Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге
05.10.2018 535 0 0 eho-2013

Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге

---
0
В закладки
Цирковое искусство в начале 20 века было столь популярно в столице Российской империи, что фундаментального цирка Чинизелли и приезжавших на гастроли цирков-шапито оказалось недостаточно для зрителей. Возникла необходимость в строительстве еще одного цирка для зрителей Санкт-Петербурга..
На углу Кронверкского и Каменноостровского проспектов было построено новое цирковое здание, представления в котором шли с 1909 и вплоть до конца 1917 года. Его фактическим владельцем был купец первой гильдии А.А. Маршан, вложивший свои средства в строительство и обустройство нового цирка. Сперва его так и называли - Новый цирк, но с 1911 года появилось другое название: цирк Модерн.

Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге Модерн, цирка, клоуна, поэта, жизни, цирковые, цирке, цирковой, которые, января, Блока, зрителей, Александр, начала, французской, борьбы, войны, представления, бичом, цирках

Цирк Модерн и Сейтинг-ринг на Кронверкском проспекте, акварель начала 20 века.

В цирке модерн выступали многие знаменитые цирковые артисты, например, Анатолий Дуров.
Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге Модерн, цирка, клоуна, поэта, жизни, цирковые, цирке, цирковой, которые, января, Блока, зрителей, Александр, начала, французской, борьбы, войны, представления, бичом, цирках

Анатолий Дуров

Среди посетителей цирка Модерн тоже были известные личности. Там часто  бывали, к примеру, Александр Блок и Александр Куприн, друживший с циркачами.

Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге Модерн, цирка, клоуна, поэта, жизни, цирковые, цирке, цирковой, которые, января, Блока, зрителей, Александр, начала, французской, борьбы, войны, представления, бичом, цирках

Артисты цирковой труппы

Исследователь творчества Блока В. Орлов, говоря о широте художественных вкусов поэта, в частности о его любви х цирку, заметил: «Это не было всеядностью пресыщенного эстета, а настоящей свободой большого поэта, умеющего различить подлинность художественного переживания даже в тех формах «низового» искусства, которые как раз презирались и третировались эстетами и декадентами".

Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге Модерн, цирка, клоуна, поэта, жизни, цирковые, цирке, цирковой, которые, января, Блока, зрителей, Александр, начала, французской, борьбы, войны, представления, бичом, цирках

Гимнастический этюд

На страницах писем и дневников Блока упоминания цирка можно встретить часто, однако они довольно лаконичны:
- "1 января я бродил по городу - было совсем особенное небо и какая-то веселая бодрость во всем. Вечером я пошел в цирк - и было весело" (из письма к матери от 3 января 1911 года;
- "...бенефис клоуна Жакомино, непослушный Эмир, откромленные львы и Куприн в ложе"  (дневниковая запись от 9 января 1912 года);
- "...видели Дурова и многое другое - интересное" (2 февраля 1912 года);
- "был в цирке на борьбе" (3 мая 1912 года);
- "Вечером я пошел в мой цирк, потом тихо пили чай с маленькой [женой поэта] (26 ноября 1912 года)...
Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге Модерн, цирка, клоуна, поэта, жизни, цирковые, цирке, цирковой, которые, января, Блока, зрителей, Александр, начала, французской, борьбы, войны, представления, бичом, цирках

Гимнастки на репетиции

}
Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге Модерн, цирка, клоуна, поэта, жизни, цирковые, цирке, цирковой, которые, января, Блока, зрителей, Александр, начала, французской, борьбы, войны, представления, бичом, цирках

Юная звезда акробатики Малышка Ванда

Впечатления, которые копил Блок, сухо фиксируя на страницах дневника, формировали его художественные образы.
Причем, именно цирковые впечатления, к которым он возвращался не раз. Образ Судьбы как цирковой наездницы, хлещущей бичом растяпу клоуна (поэта), порой возникал в его творчестве.
В предисловии к сборнику "Земля в снену" он писал:
"Что из того, что Судьба, как цирковая наездница, вырвалась из тусклых мерцаний кулис и лихой скакун ее, ослепленный потоками света, ревом человечьих голосов, щелканьем бичей, понесся вокруг арены, задевая копытами парапет? И вот Судьба... хлестнула невзначай извилистым бичом жалкого клоуна, который ломается на глазах амфитеатра, — хлестнула прямо в белый блин лица. В душе клоуна — пожар смеха, отчаяния и страсти. Из-под красных треугольных бровей пьется кровь — оттого и не видно дороги..."

Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге Модерн, цирка, клоуна, поэта, жизни, цирковые, цирке, цирковой, которые, января, Блока, зрителей, Александр, начала, французской, борьбы, войны, представления, бичом, цирках

Блок даже, по собственному признанию, читал и с большим увлечением романы Н. Брешко-Брешковского о цирковой жизни, печатавшиеся с продолжением в журнале "Геркулес" и считавшиеся у ээстетов начала 20 века пошлейшими (нечто, заменяющее в те времена дешевые сериалы).
Заметную роль в этих романах играли цирковые борцы - "французская борьба", соревнования по которой проводились в цирках и собирали тысячи зрителей, была в большой моде.
В цирке "Модерн" как правило третье отделение любого представления предоставлялось борцам.
Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге Модерн, цирка, клоуна, поэта, жизни, цирковые, цирке, цирковой, которые, января, Блока, зрителей, Александр, начала, французской, борьбы, войны, представления, бичом, цирках


Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге Модерн, цирка, клоуна, поэта, жизни, цирковые, цирке, цирковой, которые, января, Блока, зрителей, Александр, начала, французской, борьбы, войны, представления, бичом, цирках

Два знаменитых борца начала 20 века - Иван Поддубный и Иван Заикин.

В увлечении борьбой Блок видел глубокий символизм. Он был уверен, что наращивая мышцы, развивая физическую силу и силу воли, человек сможет духовно переродиться и отойти от упаднических настроений декадентства, о чем он писал матери в феврале 1911 года.
Александр Блок и цирк Модерн в Санкт-Петербурге Модерн, цирка, клоуна, поэта, жизни, цирковые, цирке, цирковой, которые, января, Блока, зрителей, Александр, начала, французской, борьбы, войны, представления, бичом, цирках

Цирковые мастера "французской борьбы"

В предисловии к поэме "Возмездие" Блок, отмечая важнейшие события русской жизни 1910—1911 гг., которые повлияли на настрой его поэмы (смерть В. Комиссаржевской. М. Врубеля, Л. Толстого, сознание неизбежности большой войны, убийство премьер-министра Столыпина, развитие авиации и др.), вспомнил, как характерное явление и расцвет французской борьбы в петербургских цирках, и интерес к ней тысячной толпы. Очевидно поэт имел в виду, что наступил период, «когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политические и военные мускулы...»

Увы, предчувствие его не обмануло - вскоре последовала большая война и полный слом устоявшейся жизни. Период революционных перемен не пережили ни Александр Блок, ни любимый им цирк "Модерн".
Цирк после захвата власти большевиками оказался заброшен, в нем случился небольшой пожар, а потом обгоревшее деревянное строение разобрали на дрова - в период Гражданской войны Петроград страдал от недостатка топлива.
Ну а трагический финал жизни Блока хорошо известен.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]