Железнодорожный (Гердауэн): из современной России машиной времени в довоенную Германию.
---
1) Посёлок Железнодорожный (довоенный немецкий городок Гердауэн, он же Gerdauen) из увиденных мест Калининградской области во время осуществлённой экспедиции двумя годами ранее показался мне самым разрушенным населённым пунктом этого региона. Да, это место - город мечты для всякого рода "свободолюбивой общественности", приехав куда, они только лишний раз убедятся, что страна увядает, катится в тартарары и надо отсюда быстро уезжать. Однако многие представители интеллигенции не обращают внимание на то, что приведены в порядок такие городки на побережье Калининградской области, как Зеленоградск, Светлогорск, Янтарный. В глубине области из увиденного мной хорошее впечатление произвели Озёрск, Правдинск. Черняховск, Гусев и Советск - 50/50. В сущности, из того что видел я, Железнодорожный - самый опустившийся городок в области по причине своего удалённого географического положения и статуса пограничной зоны (до Польши менее 5 км). Однако почему-то именно по удалённым населённым пунктам воспринимают, что это "лицо" региона, а это не лицо, а наоборот. Поднимать Кёнигсбергщину из разрухи, в которую она пришла за полвека после войны, работы ещё на десятки лет, и очевидно, что до подобной глухомани и сельских кирх доберутся в последнюю очередь.
2) Железнодорожный считают единственным в России средневековым городом, но это не совсем так. Домики, кажущиеся XV века, были разрушены в 1 мировую войну и восстановлены в 1915-1921 гг. В Восточной Пруссии на 1915-1918 гг. после снятия угрозы взятия региона русскими войсками во время начальной кампании 1914 года первой мировой войны шло активнейшее строительство, восстановление и реконструкция коллективом автором под руководством Гейнца Штоффрегена, став выдающимся примером "Восточнопрусского восстановления". В порядок к 1922 году было приведено около 40,000 построек во самом восточном немецком регионе (кстати, можно глянуть снимки Гердауэна после 1914 года, с инфраструктурой было значительно хуже, чем даже сейчас спустя 70 лет после Победы, только немцы восстанавливали свою собственность, своё культурное наследие, понимание "своего" у потомков бывших советских переселенцев стало приходить только с началом XXI столетия).
3) Этот город - уникальное место, благодаря своей ауре подлинного средневековья. Железнодорожный преподносят как единственный город в России, в котором сохранилась европейская архитектура, помнящая самое начало Ренессанса XV-XVI вв. Кстати сказать, континентальная Россия не может так уж похвастаться гражданскими строениями конца XIV – середины XV веков. У нас тогда строили большей частью из дерева, а то, что строилось из камня – единичные случаи, которые остались уникальными и сейчас. Всем по сердцу церкви, а дома, в которых люди жили и которые строили для себя надолго не сохранялись.
Фундаменты некоторых из домов могут помнить еще орденские времена, слышать цокот копыт рыцарских коней по мостовым и звон первого колокола старой кирхи, но, максимум фундаменты. Из гражданской архитектуры тут только сгодятся старые склады конца XIX века, которые отстроили с нуля по окончанию 1 мировой войны.
4) А давайте ещё раз подумаем над этой фразой "понимание "своего" у потомков бывших советских переселенцев стало приходить только с началом XXI столетия". В современном Железнодорожном на 2017 год жило 2718 человек, накануне 2 мировой войны населения старого Гердауэна было ... 5125 жителей. То есть, с окончания военных действий, ухода немецкого населения в 1946-1947 гг. в огромном количестве немецких домов было некому жить. Если некому жить, то понятно, что дом будет без должного ухода ветшать. Добавить расположение посёлка на отшибе от основного хребта современной Калининградской области по линии Калининград-Черняховск-Нестеров, старый же Гердауэн был на магистрали Инстербург-Алленштайн с активно работающей жд, между крупными мегаполисами регионального значения, сейчас этого нет. Поэтому и получалось, что само собой половина инфраструктуры не доживёт до наших дней, во всяком случае, в хорошем состоянии.
5) В одной из статей на сайте "Радио свобода" читал репортаж о Железнодорожном с растащенным на кирпичи
русскими варварами местными жителями старого немецкого довоенного пивзавода с выводами о том, как не берегут наследие.
В этом нет ничего "постыдного", на протяжении всей истории человечества это было довольно естественно, и сколько замков, дворцов, римских руин и прочего растащили на камень сами европейцы. Разница только в том, что европейцы в последние полвека, в отличие от восточных варваров так делать перестали по причине роста уровня жизни.
6) Первые законы об охране исторических памятников в Европе - это примерно 1830-е годы (Бельгия). Сначала охраняли и реставрировали только отдельные, наиболее выдающиеся здания (замки, соборы); при этом реставрировали так, что сейчас такую реставрацию сочли бы уничтожением памятников (это к тому, как в Беларуси жалуются на реставрацию Мирского и Несвижского замков, к примеру). К концу XIX века реставрация стала более научной, а круг охраняемых памятников - шире. Однако городскую историческую среду в целом (не только выдающиеся здания, но и рядовую застройку) стали охранять только после Второй Мировой войны. Ещё в пятидесятых и даже шестидесятых годах в Европе нормальным делом был снос средневековой застройки.
7) В таком городе чувствуешь себя не туристом, обходящим достопримечательности, а путешественником, который видит не сувенирные лотки и открытки, а город сам по себе. Интересный, местами неприбранный, но город.
8) Железнодорожный мы посмотрим с вами в двух частях. Начнём с окраин. 2 части на 2728 человек, живших в прошлом году, само собой подразумевают, что этот посёлок крайне интересен.
9) Населённый пункт основан в XIV веке как город Гердауэн. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава, одного из племенных вождей пруссов из знатного рода Рендалиа. Имя Гирдава происходит от прусского слова «гирдин», что означает «говорить»; «держать речь». В 1260 Гирдава вместе со своим отцом добровольно принял христианство. Во время прусского восстания 1262 года бежал в Кёнигсберг, под защиту Тевтонского ордена. Династия перестала существовать как правящая, а населенный пункт перешёл в собственность Ордена.
В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Хайнрих фон Айзенберг построил на месте прежних укреплений каменный замок и плотину с водяной мельницей. В Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии. В 1398 году поселение у стен замка Гердауэн получило городские права.
10) В XV веке в Гердауэне завершилось обустройство оборонительных сооружений. Стена кирхи соединялась с крепостной стеной (позднее за эти исчезнувшие городские ворота стали считать жилой дом, построенный по соседству и имеющий въездную арку; его покажу в следующем репортаже, когда посмотрим центр посёлка).
11) Дальше дела пошли наперекосяк: сначала - война Прусского союза городов с тевтонцами (т.е. между городами и замками), закончившаяся поражением первых, а для Гердауэна - переходом в частное владение: в 1454 году город был взят рыцарем Георгом фон Шлибеном из Саксонии и после передан ему в награду. Шлибены владели Гердауэном до Наполеоновских войн.
12) Как отмечал выше, город сильно пострадал во время начального этапа 1 мировой войны, но в последующие годы полностью был восстановлен. Вторая мировая война, сохранив воссозданную застройку, уничтожила большую часть более старых домов. В 1946 году город получил своё нынешнее название. Сейчас Железнодорожный являет собой наилучший образец возрожденного города, который даже современники путали с сохранившейся средневековой застройкой, изрядно, правда, обветшалой и продолжающей разрушаться.
13)
14)
15) Привокзальная территория посёлка.
16)
17) Железная дорога Инстербург-Алленштейн (Черняховск-Ольштын) прошла здесь в 1872 году, и у станции сложился ещё один район.
18)
19) При Адольфе Гитлере сложился комплекс местных "гитлеровских" ведомственных жилых домов сотрудникам железных дорог.
Deutsche Reichsbahn, она же - Германская имперская железная дорога, существовавшая в 1920-1949 гг.
20)
21)
22) Посёлок мне показала учитель местной школы Татьяна Петровна (тёзка моей учительницы по истории), приехавшей по распределению из Сумской области Украины, с тех пор осталась здесь жить. Эта женщина - фанат истории Железнодорожного, любезно решившая мне показать даже малоизвестные детали истории посёлка.
23) Чудом сохранившийся отрезок конного трамвая ещё до переоборудования линий под трамвайные линии в нынешнем понимании. Об этом нет информации в интернете, благодаря этой женщине-учительницы из Украины, местного жителя, которые показали это место. Возможно, это одна из немногих линий конки в мире... О_о
24) 2,5 часа мы гуляли с ней и её внучкой. Она сама говорила, что это ей в радость, обычно на прогулке возле дома сидит, ребёнок в песочнице, а тут возможность показать населённый пункт почти земляку. Она очень обрадовалась мне, узнав, что выходец из Брянской области, почти соседи.
Девочка возле памятника воинам, погибших в годы 1 мировой войны, установленного в эпоху 3 Рейха в 1936 году.
25) Погибшие в ходе боев в районе города Гердауэна 51 русский и 32 немецких воина были похоронены на "кладбище героев" и приходском кладбище. В настоящее время точное местонахождение захоронений не установлено.
На лицевой плоскости памятника выбито изображение солдатской каски и надпись на немецком языке: "Unseren gefallenen Kameraden 1914-1918" (Нашим погибшим товарищам 1914-1918).
26) Татьяна Петровна с внучкой на фоне Крайцхауса, здания районного (окружного) управления по проекту архитектора Фридриха Хайтманна - автора многих проектов кирх, административных зданий, больниц, вилл и жилых домов на территории Восточной Пруссии. К примеру, по его проектам выстроены такие объекты в тогдашнем Кёнигсберге, как Храм Святого Бруно Кверфуртского, здание Альбертины.
27)
28) Здание мельницы 1909 года постройки. Пока постройка заброшена, но спасибо переселенцам из Кавказа, которые своей работой пытаются со временем открыть здесь гостиницу.
29) За мельницей открыли шашлычную и место отдыха горожанам и гостям Железнодорожного. Возможно, именно поэтому стране нужны трудолюбие и неприхотливость кавказцев. Татьяна Петровна рассказывала, насколько упаднические настроения у местных жителей. Даже вдобавок скажу, в старых рассказах об этом месте многим топ-блогерам подобные места представляются средоточием алкашей, пьяниц и прочей гопоты, а территорию стоит вернуть благородным настоящим европейским хозяевам этой земли.
Вот вам - приехали кавказцы (чеченцы и азербайджанцы) и открыли хотя бы шашлычную. Через 10 лет мельница заброшенный не будет, если им не мешать.
30) Уютный мостик.
31) Над мельницей - замок, а вернее усадьба на его месте. У Гердауэнского замка было много владельцев, из которых выделяются пруссы Рендалия, рыцари фон Шлибен (1454-1809), и наконец бароны Ромберг, при которых, в 1872 году, вокруг замка выросла уже более привычная русскому глазу усадьба. С 1882 года и до конца войны замком владел род фон Янсон. Тевтонский Старый замок не был снесён, а так и стоял в усадебном парке и стоит до сих пор. Усадебный дворец же был разрушен уже послевоенной бесхозяйственностью.
32) Городской пруд.
33) В следующий части - центр посёлка.
Для желающих поддержать этот журнал для новых исследований:
Карта Сбербанка 4276 0800 1326 6938
Карта ВТБ 4893 4702 1267 7899
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
2) Железнодорожный считают единственным в России средневековым городом, но это не совсем так. Домики, кажущиеся XV века, были разрушены в 1 мировую войну и восстановлены в 1915-1921 гг. В Восточной Пруссии на 1915-1918 гг. после снятия угрозы взятия региона русскими войсками во время начальной кампании 1914 года первой мировой войны шло активнейшее строительство, восстановление и реконструкция коллективом автором под руководством Гейнца Штоффрегена, став выдающимся примером "Восточнопрусского восстановления". В порядок к 1922 году было приведено около 40,000 построек во самом восточном немецком регионе (кстати, можно глянуть снимки Гердауэна после 1914 года, с инфраструктурой было значительно хуже, чем даже сейчас спустя 70 лет после Победы, только немцы восстанавливали свою собственность, своё культурное наследие, понимание "своего" у потомков бывших советских переселенцев стало приходить только с началом XXI столетия).
3) Этот город - уникальное место, благодаря своей ауре подлинного средневековья. Железнодорожный преподносят как единственный город в России, в котором сохранилась европейская архитектура, помнящая самое начало Ренессанса XV-XVI вв. Кстати сказать, континентальная Россия не может так уж похвастаться гражданскими строениями конца XIV – середины XV веков. У нас тогда строили большей частью из дерева, а то, что строилось из камня – единичные случаи, которые остались уникальными и сейчас. Всем по сердцу церкви, а дома, в которых люди жили и которые строили для себя надолго не сохранялись.
Фундаменты некоторых из домов могут помнить еще орденские времена, слышать цокот копыт рыцарских коней по мостовым и звон первого колокола старой кирхи, но, максимум фундаменты. Из гражданской архитектуры тут только сгодятся старые склады конца XIX века, которые отстроили с нуля по окончанию 1 мировой войны.
4) А давайте ещё раз подумаем над этой фразой "понимание "своего" у потомков бывших советских переселенцев стало приходить только с началом XXI столетия". В современном Железнодорожном на 2017 год жило 2718 человек, накануне 2 мировой войны населения старого Гердауэна было ... 5125 жителей. То есть, с окончания военных действий, ухода немецкого населения в 1946-1947 гг. в огромном количестве немецких домов было некому жить. Если некому жить, то понятно, что дом будет без должного ухода ветшать. Добавить расположение посёлка на отшибе от основного хребта современной Калининградской области по линии Калининград-Черняховск-Нестеров, старый же Гердауэн был на магистрали Инстербург-Алленштайн с активно работающей жд, между крупными мегаполисами регионального значения, сейчас этого нет. Поэтому и получалось, что само собой половина инфраструктуры не доживёт до наших дней, во всяком случае, в хорошем состоянии.
5) В одной из статей на сайте "Радио свобода" читал репортаж о Железнодорожном с растащенным на кирпичи
русскими варварами местными жителями старого немецкого довоенного пивзавода с выводами о том, как не берегут наследие.
В этом нет ничего "постыдного", на протяжении всей истории человечества это было довольно естественно, и сколько замков, дворцов, римских руин и прочего растащили на камень сами европейцы. Разница только в том, что европейцы в последние полвека, в отличие от восточных варваров так делать перестали по причине роста уровня жизни.
6) Первые законы об охране исторических памятников в Европе - это примерно 1830-е годы (Бельгия). Сначала охраняли и реставрировали только отдельные, наиболее выдающиеся здания (замки, соборы); при этом реставрировали так, что сейчас такую реставрацию сочли бы уничтожением памятников (это к тому, как в Беларуси жалуются на реставрацию Мирского и Несвижского замков, к примеру). К концу XIX века реставрация стала более научной, а круг охраняемых памятников - шире. Однако городскую историческую среду в целом (не только выдающиеся здания, но и рядовую застройку) стали охранять только после Второй Мировой войны. Ещё в пятидесятых и даже шестидесятых годах в Европе нормальным делом был снос средневековой застройки.
7) В таком городе чувствуешь себя не туристом, обходящим достопримечательности, а путешественником, который видит не сувенирные лотки и открытки, а город сам по себе. Интересный, местами неприбранный, но город.
8) Железнодорожный мы посмотрим с вами в двух частях. Начнём с окраин. 2 части на 2728 человек, живших в прошлом году, само собой подразумевают, что этот посёлок крайне интересен.
9) Населённый пункт основан в XIV веке как город Гердауэн. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава, одного из племенных вождей пруссов из знатного рода Рендалиа. Имя Гирдава происходит от прусского слова «гирдин», что означает «говорить»; «держать речь». В 1260 Гирдава вместе со своим отцом добровольно принял христианство. Во время прусского восстания 1262 года бежал в Кёнигсберг, под защиту Тевтонского ордена. Династия перестала существовать как правящая, а населенный пункт перешёл в собственность Ордена.
В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Хайнрих фон Айзенберг построил на месте прежних укреплений каменный замок и плотину с водяной мельницей. В Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии. В 1398 году поселение у стен замка Гердауэн получило городские права.
10) В XV веке в Гердауэне завершилось обустройство оборонительных сооружений. Стена кирхи соединялась с крепостной стеной (позднее за эти исчезнувшие городские ворота стали считать жилой дом, построенный по соседству и имеющий въездную арку; его покажу в следующем репортаже, когда посмотрим центр посёлка).
11) Дальше дела пошли наперекосяк: сначала - война Прусского союза городов с тевтонцами (т.е. между городами и замками), закончившаяся поражением первых, а для Гердауэна - переходом в частное владение: в 1454 году город был взят рыцарем Георгом фон Шлибеном из Саксонии и после передан ему в награду. Шлибены владели Гердауэном до Наполеоновских войн.
12) Как отмечал выше, город сильно пострадал во время начального этапа 1 мировой войны, но в последующие годы полностью был восстановлен. Вторая мировая война, сохранив воссозданную застройку, уничтожила большую часть более старых домов. В 1946 году город получил своё нынешнее название. Сейчас Железнодорожный являет собой наилучший образец возрожденного города, который даже современники путали с сохранившейся средневековой застройкой, изрядно, правда, обветшалой и продолжающей разрушаться.
13)
14)
15) Привокзальная территория посёлка.
16)
17) Железная дорога Инстербург-Алленштейн (Черняховск-Ольштын) прошла здесь в 1872 году, и у станции сложился ещё один район.
18)
19) При Адольфе Гитлере сложился комплекс местных "гитлеровских" ведомственных жилых домов сотрудникам железных дорог.
Deutsche Reichsbahn, она же - Германская имперская железная дорога, существовавшая в 1920-1949 гг.
20)
21)
22) Посёлок мне показала учитель местной школы Татьяна Петровна (тёзка моей учительницы по истории), приехавшей по распределению из Сумской области Украины, с тех пор осталась здесь жить. Эта женщина - фанат истории Железнодорожного, любезно решившая мне показать даже малоизвестные детали истории посёлка.
23) Чудом сохранившийся отрезок конного трамвая ещё до переоборудования линий под трамвайные линии в нынешнем понимании. Об этом нет информации в интернете, благодаря этой женщине-учительницы из Украины, местного жителя, которые показали это место. Возможно, это одна из немногих линий конки в мире... О_о
24) 2,5 часа мы гуляли с ней и её внучкой. Она сама говорила, что это ей в радость, обычно на прогулке возле дома сидит, ребёнок в песочнице, а тут возможность показать населённый пункт почти земляку. Она очень обрадовалась мне, узнав, что выходец из Брянской области, почти соседи.
Девочка возле памятника воинам, погибших в годы 1 мировой войны, установленного в эпоху 3 Рейха в 1936 году.
25) Погибшие в ходе боев в районе города Гердауэна 51 русский и 32 немецких воина были похоронены на "кладбище героев" и приходском кладбище. В настоящее время точное местонахождение захоронений не установлено.
На лицевой плоскости памятника выбито изображение солдатской каски и надпись на немецком языке: "Unseren gefallenen Kameraden 1914-1918" (Нашим погибшим товарищам 1914-1918).
26) Татьяна Петровна с внучкой на фоне Крайцхауса, здания районного (окружного) управления по проекту архитектора Фридриха Хайтманна - автора многих проектов кирх, административных зданий, больниц, вилл и жилых домов на территории Восточной Пруссии. К примеру, по его проектам выстроены такие объекты в тогдашнем Кёнигсберге, как Храм Святого Бруно Кверфуртского, здание Альбертины.
27)
28) Здание мельницы 1909 года постройки. Пока постройка заброшена, но спасибо переселенцам из Кавказа, которые своей работой пытаются со временем открыть здесь гостиницу.
29) За мельницей открыли шашлычную и место отдыха горожанам и гостям Железнодорожного. Возможно, именно поэтому стране нужны трудолюбие и неприхотливость кавказцев. Татьяна Петровна рассказывала, насколько упаднические настроения у местных жителей. Даже вдобавок скажу, в старых рассказах об этом месте многим топ-блогерам подобные места представляются средоточием алкашей, пьяниц и прочей гопоты, а территорию стоит вернуть благородным настоящим европейским хозяевам этой земли.
Вот вам - приехали кавказцы (чеченцы и азербайджанцы) и открыли хотя бы шашлычную. Через 10 лет мельница заброшенный не будет, если им не мешать.
30) Уютный мостик.
31) Над мельницей - замок, а вернее усадьба на его месте. У Гердауэнского замка было много владельцев, из которых выделяются пруссы Рендалия, рыцари фон Шлибен (1454-1809), и наконец бароны Ромберг, при которых, в 1872 году, вокруг замка выросла уже более привычная русскому глазу усадьба. С 1882 года и до конца войны замком владел род фон Янсон. Тевтонский Старый замок не был снесён, а так и стоял в усадебном парке и стоит до сих пор. Усадебный дворец же был разрушен уже послевоенной бесхозяйственностью.
32) Городской пруд.
33) В следующий части - центр посёлка.
Для желающих поддержать этот журнал для новых исследований:
Карта Сбербанка 4276 0800 1326 6938
Карта ВТБ 4893 4702 1267 7899
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]