Праздник "Банитис" или 115-летие узкоколейки Гулбене - Алуксне.
---
Узкоколейка "Гулбене - Алуксне" - место достаточно своеобразное. Как классическая постсоветская узкоколейка она сохранила практически все свои атрибуты душевности и умиротворённости. В самом деле, сев на миниатюрный вагончик ПВ-40 в Гулбене, испытываешь практически те же ощущения, как на лесовозной ветке где-то в Архангельской или Кировской области. Те же бескрайние пустоши влево и вправо, глухие леса, и две неуверенные уходящие вдаль железные линии..
С другой стороны, нахождение в Евросоюзе как-то обязывает с уважением относиться к любому культурному и историческому наследию. В следствие чего, эта атмосферная 30-километровая ветка стала своеобразной "достопримечательностью" Латвии. И, в том числе, для поддержания работоспособности, 4 раза в год тут проводят весёлые праздники. Один из которых "Банитис" - собственно день рождения этой узкоколейки.
Я уже был на этой узкоколейке почти ровно 10 лет назад. Тогда это была, кажется, вторая УЖД в моей жизни после Алапаевской. Не написал тогда, увы, отчёта, хотя как раз в те годы и занялся подобной практикой. Нет, всё-таки, написал! Вот тут! Именно тогда меня впечатлило то, насколько узкоколейная латвийская глубинка идентична российской. Да и как бы могло быть иначе?
Грустный одинокий вагончик с не менее одиноким локомотивом - всё по фэн-шую (фото 2008 года).
Тем не менее, различия ощущаются. Всё-таки, из узкоколейки стараются всеми силами делать туристический объект даже и в обычные дни. Тут можно и в депо на экскурсию сходить, и переночевать в вагоне ЦК Компартии, и много чего ещё. Даже сама схема линии стала эдаким "символом".
Какой роскошный спектр услуг предоставляют, а? Спасибо, но я знаю множество мест, где можно совершенно бесплатно таким сервисом воспользоваться :)
В принципе историю и справочную информацию о линии, вы можете из вышестоящего кадра и прочитать. День рождения узкоколейки, или праздник "Банитис" проводится в первые выходные сентября. Сопровождается массовыми гуляниями, песнями и танцами, катанием на паровозе и так далее. Помимо этого, весёлые мероприятия проводятся ещё три раза в год.
По каждому такому поводу, несколько раз в год из Риги отправляется специальный поезд до Гулбене.
Регулярное движение поездов туда несколько лет назад отменили, и теперь доехать до Гулбене по железке - уже само по себе праздник. Вот такой кадр на Риге-Пассажирской увидеть многого стоит.
Заполняемость поезда неплохая. Все едут на мероприятие.
По прибытию в Гулбене нас встречает праздничный плакат c расписанием праздничного поезда. По программе состав с паровозом отправляется в 13 часов от Гулбене и стоит по 15-20 минут на разных станциях, где происходят всякие увеселительные события.
Обычно поезд доезжает за полтора часа в одну сторону. Кстати, ошибка в русской надписи кочует по всем станциям.
Стильные тётушки продают билеты.
Бронировать надо было заранее, сейчас уже билеты продавали по списку. Когда я пришёл, с грустью выяснил, что мест больше нет, но мне предложили подойти попозже.
Я уж приготовился морально никуда не ехать и снимать видео отправляющегося паровоза. Но в итоге в последний момент перед самым отправлением тётушки продали стоячий билет без места. 10 евро туда-обратно. Можно было в одну сторону за 7, или до ближайшей станции Стамерьене за 5 (7 туда-обратно). В принципе, практически стандартная цена для этого поезда - в обычном режиме он стоит лишь чуть-чуть дешевле.
Но пока есть время, можно погулять по станции, насладиться праздничной атмосферой. Так вот прямо у станции проходит праздничный концерт. Собрался, похоже, весь город.
Надо сказать, музыканты собрались просто великолепные! Профессионалы, и жгут по-полной. Очень высокий уровень для праздника регионального формата.
Сегодня можно походить по депо, и бесплатно послушать экскурсии.. Классический узкоколейный тепловоз ТУ-7А - завсегдатай большей части постсоветских узкоколеек..
Посмотреть разные плакаты с историей узкоколейного локомотивостроения.
И историю единственного на узкоколейке паровоза. Того, что нас повезёт.
Интересная у него история. Произведён в Постдаме в 50-х годах, работал долго на Украине в депо Вапнярка. Выкуплен и восстановлен Латвией несколько лет назад.
Катание на дрезинах. Редкая модификация с колесом.
И вот такие, более традиционные.
Поворотный круг
При желании, можно и его поповорачивать.
Далеко уехать, правда, не дают. А то интересно было бы скататься до следующей станции на "пионерке".
Есть в депо в качестве экспоната неузкоколейный вагон ЦК компартии Эстонской ССР.
Как известно, всю Прибалтику (включая Калининградская область) обслуживала одна Прибалтийская железная дорога. Узкоколейка, кстати, была её частью.
Здание вокзала Гулбене обычно закрыто. Но сегодня в него можно зайти, в нём проводятся разные активности для детей.
Праздничный поезд состоит аж из пяти вагонов! Два польских "павафага", и ещё три классических "демиховских". Тех самых, которыми полны почти все российские узкоколейки.
Внутри вагона Pawafag. Сохранилось множество русских надписей.
И вот, торжественный момент! В 13.00 праздничный паровоз отправляется.
Ещё один оркестр у вокзала провожает поезд.
Целый час едем Первая станция Стамерьене..
Основные торжества проходят в Гулбене и здесь. Поэтому безумно много народу.
Тут ярмарка ремёсел и не только.
Многие участники праздненств приехали прямо сюда и не ездили на паровозе. Зато у них всех была возможность заснять поезд в динамике. Часть приехала на поезде, и тут же осталась. Обратно планировался ещё и бесплатный автобус.
Полевая кухня :)) Очень хотел подзакусить, и даже не жалко было денег, но поезд уже отправлялся. В последствии оказалось, что воздержаться от покупки еды здесь было правильно.
Едем дальше
Следующая станция Калниера. Тут фолклорные ансамбли проводят всякие пляски.
И, что самое главное, угощение!
Наливают вино всем желающим!
А рядом арбузная тётенька в арбузной палатке угощает арбузами.
Народные латышские танцы (под русскую попсу)
Убранство станции Калниера. Тоже раз в год можно оценить (в остальное время просто некогда останавливаться).
Следующая станция Парарде.
Здесь угощения ещё более обильны! Если в Калниере были лёгкие закуски, то тут тебе и бутерброды и пироги. И сок вместо вина. "За чей счёт банкет?".
Юношеский духовой оркестр. Когда-то я в похожем играл. Но не так хорошо, как вот они.
Затем концерт продолжился прямо в вагоне! Латышские народные песни под гармошку.
Маленький полустанок Вейини. Здесь ничего не происходит.
И вот прибываем в Алуксне! Здесь нас встречает заждавшаяся толпа
Флажочек не желаете?
Множество людей. Всё Алуксне пришло. Здесь уже свои концерты, свои ансамбли выступают.
И фольклорный мужик
Ещё один народный ансамбль в первом вагоне.
Поехали назад
На переезде нас активно снимают
Традиционные узкоколейные виды. Наверное, в данном празднике больше всего и впечатляет контраст между его многочисленностью и их умиротворённостью. То тут толпы людей, то - тишина и вообще никого на .. ну если не десятки километров, то на километры.
Брошенная станция Умерньеки. Кстати, в старом отчёте нашлось фото с замазанным русским названием.
На обратном пути схема повторяется. Угощения, оркестры..
В этот раз добавились супчики
Под песенки и гармошку от артистов, сопровождавших нас почти всю дорогу, мы благополучно в заполненном вагоне вернулись в Гулбене.
В следующий рейс поехал уже обычный состав с тепловозом. В нём на три вагона ехало всего несколько человек.. Праздник закончился, гости разъехались, узкоколейка быстро вернулась в своё обычное состояние. Специально для блюстителей атмосферности и душевности.
Мы же сели в обратный ширококолейный поезд, который вскоре укатился в сторону Риги.
Кстати, дизель в Гулбене - уже тоже сам по себе уникальный кадр
В общем, я остался безумно доволен. Праздник, где есть всё, что нужно для счастья: музыка, еда, железная дорога, и, конечно же, хорошая погода! Определённо, такие мероприятия повышают интерес к узкоколейке, тем самым повышая её шансы на выживание.
Другой вопрос, что так пиаря Гулбене-Алуксне, латвийские власти совершенно забывают и об остальных линиях, как узкоколейных, так и обычных. Со времён независимости дофига всего было тупо закрыто, включая окрестности того же Гулбене. Есть и несколько других действующих узкоколеек, где подобных мероприятий и какой-либо раскрутки в принципе не проводится. Да что уж говорить, если 10 лет назад до самого Гулбене можно было каждый день доехать, а теперь только 4 раза в год? А до соседней Мадоны - только 2 раза в неделю.
Тем не менее, был бы очень рад если бы так же раскручивали и наши узкоколейки. Про Банитис знает вся Латвия. И приезжают сюда не только со всей Литвы, но из соседних Литвы, Эстонии, России (в моём вагоне, кстати, ехала эстонская семья, забавно было наблюдать, как латышские певцы и железнодорожники с ними общались по-русски. Мне вобще всегда это нравится. :) ). Знаю, что у нас нечто подобное проводится в Тёсово, но, всё же, там это всё держится на энтузиазме волонтёров.
Ну и для более детального понимания атмосферы - видео :)
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
С другой стороны, нахождение в Евросоюзе как-то обязывает с уважением относиться к любому культурному и историческому наследию. В следствие чего, эта атмосферная 30-километровая ветка стала своеобразной "достопримечательностью" Латвии. И, в том числе, для поддержания работоспособности, 4 раза в год тут проводят весёлые праздники. Один из которых "Банитис" - собственно день рождения этой узкоколейки.
Я уже был на этой узкоколейке почти ровно 10 лет назад. Тогда это была, кажется, вторая УЖД в моей жизни после Алапаевской. Не написал тогда, увы, отчёта, хотя как раз в те годы и занялся подобной практикой. Нет, всё-таки, написал! Вот тут! Именно тогда меня впечатлило то, насколько узкоколейная латвийская глубинка идентична российской. Да и как бы могло быть иначе?
Грустный одинокий вагончик с не менее одиноким локомотивом - всё по фэн-шую (фото 2008 года).
Тем не менее, различия ощущаются. Всё-таки, из узкоколейки стараются всеми силами делать туристический объект даже и в обычные дни. Тут можно и в депо на экскурсию сходить, и переночевать в вагоне ЦК Компартии, и много чего ещё. Даже сама схема линии стала эдаким "символом".
Какой роскошный спектр услуг предоставляют, а? Спасибо, но я знаю множество мест, где можно совершенно бесплатно таким сервисом воспользоваться :)
В принципе историю и справочную информацию о линии, вы можете из вышестоящего кадра и прочитать. День рождения узкоколейки, или праздник "Банитис" проводится в первые выходные сентября. Сопровождается массовыми гуляниями, песнями и танцами, катанием на паровозе и так далее. Помимо этого, весёлые мероприятия проводятся ещё три раза в год.
По каждому такому поводу, несколько раз в год из Риги отправляется специальный поезд до Гулбене.
Регулярное движение поездов туда несколько лет назад отменили, и теперь доехать до Гулбене по железке - уже само по себе праздник. Вот такой кадр на Риге-Пассажирской увидеть многого стоит.
Заполняемость поезда неплохая. Все едут на мероприятие.
По прибытию в Гулбене нас встречает праздничный плакат c расписанием праздничного поезда. По программе состав с паровозом отправляется в 13 часов от Гулбене и стоит по 15-20 минут на разных станциях, где происходят всякие увеселительные события.
Обычно поезд доезжает за полтора часа в одну сторону. Кстати, ошибка в русской надписи кочует по всем станциям.
Стильные тётушки продают билеты.
Бронировать надо было заранее, сейчас уже билеты продавали по списку. Когда я пришёл, с грустью выяснил, что мест больше нет, но мне предложили подойти попозже.
Я уж приготовился морально никуда не ехать и снимать видео отправляющегося паровоза. Но в итоге в последний момент перед самым отправлением тётушки продали стоячий билет без места. 10 евро туда-обратно. Можно было в одну сторону за 7, или до ближайшей станции Стамерьене за 5 (7 туда-обратно). В принципе, практически стандартная цена для этого поезда - в обычном режиме он стоит лишь чуть-чуть дешевле.
Но пока есть время, можно погулять по станции, насладиться праздничной атмосферой. Так вот прямо у станции проходит праздничный концерт. Собрался, похоже, весь город.
Надо сказать, музыканты собрались просто великолепные! Профессионалы, и жгут по-полной. Очень высокий уровень для праздника регионального формата.
Сегодня можно походить по депо, и бесплатно послушать экскурсии.. Классический узкоколейный тепловоз ТУ-7А - завсегдатай большей части постсоветских узкоколеек..
Посмотреть разные плакаты с историей узкоколейного локомотивостроения.
И историю единственного на узкоколейке паровоза. Того, что нас повезёт.
Интересная у него история. Произведён в Постдаме в 50-х годах, работал долго на Украине в депо Вапнярка. Выкуплен и восстановлен Латвией несколько лет назад.
Катание на дрезинах. Редкая модификация с колесом.
И вот такие, более традиционные.
Поворотный круг
При желании, можно и его поповорачивать.
Далеко уехать, правда, не дают. А то интересно было бы скататься до следующей станции на "пионерке".
Есть в депо в качестве экспоната неузкоколейный вагон ЦК компартии Эстонской ССР.
Как известно, всю Прибалтику (включая Калининградская область) обслуживала одна Прибалтийская железная дорога. Узкоколейка, кстати, была её частью.
Здание вокзала Гулбене обычно закрыто. Но сегодня в него можно зайти, в нём проводятся разные активности для детей.
Праздничный поезд состоит аж из пяти вагонов! Два польских "павафага", и ещё три классических "демиховских". Тех самых, которыми полны почти все российские узкоколейки.
Внутри вагона Pawafag. Сохранилось множество русских надписей.
И вот, торжественный момент! В 13.00 праздничный паровоз отправляется.
Ещё один оркестр у вокзала провожает поезд.
Целый час едем Первая станция Стамерьене..
Основные торжества проходят в Гулбене и здесь. Поэтому безумно много народу.
Тут ярмарка ремёсел и не только.
Многие участники праздненств приехали прямо сюда и не ездили на паровозе. Зато у них всех была возможность заснять поезд в динамике. Часть приехала на поезде, и тут же осталась. Обратно планировался ещё и бесплатный автобус.
Полевая кухня :)) Очень хотел подзакусить, и даже не жалко было денег, но поезд уже отправлялся. В последствии оказалось, что воздержаться от покупки еды здесь было правильно.
Едем дальше
Следующая станция Калниера. Тут фолклорные ансамбли проводят всякие пляски.
И, что самое главное, угощение!
Наливают вино всем желающим!
А рядом арбузная тётенька в арбузной палатке угощает арбузами.
Народные латышские танцы (под русскую попсу)
Убранство станции Калниера. Тоже раз в год можно оценить (в остальное время просто некогда останавливаться).
Следующая станция Парарде.
Здесь угощения ещё более обильны! Если в Калниере были лёгкие закуски, то тут тебе и бутерброды и пироги. И сок вместо вина. "За чей счёт банкет?".
Юношеский духовой оркестр. Когда-то я в похожем играл. Но не так хорошо, как вот они.
Затем концерт продолжился прямо в вагоне! Латышские народные песни под гармошку.
Маленький полустанок Вейини. Здесь ничего не происходит.
И вот прибываем в Алуксне! Здесь нас встречает заждавшаяся толпа
Флажочек не желаете?
Множество людей. Всё Алуксне пришло. Здесь уже свои концерты, свои ансамбли выступают.
И фольклорный мужик
Ещё один народный ансамбль в первом вагоне.
Поехали назад
На переезде нас активно снимают
Традиционные узкоколейные виды. Наверное, в данном празднике больше всего и впечатляет контраст между его многочисленностью и их умиротворённостью. То тут толпы людей, то - тишина и вообще никого на .. ну если не десятки километров, то на километры.
Брошенная станция Умерньеки. Кстати, в старом отчёте нашлось фото с замазанным русским названием.
На обратном пути схема повторяется. Угощения, оркестры..
В этот раз добавились супчики
Под песенки и гармошку от артистов, сопровождавших нас почти всю дорогу, мы благополучно в заполненном вагоне вернулись в Гулбене.
В следующий рейс поехал уже обычный состав с тепловозом. В нём на три вагона ехало всего несколько человек.. Праздник закончился, гости разъехались, узкоколейка быстро вернулась в своё обычное состояние. Специально для блюстителей атмосферности и душевности.
Мы же сели в обратный ширококолейный поезд, который вскоре укатился в сторону Риги.
Кстати, дизель в Гулбене - уже тоже сам по себе уникальный кадр
В общем, я остался безумно доволен. Праздник, где есть всё, что нужно для счастья: музыка, еда, железная дорога, и, конечно же, хорошая погода! Определённо, такие мероприятия повышают интерес к узкоколейке, тем самым повышая её шансы на выживание.
Другой вопрос, что так пиаря Гулбене-Алуксне, латвийские власти совершенно забывают и об остальных линиях, как узкоколейных, так и обычных. Со времён независимости дофига всего было тупо закрыто, включая окрестности того же Гулбене. Есть и несколько других действующих узкоколеек, где подобных мероприятий и какой-либо раскрутки в принципе не проводится. Да что уж говорить, если 10 лет назад до самого Гулбене можно было каждый день доехать, а теперь только 4 раза в год? А до соседней Мадоны - только 2 раза в неделю.
Тем не менее, был бы очень рад если бы так же раскручивали и наши узкоколейки. Про Банитис знает вся Латвия. И приезжают сюда не только со всей Литвы, но из соседних Литвы, Эстонии, России (в моём вагоне, кстати, ехала эстонская семья, забавно было наблюдать, как латышские певцы и железнодорожники с ними общались по-русски. Мне вобще всегда это нравится. :) ). Знаю, что у нас нечто подобное проводится в Тёсово, но, всё же, там это всё держится на энтузиазме волонтёров.
Ну и для более детального понимания атмосферы - видео :)
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
Взято: griphon.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]