиологические методы диагностики холеры, а также методы профилактики этого заболевания. Одним из итогов работы стала разработка метода обеззараживания питьевой воды остаточным хлором, который используется и по сей день.
Талантливой девушке, буквально вчерашней студентке, поручают заведовать бактериологическим отделением Северо-Кавказского бактериологического института, параллельно она ассистирует на кафедре микробиологии Северо-Кавказского университета. Но уже в 1925 году она возглавила отдел биохимии микробов в Биохимическом институте в Москве. Здесь Ермольева встречает своего первого мужа — Льва Зильбера, впоследствии выдающегося бактериолога, создателя школы медицинской вирусологии и вирусной теории рака. Свои «медовые месяцы» они проводят, работая в Институте им. Пастера во Франции и Институте им. Коха в Германии.
В 1930-е годы Ермольева работает с лизоцимом и, в частности, разрабатывает способ консервирования икры с его помощью, что было чрезвычайно актуально на тот момент. В 1935 г. ей была присуждена докторская степень, а в 1939 г. — звание профессора.
В 1939 году в Афганистане возникла вспышка холеры. Естественно, Ермольева не могла оставить своего главного врага и отправилась в Среднюю Азию. Здесь она с успехом испытала разработанные ей препараты холерных бактериофагов, используя их в качестве профилактики на пограничных постах.
И как же ей пригодился этот опыт, когда угроза эпидемии холеры возникла во время Сталинградской битвы. Эшелон с препаратами бактериофага, на котором прибыла Ермольева, был разбомблен. В подвалах полуразрушенного города, где шли непрекращающиеся бои, эта женщина смогла наладить производство бактериофагов и обеспечить ими городское население и армейские части. Ежедневно препараты бактериофагов получали около 50 тысяч человек. Это был беспрецедентный случай в истории медицины. Получив за это Сталинскую премию, Ермольева приобрела на нее самолет и передала армии. Истребитель назвали ее именем: «Зинаида Ермольева».
Но с именем этой женщины в первую очередь ассоциируется, конечно же, пенициллин. Пенициллин, как известно, открыл в 1929 году Александр Флеминг. Он так и не смог выделить его в чистом виде — это сделали только в 1941 году Г. Флори и Э.Чейн. Но это в Англии. А в СССР то же самое смогла сделать Ермольева. Она не только выделила пенициллин в чистом виде, но и смогла наладить его производство. В 1944 году в СССР прибыл профессор Флори. Он привез с собой образец пенициллина и его сравнили с советским — наш оказался эффективнее, а англичане прозвали Ермольеву «Госпожа Пенициллин». В том же году Ермольева отправляется на фронт для клинических испытаний этого препарата, которые он, как известно, с успехом прошел.
Я могу бесконечно долго рассказывать о заслугах этой женщины. Я искренне восхищаюсь ей. Поставить эксперимент на себе в 24 года, стать доктором наук в 37, совершить сотню открытий, наладить производство препаратов в условиях войны, подарить армии именной истребитель… О такой жизни можно писать книги и снимать кино. Вениамин Каверин написал замечательный роман «Открытая книга», дважды экранизированный в 1970-х. Героиня романа — Татьяна Власенкова — списана Кавериным с Зинаиды Ермольевой.
Приведу еще один пример, который как нельзя лучше показывает силу этой женщины и ее преданность своему делу. У Ермольевой было два мужа. Зильбер, упоминавшийся выше, с которым она довольно быстро рассталась, и Алексей Захаров. Оба были микробиологами. Оба были репрессированы. В годы войны оба сидели, и Ермольева ходатайствовала лично Сталину об освобождении под предлогом их важности для работы. Ей предложили выбор: освободить одного из них. Ермольева выбрала бывшего мужа — Зильбера. На вопрос: «Почему?» она ответила: «Он нужен науке».
Источник:
Чаурина, Р. А. Зинаида Виссарионовна Ермольева (1898–1974) / Р. А Чаурина // Биология. — 2000. — № 19.
Взято: med-history.livejournal.com