Черная пропаганда по-британски. Первая мировая война.
---
Чёрная пропаганда — сообщение с ложно указанным источником. Прием, с помощью которого информация или материал пишется под авторством одного человека, в то время как её настоящим создателем является другой. Нередко представляет собой клевету, используется для очернения какой-либо персоны, убеждения в чём-то общества и создания неправильного представления о чём-либо. Часто используется СМИ и относится к "желтой прессе". Главной чертой чёрной пропаганды является то, что человек, на которого она направлена, не замечает того, что его действует под чьим-то влиянием и не осознает того, что на него действуют со стороны. Чёрная пропаганда представляет собой информацию, которая выдается за исходящую из иного источника, чем на самом деле.
(Из Википедии).
С началом Первой мировой войны перед Британским правительством остро встал вопрос о стимулировании собственного населения на помощь государству в введении этой самой войны. Именно тогда, с подачи министра финансов, небезизвестного Д. Ллойд-Джорджа и началась история военной черной пропаганды. Для выполнения этой задачи выбор пал на Чарльза Мастермана, писателя и члена Палаты Общин. Так было создано Бюро военной пропаганды (англ.- War Propaganda Bureau (WPB).
Ч. Мастерман, отец британской военной пропаганды.
2 сентября 1914 года Мастерман пригласил в штаб-квартиру Бюро 25 известных британских писателей, для обсуждения проблемы ведения идеологической борьбы. Среди этих писателей были и очень известные авторы: А. Конан-Дойль, Герберт Уэллс, Редьярд Киплинг и др. Все приглашенные были оповещены о крайней степени секретности осуществляемых пропагандистских мероприятий и соответственно, о неразглашении. Через некоторое время бюро выпустило специальную брошюру, которая называлась "Доклад о предполагаемых немецких преступлениях". Машина военной пропаганды завертелась на полную катушку. А всего за время Первой мировой британскими авторами, которых собирал Мастерман, было выпущено 1160 различных материалов антигерманской и прочей агитации.
С легкой руки Бюро происходило "обезличивание" солдат и офицеров Германской армии и их союзников по Тройственному союзу. В печати стали появляться статьи о диких зверствах противника на оккупированных им территориях: убийствах мирного населения, изнасилованиях и прочих зверствах. Именно с подачи британских пропагандистов появилась всем известная история распятия солдат союзных войск. То ли это были британцы, то-ли канадцы, это было неважно. Население Британии увидело "звериную сущность" войск Тройственного союза. Да-да, у знаменитого донецкого "мальчика в трусиках" были реальные английские "дИды-прототипы".
Распятый солдат Антанты. Пропагандистский плакат.
Если же из солдат противника пропаганда представляла "зверями в человечьем обличье", то собственные успехи на фронте пропаганда всячески обеляла, наделяя собственные войска даже ореолом божественности. В конце августа 1914 года произошло сражение возле бельгийского города Монс, обычное приграничное сражение, где британский экспедиционный корпус нанес поражение наступающей германской 1-й армии. А 25 сентября в английской газете "Ивнинг ньюс" появилась статья о средневековых английских лучниках, тени которых встали перед британскими позициями и огнем своих луков поражали немецкую пехоту. Автор статьи, английский писатель Артур Мэйхен описал это очень красиво и якобы со слов неких солдат, находившихся в окопах. Тогда же родилась легенда о "Ангелах Монса". История из той же оперы, что и лучники. Ангелы летали над наступающим противником и поражали его своими мечами.
Лучники Монса. Рисунок из британской печати.
Разумеется все эти истории из разряда сказок, можно было вызвать автора и покрутить ему пальцем у виска, посмеявшись над придуманным им бредом. Но историю в итоге, как говорится "раскрутили". Со слов неких британских военных, которые осматривали трупы немцев, они наблюдали даже специфические раны, которые были нанесены мечом и стрелой. На некоторые разжиженные мозги британских граждан, это вероятно действовало, вызывая в них дикие приступы патриотизма.
Но самая известная история, придуманная британскими пропагандистами, это история т.н. "Немецкой трупной фабрики" (нем- "Kadaververwertungsanstalt"). Эта выдумка должна была вызвать чувство гадливости к руководству самой Германии. Ее придумал начальник разведки Британского корпуса в Европе, бригадный генерал Джон Чартерис.
Д. Чартерис.
Однажды он увидел трофейные фотографии, где был показан процесс погрузки погибших немецких солдат в эшелон, для отправки их на родину для захоронения. Так и родилась на свет идея фабрики трупов, где по распоряжению немецких властей трупы солдат перерабатывают, для получения мыла, жира и прочих ингредиентов. На свет появился также некий немецкий "дневник", где описывался процесс работы "фабрики". Сама же история также широко освещалась в прессе. "Трупная" история в итоге была разоблачена уже после войны. Об этом рассказал сам Чартерис в 1925 году.
Что ни говори, а британцы подошли к делу пропаганды мастерски. Сколько людей ей реально верило, о том история умалчивает. Так же имеет смысл сказать, что по рекомендациям Бюро, британские и прочие журналисты во время ведения боевых действий, были строго ограничены в передвижениях на фронте. Абы кого туда не допускали. Также принимались строгие меры по ограничению фотосъемки мест боев.
Ну а сама пропаганда в итоге заняла свое почетное место в деле оболванивания собственного населения. И семя британских пропагандистов легло в благодатную почву последующих событий, связанных с откровенной ложью в отношении ведения войн.
Британская карикатура времен Первой мировой, касающаяся немецкой "фабрики трупов". Подпись гласит: "И не забывайте, что Ваш Кайзер найдет вам применение: живым или мертвым."
(Из Википедии).
С началом Первой мировой войны перед Британским правительством остро встал вопрос о стимулировании собственного населения на помощь государству в введении этой самой войны. Именно тогда, с подачи министра финансов, небезизвестного Д. Ллойд-Джорджа и началась история военной черной пропаганды. Для выполнения этой задачи выбор пал на Чарльза Мастермана, писателя и члена Палаты Общин. Так было создано Бюро военной пропаганды (англ.- War Propaganda Bureau (WPB).
Ч. Мастерман, отец британской военной пропаганды.
2 сентября 1914 года Мастерман пригласил в штаб-квартиру Бюро 25 известных британских писателей, для обсуждения проблемы ведения идеологической борьбы. Среди этих писателей были и очень известные авторы: А. Конан-Дойль, Герберт Уэллс, Редьярд Киплинг и др. Все приглашенные были оповещены о крайней степени секретности осуществляемых пропагандистских мероприятий и соответственно, о неразглашении. Через некоторое время бюро выпустило специальную брошюру, которая называлась "Доклад о предполагаемых немецких преступлениях". Машина военной пропаганды завертелась на полную катушку. А всего за время Первой мировой британскими авторами, которых собирал Мастерман, было выпущено 1160 различных материалов антигерманской и прочей агитации.
С легкой руки Бюро происходило "обезличивание" солдат и офицеров Германской армии и их союзников по Тройственному союзу. В печати стали появляться статьи о диких зверствах противника на оккупированных им территориях: убийствах мирного населения, изнасилованиях и прочих зверствах. Именно с подачи британских пропагандистов появилась всем известная история распятия солдат союзных войск. То ли это были британцы, то-ли канадцы, это было неважно. Население Британии увидело "звериную сущность" войск Тройственного союза. Да-да, у знаменитого донецкого "мальчика в трусиках" были реальные английские "дИды-прототипы".
Распятый солдат Антанты. Пропагандистский плакат.
Если же из солдат противника пропаганда представляла "зверями в человечьем обличье", то собственные успехи на фронте пропаганда всячески обеляла, наделяя собственные войска даже ореолом божественности. В конце августа 1914 года произошло сражение возле бельгийского города Монс, обычное приграничное сражение, где британский экспедиционный корпус нанес поражение наступающей германской 1-й армии. А 25 сентября в английской газете "Ивнинг ньюс" появилась статья о средневековых английских лучниках, тени которых встали перед британскими позициями и огнем своих луков поражали немецкую пехоту. Автор статьи, английский писатель Артур Мэйхен описал это очень красиво и якобы со слов неких солдат, находившихся в окопах. Тогда же родилась легенда о "Ангелах Монса". История из той же оперы, что и лучники. Ангелы летали над наступающим противником и поражали его своими мечами.
Лучники Монса. Рисунок из британской печати.
Разумеется все эти истории из разряда сказок, можно было вызвать автора и покрутить ему пальцем у виска, посмеявшись над придуманным им бредом. Но историю в итоге, как говорится "раскрутили". Со слов неких британских военных, которые осматривали трупы немцев, они наблюдали даже специфические раны, которые были нанесены мечом и стрелой. На некоторые разжиженные мозги британских граждан, это вероятно действовало, вызывая в них дикие приступы патриотизма.
Но самая известная история, придуманная британскими пропагандистами, это история т.н. "Немецкой трупной фабрики" (нем- "Kadaververwertungsanstalt"). Эта выдумка должна была вызвать чувство гадливости к руководству самой Германии. Ее придумал начальник разведки Британского корпуса в Европе, бригадный генерал Джон Чартерис.
Д. Чартерис.
Однажды он увидел трофейные фотографии, где был показан процесс погрузки погибших немецких солдат в эшелон, для отправки их на родину для захоронения. Так и родилась на свет идея фабрики трупов, где по распоряжению немецких властей трупы солдат перерабатывают, для получения мыла, жира и прочих ингредиентов. На свет появился также некий немецкий "дневник", где описывался процесс работы "фабрики". Сама же история также широко освещалась в прессе. "Трупная" история в итоге была разоблачена уже после войны. Об этом рассказал сам Чартерис в 1925 году.
Что ни говори, а британцы подошли к делу пропаганды мастерски. Сколько людей ей реально верило, о том история умалчивает. Так же имеет смысл сказать, что по рекомендациям Бюро, британские и прочие журналисты во время ведения боевых действий, были строго ограничены в передвижениях на фронте. Абы кого туда не допускали. Также принимались строгие меры по ограничению фотосъемки мест боев.
Ну а сама пропаганда в итоге заняла свое почетное место в деле оболванивания собственного населения. И семя британских пропагандистов легло в благодатную почву последующих событий, связанных с откровенной ложью в отношении ведения войн.
Британская карикатура времен Первой мировой, касающаяся немецкой "фабрики трупов". Подпись гласит: "И не забывайте, что Ваш Кайзер найдет вам применение: живым или мертвым."
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]