День российского кино
---
Совершенно некогда, поэтому отметим сегодняшний праздник отрывком из ЭПИЧЕСКОЙ статьи "Крах коммунистической идеологии в советском кино" замечательного Жени zheniavasilievv Васильева.
* * * *
"...Советская идеология и её вестник в искусстве – социалистический реализм – изо всех сил закрывали веки советского человека на иной склон его существования. Беспричинная тревога, непознаваемость мира, одиночество, отсутствие счастья при внешнем благополучии, ужас переживания успеха как горя, старость и смерть всеми способами вытеснялись из сознания населения.
Перестроечное кино кричало о том, что «нет счастья, потому что нет радио», а проблемное кино эпохи застоя шептало о том, что «вот радио есть, а счастья нет». Поэтому оно било глубже и сильнее. Подлость КПСС и Госкино были не в том, что они мешали бороться с пороками. В конце концов, «борьба с недостатками» все 74 года была фирменной меткой партийных идеологов. Перестроечная «чернуха» есть лишь вышедшая из берегов древнесоветская война с «перегибами», «недостатками» и «недочётами».
«Перегибы» можно исправить, а вот мёртвого человека оживить нельзя. Ложь коммунистической морали в том, что она больше всего боялась оставить человека наедине с собой, в тиши, перед экзистенциальным зеркалом.
Житие пенсионеров после инсульта, смерть от саркомы, ласковая ненависть осеннего пейзажа, томление духа, отчаяние, потеря смысла жизни, философия самоубийства тщательно и бешено вымарывались худсоветами и клеймились как упадничество. Между тем, кресты на воде появлялись вопреки всем решениям очередных и внеочередных съездов партии. Как бы ни упирались аппаратчики в высоких кабинетах, высокий туман Бытия должен был проникнуть в сознание советского человека. И он туда проник.
Угасание советской идеологии тесным образом было связано с медленным гниением и разложением мечты о коммунизме, а спусковым крючком к началу распада стало понимание тщетности построения счастливого общества на Земле вообще и бессмысленности человеческой жизни в частности. С последним тезисом, конечно, можно поспорить. Бесспорно одно: огонёк надежды в советском кино таял очень медленно и почти незаметно. Это была многолетняя мучительная работа, в которой участвовали стареющие вместе с Советским Союзом сценаристы и режиссёры.
В широком смысле работа эта не прекращалась никогда, ибо человек внезапно смертен, и мысли о раке головного мозга, инфаркте, морге, кладбище и, как следствие, о смысле собственного бытия невольно приходят в голову даже и секретарю горкома, а уж, тем более, – режиссёру, человеку впечатлительному, нервному и тонко организованному..."
* * *
Это маленький отрывок из ОГРОМНОЙ аналитической статьи, полную версию которой можно найти сами знаете где:
https://andeadd.livejournal.com/1509426.html
Иллюстрация в посте - гениальной Нади radugaw.
* * * *
"...Советская идеология и её вестник в искусстве – социалистический реализм – изо всех сил закрывали веки советского человека на иной склон его существования. Беспричинная тревога, непознаваемость мира, одиночество, отсутствие счастья при внешнем благополучии, ужас переживания успеха как горя, старость и смерть всеми способами вытеснялись из сознания населения.
Перестроечное кино кричало о том, что «нет счастья, потому что нет радио», а проблемное кино эпохи застоя шептало о том, что «вот радио есть, а счастья нет». Поэтому оно било глубже и сильнее. Подлость КПСС и Госкино были не в том, что они мешали бороться с пороками. В конце концов, «борьба с недостатками» все 74 года была фирменной меткой партийных идеологов. Перестроечная «чернуха» есть лишь вышедшая из берегов древнесоветская война с «перегибами», «недостатками» и «недочётами».
«Перегибы» можно исправить, а вот мёртвого человека оживить нельзя. Ложь коммунистической морали в том, что она больше всего боялась оставить человека наедине с собой, в тиши, перед экзистенциальным зеркалом.
Житие пенсионеров после инсульта, смерть от саркомы, ласковая ненависть осеннего пейзажа, томление духа, отчаяние, потеря смысла жизни, философия самоубийства тщательно и бешено вымарывались худсоветами и клеймились как упадничество. Между тем, кресты на воде появлялись вопреки всем решениям очередных и внеочередных съездов партии. Как бы ни упирались аппаратчики в высоких кабинетах, высокий туман Бытия должен был проникнуть в сознание советского человека. И он туда проник.
Угасание советской идеологии тесным образом было связано с медленным гниением и разложением мечты о коммунизме, а спусковым крючком к началу распада стало понимание тщетности построения счастливого общества на Земле вообще и бессмысленности человеческой жизни в частности. С последним тезисом, конечно, можно поспорить. Бесспорно одно: огонёк надежды в советском кино таял очень медленно и почти незаметно. Это была многолетняя мучительная работа, в которой участвовали стареющие вместе с Советским Союзом сценаристы и режиссёры.
В широком смысле работа эта не прекращалась никогда, ибо человек внезапно смертен, и мысли о раке головного мозга, инфаркте, морге, кладбище и, как следствие, о смысле собственного бытия невольно приходят в голову даже и секретарю горкома, а уж, тем более, – режиссёру, человеку впечатлительному, нервному и тонко организованному..."
* * *
Это маленький отрывок из ОГРОМНОЙ аналитической статьи, полную версию которой можно найти сами знаете где:
https://andeadd.livejournal.com/1509426.html
Иллюстрация в посте - гениальной Нади radugaw.
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]