Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге
---
Цирковое искусство в начале 20 века было столь популярно в столице Российской империи, что фундаментального цирка Чинизелли и приезжавших на гастроли цирков-шапито оказалось недостаточно для зрителей. Возникла необходимость в строительстве еще одного цирка для зрителей Санкт-Петербурга..
На углу Кронверкского и Каменноостровского проспектов было построено новое цирковое здание, представления в котором шли с 1909 и вплоть до конца 1917 года. Его фактическим владельцем был купец первой гильдии А.А. Маршан, вложивший свои средства в строительство и обустройство нового цирка. Сперва его так и называли - Новый цирк, но с 1911 года появилось другое название: цирк Модерн.
Цирк Модерн и Сейтинг-ринг на Кронверкском проспекте, акварель начала 20 века.
В цирке модерн выступали многие знаменитые цирковые артисты, например, Анатолий Дуров.
Анатолий Дуров
Среди посетителей цирка Модерн тоже были известные личности. Там часто бывали, к примеру, Александр Блок и Александр Куприн, друживший с циркачами.
Артисты цирковой труппы
Исследователь творчества Блока В. Орлов, говоря о широте художественных вкусов поэта, в частности о его любви х цирку, заметил: «Это не было всеядностью пресыщенного эстета, а настоящей свободой большого поэта, умеющего различить подлинность художественного переживания даже в тех формах «низового» искусства, которые как раз презирались и третировались эстетами и декадентами".
Гимнастический этюд
На страницах писем и дневников Блока упоминания цирка можно встретить часто, однако они довольно лаконичны:
- "1 января я бродил по городу - было совсем особенное небо и какая-то веселая бодрость во всем. Вечером я пошел в цирк - и было весело" (из письма к матери от 3 января 1911 года;
- "...бенефис клоуна Жакомино, непослушный Эмир, откромленные львы и Куприн в ложе" (дневниковая запись от 9 января 1912 года);
- "...видели Дурова и многое другое - интересное" (2 февраля 1912 года);
- "был в цирке на борьбе" (3 мая 1912 года);
- "Вечером я пошел в мой цирк, потом тихо пили чай с маленькой [женой поэта] (26 ноября 1912 года)...
Гимнастки на репетиции
}
Юная звезда акробатики Малышка Ванда
Впечатления, которые копил Блок, сухо фиксируя на страницах дневника, формировали его художественные образы.
Причем, именно цирковые впечатления, к которым он возвращался не раз. Образ Судьбы как цирковой наездницы, хлещущей бичом растяпу клоуна (поэта), порой возникал в его творчестве.
В предисловии к сборнику "Земля в снену" он писал:
"Что из того, что Судьба, как цирковая наездница, вырвалась из тусклых мерцаний кулис и лихой скакун ее, ослепленный потоками света, ревом человечьих голосов, щелканьем бичей, понесся вокруг арены, задевая копытами парапет? И вот Судьба... хлестнула невзначай извилистым бичом жалкого клоуна, который ломается на глазах амфитеатра, — хлестнула прямо в белый блин лица. В душе клоуна — пожар смеха, отчаяния и страсти. Из-под красных треугольных бровей пьется кровь — оттого и не видно дороги..."
Блок даже, по собственному признанию, читал и с большим увлечением романы Н. Брешко-Брешковского о цирковой жизни, печатавшиеся с продолжением в журнале "Геркулес" и считавшиеся у ээстетов начала 20 века пошлейшими (нечто, заменяющее в те времена дешевые сериалы).
Заметную роль в этих романах играли цирковые борцы - "французская борьба", соревнования по которой проводились в цирках и собирали тысячи зрителей, была в большой моде.
В цирке "Модерн" как правило третье отделение любого представления предоставлялось борцам.
Два знаменитых борца начала 20 века - Иван Поддубный и Иван Заикин.
В увлечении борьбой Блок видел глубокий символизм. Он был уверен, что наращивая мышцы, развивая физическую силу и силу воли, человек сможет духовно переродиться и отойти от упаднических настроений декадентства, о чем он писал матери в феврале 1911 года.
Цирковые мастера "французской борьбы"
В предисловии к поэме "Возмездие" Блок, отмечая важнейшие события русской жизни 1910—1911 гг., которые повлияли на настрой его поэмы (смерть В. Комиссаржевской. М. Врубеля, Л. Толстого, сознание неизбежности большой войны, убийство премьер-министра Столыпина, развитие авиации и др.), вспомнил, как характерное явление и расцвет французской борьбы в петербургских цирках, и интерес к ней тысячной толпы. Очевидно поэт имел в виду, что наступил период, «когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политические и военные мускулы...»
Увы, предчувствие его не обмануло - вскоре последовала большая война и полный слом устоявшейся жизни. Период революционных перемен не пережили ни Александр Блок, ни любимый им цирк "Модерн".
Цирк после захвата власти большевиками оказался заброшен, в нем случился небольшой пожар, а потом обгоревшее деревянное строение разобрали на дрова - в период Гражданской войны Петроград страдал от недостатка топлива.
Ну а трагический финал жизни Блока хорошо известен.
На углу Кронверкского и Каменноостровского проспектов было построено новое цирковое здание, представления в котором шли с 1909 и вплоть до конца 1917 года. Его фактическим владельцем был купец первой гильдии А.А. Маршан, вложивший свои средства в строительство и обустройство нового цирка. Сперва его так и называли - Новый цирк, но с 1911 года появилось другое название: цирк Модерн.
Цирк Модерн и Сейтинг-ринг на Кронверкском проспекте, акварель начала 20 века.
В цирке модерн выступали многие знаменитые цирковые артисты, например, Анатолий Дуров.
Анатолий Дуров
Среди посетителей цирка Модерн тоже были известные личности. Там часто бывали, к примеру, Александр Блок и Александр Куприн, друживший с циркачами.
Артисты цирковой труппы
Исследователь творчества Блока В. Орлов, говоря о широте художественных вкусов поэта, в частности о его любви х цирку, заметил: «Это не было всеядностью пресыщенного эстета, а настоящей свободой большого поэта, умеющего различить подлинность художественного переживания даже в тех формах «низового» искусства, которые как раз презирались и третировались эстетами и декадентами".
Гимнастический этюд
На страницах писем и дневников Блока упоминания цирка можно встретить часто, однако они довольно лаконичны:
- "1 января я бродил по городу - было совсем особенное небо и какая-то веселая бодрость во всем. Вечером я пошел в цирк - и было весело" (из письма к матери от 3 января 1911 года;
- "...бенефис клоуна Жакомино, непослушный Эмир, откромленные львы и Куприн в ложе" (дневниковая запись от 9 января 1912 года);
- "...видели Дурова и многое другое - интересное" (2 февраля 1912 года);
- "был в цирке на борьбе" (3 мая 1912 года);
- "Вечером я пошел в мой цирк, потом тихо пили чай с маленькой [женой поэта] (26 ноября 1912 года)...
Гимнастки на репетиции
}
Юная звезда акробатики Малышка Ванда
Впечатления, которые копил Блок, сухо фиксируя на страницах дневника, формировали его художественные образы.
Причем, именно цирковые впечатления, к которым он возвращался не раз. Образ Судьбы как цирковой наездницы, хлещущей бичом растяпу клоуна (поэта), порой возникал в его творчестве.
В предисловии к сборнику "Земля в снену" он писал:
"Что из того, что Судьба, как цирковая наездница, вырвалась из тусклых мерцаний кулис и лихой скакун ее, ослепленный потоками света, ревом человечьих голосов, щелканьем бичей, понесся вокруг арены, задевая копытами парапет? И вот Судьба... хлестнула невзначай извилистым бичом жалкого клоуна, который ломается на глазах амфитеатра, — хлестнула прямо в белый блин лица. В душе клоуна — пожар смеха, отчаяния и страсти. Из-под красных треугольных бровей пьется кровь — оттого и не видно дороги..."
Блок даже, по собственному признанию, читал и с большим увлечением романы Н. Брешко-Брешковского о цирковой жизни, печатавшиеся с продолжением в журнале "Геркулес" и считавшиеся у ээстетов начала 20 века пошлейшими (нечто, заменяющее в те времена дешевые сериалы).
Заметную роль в этих романах играли цирковые борцы - "французская борьба", соревнования по которой проводились в цирках и собирали тысячи зрителей, была в большой моде.
В цирке "Модерн" как правило третье отделение любого представления предоставлялось борцам.
Два знаменитых борца начала 20 века - Иван Поддубный и Иван Заикин.
В увлечении борьбой Блок видел глубокий символизм. Он был уверен, что наращивая мышцы, развивая физическую силу и силу воли, человек сможет духовно переродиться и отойти от упаднических настроений декадентства, о чем он писал матери в феврале 1911 года.
Цирковые мастера "французской борьбы"
В предисловии к поэме "Возмездие" Блок, отмечая важнейшие события русской жизни 1910—1911 гг., которые повлияли на настрой его поэмы (смерть В. Комиссаржевской. М. Врубеля, Л. Толстого, сознание неизбежности большой войны, убийство премьер-министра Столыпина, развитие авиации и др.), вспомнил, как характерное явление и расцвет французской борьбы в петербургских цирках, и интерес к ней тысячной толпы. Очевидно поэт имел в виду, что наступил период, «когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политические и военные мускулы...»
Увы, предчувствие его не обмануло - вскоре последовала большая война и полный слом устоявшейся жизни. Период революционных перемен не пережили ни Александр Блок, ни любимый им цирк "Модерн".
Цирк после захвата власти большевиками оказался заброшен, в нем случился небольшой пожар, а потом обгоревшее деревянное строение разобрали на дрова - в период Гражданской войны Петроград страдал от недостатка топлива.
Ну а трагический финал жизни Блока хорошо известен.
Взято: eho-2013.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]