Солотчинский монастырь. Рязанская область
---
Географический охват наших походов выходного дня из Петербурга становится все шире и шире, и вот уже дошло дело и до Рязанской земли, куда мы впервые отправились в октябре сего года. Планы были огромными - посетить Рязань, затем Коломну (бывший рязанский город, ныне в Московской области), ну а начать путешествие решили с Солотчи - микрорайона в составе Рязани, который представляет собой далекий поселок в 25 километрах от нее. И место это крайне интересное, имеющее древнюю историю.
И самой главной достопримечательностью Солотчи для нас был Солотчинский монастырь, который интересен не только как памятник архитектуры, но и как связанный с весьма необычным персонажем древнерусской истории - князем Олегом Рязанским. О монастыре, а также о его основателе - я сейчас подробно и расскажу
Итак, кратко опишу, как добирались. Из Петербурга в Рязань - астраханским фирменным поездом, отправляющимся в 18 часов с Московского вокзала. Едет долго, пропускает минимум 10 других поездов, но в 6 утра прибывает в Рязань, и нас это вполне устраивало. От вокзала в Рязани долгими и сложными путями мы добрались до Приокского автовокзала (единственный город, где с транспортом не все так легко, как обычно). А там сели на автобус до Солотчи, что ходит каждые 15-20 минут. В Солотче вышли на остановке прямо у монастыря. И сразу же стали фотографировать его красивые крепостные стены и башни
Основан монастырь в 1390 году, через 10 лет после Куликовской битвы, к которой его основатель , князь Олег Рязанский, имел прямое отношение. В 17 веке, как и многие другие монастыри, был обнесен каменными стенами и башнями. Это был период церковного расцвета в России, монастыри богатели, а Смутное время все еще давало свои отголоски, и каждый монастырь старался превратиться в мощную крепость. Бойницы в стенах Солотчинского монастыря до сих пор напоминают о тех суровых временах.
Надвратная башня, она же церковь. Когда-то вход был через нее, но сейчас в монастырь попадают через дверь правее.
Сейчас это женский монастырь, но изначально он таким не был - это была личная обитель князя Олега. В конце жизни он удалился жить в монастырь, его супруга тоже, оба умерли, подстриженные в монаха и монахиню, и были похоронены здесь же. За что Олег был канонизирован, мощи его стали почитаемы, а само место тоже приобрело особую святость. Но на самом деле - почитание Олега связано не только с монашеским постригом, а с тем, что он был местный герой, защитник Рязанской земли. И это напоминает нам о том, как сложна наша история, которая для каждой русской земли - немного своя. Везде свои герои, в Пскове это Довмонт, в Твери это Михаил Тверской, а в Рязани это Олег, и все они были защитниками своих земель, а вовсе не исполнителями воли центральной власти, которой тогда еще не было. И это надо понимать - все земли России имеют не только интерес служить столице, но помнят и свой интерес, свои традиции. Долгое время нам внушали, что вся история России завязана исключительно на Москву, но это не так
Заходим внутрь. Красиво.
Итак, кто такой Олег Рязанский? Со школьных лет я помнил лишь одно его упоминание в школьном курсе истории. Когда Дмитрий Донской героически собрал все силы русских земель, чтоб дать бой Золотой Орде, Олег Рязанский отказался его поддержать, прогнулся перед ханом Мамаем, был предателем Руси. Дмитрий Донской разбил Мамая, а Олега заклеймили как предателя, и стал он чем-то вроде изгоя. Вот примерно такой была официальная версия. Которая вообще далеко уходит от того, что было на самом деле. И уже здесь начинает навязываться идеология служения Москвы, культа Москвы, и что вообще интересы Москвы это интересы России. Но так ли это? И как это понимали в те времена?
Прежде всего, каждый князь отстаивал интересы своего княжества. Никакого единого русского интереса тогда не было, и быть не могло. Московские князья были ближайшими помощниками и друзьями Золотой Орды, верно ей служили, с удовольствием собирали для нее дань - в общем, были первыми из татарских холуев. Князь Юрий Данилович, брат Ивана Калиты, при котором началось возвышение Москвы, был вообще женат на дочери хана, стал видным чиновником в Орде, и это стремительно подняло статус Москвы среди других русских земель. В конце 14 века власть в Орде незаконно захватывает Мамай - по сути, это было правление военной хунты, говоря современным языком. Легитимный правитель хан Тохтамыш, поддерживаемый другим великим тираном - Тамерланом - ничего с Мамаем поделать не мог. Мамай же решил подчинить себе Русь, которая до этого была подчинена Орде, но Москва, верно служившая хану, совершенно не желала платить дань безродному узурпатору. И Дмитрий Донской решил дать бой Мамаю, объединив вокруг себя других русских князей, что , конечно же, было хорошо, потому что резко повышало статус Руси, приближая то время, когда она свергнет иго Орды, и займет сама ее место. Но другие русские князья совершенно не понимали, почему они должны гибнуть за возвышение Москвы, служившей татарским ханам, и в данный момент тоже воевавшей с Мамаем - врагом татарского хана. О том, что через сто лет Орда исчезнет, и что на ее месте появится русское государство - тогда еще никто не знал
Один из храмов монастыря, построенный в 18 веке. Закрыт сейчас на ремонт
Итак, Олег Рязанский совершенно не хотел воевать с Мамаем. Его земля была ближе всего к Орде, и получила бы первой удар татарских войск. И приносить свое княжество в жертву бывшим татарским друзьям из Москвы, чтоб дать им так возвыситься - он не стремился. Интересы Рязанщины были для него важнее. Но и бросать русских на произвол судьбы, позволив Мамаю просто так разбить их - он тоже не хотел. И тогда случилось то, что хорошо нам знакомо нынче под названием "гибридной войны", или " нас там нет". Да, официально Олег не поддержал Дмитрия из Москвы, а реально - послал 70 бояр - то-есть хорошо вооруженных воинов с прислугой, что изрядно усилило московское войско. Вроде и не поддержал, а при этом - помощь все же оказал. (Примерно так же поступил правитель Испании Франко во время Второй Мировой войны, сохранив нейтралитет, но послав в помощь Гитлеру 50 тысяч испанских добровольцев воевать против СССР). Итог - в Куликовской битве Мамай разбит, вскоре убит в Орде, правителем становится законный хан Тохтамыш, и он идет возвращать себе власть над Русью. Тохтамыш легитимный хан, воевать против него русские князья не хотят, Дмитрий Донской предпочитает убежать подальше. И вот тут Олега Рязанского второй раз клеймят как предателя - дескать, показал татарам броды через реки, помог дойти до Москвы.
Крепостная стена монастыря. Вид изнутри
Итак, Олег повел татар на Москву, что сомнительно, потому что скорее всего их конница и так прекрасно знала все броды. Но вот другое он и правда сделал - под шумок забрал бывший рязанский город Коломну, которую злые москвичи когда-то отжали . А это Москве и правда было обидно. Ну мы в 2014 году увидели, как это делается - пока у соседней страны проблемы, заявляем "Крымнаш", вводим войска, и забираем себе. Олег Рязанский сделал ровно то же самое, сказал "Коломнанаш", на что Москва страшно обиделась. А дальше произошло совсем необычное событие. Из Москвы на Рязань было послано войско, чтоб наказать за вероломный "Коломнанаш". И неожиданно было в пух и прах разбито рязанцами
Вот как после этого такого князя не обвинить во всех возможных грехах, и не начать проклинать в учебниках истории, изданных в стране, где Москва была столицей?
На части монастыря идут реставрационные работы. Интересно глянуть на эти места лет через пять, может тогда его приведут в роскошный вид...
Кельи монастыря
Так был ли Олег предателем? Нет, он был защитником своей земли, отстаивал ее интересы, и скорее был патриотом Рязани. И Москва его тогда тоже вовсе предателем не считала. Завершение истории с "Коломнанаш" было куда успешнее и мудрее, чем с "Крымнаш", русские князья были более вменяемы, чем нынешние правители России и Украины, а церковь - намного праведнее и влиятельнее. Не одолев рязанцев в бою, Москва послала к ним крупнейшего духовного лидера той эпохи - Сергия Радонежского. Этот человек по влиянию и авторитету вполне может сравниться в мировой истории с кардиналом Ришелье. И если современных православных лидеров мы обычно считаем придатками государственной власти, то тут скорее было наоборот - Сергий Радонежский был намного более крупной и мудрой фигурой, чем Дмитрий Донской. В итоге его переговоров с князем Олегом Коломну вернули Москве, получив от нее земельные компенсации. Был заключен мир, а сын Дмитрия Донского женился на дочери Олега Рязанского. Москва породнилась с Рязанью. Это признание авторитета и силы Олега Рязанского, а также его правоты - а никак не предательства.
Олег Рязанский в конце жизни удалился в монастырь, однако на волю Бога не полагался, ибо до конца жизни ходил в кольчуге, на всякий случай. Дружба дружбой, а предосторожность - не помешает.
Мощи Олега путешествовали после его смерти туда-сюда в силу разных причин, сейчас, как сказал нам местный поп, сюда приехала его голова. Звучит жутко. Вообще, культ мощей - что-то крайне жутковатое и с точки зрения просто современного человека, и с позиции самих святых, которые всегда просили их похоронить так, чтоб потом никто не нашел, а вовсе не хотели, чтоб потом от их тела отделялась голова, куда-то ездила, и чтоб кто-то ее целовал
Когда мы гуляли по монастырю, по нему вдруг стал разъезжать на джипе на большой скорости какой-то церковный дядька. Потом этот поп с бесовским огоньком в глазах подошел к нам и сказал, что Олег Рязанский - оболганный правитель. Мы не стали возражать, но неожиданно оказалось это подводкой к совсем другой мысли. Что правил он так же долго, как и Иван Грозный. И что Иван Грозный тоже был замечательный правитель, а его оболгали. Что никого он не убивал. Что Карамзин был масон. Что кто верит, что при Иване Грозном кого-то убивали, все дураки.
Тут я не выдержал, и впервые поругался с церковником. Сказала ему, что он несет постыдную чушь, что это оскорбительно для северян, где Иван Грозный устроил просто геноцид, и где до сих пор в Новгороде это все помнят. Обругав друг друга, мы с попом расстались. И мне весьма грустно, что в РПЦ ходят и читают проповеди мракобесы, защищающие кровавых палачей Ивана Грозного и Сталина. Не могут ничего светлого дать людям те, кто восхищаются откровенными убийцами, худшими правителями России за всю ее историю. И уж точно нельзя ставить на одну доску Олега Рязанского и кровавого мясника Ивана из Москвы.
Рождественская церковь - древнейший каменный храм монастыря.
Памятник старой русской архитектуры. Рязанское княжество было одним из самых богатых и влиятельных на Руси в то время. Именно отсюда вышло первое ополчение, которым руководил рязанский боярин Ляпунов. Рязань была одним из духовных и культурных центров России в те времена...И эта церковь помнит ту эпоху.
Храм 16 века.
Фигурка козленка на цветочной клумбе
А эта церковь - памятник архитектуры конца 17 века, когда на Русь стала проникать западная мода, западный стиль в архитектуре. Говорят, что это все называется Нарышкинским барокко. Поверю на слово.
Эта часть крепостной стены еще не реставрирована. И может даже хорошо, что так - видно ее древность.
Дверка в башенку открыта.
Но внутри оказалось тупиковое помещение, в котором хранятся лопаты. Наверх лестницы нет - сделан потолок из бревен, отделивший нижнюю часть башни от верхней.
Этот монастырь - часть нашей истории, очень интересной и многогранной. Последняя обитель Олега Рязанского. И одна из русских крепостей, а также один из духовных центров русской земли. Ну и просто - интересный архитектурный памятник
Любуемся стенами и башнями напоследок. Впереди прогулка по Солотче, осмотр дома, где жил писатель Паустовский, но это все потом, а пока мы любуемся русской архитектурой.
Пока я ходил возле храмов, фотографируя их архитектуру, другие наши туристы сфотографировали интереснейшую сцену - как из дальнего угла монастыря вышло стадо коров, и ушло куда-то на прогулку. И их фото просто нельзя было бы проигнорировать, поэтому заканчиваю им свое повествование о первой части нашего похода...
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" (Петербург): https://vk.com/club17791063
И самой главной достопримечательностью Солотчи для нас был Солотчинский монастырь, который интересен не только как памятник архитектуры, но и как связанный с весьма необычным персонажем древнерусской истории - князем Олегом Рязанским. О монастыре, а также о его основателе - я сейчас подробно и расскажу
Итак, кратко опишу, как добирались. Из Петербурга в Рязань - астраханским фирменным поездом, отправляющимся в 18 часов с Московского вокзала. Едет долго, пропускает минимум 10 других поездов, но в 6 утра прибывает в Рязань, и нас это вполне устраивало. От вокзала в Рязани долгими и сложными путями мы добрались до Приокского автовокзала (единственный город, где с транспортом не все так легко, как обычно). А там сели на автобус до Солотчи, что ходит каждые 15-20 минут. В Солотче вышли на остановке прямо у монастыря. И сразу же стали фотографировать его красивые крепостные стены и башни
Основан монастырь в 1390 году, через 10 лет после Куликовской битвы, к которой его основатель , князь Олег Рязанский, имел прямое отношение. В 17 веке, как и многие другие монастыри, был обнесен каменными стенами и башнями. Это был период церковного расцвета в России, монастыри богатели, а Смутное время все еще давало свои отголоски, и каждый монастырь старался превратиться в мощную крепость. Бойницы в стенах Солотчинского монастыря до сих пор напоминают о тех суровых временах.
Надвратная башня, она же церковь. Когда-то вход был через нее, но сейчас в монастырь попадают через дверь правее.
Сейчас это женский монастырь, но изначально он таким не был - это была личная обитель князя Олега. В конце жизни он удалился жить в монастырь, его супруга тоже, оба умерли, подстриженные в монаха и монахиню, и были похоронены здесь же. За что Олег был канонизирован, мощи его стали почитаемы, а само место тоже приобрело особую святость. Но на самом деле - почитание Олега связано не только с монашеским постригом, а с тем, что он был местный герой, защитник Рязанской земли. И это напоминает нам о том, как сложна наша история, которая для каждой русской земли - немного своя. Везде свои герои, в Пскове это Довмонт, в Твери это Михаил Тверской, а в Рязани это Олег, и все они были защитниками своих земель, а вовсе не исполнителями воли центральной власти, которой тогда еще не было. И это надо понимать - все земли России имеют не только интерес служить столице, но помнят и свой интерес, свои традиции. Долгое время нам внушали, что вся история России завязана исключительно на Москву, но это не так
Заходим внутрь. Красиво.
Итак, кто такой Олег Рязанский? Со школьных лет я помнил лишь одно его упоминание в школьном курсе истории. Когда Дмитрий Донской героически собрал все силы русских земель, чтоб дать бой Золотой Орде, Олег Рязанский отказался его поддержать, прогнулся перед ханом Мамаем, был предателем Руси. Дмитрий Донской разбил Мамая, а Олега заклеймили как предателя, и стал он чем-то вроде изгоя. Вот примерно такой была официальная версия. Которая вообще далеко уходит от того, что было на самом деле. И уже здесь начинает навязываться идеология служения Москвы, культа Москвы, и что вообще интересы Москвы это интересы России. Но так ли это? И как это понимали в те времена?
Прежде всего, каждый князь отстаивал интересы своего княжества. Никакого единого русского интереса тогда не было, и быть не могло. Московские князья были ближайшими помощниками и друзьями Золотой Орды, верно ей служили, с удовольствием собирали для нее дань - в общем, были первыми из татарских холуев. Князь Юрий Данилович, брат Ивана Калиты, при котором началось возвышение Москвы, был вообще женат на дочери хана, стал видным чиновником в Орде, и это стремительно подняло статус Москвы среди других русских земель. В конце 14 века власть в Орде незаконно захватывает Мамай - по сути, это было правление военной хунты, говоря современным языком. Легитимный правитель хан Тохтамыш, поддерживаемый другим великим тираном - Тамерланом - ничего с Мамаем поделать не мог. Мамай же решил подчинить себе Русь, которая до этого была подчинена Орде, но Москва, верно служившая хану, совершенно не желала платить дань безродному узурпатору. И Дмитрий Донской решил дать бой Мамаю, объединив вокруг себя других русских князей, что , конечно же, было хорошо, потому что резко повышало статус Руси, приближая то время, когда она свергнет иго Орды, и займет сама ее место. Но другие русские князья совершенно не понимали, почему они должны гибнуть за возвышение Москвы, служившей татарским ханам, и в данный момент тоже воевавшей с Мамаем - врагом татарского хана. О том, что через сто лет Орда исчезнет, и что на ее месте появится русское государство - тогда еще никто не знал
Один из храмов монастыря, построенный в 18 веке. Закрыт сейчас на ремонт
Итак, Олег Рязанский совершенно не хотел воевать с Мамаем. Его земля была ближе всего к Орде, и получила бы первой удар татарских войск. И приносить свое княжество в жертву бывшим татарским друзьям из Москвы, чтоб дать им так возвыситься - он не стремился. Интересы Рязанщины были для него важнее. Но и бросать русских на произвол судьбы, позволив Мамаю просто так разбить их - он тоже не хотел. И тогда случилось то, что хорошо нам знакомо нынче под названием "гибридной войны", или " нас там нет". Да, официально Олег не поддержал Дмитрия из Москвы, а реально - послал 70 бояр - то-есть хорошо вооруженных воинов с прислугой, что изрядно усилило московское войско. Вроде и не поддержал, а при этом - помощь все же оказал. (Примерно так же поступил правитель Испании Франко во время Второй Мировой войны, сохранив нейтралитет, но послав в помощь Гитлеру 50 тысяч испанских добровольцев воевать против СССР). Итог - в Куликовской битве Мамай разбит, вскоре убит в Орде, правителем становится законный хан Тохтамыш, и он идет возвращать себе власть над Русью. Тохтамыш легитимный хан, воевать против него русские князья не хотят, Дмитрий Донской предпочитает убежать подальше. И вот тут Олега Рязанского второй раз клеймят как предателя - дескать, показал татарам броды через реки, помог дойти до Москвы.
Крепостная стена монастыря. Вид изнутри
Итак, Олег повел татар на Москву, что сомнительно, потому что скорее всего их конница и так прекрасно знала все броды. Но вот другое он и правда сделал - под шумок забрал бывший рязанский город Коломну, которую злые москвичи когда-то отжали . А это Москве и правда было обидно. Ну мы в 2014 году увидели, как это делается - пока у соседней страны проблемы, заявляем "Крымнаш", вводим войска, и забираем себе. Олег Рязанский сделал ровно то же самое, сказал "Коломнанаш", на что Москва страшно обиделась. А дальше произошло совсем необычное событие. Из Москвы на Рязань было послано войско, чтоб наказать за вероломный "Коломнанаш". И неожиданно было в пух и прах разбито рязанцами
Вот как после этого такого князя не обвинить во всех возможных грехах, и не начать проклинать в учебниках истории, изданных в стране, где Москва была столицей?
На части монастыря идут реставрационные работы. Интересно глянуть на эти места лет через пять, может тогда его приведут в роскошный вид...
Кельи монастыря
Так был ли Олег предателем? Нет, он был защитником своей земли, отстаивал ее интересы, и скорее был патриотом Рязани. И Москва его тогда тоже вовсе предателем не считала. Завершение истории с "Коломнанаш" было куда успешнее и мудрее, чем с "Крымнаш", русские князья были более вменяемы, чем нынешние правители России и Украины, а церковь - намного праведнее и влиятельнее. Не одолев рязанцев в бою, Москва послала к ним крупнейшего духовного лидера той эпохи - Сергия Радонежского. Этот человек по влиянию и авторитету вполне может сравниться в мировой истории с кардиналом Ришелье. И если современных православных лидеров мы обычно считаем придатками государственной власти, то тут скорее было наоборот - Сергий Радонежский был намного более крупной и мудрой фигурой, чем Дмитрий Донской. В итоге его переговоров с князем Олегом Коломну вернули Москве, получив от нее земельные компенсации. Был заключен мир, а сын Дмитрия Донского женился на дочери Олега Рязанского. Москва породнилась с Рязанью. Это признание авторитета и силы Олега Рязанского, а также его правоты - а никак не предательства.
Олег Рязанский в конце жизни удалился в монастырь, однако на волю Бога не полагался, ибо до конца жизни ходил в кольчуге, на всякий случай. Дружба дружбой, а предосторожность - не помешает.
Мощи Олега путешествовали после его смерти туда-сюда в силу разных причин, сейчас, как сказал нам местный поп, сюда приехала его голова. Звучит жутко. Вообще, культ мощей - что-то крайне жутковатое и с точки зрения просто современного человека, и с позиции самих святых, которые всегда просили их похоронить так, чтоб потом никто не нашел, а вовсе не хотели, чтоб потом от их тела отделялась голова, куда-то ездила, и чтоб кто-то ее целовал
Когда мы гуляли по монастырю, по нему вдруг стал разъезжать на джипе на большой скорости какой-то церковный дядька. Потом этот поп с бесовским огоньком в глазах подошел к нам и сказал, что Олег Рязанский - оболганный правитель. Мы не стали возражать, но неожиданно оказалось это подводкой к совсем другой мысли. Что правил он так же долго, как и Иван Грозный. И что Иван Грозный тоже был замечательный правитель, а его оболгали. Что никого он не убивал. Что Карамзин был масон. Что кто верит, что при Иване Грозном кого-то убивали, все дураки.
Тут я не выдержал, и впервые поругался с церковником. Сказала ему, что он несет постыдную чушь, что это оскорбительно для северян, где Иван Грозный устроил просто геноцид, и где до сих пор в Новгороде это все помнят. Обругав друг друга, мы с попом расстались. И мне весьма грустно, что в РПЦ ходят и читают проповеди мракобесы, защищающие кровавых палачей Ивана Грозного и Сталина. Не могут ничего светлого дать людям те, кто восхищаются откровенными убийцами, худшими правителями России за всю ее историю. И уж точно нельзя ставить на одну доску Олега Рязанского и кровавого мясника Ивана из Москвы.
Рождественская церковь - древнейший каменный храм монастыря.
Памятник старой русской архитектуры. Рязанское княжество было одним из самых богатых и влиятельных на Руси в то время. Именно отсюда вышло первое ополчение, которым руководил рязанский боярин Ляпунов. Рязань была одним из духовных и культурных центров России в те времена...И эта церковь помнит ту эпоху.
Храм 16 века.
Фигурка козленка на цветочной клумбе
А эта церковь - памятник архитектуры конца 17 века, когда на Русь стала проникать западная мода, западный стиль в архитектуре. Говорят, что это все называется Нарышкинским барокко. Поверю на слово.
Эта часть крепостной стены еще не реставрирована. И может даже хорошо, что так - видно ее древность.
Дверка в башенку открыта.
Но внутри оказалось тупиковое помещение, в котором хранятся лопаты. Наверх лестницы нет - сделан потолок из бревен, отделивший нижнюю часть башни от верхней.
Этот монастырь - часть нашей истории, очень интересной и многогранной. Последняя обитель Олега Рязанского. И одна из русских крепостей, а также один из духовных центров русской земли. Ну и просто - интересный архитектурный памятник
Любуемся стенами и башнями напоследок. Впереди прогулка по Солотче, осмотр дома, где жил писатель Паустовский, но это все потом, а пока мы любуемся русской архитектурой.
Пока я ходил возле храмов, фотографируя их архитектуру, другие наши туристы сфотографировали интереснейшую сцену - как из дальнего угла монастыря вышло стадо коров, и ушло куда-то на прогулку. И их фото просто нельзя было бы проигнорировать, поэтому заканчиваю им свое повествование о первой части нашего похода...
Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" (Петербург): https://vk.com/club17791063
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]